преобладающий поток воздуха через одну из ноздрей. Если поток сильнее через правую ноздрю, мы, скорее всего, склонны к активной деятельности. Нам больше подходит физическая работа. Ум обращён вовне и тело вырабатывает больше тепла. Если больше воздуха проходит через левую ноздрю, значит, ум обращён вовнутрь и нам подходит любая умственная работа. Во время сна преобладает ида нади. При наличии течения праны по пингала нади, обычно бывает труднее уснуть. В идеале, во время приёма пищи поток праны должен течь по пингала нади. В противном случае пищеварительные процессы могут быть не столь эффективными, как должны быть.
Эти два аспекта праны, которые, в частности, характеризуются течением по ида и пингала нади, соответствуют двум наиболее очевидным характеристикам каждого человека: способностям думать и действовать(2). Течение дыхания через разные ноздри и течение праны через соответствующие им нади в огромной степени влияют на нашу жизнь. Обычно потоки движутся самопроизвольно, но ими можно управлять с помощью силы воли и различных техник йоги. Одну из таких техник представляет собой пранаяма, в частности нади шодхана, этап 2(3).
Для определённых целей можно делать преобладающим поток воздуха через любую из ноздрей. Например, если необходимо сделать какую-то работу, а нас одолевает сон, можно мобилизовать необходимую физическую энергию, искусственно активизируя поток воздуха через правую ноздрю и ограничивая поток через левую. Это, в свою очередь, гарантирует, что канал пингала будет доминирующим, а ида — подчинённым. Однако при идеальных обстоятельствах, поток воздуха через каждую ноздрю должен быть преобладающим в сумме около двенадцати часов из двадцати четырёх часов суточного цикла. В этом случае физическая и умственная активность человека распределяются равномерно, без избытка того или другого.
В практиках йоги обычная цель состоит в том, чтобы сделать поток через каждую из ноздрей в точности одинаковым. И снова, это достигается с помощью пранаямы. Когда потоки воздуха через обе ноздри одинаковы, то одинаковы и потоки праны через ида и пингала нади. В этих обстоятельствах, прана начинает течь через сушумна нади — самый важный проводящий путь в биоплазменном теле. Это наиболее благоприятное время для спонтанного начала медитации. Фактически, утверждают, что прана должна начать течь в сушумна нади, чтобы был возможен опыт медитации. Без этого медитация не может происходить. При этих обстоятельствах человек не слишком возбуждён физически, и не обуреваем избытком мыслей, довольствуясь срединной точкой между двумя крайностями. Именно поэтому пранаяма занимает столь важное место в йоге. Она представляет собой прекрасный инструмент для подготовки ума и тела к роли совершенного приёмника высшего осознания. Практики пранаямы помогают готовить почву для медитации.
Модальности практик пранаямы
При управлении дыханием в практиках есть четыре важных действия. Это:
1. пурака (вдох)
2. речака (выдох)
3. антар или антаранга кумбхака (задержка дыхания после вдоха, то есть с наполненными воздухом лёгкими)
4. бахир или бахиранга кумбхака (задержка дыхания после выдоха, то есть с максимально опустошёнными лёгкими). Различные практики пранаямы включают в себя разнообразные техники, но все они основаны на использовании перечисленных выше четырёх действий. Кроме того, существует ещё одна модальность пранаямы, которую называют кевала кумбхака. Это усложнённая стадия пранаямы, которая автоматически наступает во время высших состояний медитации. В этом состоянии давление в лёгких уравнивается с атмосферным. Дыхание исчезает и лёгкие прекращают свою работу. При таких обстоятельствах завеса, не дающая нам заглянуть в глубинные аспекты бытия, поднимается и мы обретаем интуитивное постижение высших истин.
В действительности, самой важной частью высших практик пранаямы является кумбхака, или задержка дыхания — именно под таким названием известны древние тексты о пранаяме. Однако, чтобы быть способным более или менее успешно выполнять кумбхаку, необходимо постоянно совершенствовать свой контроль над дыхательной функцией. Поэтому в большинстве практик пранаямы уделяется так много внимания вдоху и выдоху, которые также очень важны для восстановления энергии физического и пранического тел. Поэтому мы познакомим читателя со всеми аспектами практики пранаямы, и рассмотрим все четыре упомянутых модальности.
Роль пранаямы в техниках медитации
Пранаяма представляет собой необходимую предпосылку и неотъемлемую часть крийя-йоги и различных других медитативных практик. Управление дыханием ведёт к управлению праной. В свою очередь, управление праной подразумевает управление умом. Регулируя поток праны в теле, можно успокаивать ум и, по крайней мере, на время освобождать его от непрекращающихся конфликтов и мыслей, которые затрудняют более высокое осознание. Посредством манипулирования праной в психическом теле возможно сделать ум подходящим сосудом для медитативного опыта.
Пранаяма — незаменимый инструмент. Медитацию можно переживать и без пранаямы, но пранаяма служит усилителем, который делает медитацию возможной для большинства людей. Чтобы подтвердить это, сошлёмся на авторитет Раманы Махариши. Он говорил:
«Принцип, лежащий в основе системы йоги, состоит в том, что источник мысли, с одной стороны, и источник дыхания и жизненных сил, с другой — это одно и то же. Другими словами, дыхание, жизненные силы, физическое тело и даже ум — это не более чем формы праны или энергии. Поэтому, если эффективно управлять любой из них, то другие также автоматически попадают под контроль. Йога стремится влиять на манолайю (состояние ума) посредством праналайи (состояния дыхания и жизненных сил), вызываемого практикой пранаямы».
Тема 4
Пранаяма. Правила
Читателю следует придерживаться следующих правил.
Позой для пранаямы может быть любое удобное сидячее положение, предпочтительно — на одеяле, постеленном на земле. Для этого начального этапа лучше всего подходят две медитативные асаны — сукхасана и ваджрасана(1). Позднее, когда ваше тело станет более податливым, мы познакомим вас с самыми лучшими медитативными асанами для практики пранаямы — падмасаной, сиддхасаной и т.д.(2). Помните, что тело должно быть расслабленным, а спину нужно держать прямо, но без всякого напряжения.
Одежда для занятий должна быть как можно более лёгкой и свободной, насколько это позволяют обстоятельства. Очень важно, чтобы живот мог беспрепятственно расширяться при глубоком вдохе. В особенности, не следует надевать какие-либо пояса, корсеты и т.д. Постарайтесь, чтобы во время занятий вам было тепло. Хотя усиленное дыхание способствует разогреву тела, обычно неплохо укутать себя одеялом.
Место, где проводятся занятия, должно быть чистым, тихим и хорошо проветриваемым, чтобы воздух был насыщен кислородом и не содержал неприятных запахов. Однако не следует допускать сильных сквозняков. В помещении не должно быть никаких насекомых. Если возможно, постарайтесь заниматься каждый день в одном и том же месте, чтобы постепенно создавать спокойную атмосферу, способствующую вашей ежедневной практике йоги.
Лучше всего заниматься пранаямой ранним утором, после асан и перед медитацией. Следует заниматься, по меньшей мере, за полчаса до, и спустя четыре часа после приёма пищи. По этой причине лучше всего подходит время до завтрака. Пранаяму можно выполнять и в другое время в течение дня, но тогда труднее соблюсти все ограничения. Вполне приемлемо заниматься вечером, при условии соблюдения ограничений, касающихся пищи.
В том, что касается пищи, очень трудно правильно практиковать пранаяму при полном желудке и кишечнике. Это мешает сокращению и расширению живота при глубоком дыхании. Существует поговорка древних йогов: «Наполняй свой желудок на половину пищей, на четверть — водой, а на оставшуюся четверть — воздухом».
Чтобы получить от пранаямы максимум пользы, необходима разумная умеренность в еде.
Лучше всего, по возможности, опорожнить кишечник. Это также позволяет уменьшить ограничения и увеличить диапазон движения живота при дыхании.
Очень трудно выполнять пранаяму с заложенным носом. Ни в коем случае не следует дышать через рот, если только этого не требует конкретная практика пранаямы. Поэтому при необходимости перед началом занятий нужно делать джала нети(3).
Необходимую часть пранаямы составляет осознание. Очень важно осознавать всю механику практики и не позволять ей становиться автоматической. Если ум начинает отвлекаться, а это может произойти, не расстраивайтесь и не пытайтесь подавлять его склонность к блужданию; просто постарайтесь понять, что ваше внимание находится где-то в другом месте. Это нелегко, так как если наше внимание отвлекается на что-либо, мы обычно бываем настолько увлечены этим, что не отдаём себе отчёта в том, что перестали осознавать практику пранаямы. Мы забываем обо всём, пока несколько позже не осознаем, что ум занят вовсе не практикой. Простое осознание факта отвлечения будет снова возвращать наше внимание к механизму пранаямы.
Во время пранаямы нежелательно форсированное дыхание. Многие люди преподают пранаяму так, будто лёгкие — это мощные механические меха. Лёгкие сильны, но также и уязвимы, и к ним следует относиться с уважением. Дыхание должно происходить контролируемым образом и без всякого напряжения. Если вам приходится использовать чрезмерные усилия или напрягаться, значит вы делаете пранаяму неправильно. Начинающим, в особенности, необходимо медленно и постепенно вырабатывать все больший контроль над дыхательными функциями. Если кто-то пытается овладеть пранаямой за неделю, силой заставляя себя вдыхать, задерживать дыхание и выдыхать, от этого будет больше вреда, чем пользы. Следует руководствоваться девизом: «Медленно, но верно».
Если во время выполнения пранаямы возникает какой-либо дискомфорт, следует немедленно прекратить занятия. Если это будет продолжаться, обратитесь за советом к опытному учителю йоги.
Тема 5
Пранаяма. Нади шодхана (этап 2)
Следует продолжать выполнять первый этап пранаямы нади шодхана(1), но теперь его можно дополнить вторым этапом этой практики.
Эту практику также часто называют сукха пурвака (простая предварительная практика) и бхал бхати (лобные мехи). По-английски её можно было бы назвать пранаямой чередующихся ноздрей, поскольку воздух вдыхается через одну ноздрю, а выдыхается через другую.
Мы уже подробно обсуждали, насколько важно уравнивание потоков воздуха через обе ноздри(2), и нади шодхана (этап 2), в особенности, помогает достигать этого желательного состояния.
Упоминание в текстах
Нади шодхана — очень важная практика, которая упоминается в большом числе древних йогических текстов. В следующей цитате из Гхеранд Самхиты о ней говорится наиболее прямо:
«Вдыхайте через ида (левую ноздрю) и выдыхайте через пингала (правую ноздрю). Затем вдыхайте через пингала и выдыхайте через чандра (левую ноздрю). Пурака (вдох) и речака (выдох) следует выполнять без всякой спешки. Эта практика поможет устранить проблемы кашля и простуды». (57 и 58)
Техника выполнения
Сядьте в удобное положение; для этой цели больше всего подходят сукхасана и ваджрасана, а также другие медитативные асаны, с которыми мы познакомим вас позднее(3). Будьте спокойны и расслабьте все тело. Держите голову и спину прямо, но не напрягаясь. Положите руки на колени или на бёдра.
Закройте глаза.
Осознавайте своё дыхание.
Настройте себя на то, чтобы полностью сосредоточиться на предстоящей практике.
Приблизительно через минуту начинайте практику.
Поднимите правую (или, если это удобнее, левую) руку на уровень лица.
Сложите пальцы в насагра мудру(1).
Закройте правую ноздрю большим пальцем. Вдохните через левую ноздрю.
Вдыхайте как можно глубже, используя живот и грудную клетку, чтобы наполнить лёгкие до предела. Однако не перенапрягайтесь; это должно быть расслабленной практикой.
В конце вдоха закройте левую ноздрю.
Откройте правую ноздрю и выдыхайте.
Выдох должен быть медленным и лёгкие необходимо опустошить насколько это возможно.
В конце выдоха оставьте