Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати

образу действий.

Стадия 1: исходное положение

Постелите на пол одеяло. Встаньте на колени перед одеялом, держа ноги вместе или врозь. Переплетите пальцы. Положите предплечья на :. одеяло, чтобы они образовали равносторонний

треугольник, в котором расстояние между локтями равно расстоянию от каждого локтя до ладони. Наклонитесь вперед так, чтобы голова легла на одеяло вплотную к ладоням и опиралась на него точкой, находящейся посередине между лбом и макушкой.

Оберните сцепленные руки вокруг головы и подберите их положение так, чтобы они прочно поддерживали голову. Помните, что руки действуют как каркас для головы; они не должны служить подушкой.

Стадия 2: выпрямление ног

Убедитесь, что исходное положение удобно и устойчиво. Выпрямите ноги, чтобы тело опиралось на голову, обе руки и пальцы обеих ног.

Медленно подтягивайте пальцы ног ближе к лицу; при этом спина будет постепенно приближаться к вертикальному положению.

На определенном этапе становится невозможным подтянуть ступни ближе к лицу с выпрямленными ногами, не заставляя туловище отклоняться назад и опрокидываться.

Это и есть конечное положение, показанное на рисунке.

В таком положении большая часть веса тела приходится на голову.

Подберите положение тела так, чтобы вы чувствовали себя удобно, а затем переходите к стадии 3.

Стадия 3: подъем ног

Держа туловище вертикально, медленно сгибайте ноги.

Подтяните бедра как можно ближе к груди. Старайтесь не потерять равновесие и не опрокинуться.

Эта стадия может оказаться немного трудной, если у вас негибкое тело; не двигайтесь дальше, пока вы не сможете с удобством подтягивать бедра к туловищу без малейшей тенденции к опрокидыванию на спину.

Последняя часть стадии 3 оказывается трудной, если не держать туловище как можно более вертикально, чтобы центр тяжести был максимально смещен назад; поэтому старайтесь держать туловище как можно ближе к вертикальному положению, но без утраты равновесия и опрокидывания на спину. Полностью перенесите вес тела на руки и голову.

Попробуйте поднять одну ступню, затем обе ступни вместе примерно на двадцать сантиметров над полом, сохраняя равновесие.

Для большинства начинающих это движение оказывается трудным.

Обычно эти трудности возникают из-за неспособности держать туловище вертикально, в результате чего оказывается невозможно поднять ступни, не опрокидываясь вперед или назад.

Со временем и по мере тренировки это станет легче. Если вы чувствуете любую неустойчивость, то позвольте ступням легко коснуться пола и повторите процесс. Не давайте телу перевешивать назад; предпочтительнее позволять ему перевешивать вперед. Если вы не уверены в себе, то занимайтесь у стены. Эта стадия не является по-настоящему трудной, но требует немного времени и практики.

Не поднимайте ступни больше чем, скажем, на пятнадцать сантиметров от пола, пока не будете абсолютно уверены в том, что сможете поднять их выше, сохраняя равновесие. Затем переходите к стадии 4(1).

Предостережение

На стадии 3 не пытайтесь рывком закидывать ноги вверх — это самый верный способ потерять равновесие и опрокинуться на спину. Выполняйте каждое движение плавно и контролируемо, сокращая мышцы спины и постепенно перестраивая положение равновесия (центра тяжести) при подъеме ног.

Рекомендация

Мы рекомендуем вам делать эти первые три стадии, пока вы не выработаете правильное равновесие и не обретете достаточно уверенности, чтобы перейти к последним трем стадиям сиршасаны(1). Для этого может потребоваться от недели до месяца или даже больше. Продвигайтесь вперед осторожно и не перенапрягаясь. Не занимайтесь в случае какой-либо серьезной болезни и никогда не начинайте занятий сразу после еды.

Тема 5

Медитация. Аджапа джапа (Стадия 2)

Аджапа джапа — это метод исследования более глубоких областей ума и устранения психологических проблем. На начальных стадиях мантра действует на поверхностном уровне вашего ума, но со временем и при регулярной практике она будет опускаться ниже, проникая в более глубокие подсознательные области. Именно тогда вы начнете сталкиваться со своими глубоко укорененными страхами, тревогами, желаниями и неврозами. Все эти отрицательные аспекты вашего ума выходят на поверхность или, скорее, подпадают в диапазон вашего сознательного восприятия.

Порой эти аспекты вашего ума могут вырываться наружу очень быстро. Возможно, на какое-то время вы будете чувствовать себя немного несчастным, но если вы проявите упорство, то эти проблемы будут нейтрализованы, и вы выйдете по другую сторону с более гармоничным и удовлетворенным умом. Старайтесь продолжать практику вне зависимости от количества всплывающего отрицательного материала; прекращайте занятия только если они слишком быстро пробуждают слишком много мрачных аспектов ума. В этом случае вы можете вернуться к практике позднее.

В процессе очищения ума хорошо сочетать аджапу с чидакаша дхараной(1). В этом случае вы будете видеть подсознательные содержания ума в виде образов на мысленном экране (чидакаша) перед своими закрытыми глазами. Эти образы будут подобны сновидениям, но вы будете их полностью осознавать. Это будут образы ваших более глубоких проблем. На санскрите они называются самскарами (импринтами ума) и васанами (глубоко укорененными желаниями). Не подавляйте эти образы и не реагируйте на них. Вам следует просто осознавать их и наблюдать их с отношением равнодушного свидетеля. Вы должны воспринимать их как нечто отдельное от вашего существа. Таким образом эти самскары будут исчерпаны, и ум освободится от большей части напряженности и тревоги. Для этого потребуются время и практика, но это необходимо для того, чтобы сделать ум совершенным инструментом.

Основные характеристики аджапы

В порядке напоминания, перечислим важные особенности аджапы.

1. Глубокое и ритмичное дыхание.

2. Непрерывное осознание дыхания.

3. Непрерывное повторение мантры, согласованное с дыханием.

4. Расслабление ума и тела.

5. Удобная сидячая поза.

6. Практика уджайи пранаямы(2).

7. Практика кхечари мудры(2).

Если вы соблюдаете все эти правила, то быстро добьетесь успеха.

Аджапа — Стадия 2

Техника выполнения

На первой стадии аджапа джапы вы синхронизировали звук Со с входящим дыханием и звук Хам с выходящим дыханием(3). На второй стадии процесс очень сходный, но каждое дыхание будет начинаться с выдоха с мантрой Хам и заканчиваться вдохом с мантрой Со. Мантра Хам по-прежнему связана с выдохом, а мантра Со — с вдохом (как на первой стадии), но теперь мантра будет звучать как Хамсо вместо Сохам. Между Хам и Со не должно быть никакой паузы, но небольшая пауза делается после каждого цикла Хамсо. Это может показаться тонким различием по сравнению со стадией 1, но, тем не менее, оно важно.

Перед началом практики необходимо расслабление ума и тела. Для этого вы можете выполнить ряд асан и пранаяму и/или некоторое время повторять АУМ. Используйте любой подходящий метод.

Для того чтобы осознавать содержания своего подсознательного ума, вам следует периодически прекращать аджапу и в течение короткого времени делать чидакаша дхарану. Метод стадии 2 таков:

Примите удобную сидячую позу.

Сделайте те же предварительные процедуры расслабления, которые описаны для стадии 1(3).

Несколько раз произнесите АУМ — например, 13 раз.

Затем выполняйте кхечари мудру и уджайи пранаяму(2).

Осознавайте процесс дыхания, на короткое время делая его глубже и медленнее.

Попробуйте ощутить себя самим процессом дыхания.

Затем представьте себе, что дыхание движется между пупком и горлом.

Вдох поднимается вверх от пупка к горлу.

Выдох опускается вниз от горла к пупку.

Будьте внимательны к ритмичному потоку дыхания.

Не принуждайте себя; просто будьте внимательны к естественному процессу дыхания.

Наблюдайте, как дыхание становится все медленнее и медленнее.

Если вам оказывается трудно вообразить течение дыхания вверх и вниз, вы можете представить себе, что ваши пупок и горло соединены стеклянной трубкой. В трубку налита вода.

Когда вы выдыхаете, уровень воды опускается от горла к пупку.

Продолжайте эту практику в течение как минимум 5 минут.

Затем синхронизируйте с дыханием мантру Хамсо.

С выдохом вниз от горла к пупку слушайте звук Хам.

Со вдохом вверх от пупка к горлу слушайте звук Со.

Таким образом, с каждым циклом дыхания вы будете слышать Хамсо, Хамсо, Хамсо и так далее.

Будет иметь место непрерывность между выдохом и вдохом, но небольшой перерыв между вдохом и выдохом.

Обязательно сохраняйте осознание дыхания и мантры.

Спустя некоторое время, скажем, 5 минут, отвлекитесь от аджапы и осознавайте пространство перед закрытыми глазами.

Наблюдайте любые возникающие образы с отношением отстраненности; эти образы отражают содержание подсознательного ума.

Продолжайте действовать таким образом в течение нескольких минут.

Затем вернитесь к практике аджапы с осознанием мантры и дыхания.

Спустя еще около пяти минут снова наблюдайте пространство перед закрытыми глазами. Через короткое время вернитесь к аджапе. Продолжайте в том же духе в течение имеющегося у вас времени.

Продолжительность практики

Эту вторую стадию аджапы следует практиковать каждый день до тех пор, пока синхронизация дыхания и мантры не будет происходить без малейших усилий. Тогда вы будете готовы перейти к стадии 3(4).

Общие соображения

В этом уроке мы описали практики для нахождения точки манипура кшетрам, находящейся в пупке. Это самый нижний узловой пункт движения дыхания во время аджапы. Постарайтесь ясно чувствовать, как при выдохе нисходящее дыхание пронизывает пупок (манипура кшетрам) и втягивается вверх из этого же центра при вдохе. Это окажет вам огромную помощь в выработке чувствительности к точному положению данного центра в ходе подготовки к крийя-йоге.

Программа ежедневных занятий

В этом уроке мы познакомили вас с манипура чакрой, а также с практиками для нахождения ее активирующей точки на позвоночнике и для нахождения манипура кшетрам. Мы советуем вам делать их регулярно для развития чувствительности. Кроме того, не пренебрегайте техниками, касающимися муладхара и свадхистхана чакр, которые мы обсуждали в предыдущих двух уроках.

Теперь, когда вы изучили первую стадию аджапы, вам следует переходить ко второй стадии. Чувствуйте, как дыхание и мантра в конце нисходящего движения пронизывают манипура кшетрам.

Если сумеете, постепенно осваивайте первые три стадии сиршасаны. Не пытайтесь двигаться дальше этих трех стадий — искусство этой асаны приходится вырабатывать медленно. Если у вас есть какой-либо недуг, при котором сиршасана противопоказана, пожалуйста, не пытайтесь делать эту асану без предварительной консультации со специалистом.

Продолжайте делать пранаяму, как было описано, в соответствии со своими возможностями(1). Мы не хотим, чтобы вы причинили себе вред — именно поэтому мы отводим для освоения этой практики длительный период времени. На самом деле, практики пранаямы не нуждаются в пространном описании — они требуют продолжительных занятий. Только так можно получить от них всю пользу.

Программа 1: продолжительность 120 минут

Программа 2: продолжительность 90 минут

Программа 3: продолжительность 60 минут

Программа 4: продолжительность 30 минут (для общего здоровья)

Старайтесь находить время для практик нахождения чакры и кшетрам и для аджапы. Это важно для крийя-йоги.

Урок 22

Если во время медитативных практик прана течет по питала нади, то человек будет переживать события, связанные с внешним миром.

Если прана течет по ида нади, тогда возникает состояние ума, именуемое лайя, — состояние бессознательности или полной поглощенности мыслительными процессами.

Когда во время медитативных практик прана течет по сушумне, у человека больше возможностей переживать те планы, которые реальны, которые чисты и лежат на пути к реальному знанию.

Поэтому, если вы хотите достигать успеха в своих медитативных практиках, добивайтесь того, чтобы прана текла по сушумне.

Свами Сатьянанда Сарасвати

Тема 1

Равновесие жизни (Часть 1)

В этой теме мы коснемся многих вопросов, казалось бы, не имеющих отношения друг

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать онлайн