Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати

других основных потребностей. Иногда эти инстинкты так сильны, что подчиняют себе весь остальной ум. Из этой области ума происходят наши комплексы, фобии, конфликты и другие психологические проблемы, которые способны делать нашу жизнь несчастной. Как правило, эти навязчивые состояния связаны с сильными эмоциями. Это хранилище влечений, которые мотивируют большинство наших действий.

Рациональный ум. Это часть ума, которой мы обычно руководствуемся в своих действиях в состоянии бодрствования. Она наиболее доступна для нашего осознания. Это источник рационального мышления, так как именно здесь накапливаются и хранятся данные повседневного опыта. Кроме того, здесь осуществляется анализ поступающих данных и их сравнение с информацией, хранящейся в памяти, в результате чего в сознательном восприятии возникают логические выводы или мысли. По существу, те мысли, которые у нас есть в данный момент, вероятно, происходят из этой области ума. Это часть ума, которая решает проблемы и даёт нам ответы, когда они нам требуются. Большая часть этого решения проблем происходит без участия нашего осознания. Например, многие из нас сталкивались с вопросами, на которые в определённый момент не могли найти ответа, однако мы не знали о том, что рациональная часть ума занимается этой проблемой, пока, позднее, ответ внезапно не вспыхивал в нашем сознательном восприятии. Или же человек пытается вспомнить чьё-либо имя и не может, а потом оно внезапно всплывает в памяти в какой-то последующий момент. Это работа рационального или логического ума.

Озаряющий ум. Эту часть часто называют областью сверхсознания или гения. Именно отсюда происходят вспышки интуиции или озарения. Без этой области великие художники не могли бы создавать свои шедевры, а учёные — понимать феномены вселенной. Это отсюда великие святые и йоги получали свои откровения, более глубокое знание, блаженство и трансцендентальный опыт.

Очень немногие люди осознают эту часть ума. Обычно мы скованы цепями рационального и низшего ума. К сожалению, психологи прошлого, как правило, оставляли эту область без внимания. Лишь недавно интерес к ней начал расти. Например, известные психологи Франкл и Маслоу заложили основы психологии высот и глубин и предприняли важные шаги в научном исследовании этого аспекта ума.

Коллективное бессознательное. На эту область ума внимание психологов обратил Юнг. Это та часть ума, где содержится полная запись нашего эволюционного прошлого. Это сфера невообразимой и неизмеримой глубины, в которой хранится информация и сведения о делах наших предков. Это хранилище архетипов, которые накапливались или, возможно, управляли нами на протяжении миллионов лет, хотя, пожалуй, определения с точки зрения времени тут не применимы. Некоторые люди считают его эквивалентом истории сотворения и существования вселенной. Короче говоря, это бесконечный план внутреннего и внешнего космоса. В действительности, вопрос о том, находится ли коллективное бессознательное снаружи или внутри, остаётся спорным, как мы показали в обсуждении атомного и бесконечного ума. Безусловно, это именно то, что связывает всех нас воедино.

Мы снова подчёркиваем, что эта классификация — только средство для описания ума. Она не претендует на то, чтобы показать, каков ум на самом деле, ибо это невозможно.

Низший и рациональный аспекты ума содержат признаки, определяющие нашу индивидуальную личность. С другой стороны, сверхсознание и коллективное бессознательное надличностны. То есть, они превосходят индивидуальность и составляют нашу общую основу. В действительности, сверхсознательную область, вероятно, можно считать неотъемлемой частью коллективного бессознательного, однако мы разделили их для удобства описания. Сверхсознательная сфера — это та часть коллективного бессознательного, из которой мы получаем самые возвышенные озарения. Всё остальное коллективное бессознательное содержит накопленный опыт бытия — как прекрасное, так и уродливое, и то, что актуально, и то, что не имеет значения для нашей жизни. Конечно, все это субъективные реакции, поскольку на самом деле коллективное бессознательное по своей природе нейтрально; это не более чем запись того, что происходило, и того, что есть. Это голос вселенной, лишённый личных предпочтений. Он определяется в качестве хорошего или плохого только нашими индивидуальными вкусами, симпатиями и антипатиями.

Читателю ни в коем случае не следует предполагать, что коллективный бессознательный и сверхсознательный аспекты ума чётко ограничены и расположены в определённом месте. В каком то смысле они везде: под, над, внутри и вне; они выходят за пределы индивидуального ума.

Кроме того, существует все большая тенденция полагать, что коллективное бессознательное (космический разум) содержит в себе не только отпечаток прошлого, но и план будущего. Таким образом, каждый из нас потенциально способен осознавать не только наше наследственное прошлое, но и будущее, то, что произойдёт. Мы не просим вас в это верить, но этим легко объясняется распространённый феномен предвидения. Человек, который предсказывает будущие события, просто умеет осознавать эту конкретную часть коллективного бессознательного.

Читателю также не следует думать, что между личностным и безличным аспектами ума существует жёсткое разграничение. На самом деле, такого деления не существует; они незаметно переходят друг в друга, подобно тому, как земная атмосфера постепенно переходит в окружающее космическое пространство.

Медитация и озарение различных уровней ума

Посвятив много времени и места попытке описания подходящей концепции или модели ума, мы теперь перейдём к рассмотрению медитации, и её взаимосвязи с различными психологическими явлениями

Цель медитации — направить наше обычно экстравертированное осознание вглубь областей ума. Представим себе личностные (то есть, инстинктивный и логический) уровни ума в виде стены. Нижняя часть стены изображает инстинктивный ум, а верхняя частьрациональный ум. Область вне стены соответствует надличностному уму: сверху находится сверхсознательный ум, а снизу — коллективное бессознательное. Сейчас ночь, так что вы не видите стену и окружающее её пространство; однако у вас есть фонарик, луч которого представляет ваше осознание. Луч имеет небольшой диаметр и потому освещает не всю стену и окружающее пространство, а только маленький участок поверхности. Во время обычного бодрствования луч нашего осознания освещает только рациональную часть ума или верхнюю часть стены. Поэтому на протяжении своей жизни мы действуем преимущественно на рациональном уровне. Наше осознание переходит от одной мысли к другой, но остаётся в пределах рационального ума.

Во время медитативных практик цель состоит в том, чтобы направить луч осознания вниз, чтобы он освещал низший ум или даже надличностный ум за пределами поверхности стены. Многие люди, немного продвинувшись в медитативной практике, начинают видеть гротескные видения и призраков, чудовищ и демонов, либо лицом к лицу сталкиваются с глубоко укоренившимися конфликтами, комплексами и фобиями. Они бывают крайне удивлены и нередко расстроены, когда видят эти феномены, поскольку ранее не знали и не представляли, что они существуют у них в уме.

В этом состоянии свет осознания направлен вниз, на низший уровень ума — инстинктивный ум. Осознание покидает своё обычное поле действий и начинает высвечивать нашу инстинктивную природу, с её желаниями, маниями, ненавистью и предубеждениями. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлением наших глубинных проблем, всплывающих на поверхность в виде эмоциональных вспышек, гнева, депрессии, беспокойства и многих других стрессовых реакций. Однако мы обычно не знаем их источника или первопричины. Когда наше осознание исследует низший ум, мы сталкиваемся с корнями этих проблем. Когда они известны, от них можно освободиться; в действительности, они пропадают сами собой.

Прежде чем можно будет превзойти низший ум и направить луч осознания за пределы стены, или личностного ума, необходимо полностью исчерпать эти возмущения. Следует освободить низший ум от хаоса и ненужного мусора. Низший ум как бы притягивает осознание, как магнит притягивает железные опилки; он как будто принуждает осознание исследовать и очищать его. Или, скорее, низший ум действует как завеса, которая не даёт нам видеть более глубокие аспекты ума. Лишь когда рассеивается этот туман проблем, мы становимся способны переживать запредельное.

Лишь когда луч осознания направлен за пределы стены, на бессознательную и сверхсознательную области, начинается подлинная медитация. Мы превосходим как рациональное, так и инстинктивное мышление. Мы вступаем в сферу надличностного опыта — сферу переживаний наших предков и интуитивных вспышек вдохновения. Это мир за пределами слов, не поддающийся рациональному объяснению. Только личная встреча может убедить вас в его подлинности.

Высшей точкой медитации становится просветление, когда человека затопляет свет истины, и он познает радость познания, известную мудрецам всех веков; когда он постигает реальность, лежащую в основе всего сущего, а также свою собственную подлинную сущность и сущность других людей. Он понимает, что основу всего бытия составляет Я, и что в каждом из нас заключено бесконечное количество знания и энергии.

Внутренний и внешний мир

Пассивные техники медитации позволяют человеку погружаться во внутренние глубины ума. Чем в большей степени он очищает свой низший ум, тем счастливее становится во взаимодействии с внешним миром в повседневной жизни, достигая гармонии с внешними событиями вместо того, чтобы бороться с ними. На смену постоянной напряжённости приходит спокойствие.

Чем глубже человек проникает во внутренние области, тем больше он способен видеть реальность во внешнем мире. Он понимает, что на самом деле, нет почти или вовсе никакого различия между внешней и внутренней сферами бытия. Различие только кажется существующим из-за нашего логического мышления и отсутствия понимания нашей подлинной сущности. Не кто иной, как Христос говорил:

«Когда внешнее становится внутренним, приходит знание Царствия Небесного».

У многих людей существует ошибочное представление, что интроспективные по своей природе медитативные практики уводят человека от участия в повседневных делах. Это далеко не так. На самом деле, происходит прямо противоположное — внешние действия человека, то есть, поверхностные проявления его внутренней сущности, становятся гораздо более мощными и значительными. Чем глубже он проникает во внутренние области, тем сильнее выражает себя во внешней деятельности. Вся его жизнь, работа, игра и т.д. пронизана радостью, эффективностью и силой. Человек становится способным на такое, что раньше казалось ему выходящим за пределы возможностей. Знание внутреннего ведёт к знанию внешнего. Более высокое осознание внутреннего мира ума ведёт к более высокому осознанию окружающего внешнего мира.

Со временем пассивные медитативные техники становятся излишними. В них нет необходимости, когда человек постоянно живёт в состоянии медитации. Вся его деятельность становится постоянным, радостным и спонтанным опытом медитации. Больше не существует никакого конфликта между внутренним и внешним миром.

Знание и медитация

Существуют различные виды знания. Знание, которым обладает большинство из нас — это рациональное знание, которое происходит от логической области ума. Мы почти всегда руководствуемся в своих действиях этой частью ума и считаем рациональное знание высшей и единственной формой знания. В самом деле, люди во всём мире чуть ли не поклоняются интеллектуальному знанию, однако это всего лишь относительное знание, основанное на ограниченном количестве фактов и цифр. Из них мы выводим теории, понятия и другие идеи. Так происходит мышление в науке, технологии и философии.

Каждый из нас совершает ошибку, допуская, что ответы, основанные на логическом знании,

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать онлайн