тема 5; том 1, урок 5, тема 4.
Тема 4
1
«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Первопричина напряжённости»: том I, урок 2, тема 7; «Расслабление. Шавасана (часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.
Тема 5
Медитация. Правила практики
1
Тема 2 этого урока.
2
«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Расслабление. Шавасана (Часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.
3
4
Тема 6
Медитация. Кайя Стхаирьям
1
Тема 2 этого урока.
Программа ежедневных занятий
1
Урок 8
Тема 2
Медитация и ум
1
Тема 3
Мудры. Положение рук при медитации
1
2
Тема 4
Пранаяма. Нади Шодхана (этап 3)
1
Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и Том I, урок 5, тема 4.
2
Том I, урок 3, тема 3 и том I, урок 4, тема 3.
Тема 5
Мудры. Агочари мудра
1
Тема 6 этого урока.
2
Тема 6
1
Тратака: этап 2 — Том 1, урок 9, тема 6; этап 3 — Том I, урок 10, тема 7.
2
3
Тема 5 этого урока
4
Дальнейшие подробности в отношении использования символов см. том III, урок 31, тема 1.
5
6
Урок 9
Тема 1
Расстройства пищеварения
1
Кунджал крийя — Том I, урок 4, тема 1.
2
3
4
Паванмуктасана — том I, урок 3, тема 2; Уттан падасана — том I, урок 6, тема 3; Вороний шаг — том I, урок 1, тема 3; Сурья намаскар — том I, урок 5, тема 2; Бхуджангасана — том I, урок 4, тема 2; Марджариасана — том I, урок 2, тема 4; Шалабхасана — тема 3 этого урока.
5
Наули: стадия 1 — том III, урок 28, тема 3; стадия 2 — том III, урок 29, тема 2; Агнисар крийя — том I, урок 6, тема 2; Мула шодхана — том II, урок 14, тема 1.
Тема 2
Устранение психологических проблем (часть 1)
1
Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.
2
Более подробно о дхарме см. Том II, урок 13, тема 1.
3
Том I, урок 1, тема 5 и Том I, урок 3, тема 8.
4
Тема 3
Асаны. Практика
1
Тема 4
Пранаяма. Практика
1
Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4.
2
Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и том I, урок 5, тема 4.
Тема 5
Мудры. Шамбхави мудра
1
2
Тема 6
1
2
3
4
Программа ежедневных занятий
1
2
Урок 10
Тема 1
Гуру — путеводный маяк
1
Более подробно о сатсанге см.: том III, урок 33, тема 1.
Тема 2
Устранение психологических проблем (часть 2)
1
Устранение психологических проблем (Часть 1): том I, урок 9, тема 2.
Тема 3
Хатха-йога. Сутра нети
1
2
Тема 4
Асаны. Практика
1
2
Тема 5
Пранаяма. Практика
1
Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4 и том I, урок 9, тема 4.
Тема 6
Мудры. Бхучари мудра
1
Агочари мудра — том I, урок 8, тема 5; Шамбхави мудра — том I, урок 9, тема 5.
Тема 7
1
Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6.
2
3
Программа ежедневных занятий
1
Урок 11
Тема 1
Устранение психологических проблем (часть 3)
1
Устранение психологических проблем: часть 1 — том I, урок 9, тема 2; часть 2 — том I, урок 10, тема 2.
2
Тема 2
Хатха-йога. Лагху шанкхапракшалана
1
Расстройства пищеварения: том I, урок 9, тема 1.
2
3
Тема 3 этого урока.
Тема 3
Асаны. Шанкхапракшалана асаны
1
2
Тема 2 этого урока.
3
Для более ясного понимания обратитесь к схеме пищеварительной системы — том 1, урок 7, тема 1.
4
Тема 4
Пранаяма. Практика
1
2
Джаландхара бандха: том II, урок 14, тема 3; Уддияна бандха: Том II, урок 18, тема 3; Мула бандха: том II, урок 19, тема 4.
3
Тема 5
Тратака и сосредоточение
1
Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6; этап 3 — том I, урок 10, тема 7.
2
Программа ежедневных занятий
1
Устранение психологических проблем: том 1, урок 9, тема 2; том 1, урок 10, тема 2.
Урок 12
Тема 1
1
Бхакти йога: часть 1 — том II, урок 15, тема 1; часть 2 — том II, урок 16, тема 1; часть 3 — том II, урок 17, тема 1; часть 4 — том II, урок 18, тема 1.
Тема 2
Хатха-йога. Шанкхапракшалана
1
2
3
4
Тема 3
Асаны. Практика
1
2
Тема 4
Пранаяма. Нади Шодхана (этап 4)
1
Тема 5
Медитация. Повторение АУМ
1
Примечания русской редакции
1
Правильнее говорить именно о практиках и техниках, а не об упражнениях йоги. В отличие от упражнений (в западном смысле), практики всегда направлены на совершенствование всего человека, а не какого-то его отдельного аспекта, и содержат в себе целостный комплекс мер для достижения этой цели В свою очередь, техники представляют собой конкретные методики применения этих мер (например, различные практики медитации включают в себя соответствующие техники), однако преследуют ту же вышеупомянутую общую цель. Основная причина неудач при освоении йоги — отношение к практикам и техникам как к упражнениям и прагматическим методам, тогда как они требуют вовлечения всего существа практикующего, (ред.).
2
Чтобы понять, что такое «расслабленная сосредоточенность», необходимо учитывать, что в йоге расслабление — это не пассивное состояние, а активный процесс. Согласно психологии йоги, ум устроен иерархически: нижний уровень — эмоции, затем идут ощущения, восприятия, воля, мышление и, на самом верху, «различающее сознание». Расслабление достигается последовательной взаимной нейтрализацией положительных и отрицательных компонентов на каждом уровне снизу вверх, в результате чего уровни «отключаются», пока не остаётся одно «различающее сознание» — оно то и способно спонтанно сосредоточиваться. Поэтому нельзя расслабиться, уделяя внимание только положительным ощущениям, эмоциям, мыслям и т.д.; равным образом, нельзя расслабиться, желая расслабиться; нельзя сосредоточиться, желая сосредоточиться — как уже сказано в примечании 1, практики йоги — это не упражнения (ред.).
3
Речь идёт о широко известном эффекте, обнаруженном супругами Кирлиан при фотографировании живых тканей в высокочастотном электромагнитном поле Природа этого феномена до сих пор неясна, но уже существуют приборы для развития человеческой способности генерировать такую «ауру» с помощью т и биологической обратной связи (ред.).
4
Эта идея, предложенная Уайлдером Пенфилдом, не получила экспериментального подтверждения и в настоящее время практически забыта В современных науках о мозге считается, что отбор информации, поступающей в сознание, по-видимому, происходит в лимбической системе, в частности, в структурах мозга, именуемых гиппокампом и перегородкой (ред.).
5
Английское слово awareness, и, тем более, его русский перевод «осознание» неточно передают смысл исходного санскритского термина. Awareness дословно означает «осведомлённость» — это состояние, а не процесс, тогда как русское слово «осознание» или даже «осознавание» наводит на мысль о целенаправленном действии и, следовательно, умственном напряжении, что противно самой сути йоги В йоге речь, скорее, идёт об особом типе внимания. Внимание может быть сосредоточенным или периферическим; первое — это процесс, а второе — состояние. Практики йоги направлены на преодоление этой двойственности. Поэтому «осознание» — это внимание (в том числе, сосредоточенное внимание), понимаемое как состояние, не требующее усилий (ред.).
6
Это тоже довольно трудное понятие для европейцев Нам понятнее не свидетельствующее, а субъективное начало, способность быть субъектом опыта, точка зрения «от первого лица». Но для европейского менталитета субъект всегда предполагает объект как нечто независимое от него В действительности, этот дуализм не существует изначально субъект и объект как независимые сущности появляются в результате проведения субъект-объектного деления. Субъективное начало — это просто способность проводить такое деление Нужно лишь понимать, что при исключении объекта (отсутствии деления) субъективность никуда не исчезает (ред.).
7
Аналогичный метод и с аналогичными целями (правда, с использованием специальных настоев, обладающих рвотным действием) и по сей день широко применяется в Средней Азии(ред.).
8
Некоторые учителя йоги рекомендуют для отсчёта времени использовать метроном, хотя другие считают, что монотонный звук действует усыпляюще или, напротив, отвлекает и мешает осознанию. Более надёжный способ, описанный в древних текстах йоги, состоит в использовании для отсчёта частоты сердечных сокращений. Однако, для этого необходимо, вдобавок к дыханию и мысленному счёту, осознавать биение сердца, или удары пульса, что на первых порах может оказаться трудным. Более продвинутые практики пранаямы (и йоги в целом) предусматривают координацию частоты дыхания и сердцебиения, хотя многие западные учителя этого не рекомендуют, указывая, что такая координация ведёт к развитию так называемой «дыхательной аритмии», считающейся в западной медицине патологическим состоянием (ред.).
9
См. книгу Рам Даса «Чудо любви» о жизни и учении индийского святого — бхакты Ним Кароли Бабы, а также книгу Пунджаджи «Истина есть», в которой прекрасно раскрываются вопросы, связанные с бхакти и джняна йогой.
10
См книги Раманы Махариши, Пунджаджи, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара — реализованных джняни.
11
Более точный перевод слова dhyana — «транс» Строго говоря, в йоге проводится различие между состояниями транса и медитативными состояниями, они возникают в различных обстоятельствах или достигаются разными средствами (ред.).
12
Йоги постепенно подрезают мышечную перепонку под языком, в результате чего становятся способны отводить язык далеко назад в глотку По-видимому, именно о такой разновидности кхечари мудры говорится в отрывке из Упанишад, приведённом в начале этого урока (ред.).
13
Способность к визуализации зависит не только от уровня осознания, но и от его преимущественной ориентации Как правило, чувственный опыт в большей степени репрезентируется сознанию в какой-либо одной модальности — зрительной, слуховой, кинестетической и т д. Некоторые люди не способны зрительно вспомнить какое-либо прошлое событие, но могут