Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати

потребуется несколько дней или недель.

Стадия 3: осознавание дыхания

Пристально смотрите на внутренний образ. Кроме того, вы должны одновременно осознавать своё дыхание.

Выполняйте уджайи пранаяму и кхечари мудру(3). При вдохе следует представлять, что поток воздуха движется от точки между бровями по направлению к затылку. В то же самое время осознавайте звук дыхания, вызываемый уджайи пранаямой.

При выдохе вы должны стараться ощущать, что воздух движется от затылка вперёд, к точке между бровями. Кроме того, вы должны представлять себе и ощущать, что образ движется назад и вперёд.

На вдохе чувствуйте звук и движение воздуха назад, а также, что образ почти затягивается назад.

Затем вы делаете выдох; осознавайте звук и движение дыхания вперёд, одновременно чувствуя, что образ почти выталкивается вперёд. Постарайтесь делать это в каждом цикле дыхания. Поначалу это трудно, но по мере практики становится всё легче и легче.

Со временем, вы почувствуете, что для дыхания, в каком-то смысле, совершенно естественно двигаться в голове туда и обратно.

Продолжайте действовать в том же духе, по меньшей мере, 10 минут или дольше.

Стадия 4: всматривание в образ

Теперь прекратите выполнять уджайи пранаяму, кхечари мудру, а также осознавание дыхания и сопровождающего звука.

Вам нужно начать исследовать природу образа. Вы должны попытаться проникнуть через внешнюю реальность внутреннего образа.

Пристально вглядывайтесь в образ и старайтесь исследовать его очертания и сущность.

Вглядывайтесь в пламя свечи, как будто вы что-то ищете. Увидьте фитиль в середине пламени. Постарайтесь всмотреться в глубину пламени. Попытайтесь увидеть и почувствовать, как аура пламени проникает в ваш ум.

Воспринимайте как можно больше подробностей. Почувствуйте, как сфокусированный луч вашего осознания исследует пламя в попытке открыть его более глубокий смысл. Какова природа пламени?

Какая более глубокая сущность кроется за тем, что вы можете видеть?

Продолжайте действовать в том же духе по меньшей мере 5 или 10 минут, либо до конца практики.

Чем дольше вы занимаетесь, тем лучше, особенно если у вас получается исключительно ясный внутренний образ. Затем дайте образу исчезнуть и осознавайте только точку между бровями. И когда вы будете готовы, откройте глаза.

Создание образа

Наиболее трудная часть этой техники — создание внутреннего зрительного образа и его последующее удержание в точке между бровями в течение длительного времени. Ниже дано описание метода, который может быть полезен в качестве вспомогательного средства при формировании внутреннего образа. Закройте глаза.

Вообразите, что вы выполняете внутреннюю тратаку. Мысленно представьте себе всю свечу, её пламя и даже стол или стул, на котором она стоит.

При необходимости, вы даже можете вообразить самого себя, сидящего перед свечой.

Когда у вас получится достаточно отчётливый зрительный образ, медленно уменьшайте поле зрения, постепенно сводя его к одному лишь пламени.

Продолжайте делать это до тех пор, пока вы не будете видеть только свечу и пламя.

Это будет приемлемый внутренний образ для антар тратаки. Многие люди считают, что это самый лёгкий метод создания объекта осознания при внутренней тратаке. Разумеется, вы можете использовать эту же процедуру для любого другого объекта, который выберете, особенно если вы предварительно занимались внешней тратакой в течение нескольких недель. Когда вы, наконец, сможете без труда создавать внутренний зрительный образ, вы должны быть способны удерживать его в точке между бровями. Для этого потребуется некоторое время, но при упорных занятиях такая способность будет постепенно развиваться.

Продолжительность занятий

Постарайтесь заниматься, по меньшей мере, полчаса в день, или больше.

Благотворное действие

Полезные свойства этой практики те же, что были перечислены для первого этапа тратаки, хотя выражены гораздо сильнее(1).

В обычном состоянии бодрствования на нас постоянно действует поток чувственных впечатлений из внешнего мира. К ним добавляется множество мыслей, возникающих в подсознании, нередко, в ответ на отрицательные эмоции и реакции на внутренние и внешние события. Вследствие этого огромные силы и потенциал ума не используются. Взамен, ум действует на крайне низком уровне по сравнению со своими полными возможностями. Его энергия рассеивается во всех направлениях. Тратака прекращает эту непрерывную бомбардировку ума за счёт сосредоточения внимания или поля осознания в одной точке. В результате, мы становимся способны осознавать потенциал ума, поскольку в идеальных условиях сосредоточения он проявляется спонтанно. Кроме того, тратака представляет собой метод объединения энергии ума, чтобы её можно было направить на какие-то полезные материальные, психологические или духовные цели.

Объединение со вторым этапом тратаки

Метод, который мы только что описали, можно также легко и эффективно сочетать со вторым этапом тратаки. Фактически, те, кто захочет так поступать, смогут получить от этого сочетания огромную пользу — это особенно относится к тем, кому трудно создавать отчётливый внутренний образ. В частности, процесс «всматривания», описанный на четвёртой стадии, можно приспособить для использования во внешней тратаке. Мы предоставляем читателю самому выбрать систему или сочетание, которые ему больше всего подходят.

Программа ежедневных занятий

В этом уроке мы предложили более конкретные способы искоренения психологических проблем, в частности, медитативные техники в целом, а также методы десенсибилизации и самовнушения. Эти методы предназначены для практического применения, а не просто для теоретического ознакомления, и потому мы настойчиво призываем вас использовать их на деле. Последовав нашему совету, вы сможете достичь удивительных перемен в своей жизни.

Постарайтесь делать сутра нети вместе с джала нети(1), желательно — раз в неделю, скажем, в выходные, когда у вас больше свободного времени.

Практикуйте бхучари мудру, когда оказывается, что вам в течение какого-то времени нечем занять своё внимание. Вместо того, чтобы читать газету, делайте бхучари мудру — она гораздо лучше успокаивает.

Если вы считаете, что вам требуется больше времени для занятий йогой, сделайте честную попытку вставать по утрам на полчаса раньше. Это важно, поскольку вы сможете начать серьёзно практиковать медитативные техники, в частности, тратаку.

Продолжайте делать тратаку и пранаяму, как описано в этом уроке.

Программа 1: продолжительность 1 час 30 минут

Программа 2: продолжительность 1 час

Программа 3: продолжительность 45 минут

Программа 4: продолжительность 30 минут

Урок 11

Когда три бандхи (джаландхара, уддияна и мула бандха) выполняются в совершенстве, речака и пурака (вдох и выдох) прекращаются, поток ощущений очищается и наступает кевала кумбхака. Поэтому видья (чистое знание) переживается в виде кевала кумбхаки. Вышеуказанную практику следует выполнять, фиксируя внимание в анахата чакре с полным осознанием до тех пор, пока, наконец, дыхание и ум не становятся неподвижными. Именно там и тогда переживается спонтанная кумбхака, известная как кевала кумбхака. В учении хатха-йоги описаны бесчисленные разновидности кумбхаки, но ни одна из них не может сравниться с кевала кумбхакой, поскольку ни в одной другой кумбхаке прана не становится неподвижной.

Йогатаравали 8/9/10 (Адишанкарачарья)

Тема 1

Устранение психологических проблем (часть 3)

Как ни странно, многие люди считают тревогу или психологическую неудовлетворённость[34] первым шагом, прелюдией к поискам более высокого осознания или духовной жизни. В этом представлении и в самом деле есть немало истины, поскольку лишь чувствуя недовольство, пустоту и отсутствие счастья, человек всерьёз начинает искать в своей жизни что-то более осмысленное. Нередко тревога в виде ощущения неопределённости человеческого бытия служит движущей или мотивирующей силой, которая побуждает людей стремиться к более высоким состояниям сознания, и в конечном итоге к просветлению. Без той или иной формы тревоги человек самодовольно купается в ненадёжном мире невежества. Для большинства людей неудовлетворённость становится стимулом для того, чтобы попытаться найти «истину», если, конечно, она вообще существует. Другие становятся на путь к более высокому осознанию по какой-то другой причине, возможно, для того, чтобы избавиться от физических проблем, научиться лучше владеть собой, и т.п. Но, в действительности, причина, в своей основе, одна и та же — а именно, неудовлетворённость существующим положением дел, статусом кво, и стремление к чему-то большему. Так что в этом смысле психологические проблемы можно оценивать положительно, как мотивирующую силу, которая заставляет людей отказываться от привычных шаблонов и искать новые средства самовыражения и более мудрый и радостный образ жизни[35].

Поэтому ваше ощущение неудовлетворённости или отсутствия счастья, даже если это лишь слабый шёпот, едва слышный на фоне шума и суеты повседневной жизни, в определённом смысле, оказывает вам услугу. Оно даёт толчок, который уводит вас от привычной рутины и шаблонов мышления, стимулирует поиск новых интересов. Большинство людей устремляют свою энергию исключительно на мирские интересы. Они полностью растрачивают себя, хотя могли бы использовать, по меньшей мере, часть своей энергии для более положительных целей, а под этим мы подразумеваем внутреннее исследование и развитие. Разумеется, мы не говорим, что вам не следует действовать в мире, поскольку это часть жизни. Вы должны исполнять свою роль на сцене мира как можно лучше, но в то же время каждому человеку следует направлять какую-то часть своей энергии во внутренний мир. Полчаса ежедневных занятий йогой послужат для вас началом и способом, позволяющим установить непосредственную связь со своими нераскрывшимися потенциальными возможностями и ресурсами.

Именно чрезмерное потакание бессмысленным влечениям повседневной жизни не даёт вам обратить своё внимание внутрь и осознать невероятные глубины своего существа. Вы начинаете всерьёз задумываться о самоисследовании, только когда что-то разлаживается в ваших отношениях с внешним миром, или когда вам чего-то не хватает. Несмотря на то, что ваши проблемы могут причинять вам много страданий, в каком-то смысле, они — ваши лучшие друзья, ибо они будут принуждать вас, подталкивать вас к поиску новых уровней опыта, которые в настоящее время лежат полностью за пределами вашего понимания. Они будут заставлять вас искать сферы бытия, которые вы сейчас не можете даже вообразить. Мы не называем их невозможными, поскольку невозможное человек всё равно в состоянии вообразить; мы имеем в виду уровни за гранью невозможного, поскольку они выходят за пределы существующих понятий.

Поэтому вам следует ежедневно посвящать какое-то время интроспекции, по возможности, отрешившись от всех обязанностей, дел и интересов повседневной жизни. В течение этого времени старайтесь отыскать глубинные проблемы, которые делают вашу жизнь во внешнем мире несчастной, и, в конечном счёте, обрести опыт, о котором без конца говорят мистики. Просто пытаться заглянуть в себя во время занятий йогой не так легко, поскольку вы привыкли постоянно укрываться в повседневных проблемах и интересах, вместо того, чтобы открыто взглянуть себе в лицо. Но настойчивость и регулярная практика позволят вам научиться достигать большего расслабления и постепенно устранять подсознательные проблемы, а затем и действительно использовать свои внутренние ресурсы. Всё, что вам нужно — это старание, упорство и сильное желание. Во время медитативных практик вам, вероятно, покажется невозможным сидеть на одном месте больше нескольких минут, не испытывая сильного побуждения встать и что-либо сделать. С самого рождения вас приучали всё время что-то делать. Будьте настойчивы, и эти тенденции будут ослабевать. Постепенно вы преодолеете свою привычную склонность теряться в постоянном потоке внешних дел и стремлений. Медленно, но верно, вы будете встречаться лицом к лицу

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать онлайн