посылки и выводить следствия является очень важным для успешной учебы. Этот тест используется как для младших школьников, так и для подростков.
Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт?» Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
«Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»
«Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
«Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»
Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения. Для оценки результатов используйте фактор времени. Сколько времени потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на вопрос?
5 мин — 1 балл. 4 мин — 2 балла. 3 мин — 3 балла. 2 мин — 4 балла. 1 мин — 5 баллов.
Насколько активизировано воображение:
• Оригинальный подробный ответ с элементами юмора — 5 баллов.
• Необычный ответ с элементами фантазии — 4 балла.
• Банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т. п.) — 2 балла.
• Ответ не по существу или встречным вопросом — 1 балл.
Максимальное число баллов — 10. Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в специальных занятиях по развитию воображения и творческого мышления.
Тест «Диагностика памяти» (по Л. Ф. Тихомировой),
Слуховая память. Объем слуховой памяти ребенка 7–10 лет можно определить с помощью методики десяти слов.
Ребенку зачитывается 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.
После этого ребенок должен воспроизвести те слова, которые он запомнил. Нормальным считается, если ребенок сумел вспомнить 6 слов.
Смысловая память. Для диагностики смысловой памяти можно использовать следующую методику: медленно зачитывают 10 пар слов, между которыми существует смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитывают лишь первые слова из каждой пары. Ребенок в это время должен припоминать вторые слова. Затем его просят записать на листке бумаги те пары слов, которые он запомнил.
Можно использовать следующие пары слов:
шум — вода
мост — река
лес — медведь
час — время
дуб — желудь
рой — пчела
Оценка результатов.
Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно делать вывод о том, что смысловая память развита удовлетворительно.
Зрительная память. Ребенку предлагают зрительно воспринять слова, написанные в столбик на листке бумаги:
после
Затем ребенка просят записать те слова, которые он запомнил. 6 воспроизведенных слов свидетельствуют об удовлетворительном развитии зрительной памяти.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А., Катков А. О. Резервы нашего организма — М.: Знание, 1990.
2. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. «О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе». — М.: Студенческий меридиан, 1994.
3. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
4. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. — Кишинев: Картя молдованяскэ, 1973.
5. Ар Эддар. Трактат о питании. — М.: Гумус, 1993.
6. Бениаминова М. В. Воспитание детей: Учебник. — М.: Медицина, 1991.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с. англ. — Минск: ПРАМЕБ, 1992.
8. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991.
9. Браслет женьшеня / Сост. Романовский Л. В. — Харьков: Изд-во «Основа» при Харьков. ун-те, 1992.
10. Васильев Э. В. Способ жизни в эру Водолея, — М.: Гумус, 1995.
11. Вельховер E. С. и др. Локаторы здоровья. — М, Молодая гвардия, 1986.
12. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1988.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997.
15. Галицкий А. В. Баня парит — здоровье дарит. — М.: Панорама, 1991.
16. Грановская P. M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та. 1991.
17. Гуру Ар Сантэм. Йога — способ жизни на Земле. — Харьков, 1995.
18. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка Минск: Полымя, 1982.
19. Для всех и для каждого: Справочник / Сост. В. П. Черников—Харьков: Изд-во «Харьков», 1993.
20. Залесский М. З. Можно ли подрасти. — М.: Знание, 1987.
21. Залманов А. С. Тайная мудрость человеческого организма: Глубинная медицина. — Спб.: Наука, 1991.
22. Зернов Н. Г., Ковригин А. Е. Особенности развития и гигиена дошкольника. — М.: Знание, 1987.
23. Ильин A. M., Ильина Л. Л. Букварь XXI века, или Как научить детей читать, считать, думать. — СПб: ТЦ «Северо-Запад», 1992.
24. Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе / Пер. с нем. — М.: Москов. центр вальдорфской педагогики, 1992.
25. Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. — М.: Молодая гвардия, 1990.
26. Козин О. П. Психическая культура и здоровье. — К.: Об-во «Знание», 1990.
27. Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье. — Дубна: Феникс; М.: Ребус, 1994.
28. Коростелев Н. В. Слагаемые здоровья. — М.: Знание, 1990.
29. Короткое И. М. Подвижные игры во дворе. — М.: Знание, 1987.
30. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
31. Кэмпбем Р. Как на самом деле любить детей. — М.
32. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. — К.: Рад. шк., 1988.
33. Леви В. Л. Везет же людям… (психология здоровья). — М.: Физкультура и спорт, 1988.
34. Леви В. Л. Нестандартный ребенок, — М.: ЦПП, 1992.
35. Лисицын Ю. П. и др. Когда привычка приводит к болезни / Ю. П. Лисицын, О. С. Радбиль, Ю. М. Комаров. — М.: Знание, 1986.
36. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, лед. ин-та, 1992.
37. Лупан С. Поверь в свое дитя / Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. — М.: Эллис Лак, 1993.
38. Мудрость народная. Жизнь человеческая в русском фольклоре — М.: Худ. лит. 1991.
39. Никитин В. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. — СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1991.
40. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
41. Николаев Ю. С., Нилов Е. И. Простые и полезные истины. — М.: физкультура и спорт, 1985.
42. Одаренные дети / Пер. с англ.; Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М. Прогресс, 1991.
43. От прибаутки до былины: (Русский фольклор). — М.: Худ. лит., 1991.
44. Л. В. Дружинина, К. С. Ладодо и др. От 0 до 3 — М.: Медицина, 1991.
45. Пономорев С. А. Для самых маленьких. — М.: Знание, 1988.
46 Популярная психология / Сост. В. В. Мироненко. — М.: Просвещение.
47 Популярно о питании / Под. ред. А. И. Столмаковой, И. О. Мартынюка — К.: Здоровье, 1989.
48. Прозоров Г. С. Детские капризы — М.: Учпедгиз, 1959.
49. Решетняк В. В., Цигура И. В. Травник. — Харьков: Прапор, 1992.
50. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
51. Скурихин И. М., Шатерников В. А. Как правильно питаться, — М.: ВО «Агропромиздат», 1987.
52. Сонькин В. Д. Растем сильными и выносливыми. — М.: Знание, 1987.
53. Субботина Я. О. Развитие воображения у детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
54. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991.
55. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. шк., 1969.
56. Тарнавский Ю. Б. Искусство быть здоровым (О психогигиене). — М.: Знание, 1986.
57. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
58. Торредема А. Ошибки родителей / Пер. с итал. — М.: Прогресс, 1993.
59. Хочу быть здоровым: Справ. изд. / П. Г. Отрощенко, В. О. Мовчанюк, И. И. Никберг и др. — К.: Лыбидь, 1991.
60. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. — М.: Просвещение, 1991.
61. «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской культуры. — Новосибирск: Наука, 1988.
62. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.
63. Цветы жизни: Сборник. — СПб.: ТОО «Лейла», 1995.
64. Шеврыгин Б. В. Если Ваш малыш часто болеет… — М.: АО «Столетие», 1996.
65. Штейнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. — М. Парсифаль, 1996.
66. Энциклопедия для дошколят. — Донецк: ПКф «БАО», 1996.
67. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М.: Наука, 1992.
68. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии — М.: Наука, 1988.
Примечания
1
Кришнамурти Дж. Свобода от известного.
2
Максимов М. Не только любовь.
3
В данном случае под терминами «воспитатель» и «преподаватель» не понимаются представители этих профессий.
4
Максимов М. Не только любовь.
5
Джебран Дж. Пророк.
6
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
7
Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней.
8
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
9
Лупан С. Поверь в свое дитя.
10
Бог-Отец — одно из проявлений триединства; выражает начало творения, поддерживаемое волевым намерением. Он целеустремлен и настойчив.
11
Бог-Дух — одно из проявлений триединства; выражает созидание начатого, охраняет творение, придавая ему форму.
12
Бог-Сын — одно из проявлений триединства; выражает разрушение и перемены, подталкивая к восхождению на новый виток. Он спонтанен и непредсказуем.