Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати

чересчур стараются сосредоточиться, чтобы медитировать. Однако сосредоточение не происходит легко или спонтанно, если ум в смятении. Поэтому, стараясь достичь сосредоточения, они напрягаются; вместо того, чтобы стать спокойными и расслабленными, они, по сути дела, создают еше большую напряжённость. В этих обстоятельствах невозможно медитировать. По этой причине мы не рекомендуем практикующим использовать интенсивное сосредоточение. Вместо этого, мы просим их как можно лучше осознавать объект или мысленный процесс. То есть, если ум склонен блуждать, не боритесь с ним — позвольте ему блуждать, но продолжайте осознавать объект или мысленный процесс. Таким образом, вы достигнете не только однонаправленности внимания, но и состояния умственного и физического расслабления.

В качестве объекта сосредоточения можно использовать множество вещей. Неважно что это, коль скоро этот объект способен легко удерживать ваше внимание. Вот несколько наиболее распространённых объектов: процесс дыхания; мантры, например, АУМ; изображение или мысленный образ великого мудреца или гуру; кончик носа; различные части тела или любой символ, который вас привлекает. В одной особенно хорошей практике используется осознание самого процесса мышления. Помните, что всё это только средства, которые ведут к медитации, а не сама медитация.

Мы лишь вкратце описали фундаментальный механизм пассивных медитативных практик. Это описание было очень общим, без каких-либо подробностей, поскольку практически все конкретные практики соответствуют этому основному методу или структуре. Наш ум на всех своих разных уровнях постоянно пребывает в состоянии болтовни. Обычно этот внутренний беспорядок, наряду с чрезмерно экстравертным образом жизни, не даёт нам заглянуть в собственный ум. Медитация — это метод раздвинуть завесы ума и проникнуть взглядом внутрь. Мы не способны говорить о самой медитации и можем обсуждать лишь практики, ведущие к ней. Большинство людей периодически испытывают состояние эмоционального смятения. Это серьёзная помеха для медитации. Так трудно в достаточной степени расслабиться и достичь однонаправленности внимания, даже когда мы одни. Нас постоянно одолевают заботы, неприязнь, ревность и многие другие эмоциональные возмущения, а их нельзя преодолеть одним махом. Необходимо время. Медитативные практики помогут достичь этой цели, но мы искренне советуем практикующему не забывать всё, что мы ранее говорили о расслаблении(1).

Медитативные практики представляют собой прекрасный метод противостояния проблемам, конфликтам и другим возмущениям, таящимся в обычно недостижимых уголках ума. Когда мы открыто встречаемся с этими отрицательными аспектами своего ума, они автоматически уменьшаются. Каждый человек может стать своим собственным психиатром и психотерапевтом. Все эти проблемы постепенно исчезают, и жизнь постепенно становится выражением радости и счастья. Наша жизнь преображается.

Очень легко может создаться неправильное представление о медитации и медитативных практиках. Каждый человек может познать радость медитации, однако это требует определённых усилий. Было бы крайне удивительно, если бы человек начал медитировать с первой попытки. Фактически, мы никогда не слышали, чтобы такое происходило. Для этого требуются регулярная, серьёзная практика и время. Необходимое время зависит от конкретного человека, его проблем, его способности к самоотдаче и других факторов. Но все усилия оправданы, причём в гораздо большей степени, чем что-либо другое, что вы, возможно, делали в своей жизни. Поэтому не надейтесь, что вы немедленно достигнете медитации, а упорно продолжайте занятия.

Все мы склонны скептически относиться к тому, чего мы не испытали на собственном опыте. Так мы устроены. В отношении медитации испытывать скепсис и недоверие гораздо легче, чем в случае многих других концепций, поскольку она представляет собой что-то неуловимое и не поддающееся описанию. Даже автор этих строк был настроен крайне скептически, когда его впервые познакомили с возможностями медитации. Ему было трудно постичь, как «просто закрыв глаза» можно добиться чего-то, кроме сна. Конечно, это естественная реакция. Лишь посредством личного опыта можно медленно, но верно, преодолевать такой наивный подход и сопровождающие его сомнения. Более того, мы подчёркиваем, что можно прочесть многие тома, посвящённые медитации, и по-прежнему не верить в её существование. Только личный опыт медитации, даже если это всего лишь её слабый проблеск, может заставить нас осознать силу, знание и радость, которые принадлежат нам от рождения.

Тема 5

Медитация. Правила практики

Чтобы пережить состояние медитации, необходимо придерживаться нескольких основных правил подготовки и практики. Следующие общие рекомендации предназначены для тех, кто ещё не знаком с медитацией, но стремится выяснить для себя, что это такое. Отсутствие подготовки может препятствовать успешному продвижению к цели, особенно на ранних этапах. Поэтому важно при всякой возможности максимально тщательно соблюдать перечисленные ниже правила.

Время. Лучше всего ежедневно проводить занятия в одно и то же время. Эта регулярность создаёт привычный распорядок, благодаря которому ум и тело будут подготовлены к практике.

Лучшее время для занятий — раннее утро или вечер, перед тем как ложиться спать. В действительности, самое благоприятное время приходится на промежуток между четырьмя и шестью часами утра. В Индии эти утренние часы называют брахмамухурта и считают их наиболее способствующими медитации. В это утреннее время ум и тело, как правило, сильнее всего расслаблены. Кроме того, это самое спокойное время суток, когда наименее вероятно отвлекающее действие внешних факторов. Обычно в эти часы вас ещё не одолевают повседневные проблемы.

Необходимо заниматься либо до еды, либо через несколько часов после неё. Трудно расслабляться с полным желудком. Если вам приходится заниматься после еды, старайтесь есть умеренно.

Продолжительность. Некоторые люди, горя энтузиазмом, сразу начинают с очень продолжительных занятий. Однако, этот энтузиазм, как правило, постепенно улетучивается. Например, человек может решить заниматься по часу ежедневно. На следующий день это время сокращается по любой имеющейся уважительной причине. На третий день практика будет ещё короче, а на четвёртый он может и вовсе от неё отказаться. Гораздо лучше начинать с продолжительности, которую вы легко можете выдерживать ежедневно. Даже пятнадцать минут ежедневной практики лучше, чем заниматься час в первый день, полчаса во второй, и вовсе не заниматься в третий. Будьте реалистами, выбирая период времени, который вы можете уделять своей практике. По мере продвижения вперёд, постепенно увеличивайте этот период в соответствии со своими потребностями. Важно не считать практику обузой; скорее, её следует воспринимать как время развлечения.

Сидячая поза. Используйте предписываемые медитативные асаны(1).

Место для занятий. Для занятий выберите чистое и тихое место. Оно должно быть хорошо проветриваемым, но без сквозняков. Здесь должно быть сухо, но не жарко. Не сидите на холодном полу. Постелите на пол коврик или одеяло. Вокруг вас должно быть достаточно свободного пространства, чтобы вам не мешала мебель или какие-нибудь другие близко расположенные предметы. Старайтесь каждый день заниматься в одном и том же месте.

Одежда. Одежда зависит от климатических условий; однако она должна быть как можно легче, насколько это позволяют обстоятельства. Кроме того, одежда не должна быть тесной или как-либо мешать процессу дыхания.

Если в помещении много мух, москитов или других насекомых, укутайтесь простынёй или лёгким одеялом, чтобы не подпускать их. Людям, живущим в жарком климате, можно укрываться под противомоскитной сеткой. Это важно, поскольку очень трудно заниматься должным образом, когда вокруг жужжат мухи и москиты.

Сон. У большинства людей естественным следствием расслабления становится сон. Однако, медитативные практики предназначены вовсе не для этого. Кто-то может начать вставать раньше, чем обычно, чтобы заниматься йогой. Таким людям особенно часто оказывается трудно сохранять бодрствование. Старайтесь не засыпать, поскольку если это происходит, вы просто напрасно теряете время, поднимаясь рано. Если вам хочется спать, лучше оставаться в постели. Есть различные способы преодоления этой склонности ко сну: можно раньше ложиться вечером и/или принимать душ перед занятиями и всякий раз при появлении признаков сонливости. Холодный душ — это более радикальное, но и более эффективное средство. Существует альтернативный метод, который требует большего времени и действует дольше — это самовнушение. То есть, вы внушаете себе перед занятиями и в течение всего дня, что вы не будете засыпать в процессе медитативной практики. Если вы говорите убеждённо, эта мысль укоренится в подсознании.

Возможно, самый лучший способ предотвратить засыпание в ходе медитативной практики состоит в том, чтобы делать перед ней асаны и пранаяму. Эти техники прекрасно подходят для достижения обострённого бодрствования. Наряду с этим, они одновременно вызывают расслабление комплекса ум-тело. Благодаря этому, они позволяют максимально эффективно использовать медитативные техники. Вот почему мы рекомендуем асаны и пранаяму в качестве обязательного элемента вашей программы занятий йогой.

Некоторые люди чувствуют сильное утомление после медитативной практики. Это в точности противоположно тому, чего следует ожидать. Медитация должна вызывать расслабление и отдых. Если этого не происходит, можно с уверенностью сказать, что вы занимаетесь неправильно. Скорее всего, вы слишком стараетесь сосредоточиться, вместо того, чтобы просто осознавать, позволяя уму блуждать. Не сражайтесь и не боритесь с умом, словно это враг, которого следует подчинять себе силой. Обращайтесь с ним в большей степени как с другом, стараясь уговорить его мягким убеждением. Медитация должна быть источником радости. Это время, когда мы настраиваемся на более глубокие аспекты своей природы. Это не может приводить к усталости. Если вы всё же устаёте, проверьте, не допускаете ли вы ошибок в своей практике.

Оптимизм и пессимизм. Многие надеются пережить медитацию в самый первый день своей практики. Это крайне маловероятно. Следует просто упорно заниматься и принимать всё, что происходит. Даже если вы, быть может, не почувствуете опьяняющей радости медитации, у вас, несомненно, будет много других полезных приобретений, в том числе, психологическая уравновешенность и непринуждённое отношение к жизни.

Временами вы будете приходить в уныние и сомневаться в том, что говорят о медитации. Вам будет казаться, что вы, быть может, понапрасну тратите время, гоняясь за «воздушными замками». У всех в то или иное время бывает такое ощущение. Не отчаивайтесь, ибо трансцендентальный опыт медитации принадлежит всем нам от рождения — это сокровище жизни, ожидающее, пока мы его найдём.

Физическое расслабление. Одно из главных препятствий, которые необходимо преодолевать в медитативных практиках — это физическая боль, скованность и общее напряжение. Необходимой предпосылкой медитации является способность забывать о физическом теле. Это невозможно, если вы постоянно осознаете боль или ломоту. Существуют разнообразные методы последовательного расслабления всего тела. Лучший из них — выполнение серии асан перед началом медитативной практики. По существу, асаны специально предназначены для этой цели.

Если вам некогда заниматься асанами, есть превосходный способ достижения достаточного расслабления тела за короткое время. Он состоит в использовании наукасаны(2). Наукасана ненадолго напрягает все тело, а затем снова его расслабляет. Повторите её несколько раз. Это прекрасный метод быстрого достижения физического расслабления. Он основан на том, что после подчёркнутого физического напряжения тело склонно стремиться к противоположной крайности, то есть, расслаблению.

Есть ещё один метод, который предусматривает поочерёдное максимальное напряжение различных частей тела. Лягте на спину в шавасане(2). Направьте своё осознание на правую ногу

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать онлайн