Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати

альтернативы.

Медленно сдвигайте руки вперед из положения, в котором они были в конце стадии 2, позволяя затылку и позвоночнику ложиться на пол.

Лицо должно быть обращено к потолку. Положите руки под голову, открытыми ладонями вверх и сплетя пальцы.

Затылок должен покоиться на раскрытых ладонях. Не перенапрягаясь, попробуйте прижать согнутые локти к полу; со временем вы должны быть способны класть локти на пол. Расслабьте все тело. Это конечная поза. Дышите медленно и глубоко. Затем освободите ладони и предплечья. Вернитесь в исходное положение, по очереди используя руки Для подъема тела в порядке, обратном описанному в стадии 2.

Примечание: важно опускать тело в конечную позу, а также подниматься из конечной позы в исходное положение, используя руки, как описано в стадии 2. Не откидывайте тело назад, поскольку это легко может привести к травме позвоночника. Движение следует выполнять с осторожностью и под контролем.

Конечное положение

Вы можете выбрать любую из альтернативных конечных поз или, если хотите, выполнять их обе. Каждая из них оказывает свое влияние на тело. Вариант А придает наибольшую гибкость позвоночнику и шее. Вариант Б обладает особенным влиянием на грудную клетку и живот, давая им мощную растяжку, которая обеспечивает массаж внутренних органов и нервов.

Техники для начинающих

Следующие две техники представляют собой упрощенные формы для начинающих. Их могут делать те, кто не может сидеть в падмасане. Они обладают почти тем же полезным действием, как классическая форма, хотя и на более низком уровне.

Метод 1: в ардха падмасане

Сядьте на пол, вытянув обе ноги перед собой. Согните одну ногу в ардха падмасану(позу полулотоса), держа другую ногу прямой(4).

Выполните стадию 2, как описано для классической формы матсьясаны.

Затем выполните вариант А (не делайте вариант Б, поскольку от него не будет никакой или почти никакой пользы). В конечной позе возьмитесь обеими руками за пальцы и лодыжку согнутой ноги.

Старайтесь как можно сильнее прогибать спину, насколько позволяет гибкость вашего позвоночника. Это и есть конечная поза. Расслабьте тело. Закройте глаза. Осознавайте дыхание.

Оставайтесь в конечной позе некоторое время, затем вернитесь в исходное положение. Повторите ту же практику, согнув другую ногу.

Метод 2: с обеими прямыми ногами

Сядьте на пол, вытянув обе ноги перед собой. Выполните стадию 2, как описано для классической формы матсьясаны. Откиньте голову назад и смотрите на пол позади головы. Осторожно опустите голову на пол, сдвигая руки от головы по направлению к ступням.

Акцентируйте прогиб позвоночника вверх и позвольте голове поддерживать вес тела.

Затем либо положите руки на бедра, либо позвольте им лежать на полу. Закройте глаза.

Это — конечная поза. Дышите медленно и глубоко, с осознанием.

Оставайтесь в конечной позе в течение удобного для вас промежутка времени, затем вернитесь в исходное положение. Примечание: конечная поза эквивалентна варианту А; не делайте вариант Б, так как в этом случае вы будете просто лежать на спине. Разумеется, это может принести пользу, однако не имеет никакого отношения к матсьясане.

Дыхание, осознание и продолжительность

На стадиях 1 и 2 дыхание не имеет значения. В конечной позе дыхание должно быть медленным и глубоким.

Принимая конечную позу, обращайте внимание на медленные физические движения. В конечной позе осознавайте медленное глубокое дыхание.

Продолжительность асаны может достигать пяти минут. Для получения полезных эффектов в полном объеме достаточно трех минут.

Противопоза

Матсьясана может служить прекрасной противопозой для всех асан со сгибанием вперед и для сарвангасаны. Поэтому ее можно выполнять после любой из этих асан. Она является идеальной противопозой для сарвангасаны, поскольку растягивает шею в противоположном направлении, снимая всякое мышечное напряжение(3).

Ограничения

Людям, страдающим язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, грыжей или любыми серьезными заболеваниями позвоночника, не следует делать матсьясану без опытного руководства. Кроме того, ее не следует делать женщинам при больших сроках беременности.

Благотворное действие

Матсьясана осуществляет прекрасный массаж органов брюшной полости, тем самым помогая устранению различных видов пищеварительных расстройств.

Усиленная растяжка грудной клетки и легких помогает улучшению процесса дыхания, позволяя грудной клетке при вдохе расширяться до максимального объема. Следовательно, это хорошая асана для тех, кто страдает астмой, бронхитом или любыми другими легочными заболеваниями.

Матсьясана раскрепощает позвоночник и устраняет любую тенденцию к сутулости. Улучшается кровоснабжение и повышается эффективность нервных связей в соответствующих областях. Особенно сильному влиянию подвергаются шейные нервы и щитовидная железа.

Кроме того, хорошую растяжку получает область таза; поэтому матсьясана полезна для профилактики и лечения различных видов женских половых расстройств. Давление ног на бедра значительно уменьшает кровообращение в ногах за счет сдавливания бедренных артерий. Кровоток перенаправляется к органам таза, в том числе к половым органам (яичкам и предстательной железе у мужчин и яичникам у женщин), что помогает наполнять их новой силой и устранять различные виды связанных с ними недугов. Кроме того, с яичками и яичниками тесно связаны моложавость и энергичность — и, следовательно, матсьясана помогает обретению этих желательных качеств.

Вдобавок к этому, матсьясана полезна для раскрепощения ног при подготовке к сидению в неподвижных позах в ходе медитативной практики.

Супта ваджрасана

Слово супта на санскрите означает «спящий» или «сон», а ваджра — это название пранического канала, связанного с сексуальной энергией. Кроме того, ваджра означает «громовая стрела» (молния) — так называется оружие Индры, царя богов в индуистской мифологии. В этом контексте оно тоже связано с сексуальной энергией. Эта асана носит такое название потому, что она помогает превращать сексуальную энергию в более тонкие виды энергии.

В других языках не существует эквивалента слова «ваджра», и потому любой перевод названия этой асаны неизбежно будет неточным. Супта ваджрасана носит разные названия, самые распространенные из которых — это «спящая тазовая поза», «бездеятельная тазовая поза» и «поза спящей молнии». Точнее всего асану описывает ее санскритское название.

Эта асана оказывает то же благотворное действие, что и матсьясана, и потому может заменять последнюю в вашей программе асан.

Техника выполнения — классическая форма

Чтобы выполнять классическую форму асаны, необходимо иметь достаточно податливую спину и гибкие ноги. Если классическая форма оказывается для вас слишком трудной, то вы можете делать вместо нее упрощенную форму.

Стадия 1: исходное положение

Сядьте в ваджрасану(5).

Колени можно держать вместе или врозь.

Стадия 2: наклон назад Выполняйте стадию 2, как описано для классической позы матсьясаны.

Стадия 3: конечная позавариант А

Выполняйте вариант А конечной позы, как описано в технике матсьясаны. Конечная поза показана на приведенном выше рисунке.

Стадия 3: конечная позавариант Б

Это весьма трудно, если у вас недостаточно гибкие ноги. Нив коем случае не перенапрягайтесь. Если этот вариант для вас слишком труден, то делайте вместо него более простой вариант А.

Движение выполняется точно так же, как было описано для варианта Б конечной позы матсьясаны. В конечной позе можно сложить руки за головой, как показано на рисунке.

Примечание: следует проявлять особую осторожность, чтобы не растянуть мышцы и связки бедер и коленей. В этом контексте важно не выпрямлять ноги из конечной позы. Следует поднять тело в исходное положение и затем выпрямлять ноги. Если вы попытаетесь выпрямить ноги из конечной позы, то легко можете их травмировать. Многие люди обнаружили это на собственном горьком опыте.

Дальнейшие подробности

Все остальные подробности: дыхание, осознание, продолжительность, противопозы, ограничения и благотворное действие аналогичны тем, что описаны для матсьясаны.

Упрощенный вариант для начинающих

Тем, у кого жесткие ноги, не следует пытаться делать классическую форму супта ваджрасаны. Вместо этого они могут выполнять упрощенную форму, в которой ноги остаются прямыми, то есть не складываются под ягодицы в ваджрасане. Этот вариант в точности подобен «методу 2: с обеими прямыми ногами», описанному в разделе «Техники для начинающих» применительно к матсьясане,

Тема 5

Медитация. Аджапа джапа (Стадия 1)

В течение следующих нескольких уроков мы будем постепенно знакомить вас с техниками медитации аджапа джапа. Они могут состоять из различного числа стадий, в зависимости от принятого метода; мы опишем пять стадий(1).

Аджапа составляет неотъемлемую часть крийя-йоги. Кроме того, она чрезвычайно помогает развитию осознания дыхания и мантры в порядке подготовки к крийя-йоге. На самом деле, не без оснований говорится, что практикам крийя-йоги должна предшествовать длительная практика аджапа джапы. Поэтому мы призываем вас регулярно заниматься аджапой; и под словом «регулярно» мы подразумеваем не раз в неделю, а ежедневно.

Все живое трепещет пульсациями расширения и сокращения, втягивания и выбрасывания, праны и апаны. Этот пульс бьется в каждой молекуле, каждом аспекте существования. Все пребывает в спонтанном и непрерывном состоянии циклического изменения. Все сущее бесконечно повторяет тонкую мантру.

В человеке этот пульс жизни проявляется многими способами. Самые очевидные из них — сердцебиение и дыхание. Древние йоги разработали удивительный и в то же время простой метод использования этого постоянного биения жизни для успокоения ума и повышения уровней осознания и понимания. Они сознавали, что дыхание представляет собой постоянный ритм, который непрерывно повторяет мантру. Эту мантру обычно называют Сохам или Сахам. Практика носит название аджапа.

Определение

Джапу можно определить как непрерывное повторение мантры(2). Суффикс «а» перед словом «джапа» подразумевает, что процесс джапы становится самопроизвольным. То есть, джапа превращается в аджапу, когда мантра повторяется сама собой без усилий; благодаря практике джапы мантра укоренилась так глубоко, что все существо человека пульсирует вместе с этой мантрой. Джапа требует сознательного усилия, в то время как аджапа не требует никаких усилий. Говорят, что джапа исходит из уст, тогда как аджапа исходит из сердца. Джапа — это предварительная практика, а аджапа — высшая ступень джапы.

Обоснование

Цель практики состоит в том, чтобы создать ситуацию, когда выбранная мантра непрерывно и самопроизвольно повторяется двадцать четыре часа в сутки. Мантра должна захватить все ваше внимание; она должна быть постоянным фоном всех мыслей и действий. Независимо от того, что вы делаете — работаете или отдыхаете, — вы должны постоянно осознавать мантру. Это вызывает невероятную сосредоточенность ума, и со временем все проблемы и колебания ума исчезают.

Кроме того, мантру следует синхронизировать с дыханием. Поэтому человек, достигший совершенства в аджапе, может повторять мантру примерно 21 600 раз в сутки (то есть, 15 вдохов в минуту или 900 в час). Однако на самом деле число повторений мантры будет гораздо меньше, так как постоянная практика аджапы ведет к такому умственному и физическому расслаблению, что темп дыхания резко уменьшается. На продвинутой стадии частота дыхания иногда может составлять два или три раза в минуту.

Ум и все тело должны непрестанно резонировать с мантрой. Это нелегко, поскольку поначалу для предотвращения блуждания ума требуются значительные усилия. Необходимо старание, чтобы натренировать ум повторять мантру в форме джапы. Коль скоро ум блуждает, он будет забывать о мантре. Но когда процесс становится самопроизвольным в форме аджапы, никаких усилий не требуется. Вы будете вынуждены внимать мантре; она будет притягивать вас, как магнит притягивает железо. Однако, чтобы достичь этой стадии, требуется много времени

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать онлайн