Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати

еще несколько циклов уддияна бандхи.

Потом опять по нескольку минут старайтесь ощущать биение пульса в манипура кшетрам и манипура чакре.

При наличии времени повторите весь процесс еще раз.

Затем переходите к стадии 2.

Стадия 2: манипура шуддхи

Санскритское слово шуддхи означает «очищение».

Следовательно, эту технику можно назвать «очищением манипуры».

Метод таков:

Примите удобную сидячую позу.

Держите спину прямо.

Закройте глаза.

Дышите медленно и глубоко.

Ощущайте расширение и сокращение пупка при вдохе и выдохе.

Чувствуйте, будто вдох и выдох происходят в пупке (манипура кшетрам).

Сосредоточивайте все свое внимание на пупке.

При расширении живота на вдохе чувствуйте, что дыхание проходит от активирующей точки манипура чакры в позвоночнике, через пупок и наружу.

При сокращении живота на выдохе чувствуйте, что дыхание втягивается внутрь через пупок к манипура чакре в позвоночнике.[48]

Сосредоточивайте внимание на этом ритмическом процессе.

Продолжайте действовать в таком духе в течение по меньшей мере десяти минут.

Затем начните сочетать с вдохом и выдохом мантру АУМ.

Вы должны по-прежнему ощущать движение дыхания внутрь и наружу, но теперь оно должно быть синхронизировано с АУМ.

Чувствуйте, как дыхание и мантра пронзают пупок (манипура кшетрам) и манипура чакру в позвоночнике.

Продолжайте в том же духе в течение имеющегося у вас времени.

Будьте внимательны.

Старайтесь практиковать обе описанные выше техники ежедневно, пока вы их полностью не освоите и не сможете перейти к следующей стадии.

Если у вас нет достаточного количества времени, то постарайтесь ежедневно выполнять хотя бы одну из этих техник.

В этом уроке мы описали вторую стадию аджапы(4).

Попробуйте соединять эту практику с нахождением манипура кшетрам.

То есть, чувствуйте, что дыхание пронзает манипура кшетрам в конце выдоха и втягивается из манипура кшетрам вверх во время вдоха.

Тема 4

Асаны. Сиршасана (Часть 1)

Стойка на голове — сиршасана — это, должно быть, самая широко известная асана. О ней слышали даже те люди, которые никак не соприкасались с целями и практиками йоги. Преобладающее среди них представление ассоциируется с образом йога в набедренной повязке, ежедневно стоящего на голове по многу часов рядом со своей кроватью из гвоздей, на которой он потом отдыхает. Обычно такое представление происходит от популярной карикатуры, на которой изображен йог в этом положении. На самом деле, мы недавно видели карикатуру, на которой мужчина довольно непривлекательной внешности читал книгу, стоя на голове. На вопрос своей жены о том, что он делает, мужчина отвечал: «Я слышал, что стойка на голове улучшает память, и потому я готовлюсь к экзамену в этой позе». В одном из наших зарубежных ашрамов молочник каждое утро ставит на порог перевернутую бутылку молока. Он объяснил живущему там свами, что делает это после того, как увидел мультфильм про молочника, доставлявшего молоко человеку, который занимался йогой. Таким образом, сиршасана прочно ассоциируется с йогой.

Хотя с сиршасаной связано множество преувеличений, тем не менее, это чудесная асана. При правильном выполнении она может приносить много пользы. Но если ее делают неправильно, или те, кто к ней не готов, от нее может быть больше вреда, чем пользы. Порой ее называют лучшей из асан или царицей всех асан. Это, конечно, преувеличение, поскольку у всех асан есть свое место. Одной сиршасаны недостаточно для совершенного здоровья. Хотя она очень помогает, ее следует дополнять другими асанами, которые оказывают специфическое воздействие на другие части тела. Именно сочетание асан и ежедневная практика приносят общее крепкое здоровье — а не одна асана, как бы хороша она ни была.

Мы намерены описать все аспекты сиршасаны в двух частях(1), что необходимо по двум причинам: во-первых, сиршасана и все связанные с ней детали потребуют длинного описания; и, во-вторых, эту асану следует разучивать и осваивать постепенно. Все асаны требуют постепенного освоения, но это особенно справедливо в отношении сиршасаны. Если вы попробуете освоить сиршасану слишком быстро, то можете упасть из конечной позы и нанести себе травму. Кроме того, тело должно постепенно привыкать к повышенной нагрузке во время длительного пребывания в перевернутом положении; если этого не делать, сиршасана может привести к отрицательным последствиям для систем организма. Поэтому мы знакомим вас с сиршасаной в две стадии; это повышает вероятность того, что вы потратите необходимое время на подготовку своего тела к конечной позе, практикуя и совершенствуя начальные стадии, описанные в данной теме. Будет меньше шансов, что кто-либо попробует одним махом, как акробат, взгромоздиться в конечную позу, и упадет на спину.

Сиршасана — Часть 1

Слово сирша на санскрите означает «голова». Поэтому название этой асаны переводится как «стойка на голове».

Сколь странным это ни покажется, но упоминаний о сиршасане или ее описаний нет ни в одном из широко известных текстов йоги. Учитывая пользу, которую она приносит, это на первый взгляд выглядит несколько неожиданным. Однако скорее всего, эта асана передавалась от учителя ученику устно и путем личного наставничества. Таким образом уменьшалась возможность неправильной практики сиршасаны и, тем самым, причинения вреда. Лишь в недавнее время сиршасана была полностью описана в книгах и приобрела широкую популярность у большого числа людей.

Возможно, в следующей цитате из текста Гхеранда Самхита дается описание сиршасаны под другим названием:

«Солнечная область находится в пупке, а лунная область находится у основания нёба. Нектар капает из лунной области вниз и поглощается в солнечной области; поэтому люди умирают. Держите пупок вверху, а лунную область внизу. Это випарита карами мудра, тайна тантр. Голову вместе с руками следует поместить на земле. Вытяните ноги вверх, твердо держа голову на земле. Такова випарита карани мудра, которой учат йоги». (шлоки 3:28—30)

Похожий отрывок есть и в тексте Хатха Йога Прадипика. Действительно, существует хорошо известная мудра, которая носит название випарита карани мудра; она составляет важную часть крийя-йоги(2). Но эта практика имеет гораздо более глубокий смысл, чем сказано в вышеприведенной цитате. Это описание настолько туманно, что могло бы легко подойти к сиршасане, сарвангасане(3) и любой другой перевернутой асане, равно как и к практике випарита карани мудры, как мы ее знаем и понимаем. Вполне возможно, что сиршасана была известна под другим названием и что ее вместе с другими перевернутыми асанами знали под общим названием випарита карани мудры, в то время как название «сиршасана» появилось гораздо позже. Однако мы не намерены обсуждать эту тему далее, поскольку это всего лишь предположение и, безусловно, не слишком важное. Главное — это практика сиршасаны и те блага, которые она дает.

Место для занятий

Сиршасану следует делать в просторном месте, свободном от мебели и любых других объектов. Это необходимо для того, чтобы в случае падения вы могли правильно приземлиться на ноги и не нанести себе травмы. Например, если, падая, вы приземлитесь на стоящий поблизости стул, то, вероятно, сломаете несколько костей или, по меньшей мере, как-то повредите тело. Поэтому примите меры, чтобы там, где вы занимаетесь, не было никаких помех в радиусе по меньшей мере двух с четвертью метров.

Грунт должен быть гладким, плоским и твердым. Не занимайтесь на песчаном или каменистом грунте, на любой скользкой поверхности и на любой поверхности, которая не горизонтальна.

Опора на стену

Начинающие, при желании, могут заниматься около стены, особенно если они не уверены в себе. При этом важно, чтобы в исходном положении затылок находился на расстоянии чуть больше тридцати сантиметров от стены. Это необходимо, поскольку если вы поместите голову ближе к стене, то стена не даст вам поднять тело в конечную позу. С другой стороны, если поместите голову дальше от стены, то можете упасть на стену и ушибиться; вместо подспорья стена станет помехой.

Стену можно использовать только для предотвращения перевешивания назад; ее никоим образом не следует использовать для выполнения асаны. Когда вы обретете уверенность и опыт, мы рекомендуем вам отказаться от опоры на стену и заниматься посередине открытого места. Это еще более поможет вам в развитии уверенности в себе.

Метод падения

Прежде чем начинать делать сиршасану, вам следует убедиться, что вы умеете правильно падать, особенно если вы занимаетесь не у стены. Это не пессимизм, а разумная предосторожность. Как говорит известная пословица, лучше перестраховаться, чем потом жалеть. Мы не ожидаем, что вы упадете, но это может случиться даже с теми, кто практикует сиршасану на протяжении многих лет.

При падении тело должно быть расслаблено; не закрепощайте его. Вы должны позволить телу падать «мешком». Если вы падаете вперед, то есть туда, куда смотрит ваше лицо, вам следует как можно сильнее пригнуть колени к груди. Удар о пол должен приходиться только на ступни. Если вы падаете назад, то есть через голову, то необходимо как можно сильнее прогнуть спину. Удар также должен приходиться на ступни. Никакая часть спины не должна касаться пола раньше ступней.

Одеяло

Сиршасану, в большей степени, чем любую другую асану, следует выполнять на одеяле, коврике или тонкой подушке. Подстилка должна быть не слишком мягкой и не слишком жесткой; не слишком тонкой и не слишком толстой. Она должна защищать макушку от жесткости, но не быть слишком упругой, мягкой и толстой, чтобы не мешать прочной опоре на голову и руки. Мы рекомендуем заниматься на одеяле, сложенном вчетверо.

Правильное положение головы

На этот счет существуют противоречивые мнения. Некоторые люди говорят, что на полу должен находиться лоб, тогда как другие утверждают, что следует опираться на пол макушкой. Если вес тела опирается на лоб, тогда в конечной позе позвоночник будет изогнут, особенно в области шеи. Если же вес тела опирается на макушку головы, то в конечной позе тело может быть неустойчивым. На своем опыте мы обнаружили, что лучше всего, если голова находится в промежуточном положении между этими двумя крайностями. То есть, голову нужно ставить так, чтобы на одеяле покоилась точка, находящаяся посередине между лбом и макушкой. Вы должны поэкспериментировать сами, чтобы найти это положение. Не считайте себя обязанным использовать именно такое положение — это всего лишь наша рекомендация. Если вам удобно, когда на полу находится лоб или макушка, то используйте этот способ.

Положение рук и предплечий

Пальцы рук следует переплести позади затылка. Руки нужно обернуть вокруг головы; их не следует подкладывать под голову. Нужно подобрать положение рук так, чтобы они прочно поддерживали голову.

Предплечья и локти обеих рук должны плоско лежать на полу. Между локтями должно быть такое же расстояние, как от локтя до пальцев каждой руки (находящихся на затылке). Таким образом, предплечья образуют две стороны равностороннего треугольника, а расстояние между локтями будет третьей стороной. Это наиболее устойчивая поза, которая поддерживает тело во всех направлениях.

Техника выполнения — первые три стадии

Следует довести до совершенства первые три стадии, прежде чем переходить к трем последним стадиям(1). Необходимо, чтобы вы постепенно вырабатывали контроль над своим телом и приучали мышцы и мозг к новому

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать онлайн