Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати

быстро восстановят потерянную энергию — как физическую, так и умственную. Если вы чувствуете гнев или подавленность, сурья намаскар послужит прекрасным противоядием; это не панацея, но серьёзная помощь в устранении эмоциональных потрясений. Эти ритмичное, симметричное упражнение, выполнение которого доставляет истинное удовольствие. Когда оно доведено до совершенства, создаётся впечатление, что тело само перетекает от одного движения к другому, без каких-либо усилий или сознательного контроля. Кажется, что каждая часть тела сама, без всяких усилий, приходит в нужное положение в нужное время и в нужной последовательности. Попробуйте это упражнение сами, и вы поймёте, что мы имеем в виду.

Символический и духовный смысл

Солнцу поклонялись с незапамятных времён. В древности люди благоговейно поклонялись солнцу, зная что оно излучает тепло и свет, необходимые для поддержания жизни. Они понимали, что без него не было бы ни жизни, ни движения. Если бы солнце перестало существовать, жизнь бы угасла, подобно пламени свечи.

В большинстве древних цивилизаций существовали религии, основанные на культе солнца. Его персонифицировали различные божества: Митра у персов, Осирис у египтян, Ваал у халдеев, Аполлон у греков, Сурья, Господь небес в ведический период в Индии и т.д. Все эти божества воплощают обновление бытия мира. Культу Солнца посвящались разнообразные храмы и различные места: пирамиды в Египте, Юкатан в Мексике, зиккураты в Вавилоне и Халдее. Именно из этих древних культов пришло многое из того, что составляет основу, ритуалы и символику современных религий, однако всё это погребено под множеством различных наслоений и интерпретаций.

Рассмотрим Троицу индуизма: Брахма — создатель, Вишну — хранитель и Шива — разрушитель. Они символизируют три аспекта жизни и непосредственно связаны с суточным движением Солнца по небу. Прохождение Солнца можно подразделить на три фазы: восход, середина дня и закат. С течением времени они стали воплощать три аспекта жизни: рост или созидание, поддержание или зрелость, и смерть или разрушение и распад. Так появились Брахма, Вишну и Шива. Рассветвремя, когда всё оживает и вновь начинается дневной цикл, символизирует Брахму — создателя. Дневное солнце, которое излучает энергию в мир, позволяя всему сущему жить и развиваться, символизирует Вишну. Шиву-разрушителя символизирует заходящее солнце, которое уносит с собой излучаемую энергию. В то же время, это исчезновение солнца — лишь прелюдия к его воскрешению следующим утром. Закат необходим, чтобы солнце поднялось вновь; распад необходим для роста, возобновления, омоложения, точно так же, как преодоление старых идей необходимо для духовного роста.

Солнцу поклонялись не только из-за его материальной природы и мощи, хотя вполне возможно, что менее осведомлённые люди ограничивались этим. Солнце само представляет собой символ. Оно символизирует духовное просветление и познание, свет во тьме неведения. Оно представляет сущность, духовность, существующую во всех материальных вещах. Именно эта сущность была объектом поклонения более просвещённых людей во всех древних культах и религиях. Материальное Солнце — это проявление более глубокой, скрытой основы или субстрата. Средневековый алхимик Парацельс чётко объяснял это следующим образом:

«Есть земное, материальное солнцеисточник тепла; и все, кто способны видеть его, даже слепые, могут ощутить его тепло. И есть вечное солнцеисточник мудрости; и те, кто духовно пробуждены, увидят это солнце и осознают Его существование».

Материальное или земное солнце представляет собой проявление невидимого, духовного и небесного солнца. Духовное солнце воплощает духовные аспекты бытия, а от материального солнца происходят материальные аспекты жизни. Следовательно, именно духовное солнце считается источником силы и внутреннего света, но поскольку материальное солнце могут видеть все, кажется, будто поклоняются как раз этому его аспекту.

Во многих древних религиях и культах годичный цикл солнца считался символом жизни человека и, по существу, всех живых существ. Люди верили, что солнце рождается через три дня после зимнего солнцестояния, поскольку полагали, что в день зимнего солнцестояния (т.е. 22 декабря) оно умирает. В это время его энергия и сила его лучей меньше всего (в Северном полушарии). Три дня спустя (25 декабря) можно было легко видеть, что солнце заметно начинает становиться сильнее и продолжительность дня увеличивается. Это символизирует возрождение жизни, но, что ещё важнее, это символизирует возрождение в духовном сознании. Эта дата имела большое значение во многих древних культах и по-прежнему сохраняет его во многих современных религиях.

Солнце служит символом бессмертия, поскольку, умирая каждый вечер, оно возрождается на следующее утро. Восход солнца — время радости и восхищения, поскольку оно пробуждает всё сущее. Вот почему сурья намаскар было распространено в древней Индии. О нём упоминается в Ригведе и Аюрведе — древних индийских текстах, в которых предписывались различные распростёртые позы для поклонения солнцу ранним утром. Однако в то время сурья намаскар ещё не имело своей современной формы и состояло из ряда неподвижных поз в сочетании с мантрами. Оно не было тем динамическим упражнением, которое мы знаем теперь. Лишь недавно эти статичные позы были объединены в согласованное упражнение, которое мы описываем в этом разделе.

Многие люди всё ещё поклоняются солнцу в той или иной форме. Вы можете рассматривать сурья намаскар как выражение своего уважения солнцу, будь то его материальный аспект или более глубокий духовный аспект, который символизирует материальное солнце. Или, если вы не склонны к почитанию, делайте сурья намаскар просто для укрепления и сохранения здоровья. Это одна из ступеней к духовному осознанию и покою.

Основные особенности

Сурья намаскар включает в себя пять важных аспектов. Всем им следует уделять внимание для получения оптимальных результатов. Вот эти аспекты.

1. Физические позы: это двенадцать поз, которые соответствуют знакам зодиака. Во время видимого движения солнца по небосводу оно поочерёдно проходит через каждый из этих небесных домов. Оно пребывает в каждом знаке около тридцати дней и, как утверждают, побеждает каждый знак, входя в его сферу. Каждая позиция в сурья намаскар соответствует одному из знаков зодиака.

2. Дыхание: всё движение в сурья намаскар с начала и до конца синхронизировано с дыханием. Каждая позиция связана с вдохом, выдохом или задержкой дыхания. В этом нет ничего насильственного или неестественного, поскольку дыхание соответствует той структуре, которая естественно возникает в связи с физическим движением. Правильное естественное дыхание должно происходить само собой, без всякой предварительной тренировки. Тем не менее, мы приводим подробное описание правильного соотношения между дыханием и движениями, чтобы гарантировать, что всё делается должным образом, поскольку это составляет важную часть упражнения. Без синхронизации между дыханием и движением упражнение теряет многие из своих полезных свойств.

3. Мантры: каждой из двенадцати позиций сурья намаскар соответствует особая мантра. Мантры — это сочетания слогов, звуков или фраз, постигнутых древними мудрецами и широко известных в Индии на протяжении тысячелетий. Эти особые звуки посредством силы своих вибраций оказывают тонкое, но мощное и глубокое влияние на ум и тело. При выполнении сурья намаскар в каждой позиции вслух или про себя произносится соответствующая мантра. Когда сурья намаскар сочетается с правильным дыханием и этими биджа мантрами (семенными звуками), ум и интеллект получают заряд энергии. Биджа мантры создают вибрацию, и именно она порождает энергию. Мантры могут иметь или не иметь конкретного смысла, но вибрации, которые они создают, должны затрагивать каждую струнку человеческого существа. Мантры сурья намаскар — это звуки, вызывающие прилив энергии. Когда их повторяют громко, отчётливо и с рвением, они приносят тем, кто их произносит, величайшие возможные блага — ускоряя лечение заболевания, позволяя обрести устойчивость ума и самоконтроль, либо снимая напряжение, которое вызывает современный образ жизни.

Ниже перечислены биджа или семенные мантры:

ОМ ХРАМ

ОМ ХРИМ

ОМ ХРУМ

ОМ ХРАИМ

ОМ ХРАУМ

ОМ ХРАМХ

Полные мантры, по одной для каждого движения упражнения, выглядят следующим образом:

1. Ом Храм Митрайя Намах

2. Ом Хрим Равайе Намах

3. Ом Хрум Сурьяйя Намах

4. Ом Храим Бханаве Намах

5. Ом Храум Кхагайя Намах

6. Ом Храмх Пушне Намах

7. Ом Храм Хираньягарбхайя Намах

8. Ом Хрим Маричайе Намах

9. Ом Хрум Адитьяйя Намах

10. Ом Храим Савитре Намах

11. Ом Храум Аркайя Намах

12. Ом Храмх Бхаскарайя Намах

Ниже приводятся значения этих имён солнца:

1. Митрадруг

2. Рави — сияние

3. Сурья — прекрасный свет

4. Бхану — бриллиант

5. Кхага — тот, кто движется по небу

6. Пушан — дарующий силу

7. Хираньягарбха — с золотым центром

8. Маричи — господь рассвета

9. Адитья — сын Адити

10. Савита — благотворный

11. Аркаэнергия

12. Бхаскара — ведущий к просветлению

Однако, для получения максимальной пользы, мы настоятельно советуем вам перед тем, как пытаться соединять эти мантры с каждой позицией, сначала добиться совершенства в выполнении физических движений сурья намаскар синхронно с дыханием.

4. Осознание: это существенный элемент сурья намаскар. Без осознания многие полезные свойства упражнения снижаются.

5. Расслабление: строго говоря, оно не является частью сурья намаскар. Однако это необходимая дополнительная практика, которую непременно следует выполнять по окончании каждого цикла. Для этого годится любая техника расслабления, но лучший метод — шавасана(1).

Последовательность обучения практике сурья намаскар

Вначале следует познакомиться с двенадцатью позициями. На начальном этапе следует сосредоточиться на освоении последовательности физических движений, не уделяя или почти не уделяя внимания дыханию или повторению мантр. Со временем вы обнаружите, что выполняете все движения автоматически, почти не думая о них и не управляя ими. На этом этапе движения уже закрепятся у вас в уме. Очень важно осознание физического движения.

После того, как вы это освоите, добивайтесь правильной синхронизации дыхания с движением. Следует осознавать и физическое движение, и дыхание. Позднее можно выучить мантры и согласовать их с каждой позицией. На конечном этапе осознание должно быть в максимальной степени направлено на движение, дыхание и повторение мантры. В завершённой форме сурья намаскар эти различные аспекты должны быть связаны в единое целое. Поэтому, чтобы гарантировать правильное выполнение всего упражнения, необходимо осваивать его постепенно, как описано ниже.

Техника выполнения — позы и дыхание

Ниже поочерёдно описаны двенадцать различных позиций сурья намаскар вместе с соответствующей последовательностью дыхания.

Позиция 1: Пранамасана (поза молитвы)

Станьте прямо, поставив ступни вместе. Стойте лицом к солнцу или в направлении солнца.

Сложите ладони перед грудью, в положении для молитвы — это намаскар мудра.

Закройте глаза и расслабьте всё тело. Осознавайте тело, по меньшей мере, в течение полминуты.

Это подготовит вас к последующей практике.

Попробуйте сознательно расслаблять мышцы тела.

Дыхание: дышите естественно, с полным осознанием.

Позиция 2: Хаста уттанасана (поза поднятых рук)

Поднимите обе руки над головой, держа их на ширине плеч. В конце движения отклоните назад голову, руки и верхнюю часть туловища.

Ладони должны быть обращены вверх.

Движение следует осуществлять плавно, с полным осознанием.

Дыхание: поднимая руки, делайте вдох.

Позиция 3: Падахастасана (поза наклона вперёд)

Наклонитесь вперёд и положите ладони на пол спереди или по бокам ступнёй.

Движение должно быть непрерывным, без всяких рывков. Держите ноги прямыми.

Если возможно, попытайтесь коснуться коленей лбом или подбородком (будьте осторожны: при быстром

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать онлайн