Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати

на собственном опыте. Однако в качестве указания направления, в котором может вести нада, в древних текстах дается следующая четырехчастная классификация:

1. Вайкхари. Это самая грубая разновидность звука, который мы слышим в окружающем мире. Он образуется при соударении двух объектов и относится к тому типу, который описывает физика. Это плоскость устной речи и исходный пункт практики нада йоги, откуда следует двигаться по пути, ведущему через более тонкие сферы звука.

2. Мадхьяма. Это более тонкая форма звука, нежели вайкхари. Слово «мадхьяма» означает «посередине», поскольку это середина пути между самой грубой надой и более тонким нада. Именно на этой стадии нада начинает обретать форму и выкристаллизовываться из более тонких слоев. В садхане нада йоги цель состоит в том, чтобы слышать звуки, связанные с этим уровнем.

3. Пасьянти. Эту наду можно видеть, но не слышать. Звук имеет различные специфические цвета, которые можно видеть внутренним зрением. Он существует в глубочайших слоях ума за пределами диапазона слышимого надой.

4. Пара. Это трансцендентальная нада. Это исходный пункт нады. Это нада, который слышат в состояниях сверхсознания. Он находится далеко за пределами обычных уровней восприятия и обладает такой высокой частотой вибрации, что выходит за пределы определения вибрации. Это беззвучный звук, который связан с состоянием самадхи. Его называют анахата нада — невызванный звук, и он не поддается осмыслению.

Кроме того, во многих древних текстах описаны действительные звуки, которые можно слышать в ходе практики нада йоги. В Хамса Упанишаде приводится следующий перечень:

1. Чини нада — звук, похожий на звучание слова «чини».

2. Чини-чини нада — звук, похожий на звучание слова «чини-чини».

3. Гханта нада — звук звонящих колоколов.

4. Шанкха нада — звук трубящей раковины.

5. Тантри нада — звук лютни (тантри), или вины.

6. Тала нада — звук цимбал.

7. Бансури нада — звук флейты.

8. Бхери нада — отдающийся звук барабана.

9. Мриданга нада — звук двойного барабана.

10. Мегха нада — рокот грома, предельный звук.

Помните: это психические звуки. Поэтому не следует принимать этот перечень слишком серьезно — он служит всего лишь указанием. Вы должны сами воспринимать звуки. То, что вы услышите, будет зависеть от глубины проникновения вашего осознания в океан вашего существа.

Нада йога (Часть 2)

Метод, который мы будем описывать ниже, похож на тот, что описан в предыдущем уроке(1). Основное различие состоит в том, что в этой практике отсутствует предварительная стадия, на которой вы издаете гудящий звук, а также в том, что она сочетается с задержкой дыхания. Каждый из методов имеет свое конкретное применение. Первый метод, в котором используется бхрамари пранаяма, больше всего подходит для начинающих и тех, кто не может преодолеть внешние и внутренние помехи. Громкий гудящий звук помогает заглушить эти помехи и сделать ум более сосредоточенным, так что становится возможным воспринимать внутренние звуки. Метод, который описан здесь, больше подходит для тех, у кого достаточно уравновешенный ум и кого не донимают отвлекающие факторы. Это более продвинутая практика.

Определение

Метод, который будет описан, имеет разные названия. Его называют йони мудра, что буквально означает «обращение к источнику». То есть, это метод слияния с источником нада. Кроме того, он известен как шанмукти мудра, что означает «позиция семи дверей». Он называется так потому, что во время практики закрыты два глаза, два уха, две ноздри и рот. это семь дверей внешнего восприятия. Именно через эти двери мы получаем данные из внешнего мира. Закрытие этих дверей позволяет направлять осознание внутрь ума. Эту практику также называют баддха йони асана — «поза запертого источника». Здесь слово «запертый» относится к закрыванию семи проходов восприятия.

Сидячая поза

Можно сидеть в любой удобной медитативной асане, желательно в падмасане, сиддхасане или сиддха йони асане(2). Руки нужно держать перед лицом с локтями, разведенными в стороны. Следует закрыть уши большими пальцами, глаза — указательными пальцами, и ноздри — средними пальцами. Безымянными пальцами и мизинцами нужно закрывать рот, положив их соответственно над и под губами.

Пальцы должны мягко, но плотно закрывать эти семь дверей.

Техника выполнения

Примите предписанную сидячую позу.

Расслабьте все тело.

Держите позвоночник и голову прямо.

В ходе практики средние пальцы должны открывать ноздри для вдоха и выдоха; без этого вам окажется весьма трудно дышать!

Сделайте медленный и глубокий вдох.

В конце вдоха закройте ноздри средними пальцами.

Задержите дыхание (антар кумбхака).

Попробуйте услышать звуки в задней части головы (бинду), в середине головы или в правом ухе.

Поначалу вы будете слышать либо много звуков, либо ни одного. Это не имеет значения, только слушайте. Задерживайте дыхание, пока это вам удобно.

Затем ослабьте нажим средних пальцев и сделайте медленный выдох.

Это — один цикл.

Снова вдохните, закройте ноздри и слушайте внутренние звуки. Затем через некоторое время освободите ноздри и выдохните. Повторяйте эту процедуру в течение всей практики. Во время задержки дыхания все ваше осознание должно быть направлено на восприятие внутреннего нады. Поначалу может слышаться сбивающая с толку мешанина звуков, но постепенно вы начнете слышать один звук; для этого может потребоваться несколько дней или недель, но вы будете его воспринимать.

Многие люди слышат звук в правом ухе, но это не важно. Когда вы услышите отчетливый звук, полностью осознавайте его.

Он будет становиться все яснее и яснее. Непрерывно фиксируйте свое осознание на этом звуке. Слушайте очень внимательно.

Если ваша чувствительность достаточно разовьется, вы услышите на заднем плане еще один звук; он может быть очень слабым, но слышимым.

Отвлекитесь от первого звука и перенесите свое осознание на восприятие более слабого звука. Таким образом, вы превзойдете первый звук.

Со временем второй звук займет все ваше внимание. И снова, по мере дальнейшей практики и роста чувствительности вы услышите, как начнет возникать еще один звук. Он будет едва восприниматься позади более громкого второго звука.

Направьте свое осознание на этот новый звук.

Продолжайте в том же духе: воспринимайте звук и затем отвлекайтесь от него, когда вы можете воспринимать более тонкий звук.

Чем более тонкий звук вы сможете воспринимать, тем больше погрузитесь в глубины своего существа.

Замечание: не ожидайте услышать тонкие звуки с первой попытки. Необходима практика. Со временем вы научитесь превосходить сначала первые грубые внешние звуки, а затем все более тонкие звуки. Не задерживайтесь слишком долго ни на одном из звуков. Цель практики не в этом. Она состоит в том, чтобы отвлекаться от каждого звука и идти глубже. Не увлекайтесь красивыми звуками и не потеряйтесь в них во время своего путешествия.

Задержка дыхания

Эта техника приносит большую пользу, если вы задерживаете дыхание на продолжительное время. Для того, кто в течение некоторого времени регулярно практиковал пранаяму нади шодхана, эта практика окажется легким и очень эффективным средством интроспекции. Если вы не способны задерживать дыхание надолго, то мы рекомендуем вам выполнять более легкую практику нада йоги(1).

Фокус осознания

В общем случае осознание следует фиксировать на затылочной части головы (бинду). Однако если вы слышите отчетливый звук в любой другой области, например, в середине головы или в правом ухе, то это вполне приемлемо.

Люди, склонные к преданности, могут попытаться услышать нада в области сердца (анахата чакре).

Важен не столько фокус осознания, сколько то, что осознание сосредоточивается на все более тонких звуках.

Благотворное действие

Это мощный, но в то же время простой способ раскрытия тайн вашего внутреннего бытия. Полная поглощенность надой может вести к дхьяне (медитации). Человек воспаряет в высоты внутреннего пространства. От садханы нада йоги можно получить любые из основных благ, которые мы перечисляли для других медитативных практик.

Дополнительные практики

Нада йогу можно сочетать со многими другими техниками йоги. Например, ее можно соединить с ваджроли мудрой и мула бандхой(3). Если эти практики вам уже известны, то вы можете сразу объединить их с нада йогой; в ином случае это можно сделать позднее, когда мы вас с ними познакомим.

Программа ежедневных занятий

В этот урок мы включили описание уддияна бандхи, гарудасаны и второй части практик нада йоги наряду с четвертой и последней частью обсуждения бхакти-йоги. Тем, кто не имеет склонности к бхакти, следует стараться практиковать карма-йогу и некоторые из других техник, описанных в данной книге.

Мы рекомендуем вам объединить пранаяму нади шодхана с уддияна бандхой, как описано в данном уроке, а если вы на это не способны, то практиковать их в отдельности.

В практике нада йоги вы можете использовать метод, описанный в Части 1, либо метод Части 2, либо сочетать их друг с другом. Решайте сами.

Программа 1: продолжительность 120 минут

Программа 2: продолжительность 90 минут

Программа 3: продолжительность 60 минут

Программа 4: продолжительность 30 минут (для общего здоровья)

Урок 19

Только практикующий Крийю, и никто другой, достигает сиддхи (совершенства). Их нельзя достичь, просто читая писания. Не поможет и подражание йогам в одежде. Но сиддхи обретается только посредством практики Крийи. В этом нет сомнений.

Хатха Йога Прадипика 1:64—66

Тема 1

Чакры (Часть 1)

Чакры — это пранические центры в структуре человеческого существа. В каждом человеке имеется бесчисленное число чакр. Однако в практике йоги используются только несколько главных. Эти несколько чакр охватывают весь спектр человеческого бытия, от грубого до тонкого. Эти главные чакры таковы:

1. Муладхара

2. Свадхистхана

3. Манипура

4. Анахата

5. Вишуддхи

6. Аджна

7. Сахасрара

Хотя мы включили в этот перечень сахасрару, в действительности это не чакра; она превосходит и включает в себя все чакры, поскольку они представляют собой основные центры, общие для многих систем пробуждения сознания, существующих в мире, в том числе для йоги. Вместе с еще одной главной точкой, именуемой бинду, эти чакры являются основополагающими центрами, используемыми в техниках крийя-йоги. Некоторые системы расширения сознания учитывают и другие чакры, например, сурья и чандра чакры, расположенные над пупком. Это вполне приемлемо, однако в йоге и тантре эти чакры не используются.

Чакры являются одновременно реальными и символическими. То есть, они означают две вещи. Они представляют собой:

1. Центры тонкой энергии (праны) в праническом теле человека, причем каждая чакра связана с пранической энергией определенных уровней частоты и тонкости. Каждая чакра — это своего рода реле, которое включает или открывает определенные уровни ума.

2. Все более высокие состояния осознания. То есть, чакры символизируют различные уровни осознания человека, от более инстинктивных сфер, связанных с муладхара чакрой, до более интуитивных уровней, которые ассоциируются с аджна чакрой. Они символизируют духовный путь.

Эти два аспекта в действительности представляют собой два разных способа выражения одного и того же, ибо манипуляция и управление праной в любом из центров вызывают соответствующее состояние осознания. И наоборот, то или иное состояние осознания вызывает преобладание праны в соответствующей чакре. Одно непосредственно связано с другим.

Внутренний аспект осознания символизирует ида нади, а аспект праны — питала нади. Мы будем подробно обсуждать эти две нади несколько позднее(1); здесь достаточно сказать, что ида и пингала — это нади, которые пересекаются

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать онлайн