Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати

у вас есть время. Расслабьте всё тело.

Держите позвоночник вертикально, но, не выгибаясь назад, чтобы, тем самым, не напрягать мышцы спины. Положите левую руку на левое колено, или между коленями. Поднимите правую руку и сделайте насагра мудру. Закройте глаза.

В течение одной-двух минут осознавайте дыхание и всё тело. Это поможет вам расслабиться и облегчит выполнение предстоящей практики. Если вы напряжены или возбуждены, любая форма пранаямы становится более трудной.

Часть 1

Закройте большим пальцем правую ноздрю.

Медленно вдыхайте и выдыхайте через левую ноздрю.

Осознавайте дыхание.

Делайте это в течение половины всего времени, отведённого для практики.

Затем закройте левую ноздрю и откройте правую.

Повторите ту же самую процедуру с осознанием.

Выполняйте эту часть в течение недели.

Затем переходите ко второй части.

Часть 2

Она аналогична первой части, за исключением того, что необходимо начать управлять относительной продолжительностью вдоха и выдоха.

Закройте правую ноздрю и дышите через левую. Одновременно считайте про себя: 1—2—3…; каждый интервал должен составлять около секунды.

Не перенапрягайтесь, но дышите глубоко, используя ранее описанный способдыхание йогов(3). Во время выдоха продолжайте считать про себя. Старайтесь, чтобы выдох длился в два раза дольше, чем вдох. Например, если во время вдоха вы досчитаете до четырёх, постарайтесь, выдыхая, досчитывать до восьми. Если вы вдыхаете за три секунды, выдыхайте за шесть и т.д. Но мы подчёркиваем: не следует перенапрягаться или делать продолжительность выдоха большей, чем вам удобно. Один вдох и один выдох составляют один цикл.

Сделайте 10 циклов дыхания через левую ноздрю. Затем закройте левую ноздрю безымянным пальцем, откройте правую ноздрю, прекратив нажимать большим пальцем, и сделайте 10 циклов дыхания через правую ноздрю. Осознавайте дыхание и продолжайте считать про себя в течение всей практики.

Затем, если у вас есть время, сделайте ещё по 10 циклов дыхания, вначале через левую ноздрю, а затем через правую. Продолжайте действовать подобным образом, пока вам позволяет время.

Выполняйте вторую часть в течение примерно двух недель, или дольше, пока вы полностью её не освоите. После этого переходите ко второму этапу практики, который мы будем объяснять в следующем уроке(4).

Прежде, чем приступать к практике, убедитесь, что у вас не заложен нос. Если необходимо, сделайте джала нети(5).

Осознание и продолжительность

Во время занятия легко начать думать о посторонних вещах. Ум начинает сосредоточиваться на делах, завтраке и множестве других отвлекающих факторов, не имеющих ни малейшего отношения к тому, чем вы заняты сейчас. Не расстраивайтесь, поскольку это вызовет психологический стресс. Просто старайтесь осознавать любую тенденцию к блужданию ума. Если он блуждает, позвольте ему блуждать, но задайте себе вопрос: «Почему я думаю о посторонних вещах?»

Это автоматически поможет осознанию вернуться к практике нади шодханы. Старайтесь максимально сосредоточиваться на осознании дыхания и мысленном счёте.

Можно выполнять эту практику как угодно долго. Мы рекомендуем по меньшей мере 10 минут ежедневно.

Последовательность и время занятий

Нади шодхану следует делать после асан, и перед практиками медитации или расслабления. Лучше всего заниматься утром до завтрака, хотя подходит и любое время в течение дня. Однако её не следует делать после еды.

Ни при каких обстоятельствах не следует форсировать дыхание. Избегайте дышать через рот.

Благотворное действие

Первый этап нади шодханы служит прекрасной подготовительной техникой для более сложных видов пранаямы, а также прекрасным вступлением к техникам медитации или расслабления.

Регулируя течение праны в теле, он способствует успокоению ума, а также помогает устранять переполнение или закупорку нади и, тем самым, обеспечивает свободное течение праны.

Дополнительный приток кислорода питает все тело, а углекислый газ удаляется более эффективно. Это очищает кровеносную систему и укрепляет здоровье организма в целом, в том числе, его сопротивляемость заболеваниям. Глубокое медленное дыхание способствует удалению застоявшегося воздуха из лёгких.

Тема 5

Осознание. Введение

Мы уже упоминали слово «осознание» в ранее описанных практиках. В этом разделе мы несколько подробнее обсудим его значение и смысл, ибо оно лежит в самой основе йоги и её методов. Чтобы получать максимальную пользу от содержания этой книги, необходимо понимать, что мы имеем в виду под осознанием. Это самая трудная проблема для начинающих: им говорят — осознавайте — но, в действительности, они не вполне понимают, что это значит или для чего это нужно. В результате, они упускают самую суть своих занятий йогой[5]. По этой причине мы попытаемся объяснить, что подразумевается под осознанием, чтобы вы хотя бы на интеллектуальном уровне могли уяснить себе, к чему мы стремимся. Интеллектуальное понимание, по крайней мере, лучше, чем полное отсутствие понимания. Со временем, по мере продвижения вашей практики, вы не на словах, а на собственном опыте узнаете, что значит осознание.

Для большинства людей слово «осознание» означает просто осведомлённость, или знание. Мы часто говорим: «Я осознаю то-то и то-то», имея в виду, что мы что-то знаем. В йоге это также означает знание, но одновременно и нечто гораздо большее. Осознание в широком смысле означает «понимать, знать, чувствовать то, что происходит вокруг нас». Оно также означает «знать то, что происходит внутри нас». Большинство людей очень мало понимают из того, что происходит вокруг и внутри них. Это низкий уровень осознания. По мере того, как мы понимаем все больше вещей внутри и снаружи, соотнося их друг с другом и с собой, и начинаем видеть фундаментальное единство всего сущего, у нас естественным образом развивается большее осознание. Когда это происходит, мы опрокидываем барьеры и ограничения ума. Мы приобретаем способность понимать больше сторон жизни и глубоко проникать в суть различных сфер бытия.

Прежде чем продолжить объяснение значения слова «осознание», давайте сперва вкратце упомянем о сознании. Каждая форма жизни является средством проявления сознания. Будь то клетка, растение, животное или человек, сознание внутренне присуще самой природе всех живых организмов. Однако каждая из форм жизни выражает присущий ей потенциал сознания на разном уровне. Клетки и растения выражают сознание на очень зачаточном уровне, тогда как человек выражает его на гораздо более сложном уровне. Сознание одно и то же, но потенциальная способность его выражения различна. Растения обладают ощущениями (как было доказано рядом учёных), но не способны перемещаться. Животные обладают как ощущениями, так и подвижностью. Человек также обладает этими качествами, но, в то же время, у него есть ещё одно свойство — осознание. Человек обладает дополнительной и самой важной способностью — он может знать о своём сознании и позволять ему проявляться и раскрывать свой наивысший потенциал. Сознание не меняется. Расширяется именно форма его выражения. Человек может повышать своё осознание, превосходить ограничения (или, скорее, то, что большинство из нас считает неизменными границами) и реализовать более высокие потенциальные возможности сознания. Насколько мы знаем, животное по самой своей природе неспособно осознавать. Оно обладает потенциалом, но полностью неспособно видеть этот потенциал из-за того, что оно именно так устроено. У него нет необходимого оборудования. Проведём аналогию. Пространство вокруг нас пронизано электромагнитными волнами, несущими передачи от множества радиостанций. Но можем ли мы воспринимать их непосредственно? Может ли камень или дерево непосредственно слушать транслируемую симфонию? Нет, это невозможно. У нашего тела, дерева и камня нет необходимого оборудования. Волны есть, но мы не можем настраиваться на них. Потенциал налицо, но мы не можем его использовать. Мы ограничены нашим строением. У радиоприёмника есть оборудование для проявления этого потенциала, содержащегося в пространстве вокруг нас. Так же дело обстоит и с сознанием, но в гораздо более глубоком и невыразимом смысле. Оно есть во всех формах жизни. Но только люди (если на время забыть о внеземных формах жизни) обладают способностью знать это сознание. Говорят, что сознание спит в камнях, дремлет в растениях, начинает пробуждаться в животных и может быть полностью реализовано в человеке. Человек может знать, что он пробуждён.

Давайте более конкретно определим, что мы подразумеваем под осознанием в йоге. Осознание — это способность отстраненно наблюдать свою умственную и физическую деятельность. Если человек осознаёт, он становится свидетелем своих действий, как внутренне, так и внешне. Люди, которые никогда этого не переживали, не поймут нас, но тот, кто испытал это хотя бы однажды и на несколько секунд, знает, что мы пытаемся сказать. Смысл этого понятия очень глубок. Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело и ум. Это значит, что существует нечто, способное наблюдать то, что происходит; существует нечто на заднем плане, выступающее свидетелем действий ума и тела. Одного этого опыта достаточно, чтобы изменить ваши представления о себе. Он пробуждает нас к тому факту, что существует нечто в самой нашей основе — свидетельствующее начало. Однако немногие из нас переживают этот опыт естественным образом, поскольку мы склонны терять себя в деятельности тела и ума.

Именно это свидетельствующее начало называется осознанием в йоге.[6]

Судя по всему, осознание — это особая привилегия человека. Животные выполняют действия, совершенно не зная, что они их выполняют. Человек обладает такой способностью, но редко ею пользуется. Большинство из нас полностью погружены в свои мысли и физические тела, настолько, что мы воспринимаем свои действия, как свою сущность. Осознавая, мы обретаем способность наблюдать за собой и видеть насколько поверхностна, в действительности, наша личность, слагающаяся из ума и тела. Осознание приводит нас к пониманию того, что наше естество — это нечто иное, чем ум и тело. Тело и ум — всего лишь наши грубые оболочки.

Йога стремится повышать осознание так, чтобы человек действительно мог наблюдать за собой, своей телесной деятельностью и своими умственными процессами. Человек может наблюдать мыслительный процесс так, будто он смотрит телевизор. Мысли возникают как телевизионные программы. Возьмём такую аналогию. Когда мы смотрим телевизор, большинство из нас знает, что мы не участники передачи, а только часть аудитории. Мы по-настоящему не вовлечены в неё. Однако, если программа интересная, мы можем полностью потеряться в разыгрываемой драме так, что забываем о том, что мы зрители. Мы становимся частью представления. Наш мыслительный процесс похож на хороший фильмпорой эмоциональный, порой возбуждающий, в другой раз — угнетающий. Каково бы ни было его содержание, он настолько привлекателен, что большинство из нас проводят двадцать четыре часа в сутки, полностью потерявшись в поглощающих нас умственных процессах. Мы полностью вовлечены в представление, которое разыгрывает ум. Фактически даже те, кто читает сейчас эти строки, скорее всего захвачены мыслительными процессами. Полностью ли вы отождествляетесь со своими мыслями в настоящий момент? Скорее всего, да. Вовсе не так легко не поддаваться гипнотическому очарованию ума, и просто наблюдать мысли, осознавать. Когда заканчивается телевизионная программа или фильм, мы автоматически вспоминаем, что мы лишь смотрели, а не участвовали. Но все мы с самого

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать онлайн