букв. Обучающий собственной природе Не может быть представлен терминами САМ или ДРУГОЙ И учит состоянию тождественности и беспонятийности. Все существа трех миров, поняв это, Становятся равными со всеми буддами; Истина, к которой стремятся, Находится путем нестремления к ней. Изначальное осознание, принадлежащее состоянию Чистого и Полного Присутствия, Проявляющееся как Учитель В форме элемента пространства, Не учит при помощи слов и букв. Обучающий собственной природе Не может быть определен как Я или ДРУГИЕ И учит состоянию непротиворечивости. Эти Учителя, проявляющие себя Среди всех существ трех миров, Учат при помощи своих собственных форм; Так всеми это понимается. Слушайте, поскольку все вы, существа трех миров, Были созданы мной, Созидательностью Вселенной, Вы все — мои дети, равные мне. Поскольку вы и я не отделены, Я проявляюсь в вас. Пять Учителей, являющихся самим моим существом, Хотя они имеют пять граней, оказываются одним. Так как это одно — я, высший упорядочивающий принцип Вселенной, Вы должны верить таким же образом. Слушайте, все без исключения существа трех миров, Если бы я не существовал, вы бы не существовали. Когда вы не существуете, Пять Учителей также не появляются, И это беспонятийное Учение не может преподаваться.
Таким образом, поскольку возникающее является открытым, не гонясь за тем, что бы ни появилось, поймите прямо, что все переживаемое возникает свободным по сути, самовозрождающимся, невыдуманным и незапятнанным.
В этом расслабленном состоянии элементы воды, земли (такие, как горы), огня (такие, как пламя светильника), ветра и пространства должны пониматься таким именно образом. Через это, что бы ни появлялось, все существа будут, безусловно, проявляться в великой естественности, способствующей состоянию Чистого и Полного Присутствия — всеобщему созидательному разуму.
Следовательно, сходясь с элементами таким образом и с этого момента оставаясь в измерении полного естественного совершенства всех явлений, ошибки изначально очищаются, а все положительные черты и возможности спонтанно присутствуют. Хотя у вас все еще есть физическое тело, ваше состояние есть само состояние будды. В писании об этом говорится:
В этом нет ничего, что не завершено — ОДНО СОВЕРШЕННО, ДВА СОВЕРШЕННЫ, ВСЕ СОВЕРШЕННО. Так как эта деятельность превосходна, это — чистое удовольствие. ОДНО СОВЕРШЕННО означает, что Чистое и Полное Присутствие завершено. ДВА СОВЕРШЕННЫ означает, что созданное разумом завершено. ВСЕ СОВЕРШЕННО означает, что все совершенства завершены. Благодаря наставлению «ОДНО СОВЕРШЕННО», Вы пребываете в СОСТОЯНИИ БУДДЫ. («ДВА СОВЕРШЕННЫ» означает, что все появляющееся является завершенным в величественной игре ума.) «ВСЕ СОВЕРШЕННО» означает, что все становится ПЯТЬЮ совершенствами24. Те, кто живут в этом состоянии бездеятельности, Хотя и воплощенные в человеке или боге, являются этой реальностью СОСТОЯНИЯ БУДДЫ. Действуя во благо чувствующих существ Через этот путь совершенствования, Они получают чистое наслаждение, не прилагая усилий.
Этот отрывок означает: с давних времен предсказано, что вы достигнете состояние Будды25
iii. Путь жизни
a) Врожденная свобода страстей
Даже желания пяти чувств могут быть поняты Как деятельность Чистого и Полного Присутствия. И: Даже привязанность, гнев и глупость возникают Из пути этого великого Чистого Присутствия. Даже пять объектов чувственного удовольствия являются Обрамлением (украшением) сферы реальности. И: Когда вы вступаете на этот чистый путь, Все негодные вещи, которые иначе были бы исключены, Даже пять страстей и пять гнусных преступлений26 Оказываются поразительно одинаковыми. Ничто, даже секс, не отвергается.
В согласии с этими цитатами находятся два момента:
— Путь жизни, где пять объектов чувств, появляющиеся с пятью страстями, становятся украшениями.
Какие бы приятные вещи ни возникали — будь то формы, звуки, вкусовые или осязательные ощущения, или запахи — в своем появлении они, как сон или иллюзия. Они появляются без какой-либо истины в них. Формы, или что бы ни переживалось, пусты. В действительности ваш собственный разум — открытое измерение (шуньята).
Посмотрите открыто на появляющееся в момент проявления. Путем релаксации в этом состоянии осознание, в котором нельзя охватить внешние проявления как нечто, возникает недвойственно, истинно свободным. Таким образом, поскольку то, что возникает, усиливает реальность, объекты желания являются украшением области реального.
— Путь жизни, где страсти являются по сути свободными, не связанными с принятием или отрицанием.
Хотя влечение, отвращение, тупость, гордыня и зависть могут появиться, поймите полностью их внутреннюю энергию; распознайте их в самый первый момент, прежде чем накопится карма. В следующий момент открыто взгляните на это состояние и расслабьтесь в его присутствии. Затем любая из возникающих страстей (клеш) становится Чистым Присутствием, освобожденным в своем собственном месте, без устранения. Она появляется как изначальное сознание, чистое, приятное и не обусловленное мыслью.
Таким образом, желание становится аналитическим сознанием, единством блаженства и открытости. Отвращение (гнев) становится зерцалоподобным сознанием, единством ясности и открытости. Тупость становится сознанием пространства реальности, единством проявленности и открытости (шуньяты). Гордость становится сознанием полного тождества, единством Чистого Присутствия и открытости. Зависть становится всезавершающим сознанием, также единством Чистого Присутствия и открытости.
Итак, вы не отвергаете страстей подобно тем, кто довольствуется слушанием и проповедованием или независимостью. Вы не очищаете страсти, подобно бодхисаттвам, вы не трансформируете их, как тантристы; эти умственно обусловленные страсти чисты и прозрачны в своем собственном пространстве. Это называется спонтанно совершенным, всеобще созидательным, самовозникающим величественным Чистым Присутствием. В этом заключается выдающееся превосходство этого подхода над всеми другими. При помощи этого истинного присутствия какие бы страсти ни возникали, они освобождаются, как грани изначального осознания. Таким образом, человек определенно достигает прямо сейчас естественного полного состояния пробужденного бытия своих собственных способностей.
b) Путь жизни, проявленный Учителем
Знайте, что состояние Чистого и Полного Присутствия Есть широкое пространство без центра или границ. Оно везде одно, без принятия или отрицания. Соедините природу ума и его спонтанности в недвойственность. Поскольку сущность, субъективное понятие или непосредственно испытанное Присутствуют в виде украшений человеческого существования, Не принимайте и не отвергайте их. И: Поскольку они не делятся на себя и других, Призрачные, спонтанно присутствующие объекты Являются игрой чистого переживания. И: Слушайте: это величественное сознание, Само свободно трансформирующееся, Проявляет интегрированную структуру, Сконцентрированную вокруг внутренней реальности формы. Все, что существует и появляется, Обнаруживает себя в пространстве нерожденной реальности. В этой внутренней реальности нечего принимать или отвергать. Все, что существует, проявляется мной, Высшим упорядочивающим принципом. Слушайте: этот Учитель Учителей, Величественный созидающий разум, Проявляет интегрированную структуру, Сконцентрированную вокруг внутренней реальности общения. Все существующее и обозначенное Проявляет себя как языковое общение, Исходящее из нерожденной области, И собирается в эту необъяснимую Внутреннюю реальность общения, Симфонию высшего упорядочивающего принципа. Слушайте: этот Учитель Учителей, Величественная Созидательность, Проявляет интегрированную структуру, Сконцентрированную вокруг внутренней реальности сознания. Знайте, что все, что думают или чему уделяют внимание, Есть («вещество») самого нерожденного упорядочивающего принципа. Области формы, общения и сознания (тела, речи и мысли) Созидательного разума — Три естественно проявляющиеся, Невыдуманные интегрированные структуры реальности. Тот, кто понимает реальность этих интегрированных структур Как моментально законченную и не созданную, Понимает сущностное значение спонтанно завершенной Внутренней реальности.
Таким образом, поскольку все присутствующее в виде формы, звука и мысли, с самого своего появления во времени существовало как эти три нерожденные интегрированные структуры, с самого начала ведите жизнь этой великой недвойственности, не вдаваясь в понятийный анализ. Путем осознания того, что существа и их миры являются этими интегрированными структурами, утверждения, отрицания, противоядия и препятствия будут определенно освобождены в своем месте.
c) Претворение свободы поведения в Путь
Привыкните к факту, что все, что мы принимаем или отрицаем, двойственно утверждаем или отрицаем (как, например, удовольствие и отвращение, счастье и горе, красота и уродство, страх и чувство безопасности, болезнь и здоровье, враги и друзья, любовь и ненависть, и т.д.), имеет один вкус, и, таким образом, установка (оценка) меняется.
Слушай, Махасаттва: не создавай двойственности из единого состояния. Счастье и горе едины в Чистом и Полном Присутствии. Будды и существа — одно в природе ума. Проявленности и существа, Окружающее и его обитатели едины в реальности. Даже двойственность правды и лжи одинакова в реальности. Не цепляйтесь за счастье; не избегайте несчастья. Так все происходит. Пристрастие к удовольствию приносит несчастье. Полная ясность, будучи внепонятийной, Является самовосполняющимся изначальным сознанием. И: Слушай: вот как нужно применять учение: Поскольку все нравственное и безнравственное, Принятие и отрицание, красота и уродство, большое и малое, Являются одним Чистым и Полным Присутствием, Осознайте, что в реальности нечего принимать или отвергать; Осознайте, что нет ни красоты, ни уродства; Осознайте, что нет действия и бездействия; Осознайте, что нет ни центра, ни периферии; Осознайте, что Чистое и Полное Присутствие не имеет корня, Основы или происхождения. Слушай: вот как надо применять учение. Не иди против того, что ты делаешь, Потому что действие и бездействие нерожденны. Через знание этого все, что ты делаешь — нерожденная реальность. Слушай: поскольку путь жизни, Ведущейся в соответствии с созидательным разумом, Похож на пространство, он не может быть измерен или подсчитан. Являясь недвойственным, он вне пределов существования и несуществования. Это образ действия Чистого и Полного Присутствия. Даже пять объектов желания следует понимать как Чистое и Полное Присутствие. Пять объектов желания и отвращения — также Чистое и Полное Присутствие. Поймите, что пять причин ощущения Являются работой этого Чистого и Полного Присутствия. Поймите, что три сферы и их жизненные формы Являются деятельностью природы ума. Путь жизни, который не осознает нерожденного, Не является источником победителя, говорю я. Также: Слушай! Я, Чистое и Полное Присутствие, Созидательный разум, проявляющий вселенные, Не учу тех, кто окружает меня, Реальности, Которую можно подтверждать или отрицать. Я не учу о расщеплении единого надвое. Я не анализирую то, что выше анализа. Я не исправляю того, что естественно, невыдуманно. Пусть все, что вы делаете, и все возникающее Остается просто в естественном состоянии без преднамеренности. Это есть истинная свобода. Также: Путь жизни в соответствии со мной, созидательным разумом, Приводит к достижению целей путем предоставления всему быть без борьбы. Поскольку все включено в эту внутреннюю реальность, Нечего принимать или отвергать.
Применение этого самоотождествления, не имеющего двойственности, разрушает замок противоядий и отрицаний. Сторож, стерегущий противоядия, разрушается. Противоядия от проблем, с которыми сталкиваются при созерцании, не применимы здесь. Вы вне узкой дороги надежды и страха. Спонтанное достижение состояния созидательности не прогрессирует постепенно и не основано на трех временах. Поэтому оно называется Полностью исчерпавшим все мирское существование уровня угасания и перехода в реальность27. Живя этим путем, вы необходимо продвигаетесь в развитии и созерцании.
iv. Результат — преодоление надежды и страха
Не ищу Будду нигде, кроме самой врожденной свободы, не имеющей ни корней, ни почвы, — чистого факта осознания в настоящий момент.
Слушай: измерение существа — это Чистое и Полное Присутствие. Из Чистого и Полного Присутствия исходит измерение существа.