следующим образом: белый свет соотносится с Кун нанг Чаба, зеленый — с Ге лха Гар чуг, красный — с Че дранг Нгос мед, голубой — с Га ва Дон друп, и желтый свет соотносится с Сал ва Ранг бьюнг. Соответствие демонам: белый свет соотносится с Демоном Иллюзии, зеленый свет — с Демоном Совокупностей, красный свет — с Демоном Заблужения, голубой свет — с Демоном Неведения, и желтый свет соотносится с Демоном Смерти.
Существуют группы божеств действий, также соответствующих пяти сияниям. Миролюбивые божества на востоке, преодолевающие болезни и провокации со стороны «гДон», соотносятся с белым светом; господствующие божества на западе, контролирующие власть богов, демонов и людей, способных вызвать проблемы, соотносятся с красным светом; гневные божества, которые неподвластны контролю господствующих божеств, соотносятся с голубым светом, и обогащающие божества, которые улучшают жизнь и духовную практику, соотносятся с желтым светом.
Белый свет соответствует Дхармакайе, красный свет — Самбхогакайе, и голубой свет — Нирманакайе.
Из данного анализа мы можем видеть, что все внутреннее существование в мандале тела и все внешнее существование в мандале вселенной берет начало в пяти элементах, материальной форме пяти чистых сияний. Пять сияний света представляют собой энергию пустотного пространства изначального состояния, находящегося вне самсары и нирваны.
ТРИКАЙЯ
Три измерения
Пустотная сущность ума есть Дхармакайя
Ясная природа ума есть Самбхогакайя
Свободный от дуальности ум есть Нирманакайя
Принцип Трикайи
Согласно бонским учениям, тела, или измерения (на санскрите — трикайя), представляют собой само состояние Будды. Существуют следующие три тела: Дхармакайя, Тело Бон (в бонской традиции переводится на тибетский как «бон ску»); Самбхогакайя (рдзогс ску), Тело Совершенства; и Нирманакайя (спрул ску), Тело Эманации и Проявления. Я буду использовать их санскритские названия, которые, вероятно, более знакомы читателям. Дхармакайя — это пустотность естественного состояния реальности; Самбхогакайя — это ясность естественного состояния; Нирманакайя — это движение энергии, возникающей из неразрывного единства пустоты и ясности.
Пустота содержит в себе сущность всего существования; это основа-кунжи, чистое состояние присутствия в пустотной, лишенной формы основе. Ее потенциальным качеством непрерывного проявления является Самбхогакайя; состояние неразрывного единства лишенного формы пространства и состояние ясного присутствия порождают непрерывное проявление, то есть Нирманакайю. Однако каждая из трех кай содержит в себе аспекты двух других кая; таким образом, пустота обладает аспектами ясности и движения, ясность — аспектами пустоты и движения, и движение обладает аспектами пустоты и ясности.
Измерением, или «з`амком», Дхармакайи является исепроникающая основа, в которой изначальное осознание спонтанно самосовершенно. Согласно уникальному объяснению, которое можно найти только в «Жанг Жунг Ньян Гьюд», в сердце присутствует чистая пустота, представляющая собой Дхармакайю; она порождает свет, являющийся Самбхогакайей и передающийся глазам; неразрывное единство пустоты в сердце и порождаемого в сердце света представляет собой Нирманакайю, измерение проявления, и, таким образом, свет, проецируемый через глаза (и другие органы чувств) проявляется в виде трех великих видений — звука, света и лучей. И звук, и свет, и лучи совершенны как и три кайи.
Дхармакайя — это спонтанно самосовершенное изначальное осознание, пребывающее в пустотном элементе пространства в сердце. Самбхогакайя — это потенциальное качество проявления движения спонтанно совершенных звука, света и лучей в пустотном пространстве сердца. Здесь существует тенденция к дуализму, и Самбхогакайя связана с индивидуальной реальностью. В «Жанг Жунг Ньян Гьюд» есть еще один образ: красный камень, накрытый кристаллом. Красный камень символизирует сердце, а кристалл — плоть и жир человеческого тела. Этот символ указывает на то, что свет пребывает в физическом сердце, как это объясняется в «Шести сияниях». Нирманакайя локализуется в трех каналах и шести чакрах и посредством потенциального качества движения проявляется внешне через пять чувств. Традиционным символом индивидуальной самореализации является масло, которое потенциально присутствует в молоке, но которое требует для своего проявления предварительного сбивания. Природа молока — это Дхармакайя, его потенциальная способность стать маслом — это Самбхогакайя, и появление собственно масла — это Нирманакайя. Или, если использовать другую аналогию, можно сказать, что пространство — это Дхармакайя, моя рука — это Самбхогакайя, а движение моей руки в пространстве — это Нирманакайя. Если бы не было пространства, не могло бы быть и руки, а если бы не было руки, не могло бы быть и движения. Или, опять же, природа любого объекта, например, микрофона — это его Дхармакайя, сам материальный микрофон — это Самбхогакайя, а его функция — это Нирманакайя. Таким образом, важно понять, что пространство обладает потенциальным качеством проявлять движение света, лучей и звука. Согласно Дзогчен, это движение не создается индивидуальным умом, но обнаруживается и развивается им, и именно через развитие этого потенциала самореализация становится в конечном счете возможной.
Всепроникающая Дхармакайя, изначально пустотное естественное состояние, свободна от дуализма, как и чаб риг, осознание, пронизывающее собой все существование; когда она соединяется с индивидуальным измерением, — это Самбхогакайя; при их соединении, когда изначальное осознание пребывает в физическом теле, возникает Нирманакайя. Без тела существовала бы только Дхармакайя, не могло бы быть ни Самбхогакайи, ни Нирманакайи.
Относящийся к Дхармакайе Будда Кунтузангпо символизирует кунжи, основу всего. В этом пустотном, лишенном формы пространстве пребывает чистое, ясное присутствие, то есть Самбхогакайя. В неразрывном единстве пустотного бесформенного пространства и ясного присутствия возникает движение. Это Нирманакайя. Все существование в форме трех великих видений берет начало из движения энергии в измерении Нирманакайи.
Цал и Трикайя
Три великих видения, или движения энергии, можно также соотнести с принципом трикайи в индивидууме. Так, Дхармакайя — это пустотное, лишенное формы пространство, то есть естественное состояние ума без мыслей, кунжи, или основа всего. Самбхогакайя — это ясное, спонтанное присутствие ригпа в пустотном естественном состоянии ума, и Нирманакайя — это неразрывное единство бесформенного пустотного пространства и ясности. Это единство порождает движение энергии в форме мыслей. В промежуточном состоянии бардо все движения ума также возникают в форме трех великих видений. Постижение того, что это наше собственное проявление, является пониманием и ведет к нирване; непонимание этого есть заблуждение, ведущее обратно в самсару.
Трикайя в индивидууме
Нашему «я» присущи все три кайи. Они самосовершенны в пределах нашей собственной природы, они не являются для нас чем-то чужеродным. В физическом теле существование трех каналов и шести чакр в качестве основы представляет собой Дхармакайю. Сами каналы и чакры — это Самбхогакайя, а их функциональное проявление — это Нирманакайя. Изначально самосовершенное и лишенное основы присутствие — это Дхармакайя. Появление различных образов (например, во время выполнения темного ритрита), вызванное связью тела и ума — это Самбхогакайя, а видение своего визуализируемого тела и все действия, совершаемые посредством этой визуализации — это Нирманакайя. В чистом изначальном состоянии ума три кайи спонтанно самосовершенны; они уже совершенны в нашей собственной природе.
Три кайи можно соотнести с индивидуумом согласно еще двум схемам. В первом случае, кайи характеризуют аспекты основы, пути и результата работы индивидуума как практикующего.
Дхармакайя основы — это принцип пустоты. Самбхогакайя основы — это принцип ясности, или всепроникающего осознания. Нирманакайя основы — это энергия сострадания, потенциал проявления, возникающего из единства пустоты и всепроникающей ясности.
Дхармакайя пути — это процесс развития трех кай в практике, выполняемой на духовном пути. Самбхогакайя — это развиваемое в данном процессе переживание ясности. Это осознание в действительном переживании событий.
Дхармакайя результата — эти собственно состояние самореализации.
Согласно второй схеме, три кайи подразделяются на самих себя, и мы, таким образом, имеем три тройки:
Первая тройка:
Пустота пустотности, или Дхармакайя Дхармакайи;
Ясность пустоты, или Самбхогакайя Дхармакайи;
Энергия пустоты, или Нирманакайя Дхармакайи.
Вторая тройка:
Пустота ясности, или Дхармакайя Самбхогакайи;
Ясность ясности, или Самбхогакайя Самбхогакайи;
Энергия ясности, или Нирманакайя Самбхогакайи.
Третья тройка:
Пустота энергии, или Дхармакайя Нирманакайи;
Ясность энергии, или Самбхогакайя Нирманакайи;
Энергия энергии, или Нирманакайя Нирманакайи.
В первой тройке пустота, ясность и энергия остаются незагрязненными каким бы то ни было видом переживания. Они есть то, чем они изначально и вечно являются. Пустота остается пустотной, даже если она неразрывно связана с ясностью и даже если это неразрывное единство является потенциалом энергетического проявления.
Во второй тройке мы имеем дело с видимыми проявлениями. Пустота ясности — это та пустота, которая является сущностной природой всех видимых проявлений. Ясность ясности — это сами видимые проявления. Энергия ясности — это собственно те события, которые следуют за этими видимыми проявлениями.
В третьей тройке мы имеем дело с конкретными событиями и проявлениями. Лучше всего это понять на примере такой страсти, как гнев. Пустота энергии относительно гнева — это сущностная пустота, или иллюзорная природа, гнева, на самом деле каждая страсть в своей основе пустотна и не является такой, как кажется. Ясность энергии относительно гнева — это самопроявление гнева; гнев, проявляющийся как видимость гнева. Энергия энергии относительно гнева — это то действие, которое происходит в результате проявления гнева.
Будда основы, Будда пути и Будда результата
В учениях Дзогчен также содержится объяснение Будды основы, Будды пути, Будды результата, или изначального Будды, Будды проявления и Будды совершенства.
Будда основы (или «просветленной основы») — это изначальное осознание, или самосовершенная внутренняя мудрость в сердце. Независимо от того, открываем мы в себе изначальное состояние или нет, оно всегда в нас: оно присуще всему существованию. Изначальная мудрость в сердце обладает потенциальным свойством проявлять звук, свет, лучи, блаженство и состояние пробуждения. Когда изначальное осознание открывающее все двери самореализации, пробуждается, мы начинаем «видеть» по-иному. Мудрость ригпа, проявляющаяся из каналов и чакр через глаза, являющиеся вратами света, когда мы обнаруживаем и практикуем ее, — это Будда пути, или проявления. Когда мы достигаем ее реализации, — это Будда совершенства, и тогда наши глаза (и все другие органы чувств) открыты, и мы совершаем интегрирование со всем, что бы ни возникало, понимая при этом, что все является Буддой проявления независимо от того, появляется перед нами Будда или животное. Полное интегрирование мудрости со зрением и другими чувствами и невозможность возвращения обратно к иллюзии — это Будда совершенства.
Что касается физической локализации, то изначальное осознание в сердце — это изначальный Будда; врата потенциального пробуждения в каналах, связанных с сердцем — это Будда совершенства; их проявление за этими вратами — это Будда проявления.
Дхармакайя
Будда основы
Самбхогакайя
Будда пути
Будда проявления
Нирманакайя
Будда результата
Будда совершенства
Когда мы достигаем окончательной самореализации, мы обретаем полное понимание совершенства трех кай. И это является конечным результатом, или плодом, медитативной практики. Происходит трансформация, при которой обычное физическое тело из плоти и крови преобразуется в чистое тело, а ум, производящий мысли, преобразуется в свободную от концептуальности мудрость. На этой стадии Дхармакайя объясняется как пустота, Самбхогакайя — как внутреннее проявление энергии в форме света, и Нирманакайя — как внешнее проявление энергии.
Трикайя в Сутрах, Тантре и Дзогчен
Бесформенное, формы, а также движения, или проявления, формы являются главными принципами,