Скачать:TXTPDF
Драгоценный корабль. Тридцать советов. Лонгчен Рабчжампа

аватара или манифестация бога Вишну. Путешествуя в Махачину, или Тибет, мудрец обнаруживает Будду, сидящего в храме, пьющего вино, поедающего мясо и вовлечённого в эротические игры со своими консортами-Йогини. Васиштха поражен, ибо такое поведение прямо противоположно обязанностям, возложенным на правоверного священника-брахмана. Но, тем не менее, он получает от Будды передачу, состоящую из посвящения и инструкции, и возвращается с этим в Бенгал. Этот метод практики садханы известен как Чиначара, «практика из Махачины», и Кали в ней поклоняются как Таре, полагая её одной из десяти Махавидья, или аспектов богини. Чиначара классифицируется как Вамачара, «путь левой руки», по контрасту с Дакшиничарой, «путём правой руки», из-за использования в ритуалах пяти субстанций, известных как Панча-Макара: мясо (санскр. m), вино (санскр. madana), рыба (санскр. m), поджаренное зерно (санскр. mudr) и половое соитие (санскр. maithuna). Эта практика очень схожа с Ганачакрапуджей и другими практиками, встречающимися в основном в Махайога Тантре и Ануттара Тантре.

Некоторые тибетские ученые утверждают, что Kun-byed rgyal-po не является подлинно тибетской тантрой, потому что она не содержит десять определяющих качеств, которые должна иметь Тантра, а именно: воззрение, медитация, поведение, посвящение, мандала, сострадательная деятельность, самайя, способности, пуджа и мантра. Если текст включает в себя эти десять ключевых тем, он может с полным правом называться Мула-тантра или «Коренная Тантра». Если текст только распространяется и поясняет вышеупомянутые темы, его можно отнести к Вьякхья-тантрам, или «Поясняющим Тантрам». Текст, который концентрируется на определённой ключевой теме, называется Анга-тантра, или «Тантра-Ответвление», и, наконец, текст, который представляет сердцевину или квинтэссенцию Мула-тантры, известен как Уттама-тантра, или «Дополнительная Тантра».

В ответ на эту критику Намхай Норбу Ринпоче утверждает, что когда практик, обладающий наивысшими способностями (rab), практикует Высшие Тантры, будь это Йога Тантра или Ануттара Тантра, он должен культивировать две ступени (rim gnyis) стадии зарождения и стадии завершения, и осознать их единение (bskyed rdzogs zung-‘jug). Чтобы реализовать состояние Ваджрадхары, которое является плодом тантрического пути трансформации, практикующий должен сначала претворить в жизнь эти две ступени, а также вышеупомянутые десять тем должны присутствовать на его пути. Однако, если практикующий обладает исключительно высокими способностями (yang rab), тогда нет необходимости в этих двух ступенях и этих десяти основных темах. Утверждать, что невозможно достичь целостного состояния Ваджрадхары-йюганаддхи, означает оставаться обусловленным тантрическим воззрением. Это указывает на то, что отсутствует понимание различия между Основой, Путём и Плодом Тантры, которая есть путь трансформации, и Основой, Путём и Плодом Дзогчен, который есть путь само-освобождения. Путь отречения (spong lam), преподаваемый в Сутрах скорее относится к уровню тела, путь трансформации (sgyur lam), преподаваемый в Тантрах больше относится к уровню речи или энергии, и путь само-освобождения (grol lam), преподаваемый в Упадешах Дзогчен, больше относится к уровню ума. Таким образом, каждое учение и метод имеет свой собственный соответствующий уровень и контекст. Kun-byed rgyal-po, строго говоря, является текстом Дзогчен, а не Ануттара Тантры. Вместоизложения упомянутых выше десяти тем, он учит med-pa bcu, десяти несуществованиям воззрения, медитации, поведения, самайи, деятельности, мандалы, посвящения, стадии зарождения, стадии завершения, очищению омрачений и реализации Буддовости. Требования тантрического пути не всегда применимы к пути Дзогчен.

* * *

Сультим Лодой (Лонгчен Рабжампа). Тридцать тайных наставлений из драгоценного ларца секретов Упадеши, особо тайной проповеди.

Перевод с тибетского: В.М.Монтлевич и В.Е.Ушаков

С пронизанного Мудростью неба Дхармового пространства, Из великого облака молитв Ниспадает поток нектара — Лучи сострадательной опеки.

Лелеющий всходы трех тел, Проросшие на ниве усмиряемых, Совершенство Трех Прибежищ — О Учитель-защитник, К ногам Твоим почтительно склоняюсь.

* * *

Хоть силой молений и приобщился К святой йогической традиции, Но коли сам не приложишь усердия, Тенью промелькнет бесполезная жизнь. Йогической практикой и размышлением Прозревший в себе помраченье и прочее, Ум свой отвратить от сансары желающий, Тридцать тайных наставлений тебе поведаю.

* * *

1.

Э ХО!

Хоть вокруг себя так или иначе Собрал ты людей множество И живешь в монастырских землях Средь благоприятного окружения, Но это — лишь основа для склок, Лишь причина привязанностей, Пребывай же в уединении — Вот тайное наставление.

2.

Хоть раздаешь ты милостыню, Находясь средь людей добродетельных, Что укрощают вампиров И демонов, жрущих падаль, Но, вожделея богатств, Лишь марой ума своего влеком. Мысль свою укроти — Вот тайное наставление.

3.

Большие подати с бедных собрав, Возводишь огромные ступы, Угощения устраиваешь роскошные, Чтоб послужило опорой благу. Но этим лишь создаешь причину Для накопления новых грехов. Собственный ум и есть благо — Вот тайное наставление.

4.

Чтобы потешить тщеславие, Дхарму другим проповедуешь, В лживости и лицемерии Святое поправ, сансару поддерживая. Самовлюбленная мысльПричина рождения гордости. Ты поумерь притязания — Вот тайное наставление.

5.

Хоть и подносишь богатства, Да добыты-то неправедно: Ростом, обманом, торговлею. Хоть и «благи» устремления, Служат они причиною Восьми мирских дхарм. Отвращение К ним созерцай глубокое — Вот тайное наставление.

6.

Свидетельства и поручительства, Решенья суда и прочее — Хоть ты и мнишь, что спорщиков Они ведут к примирению, Но служат они причиною Гнева и упования. Пусть не будет надежды и страха — Вот тайное наставление.

7.

Пускай весь Джамбу наполнится Молвою самою лестною: «Радеет о благе подданных… Известен благими заслугами…» Что толку с молвы — ни толики — Когда твоя смерть приблизится. Усердствуй же в практике — Вот мое тайное наставление.

8.

Управляющий и послушники, Настоятель, иные прочие — Хоть основа они управления Монастырской жизнью размеренной, Только служат причиной выплаты Тяжкой подати мысли двойственной. Сократи мирские заботы — Вот тайное наставление.

9.

Изображения, книги, жертвенник — Необходимое взяв, удалился В ритод. Но разлуки и встречи — Причина страданий, и распри С опорой на них возникают. От такого «необходимого» Не будь же зависим — Вот мое тайное наставление.

10.

В этот тяжелый век, Калиюги время недоброе, Укоряешь людей за жесткость, Пусть желая им только блага. Но служит это причиною Для рождения клеш, так что речь твоя Пусть будет спокойной и мирною — Вот тайное наставление.

11.

Желая помочь, не преследуя Какой бы то ни было корысти, Говоришь человеку близкому Обо всех его недостатках. И хоть говоришь ты искренне, Но ввергаешь сердце в мучения. Ты говори приятное — Вот тайное наставление.

12.

Отстоять чтоб свою позицию, Опровергнуть чужое мнение, Тщательно суть исследуешь, Дни проводя в размышлениях, Об Учении дискутируя. Но только клеши от этого. Ты сохраняй молчание — Вот тайное наставление.

13.

К каржуд ли себя причисляешь, К другой ли какой преемственности, Крепко держась традиции, Духовным лицам прислуживая. Но это причина принизить Другого, себя восхваляя, Для страсти и гнева. Оставь все — Вот тайное наставление.

14.

Над сутью Учения услышанного Размышляя, считаешь за мудрость Знание недостатков Различных чужих систем. Но это служит причиною, Чтоб скверна опять накапливалась. Заботься о чистом виденье — Вот тайное наставление.

15.

Болтовней беспечною, праздною, Оскорбляя и Плод, и Причину, Хоть и думаешь, что без усилий Завершил обученье, но все же Несчастливою будет практика Отвергнувшего два собрания. Созерцай вхождение парное — Вот тайное наставление.

16.

Выполняя практики тела, В третьей чакре тигле собирая, Хоть и думаешь ты, что это Все идет на пользу пути, Но путь скверны тебя в соблазн «Созерцаньем Великим» ввергает. Следуй путем свободы — Вот тайное наставление.

17.

Бродя средь толпы с предметами Для церемонии нужными, Хоть и даешь посвящения Разным несчастным, но это ведь Только основа злословия, Причина обет нарушить. Благосклонность храни с достоинством — Вот тайное наставление.

18.

В чем мать на свет родила, По людным местам слоняясь, Бесстыдное поведение И наглость считаешь за йогу. Но это причина того, Чтоб неверье в мирянах возникло. Контролируй свои поступки — Вот тайное наставление.

19.

Желая в этой стране Быть самым лучшим из лучших, Даже если добьешься знатности, Большого ума, добродетели, Но, когда высоко забрался, Будет случай — на землю свалишься. Вверх не рвись, но и не расслабляйся — Вот тайное наставление.

20.

В городе, в монастыре, В ритоде, в ином ли месте — Где б жить ни пришлось, но дружбы Не доискивайся особо. С кем ни сведет судьба, Не привязывайся, не ссорься. Держи себя независимо — Вот тайное наставление.

21.

Хотя мужчина и женщина, Вместе живущие верующие, И притворяются, что Они уважают друг друга, Обманывая другого, Себе только вяжешь путы. Созерцай «подобие трупу» — Вот тайное наставление.

22.

Много есть видов гадания, Много других премудростей, Много причин и способов, Чтобы достичь всезнания; Только вот страсти разные Дхьяну разрушат запросто. Брось гоняться за знаньями — Вот тайное наставление.

23.

Хоть оставил родимый дом И хоть, с родственниками расставшись, В месте уединенном Обрел ты покой и счастье, Но это причина, чтоб жизнь Промелькнула без всякой пользы. Дел суету оставь — Вот тайное наставление.

24.

Хоть старания прилагаешь, Чтобы стать ученым и праведным, В добродетели к совершенству (По оценке чужой, пристрастной) Хоть стремишься, но это только Причина свой ум запутать. Познай беспристрастность свободы — Вот тайное наставление.

25.

Гневными ритуалами Дхьяну оберегая, Хоть и мнишь, что смиряешь тех, Кого должно вести к смирению, — Другому сжег ум, а себя К незавидной направил участи. Держи себя скромно, сдержанно — Вот тайное наставление.

26.

Проповеди и наставления Тщательно законспектировав, Глубокомысленных книг Хоть и составил множество, В смертный твой час от книг Что толку, коль не было практики. В ум лучше всмотрись — Вот тайное наставление.

27.

Можно исследовать опыт Периода созерцания И, приведя в систему, Стройный трактат составить. Много есть видов творчества, Да только растут сомнения. Брось понапрасну умствовать — Вот тайное наставление.

28.

Если мысль возникла, то важно Наблюдать за ней неприкрыто; Если принял решенье — Важно его держаться; Если не созерцаешь — Важно войти в созерцанье. Внимательность сохраняй — Вот тайное наставление.

29.

И когда познал, как причина Из шуньи плодом обернулась, И когда познал недеяние — Верен будь трем обетам, Будь полезен живым существам Непридуманным состраданием. Два собрания нераздельны — Вот тайное наставление.

30.

Хоть и внимаешь глубокой проповеди, Устным наставлениям Мудрого Учителя, Хоть и смог сколь-нибудь глубоко проникнуть В смысл сокровенных сутр и тантр, Но какое несчастье — не практиковать В соответствии с понятным И самого себя обманывать.

Вот тридцать тайных наставлений В моих и сходных с моими методах.

* * *

Правдой моей мысли И благом от составления этого сочинения Все живые, из тюрьмы сансары высвободившись, В великом блаженстве да пребудут. Реализовав по примеру Победоносцев трех времен И их сынов, великих подвижников, Пусть станут сами себе господа.

* * *

Этот текст, что зовется «Тридцать тайных наставлений», был вдруг написан Сультимом Лодоем без всяких на то причин.

Благо!

Цультим Лодро (Лонгчен Рабжампа). Тридцать советов идущих из сердца Гьялва Лонченпы

Перевод с английского: Ф. Маликова

Посереди всеобъемлющих небес его мудрость — абсолютного пространства — теплые лучи его сострадания,

Скачать:TXTPDF

Драгоценный корабль. Тридцать советов. Лонгчен Рабчжампа Йога читать, Драгоценный корабль. Тридцать советов. Лонгчен Рабчжампа Йога читать бесплатно, Драгоценный корабль. Тридцать советов. Лонгчен Рабчжампа Йога читать онлайн