можем развивать свои, по большей части, неиспользованные потенциальные возможности, в том числе, способность к мысленной визуализации.
Поскольку этот предмет имеет столь огромное значение, мы просим вас ежедневно уделять несколько минут занятиям внутренней визуализацией, начиная с метода, с которым мы познакомим вас в этом разделе. На первых порах эта практика может оказаться для вас довольно трудной. Ничего иного и не следует ожидать, ибо, как мы уже объясняли, большинство людей, к сожалению, пренебрегают этим аспектом своего ума, однако при наличии упорства вы добьётесь успеха. Поначалу, когда мы наблюдаем, как ребёнок делает свои первые храбрые, но неуверенные попытки встать, нам кажется невозможным, что со временем он будет не только уверенно и устойчиво стоять на ногах, но ходить и бегать. Хотя эти попытки могут приводить в отчаяние мать и отца, сам ребёнок воспринимает их как успех. Так же дело обстоит и с нашими усилиями выработать способность по желанию создавать внутренние образы. Если вы отчаиваетесь, то заранее обрекаете себя на поражение. Будьте решительны и непреклонны как ребёнок. Вы просто не можете не достичь своей цели.
Вспоминание посредством повторной визуализации
Этот метод предназначен, в первую очередь, для развития способности вспоминать и зрительно воссоздавать прошлые события. Любой человек вспоминает события прошлого; фактически, они непрерывно осаждают ум — особенно, самые приятные или неприятные. Однако этот процесс вспоминания не зависит от нас; он происходит самопроизвольно, без каких-либо сознательных усилий. Кроме того, прошлое редко оживает в нашей памяти в виде образов; как правило, воспоминания приходят в форме мыслей и чувств. Данная практика требует сознательных усилий для вспоминания конкретных событий прошлого в форме мысленных образов. Нужно стараться наблюдать прошлое событие, как будто вы видите его на экране телевизора.
Этот метод можно использовать практически в любое время и в любом месте. Однако необходимо, чтобы обстановка была спокойной и способствовала интроспекции. Кроме того, это должно быть такое время, когда вы не заняты какой-либо текущей работой. Например, не пытайтесь заниматься этим, если вы ведёте автомобиль по улице с интенсивным движением.
Но вы можете делать это, сидя в автобусе, в поезде или в автомобиле в качестве пассажира. Иными словами, для этой практики подходит любая ситуация, когда ваш ум не занят делами внешнего мира.
Техника выполнения
Вы можете создать свою собственную методику, поскольку здесь существует бесчисленное множество возможностей. Каждый раз, когда вы используете этот метод, выбирайте новую ситуацию, чтобы вспомнить и зрительно воссоздать её. Вот несколько предложений:
1. Вспомните свою недавнюю прогулку у реки. Вы одни. Закройте глаза и попытайтесь воссоздать в уме сцену, которую вы видели. Представьте перед своими закрытыми глазами реку и тропинку, деревья и траву, рыбок и птиц.
Постарайтесь увидеть, как все эти объекты попадают в поле вашего зрения, по мере того, как вы идёте. Ваша мысленная картина должны быть как можно более живой и близкой к тому, что вы действительно наблюдали. Старайтесь видеть всю сцену, но, в то же время, различать отдельные объекты — ветви деревьев, выражения лиц людей, которые вам встретились.
Вспоминайте, визуализируйте и снова переживайте каждую подробность.
2. Представьте себе, что вы ведёте машину или едете на велосипеде к дому своего друга.
Увидьте в уме дорогу и автомобили, движущиеся в том же или противоположном направлении.
Увидьте пешеходов, цвет неба, и ощутите тепло согревающих вас солнечных лучей.
Представляйте себе все это как можно подробнее, как если бы вы действительно это наблюдали.
3. Если вы читаете книгу, закройте глаза и попытайтесь увидеть ясную картину ситуации и окружающей обстановки, которые пытается описать и донести до вас автор книги.
4. Спокойно сидя в комнате, изучайте окружающие вас объекты и мебель. Внимательно наблюдайте, стараясь зрительно запомнить характер и расположение окружающей обстановки. Затем закройте глаза и зрительно представьте себе эту обстановку как можно подробнее.
Общее резюме
Как мы уже указывали, вы можете воссоздавать бесчисленное множество сцен — вы ограничены лишь своей собственной изобретательностью. Мы снова подчёркиваем, что эти практики поначалу могут оказаться более или менее трудными, но они будут становиться всё легче и легче по мере того, как вы раскрываете свои внутренние способности. Кроме того, эти занятия будут развивать вашу память, а также усиливать осознание и восприимчивость к окружающей среде. Большинство людей живут как бы с закрытыми глазами и мало осознают, что происходит вокруг, пока внезапно не вступают в конфликт со своим окружением, когда они вынуждены становиться бдительными. Например, если бы нас попросили вспомнить, что мы видели по пути с работы домой, сколь многие из нас смогли бы дать исчерпывающее описание? Лишь единицы. Эта практика развивает наше осознание окружающего мира[13].
Но помните, что главная цель этой техники — развить вашу способность по желанию создавать мысленные образы и избавляться от них.
Программа ежедневных занятий
Общая программа садханы должна включать в себя асаны, пранаяму и медитативные техники, выполняемые в правильной последовательности. Чтобы получать от занятий максимум пользы, необходимо выполнять все эти виды практики ежедневно в течение достаточного времени. Мы не ожидаем, что вы будете посвящать йоге все своё свободное время, однако на данном этапе следует ежедневно отводить для занятий как минимум полчаса — а желательно и больше.
Для тех, у кого достаточно времени, мы теперь предлагаем полуторачасовую программу. Вы можете выполнять её целиком в утренние часы или же разделить на две части и выполнять утром и вечером. Таким образом, утренние занятия будут заряжать вас бодростью на весь предстоящий день, а вечерние будут расслаблять и успокаивать, чтобы у вас был крепкий и освежающий ночной сон. В этом вопросе вам следует поступать по своему усмотрению.
Продолжайте практику пранаямы нади шодхана, описанную в Уроке 5(1).
Кроме того, следует продолжать делать анулому вилому и прана шуддхи, дополнив их уджайи пранаямой и кхечари мудрой(2).
Всякий раз, когда у вас есть свободное время, упражняйтесь в технике визуализации.
Программа 1: продолжительность 1 час 30 минут
Программа 2: продолжительность 1 час
Программа 3: продолжительность 45 минут
Программа 4: продолжительность 30 минут
Урок 7
Жил когда-то человек, слепой от рождения. Кто-то рассказал ему о том, как красиво солнце. Слепой заинтересовался, но был полон сомнений. Он сказал: «Что такое свет, о котором ты говоришь? Я не представляю, что бы это могло значить. Могу ли я услышать свет?» Его приятель ответил: «Нет, конечно, нет. Свет не производит никаких звуков». Слепой сказал: «Тогда дай мне попробовать его на вкус». «О, нет, — ответил его друг — нельзя почувствовать вкус света». «Ладно», — сказал слепец — «Так дай мне ощутить свет». «Это тоже невозможно», — заявил его собеседник. «Полагаю, что его запах я тоже не смогу уловить», — с циничной усмешкой произнёс слепой. «Да, это так» — сказал его друг. «Тогда как я могу поверить в свет ?! Для меня это миф, воздушный замок». Его приятель какое-то время подумал, и ему пришла в голову идея: «Пойдём, поговорим с Буддой. Я слышал, что он даёт сатсанг где-то поблизости. Я уверен — он сумеет помочь тебе пережить свет и понять его смысл».
Они отправились к Будде и спросили, как заставить слепого понять, что такое свет. Ответ Будды был весьма резок. Он сказал: «Даже сотня Будд не смогут объяснить этому человеку смысл света. Восприятие света — это личный опыт». Однако Будда понимал, что дефект зрения у этого человека был не слишком серьёзным, и его можно было излечить с помощью простой операции. Поэтому он устроил так, чтобы слепой отправился к человеку, который мог исправить его зрение. Через некоторое время он прозрел и впервые увидел свет. Он смог на собственном опыте понять, что такое свет, и воскликнул: «Теперь я верю, что свет существует. Я вижу солнце, луну, деревья и множество других вещей. Но это можно узнать только самому. Все описания, которые давали другие люди, не могли меня убедить, и они не могли передать смысл света. Только благодаря тому, что мне указали, как вернуть моё зрение, я способен понять все это на собственном опыте». Этот человек был переполнен радостью, вся его жизнь изменилась.
Дилемма этого человека сходна с тем затруднением, которое большинство людей испытывают в отношении духовной жизни. Многие люди слышат: Бог — то, Бог — это. Существуют многие тысячи описаний духовного опыта. Но на самом деле, эти описания бесполезны, точно так же, как описания света бесполезны для слепого. Единственное, что приносит пользу — это объяснение того, как вам самим обрести духовный опыт. Только когда слепой человек предпринял шаги, чтобы избавиться от дефекта зрения, он, в конечном итоге, стал способен видеть. Так же дело обстоит и с духовной жизнью. От многочисленных описаний духовного опыта, Бога и т.п. нет никакого толка. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это начать садхану, чтобы обрести этот опыт самому. Вы тоже познаете СВЕТ— духовный свет — на собственном опыте, подобно тому, как слепец, наконец, открыл для себя свет, когда к нему вернулось зрение. А когда у вас есть собственный опыт, в объяснениях нет необходимости. Они становятся совершенно излишними.
Тема 1
Очень многие нарушения здоровья напрямую связаны с плохой работой пищеварительной системы. Поэтому пищеварение оказывает непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь. Должно быть, вы сами замечали, что когда у вас проблемы с пищеварением, вы становитесь пессимистичными и раздражительными. И наоборот, здоровая пищеварительная система позволяет человеку быть оптимистичным и жизнерадостным. Короче говоря, система пищеварения может помогать или мешать нам жить полной жизнью. Именно поэтому йога подчёркивает, как важно поддерживать оптимальное здоровье этой системы. Мы не собираемся превращать эту книгу в учебник физиологии, но полагаем, что зная больше, вы будете склонны относиться к телу с большим уважением. Кроме того, лучшее понимание будет помогать вам более активно и радостно участвовать в повседневной жизни, что, разумеется, составляет одну из главных целей йоги. По этой причине мы вкратце обсудим функции пищеварительной системы.
Пищеварительная система и как она работает
Пища, которую мы едим, не может непосредственно усваиваться организмом. Сперва она должна подвергаться процессу преобразования в вещества, которые могут непосредственно всасываться в кровеносную систему, переносящую и распределяющую питание по всему телу. Этот процесс называется пищеварением. (Чтобы лучше понять последующий текст, обратите внимание на рисунок, где показана схема пищеварительной системы).
Процесс пищеварения начинается, когда пища попадает в рот. Полость рта играет в процессе пищеварения двоякую роль: в ней пища физически измельчается на более мелкие частички за счёт пережёвывания и одновременно смачивается слюной, выделяемой слюнными железами.
Пищеварительная система
Цифры показывают время, необходимое для того, чтобы первые частицы съеденной пищи достигли данной точки
Количество выделяемой слюны зависит от вкуса и вида пищи, а также