тревожных ситуациях. Это достаточно легко делать во время асан, пранаямы и т.д., но в ходе повседневной деятельности требуются усилия и опыт.
Как мы уже указывали, отсутствие счастья в жизни в значительной мере обусловлено чрезмерным отождествлением с телом, эмоциями и умом. То же справедливо и в отношении излишнего отождествления со своей работой или ролью в жизни. В качестве метода достижения уравновешенности в жизни необходим процесс разотождествления.
Довольно странно, что когда людей спрашивают, кто они, ответом чаще всего бывает «я инженер», «я врач», «я секретарь» или, возможно, «я домохозяйка». Они отвечают в соответствии с тем, с чем они отождествляются в жизни, с тем, каковы их работа, роль или род занятий. Некоторые ответы могут содержать сочетание определений — например, жена, мать и секретарь по роду работы. Но всё это говорит не о том, кто они на самом деле, а лишь о том, чем они занимаются.
Рассмотрим пример, который показывает, как такое отождествление может вести к психологическим конфликтам и отсутствию счастья. Возьмём актёра — он полностью отождествляется со своей ролью актёра: красивая внешность, обаятельная личность, мужественный и мелодичный голос. Он изо всех сил старается поддерживать себя в хорошем состоянии, в соответствии со своей ролью. Возможно, он даже делает упражнения, чтобы оставаться в хорошей форме. И всё же, природа неизбежно берёт своё, и с годами он замечает, что его молодость исчезает. Он болезненно осознает, что утрачивает свои отличительные качества актёра. Его физическое состояние ухудшается, лицо перестаёт выглядеть свежим, голос теряет свою глубину. Вероятно, он каждый день смотрится в зеркало — под конец, возможно, часами — приходит в уныние и даже может предпринимать тщетные попытки задержать упадок и противодействовать старению с помощью подтяжки лица и т.п. Он впадает в депрессию, видя, как у него на глазах исчезает его представление о себе. Он даже может испытать эмоциональный срыв и начать думать о самоубийстве. Его чрезмерное отождествление со своей моложавой и красивой внешностью даёт откат, причиняя ему глубокое чувство несчастья и отчаяния.
Это крайний пример, но, по существу, именно по этой причине мы и выбрали его в качестве иллюстрации. Однако, читатель должен согласиться, что в нём немало истины, если вспомнить, сколько актёров и актрис действительно покончили с собой. В то же время, такое чрезмерное отождествление происходит в жизни почти каждого человека. Возьмём мать семейства: она отождествляется со своей ролью и видит в себе только мать и больше ничего. Однако со временем, её дети, вероятно, покинут дом, как птенцы покидают гнездо. Если она полностью отождествилась со своей ролью матери, то будет очень несчастной. То же справедливо в отношении всех ролей, которые человек принимает в жизни; если он чрезмерно отождествляется с ними, то, безусловно, будет испытывать страдание и эмоциональное расстройство, когда роль заканчивается или меняется.
Отождествление с телом, эмоциями и умом — настолько повсеместное явление, что люди никогда или почти никогда не ставят его под сомнение. Человек говорит: «Я хочу пить», когда это в действительности означает «тело хочет пить». «Я» чрезмерно отождествляется с телом. Человек говорит: «Я сердит» или «я подавлен», когда в действительности все это испытывает его эмоциональная система. Он говорит: «Я считаю, что два плюс два равно четырём», но на самом деле так считает рациональная область его ума. И так далее. Хотя эти отождествления связаны с ограничениями языка, тем не менее, очевидно, что мы чрезмерно отождествляемся со своими функциями, а не со своим подлинным Я. Мы не требуем от вас, говорить по-другому — просто осознавайте, что вы постоянно создаёте ложные отождествления. Хотя строение нашего языка вынуждает вас постоянно формулировать такие отождествления, не связывайте себя с ними в более глубоком смысле.
Вполне возможно отчётливо наблюдать деятельность тела, эмоций и ума, оставаясь зрителем. Если вы никогда этого не переживали, то упустили нечто очень поучительное. Существует что-то более постоянное и неизменное, осуществляющее это наблюдение. Тело, эмоции и ум — это просто инструменты чего-то более глубокого, и они, безусловно, не являются вашим подлинным «Я». «Я» — это то, что свидетельствует, и именно с ним следует отождествляться. Если вы способны это делать, то ваши тело и ум будут действовать более эффективно, не стеснённые предубеждениями, страхами и т.д. Вы достигнете удивительного физического и душевного здоровья.
Поэтому, если вы хотите достичь большей уравновешенности и двигаться вместе с потоком жизни, не пребывая в состоянии непрерывной борьбы с воздействиями окружающей среды, вы должны сознавать, что ваши роли в жизни — это только действия, и ничего больше. Они — не вы. Вы должны продолжать их выполнять, но смотрите на них реалистично. Считайте себя актёром, исполняющим роли. Ваше глубинное Я, или ваша природа, будет аудиторией, в то время как тело и ум будут играть роли.
Затем, вы должны постараться разотождествиться со своим телом, своими эмоциями и личностным умом. Вам следует их осознавать. Это нелегко и поначалу будет только на интеллектуальном уровне, но по мере практики вы обнаружите, что отождествляетесь с ними всё меньше и меньше. Это неудивительно, поскольку свидетель — это сознание. Вы ничего не создаёте, а просто позволяете тому, что уже есть, заново утверждать себя в вашем существе[37].
Есть много техник для очищения ума и достижения безмятежности. В психотерапии используются метод первичных ассоциаций, истолкование сновидений, зрительные ассоциации, гипноз и т.д. Мы рассмотрели те методы, которые считаем наиболее практичными и эффективными. Не совершайте ошибку, полагая, что этим исчерпывается тема очищения ума, поскольку вся йога направлена на достижение этой конечной цели.
В первой части мы упоминали об основной проблеме отсутствия смысла жизни(1). По мере продвижения вперёд в практике йоги, эта проблема, безусловно, будет рассеиваться и исчезать. Но вы должны убедиться в этом на собственном опыте и не принимать наши слова на веру. Есть и ещё один фактор. Мы настоятельно советуем вам следовать в жизни собственному призванию. Старайтесь в работе или в досуге как можно полнее выражать свои таланты — художественные, организаторские и т.п. — поскольку это тоже помогает избавляться от психологических конфликтов, ибо человек оказывается захвачен потоком сосредоточенной деятельности. Когда вы движетесь в потоке, вас не заботят завихрения или препятствия у берега.
На самом деле, мы считаем внешнее самовыражение необходимой частью освобождения от психологических проблем и частью йогической жизни в целом. Но это, по мере возможностей, должна быть карма-йога, бескорыстное действие, чтобы человек не становился слишком эгоцентричным или озабоченным самим собой(2).
И в прошлом, и в наше время человек уделял большую часть внимания овладению внешними событиями, мало заботясь о том, что происходит у него внутри. Именно поэтому у него так много проблем, ибо для достижения спокойствия ума и более высокого осознания необходимо знание внутренней среды. Необходимо поступательное движение к гармонии как во внешнем, так и во внутреннем мире. Следует постепенно очищать подсознание от внутренних проблем. Любое более высокое осознание ускоряет этот процесс, пока человек не удаляет из своего ума всю накопившуюся «пыль» прошлого обусловливания и препятствий. И тогда вы узнаете, что имел в виду Христос, говоря о «покое, который недоступен пониманию».
Тема 2
Хатха-йога. Лагху шанкхапракшалана
Кишечник, который постоянно перегружен и забит, вызывает в жизни человека множество вредных, неприятных и угнетающих последствий(1). Если вы страдаете или раньше страдали от запора, то вас не нужно убеждать в его отрицательном воздействии; оно должно быть вам уже известно из собственного горького опыта. Лагху шанкхапракшалана — это превосходный и, в то же время, простой метод стимуляции перистальтики, а также общего очищения кишечника. Он особенно полезен тем, кто подвержен запорам, хотя его можно использовать и для тщательной промывки пищеварительного тракта. Эту процедуру можно выполнять ежедневно как часть обычных утренних мероприятий личной гигиены, либо время от времени, по мере надобности. На неё уходит несколько минут, однако это короткое время тратится с пользой, поскольку эта процедура поможет вам избавиться от вялости и апатии и заменить их энергией, оптимизмом и интересом к жизни.
На санскрите слово лагху означает «короткий», «сжатый», «краткий». Слово шанкха означает «раковина» или «оболочка», а пракшалана — «мыть» или «тщательно очищать». Слово шанкха призвано символизировать и описывать кишечник, имеющий трубчатую и свёрнутую структуру. Поэтому составной термин шанкхапракшалана означает полное промывание кишечника. На самом деле, это название более всесторонней процедуры(2). Метод, который мы здесь опишем, представляет собой сокращённый вариант, именуемый лагху шанкхапракшалана; он выполняется очень быстро и почти не требует подготовки. Кроме того, эти две процедуры имеют слегка разные цели: шанкхапракшалана предназначена для полного опорожнения и очистки всей пищеварительной системы, тогда как лагху шанкхапракшалана используется только для стимуляции нормального функционирования кишечника.
Преимущества перед слабительными
Лагху шанкхапракшалана действует совсем не так как слабительные. Слабительные средства искусственно стимулируют нервные окончания в кишечнике, в результате чего усиливается перистальтика (волнообразные сокращения кишечника), быстро проталкивающая каловые массы через кишечник для их удаления из организма. Хотя это и очищает кишечник, но в то же самое время ведёт к постепенному ослаблению нервных рефлексов. Кроме того, слабительные, как правило, полностью освобождают кишечник, а это неестественно. В здоровом кишечнике всегда присутствуют остатки каловых масс. Именно здесь вода вновь всасывается в стенки кишок, предотвращая обезвоживание организма. Более того, эти остаточные каловые массы содержат множество полезных бактерий, помогающих защищать организм от инфекции, а также вырабатывающие некоторые витамины группы В. Сильные слабительные вызывают удаление всего содержимого кишечника, тем самым, препятствуя обратному всасыванию воды и нарушая нормальное функционирование кишечных бактерий. Поэтому, хотя слабительные приносят кратковременную пользу, они могут постепенно вести к вредным последствиям для организма[38].
В лагху шанкхапракшалане используется не слабительное, а солёная вода. Солёная вода действует как смазка, размягчая стул. Рассмотрим такую аналогию. Если у вас внутри кастрюли есть пригоревшая корка, пятна или слой жира, вы сначала заливаете её на некоторое время горячей водой. Это размягчает корку, и её со временем можно легко удалить. Аналогичным образом действует в кишечнике солёная вода, очищая и освобождая его от пробок.
Солёная вода не оказывает непосредственного стимулирующего действия на нервные окончания. Обычно само движение и объём стула играют роль пускового механизма, который стимулирует нервные окончания, активирующие перистальтику. Солёная вода заставляет затвердевшие и застрявшие каловые массы двигаться, тем самым, побуждая нервные окончания выполнять свои обычные функции. При этом не происходит непосредственной стимуляции нервов, как в случае использования слабительных. Следует также заметить, что солёная вода сама по себе не вызывает полного опорожнения кишечника, что является одним из главных недостатков слабительных. Если вы постоянно принимаете какие-нибудь слабительные, мы советуем вам начать делать лагху шанкхапракшалану, чтобы ослабить