Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати

тема 5; том 1, урок 5, тема 4.

Тема 4

Медитация. Введение

1

«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Первопричина напряжённости»: том I, урок 2, тема 7; «Расслабление. Шавасана (часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.

Тема 5

Медитация. Правила практики

1

Тема 2 этого урока.

2

«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Расслабление. Шавасана (Часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.

3

Том I, урок 3, тема 5.

4

Том I, урок 12, тема 5.

Тема 6

Медитация. Кайя Стхаирьям

1

Тема 2 этого урока.

Программа ежедневных занятий

1

Том 1, урок 6, тема 4.

Урок 8

Тема 2

Медитация и ум

1

Том I, урок 3, тема 3.

Тема 3

Мудры. Положение рук при медитации

1

Том I, урок 3, тема 3.

2

Том I, урок 7, тема 2.

Тема 4

Пранаяма. Нади Шодхана (этап 3)

1

Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и Том I, урок 5, тема 4.

2

Том I, урок 3, тема 3 и том I, урок 4, тема 3.

Тема 5

Мудры. Агочари мудра

1

Тема 6 этого урока.

2

Том I, урок 7, тема 2.

Тема 6

Медитация. Тратака (этап 1)

1

Тратака: этап 2 — Том 1, урок 9, тема 6; этап 3 — Том I, урок 10, тема 7.

2

Том I, урок 1, тема 2.

3

Тема 5 этого урока

4

Дальнейшие подробности в отношении использования символов см. том III, урок 31, тема 1.

5

Том I, урок 7, тема 2.

6

Том I, урок 7, тема 6.

Урок 9

Тема 1

Расстройства пищеварения

1

Кунджал крийя — Том I, урок 4, тема 1.

2

Том I, урок 12, тема 2.

3

Том III, урок 30, тема 2.

4

Паванмуктасана — том I, урок 3, тема 2; Уттан падасана — том I, урок 6, тема 3; Вороний шаг — том I, урок 1, тема 3; Сурья намаскар — том I, урок 5, тема 2; Бхуджангасана — том I, урок 4, тема 2; Марджариасана — том I, урок 2, тема 4; Шалабхасана — тема 3 этого урока.

5

Наули: стадия 1 — том III, урок 28, тема 3; стадия 2 — том III, урок 29, тема 2; Агнисар крийя — том I, урок 6, тема 2; Мула шодхана — том II, урок 14, тема 1.

Тема 2

Устранение психологических проблем (часть 1)

1

Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.

2

Более подробно о дхарме см. Том II, урок 13, тема 1.

3

Том I, урок 1, тема 5 и Том I, урок 3, тема 8.

4

Том I, урок 2, тема 7.

Тема 3

Асаны. Практика

1

Том I, урок 4, тема 2.

Тема 4

Пранаяма. Практика

1

Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4.

2

Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и том I, урок 5, тема 4.

Тема 5

Мудры. Шамбхави мудра

1

Том I, урок 8, тема 5.

2

Том I, урок 8, тема 3.

Тема 6

Медитация. Тратака (этап 2)

1

Том I, урок 8, тема 6.

2

Том I, урок 7, тема 2.

3

Том I, урок 7, тема 6.

4

Том I, урок 6, тема 5.

Программа ежедневных занятий

1

Том 1, урок 8, тема 6.

2

Том 1, урок 8, тема 5.

Урок 10

Тема 1

Гуру — путеводный маяк

1

Более подробно о сатсанге см.: том III, урок 33, тема 1.

Тема 2

Устранение психологических проблем (часть 2)

1

Устранение психологических проблем (Часть 1): том I, урок 9, тема 2.

Тема 3

Хатха-йога. Сутра нети

1

Том I, урок 1, тема 2.

2

Том I, урок 1, тема 3.

Тема 4

Асаны. Практика

1

Том I, урок 4, тема 2.

2

Том III, урок 36, тема 3.

Тема 5

Пранаяма. Практика

1

Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4 и том I, урок 9, тема 4.

Тема 6

Мудры. Бхучари мудра

1

Агочари мудра — том I, урок 8, тема 5; Шамбхави мудра — том I, урок 9, тема 5.

Тема 7

Медитация. Тратака (этап 3)

1

Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6.

2

Том I, урок 7, тема 6.

3

Том I, урок 6, тема 5.

Программа ежедневных занятий

1

Том 1, урок 1, тема 2.

Урок 11

Тема 1

Устранение психологических проблем (часть 3)

1

Устранение психологических проблем: часть 1 — том I, урок 9, тема 2; часть 2 — том I, урок 10, тема 2.

2

Том I, урок 12, тема 1.

Тема 2

Хатха-йога. Лагху шанкхапракшалана

1

Расстройства пищеварения: том I, урок 9, тема 1.

2

Том I, урок 12, тема 2.

3

Тема 3 этого урока.

Тема 3

Асаны. Шанкхапракшалана асаны

1

Том I, урок 12, тема 2.

2

Тема 2 этого урока.

3

Для более ясного понимания обратитесь к схеме пищеварительной системы — том 1, урок 7, тема 1.

4

Том I, урок 4, тема 2.

Тема 4

Пранаяма. Практика

1

Том I, урок 8, тема 4.

2

Джаландхара бандха: том II, урок 14, тема 3; Уддияна бандха: Том II, урок 18, тема 3; Мула бандха: том II, урок 19, тема 4.

3

Том 1, урок 10, тема 5.

Тема 5

Тратака и сосредоточение

1

Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6; этап 3 — том I, урок 10, тема 7.

2

Том I, урок 8, тема 6.

Программа ежедневных занятий

1

Устранение психологических проблем: том 1, урок 9, тема 2; том 1, урок 10, тема 2.

Урок 12

Тема 1

Карма-йога (часть 1)

1

Бхакти йога: часть 1 — том II, урок 15, тема 1; часть 2 — том II, урок 16, тема 1; часть 3 — том II, урок 17, тема 1; часть 4 — том II, урок 18, тема 1.

Тема 2

Хатха-йога. Шанкхапракшалана

1

Том I, урок 11, тема 2.

2

Том I, урок 11, тема 3.

3

Том I, урок 4, тема 1.

4

Том I, урок 1, тема 2.

Тема 3

Асаны. Практика

1

Том II, урок 13, тема 2.

2

Том II, урок 19, тема 3.

Тема 4

Пранаяма. Нади Шодхана (этап 4)

1

Том I, урок 11, тема 4.

Тема 5

Медитация. Повторение АУМ

1

Том I, урок 8, тема 6.

Примечания русской редакции

1

Правильнее говорить именно о практиках и техниках, а не об упражнениях йоги. В отличие от упражнений (в западном смысле), практики всегда направлены на совершенствование всего человека, а не какого-то его отдельного аспекта, и содержат в себе целостный комплекс мер для достижения этой цели В свою очередь, техники представляют собой конкретные методики применения этих мер (например, различные практики медитации включают в себя соответствующие техники), однако преследуют ту же вышеупомянутую общую цель. Основная причина неудач при освоении йоги — отношение к практикам и техникам как к упражнениям и прагматическим методам, тогда как они требуют вовлечения всего существа практикующего, (ред.).

2

Чтобы понять, что такое «расслабленная сосредоточенность», необходимо учитывать, что в йоге расслабление — это не пассивное состояние, а активный процесс. Согласно психологии йоги, ум устроен иерархически: нижний уровень — эмоции, затем идут ощущения, восприятия, воля, мышление и, на самом верху, «различающее сознание». Расслабление достигается последовательной взаимной нейтрализацией положительных и отрицательных компонентов на каждом уровне снизу вверх, в результате чего уровни «отключаются», пока не остаётся одно «различающее сознание» — оно то и способно спонтанно сосредоточиваться. Поэтому нельзя расслабиться, уделяя внимание только положительным ощущениям, эмоциям, мыслям и т.д.; равным образом, нельзя расслабиться, желая расслабиться; нельзя сосредоточиться, желая сосредоточиться — как уже сказано в примечании 1, практики йоги — это не упражнения (ред.).

3

Речь идёт о широко известном эффекте, обнаруженном супругами Кирлиан при фотографировании живых тканей в высокочастотном электромагнитном поле Природа этого феномена до сих пор неясна, но уже существуют приборы для развития человеческой способности генерировать такую «ауру» с помощью т и биологической обратной связи (ред.).

4

Эта идея, предложенная Уайлдером Пенфилдом, не получила экспериментального подтверждения и в настоящее время практически забыта В современных науках о мозге считается, что отбор информации, поступающей в сознание, по-видимому, происходит в лимбической системе, в частности, в структурах мозга, именуемых гиппокампом и перегородкой (ред.).

5

Английское слово awareness, и, тем более, его русский перевод «осознание» неточно передают смысл исходного санскритского термина. Awareness дословно означает «осведомлённость» — это состояние, а не процесс, тогда как русское слово «осознание» или даже «осознавание» наводит на мысль о целенаправленном действии и, следовательно, умственном напряжении, что противно самой сути йоги В йоге речь, скорее, идёт об особом типе внимания. Внимание может быть сосредоточенным или периферическим; первое — это процесс, а второе — состояние. Практики йоги направлены на преодоление этой двойственности. Поэтому «осознание» — это внимание (в том числе, сосредоточенное внимание), понимаемое как состояние, не требующее усилий (ред.).

6

Это тоже довольно трудное понятие для европейцев Нам понятнее не свидетельствующее, а субъективное начало, способность быть субъектом опыта, точка зрения «от первого лица». Но для европейского менталитета субъект всегда предполагает объект как нечто независимое от него В действительности, этот дуализм не существует изначально субъект и объект как независимые сущности появляются в результате проведения субъект-объектного деления. Субъективное начало — это просто способность проводить такое деление Нужно лишь понимать, что при исключении объекта (отсутствии деления) субъективность никуда не исчезает (ред.).

7

Аналогичный метод и с аналогичными целями (правда, с использованием специальных настоев, обладающих рвотным действием) и по сей день широко применяется в Средней Азии(ред.).

8

Некоторые учителя йоги рекомендуют для отсчёта времени использовать метроном, хотя другие считают, что монотонный звук действует усыпляюще или, напротив, отвлекает и мешает осознанию. Более надёжный способ, описанный в древних текстах йоги, состоит в использовании для отсчёта частоты сердечных сокращений. Однако, для этого необходимо, вдобавок к дыханию и мысленному счёту, осознавать биение сердца, или удары пульса, что на первых порах может оказаться трудным. Более продвинутые практики пранаямы (и йоги в целом) предусматривают координацию частоты дыхания и сердцебиения, хотя многие западные учителя этого не рекомендуют, указывая, что такая координация ведёт к развитию так называемой «дыхательной аритмии», считающейся в западной медицине патологическим состоянием (ред.).

9

См. книгу Рам Даса «Чудо любви» о жизни и учении индийского святого — бхакты Ним Кароли Бабы, а также книгу Пунджаджи «Истина есть», в которой прекрасно раскрываются вопросы, связанные с бхакти и джняна йогой.

10

См книги Раманы Махариши, Пунджаджи, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара — реализованных джняни.

11

Более точный перевод слова dhyana — «транс» Строго говоря, в йоге проводится различие между состояниями транса и медитативными состояниями, они возникают в различных обстоятельствах или достигаются разными средствами (ред.).

12

Йоги постепенно подрезают мышечную перепонку под языком, в результате чего становятся способны отводить язык далеко назад в глотку По-видимому, именно о такой разновидности кхечари мудры говорится в отрывке из Упанишад, приведённом в начале этого урока (ред.).

13

Способность к визуализации зависит не только от уровня осознания, но и от его преимущественной ориентации Как правило, чувственный опыт в большей степени репрезентируется сознанию в какой-либо одной модальности — зрительной, слуховой, кинестетической и т д. Некоторые люди не способны зрительно вспомнить какое-либо прошлое событие, но могут

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1. Сарасвати Йога читать онлайн