Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати

традиционном методе тантры используется специальная Т-образная подпорка, которая на хинди называется кубади. Подпорка устроена так, что когда человек сидит на полу, то горизонтальная перекладина плотно входит в подмышку и поддерживает ее, а вертикальная стойка упирается в пол. Ее обычно делают из дерева, и при достаточной заинтересованности и наличии элементарных навыков плотницкого ремесла вы сможете легко изготовить ее сами.

Йога данда используется следующим образом:

1. Если преобладает поток воздуха через правую ноздрю, то очевидно, что подпорку нужно помещать в правую подмышку, чтобы вызвать больший поток через левую ноздрю.

2. Если преобладает дыхание через левую ноздрю, то подпорку следует помещать в левую подмышку, чтобы вызвать больший поток через правую ноздрю.

3. Когда вы чувствуете, что потоки достаточно одинаковы, подпорку можно поместить перед собой. Локти можно положить на горизонтальную перекладину, согнув руки или в любом другом подходящем положении. Это будет способствовать поддержанию совершенного равновесия потоков дыхания иды и пингалы в ходе последующих практик пранаямы или медитации.

Этот метод, по существу, представляет собой усовершенствование пададирасаны, описанной выше под заголовком «Техника 1». В пададирасане руки, как правило, быстро устают. Йога данда может использоваться для получения тех же результатов в течение более длительного времени, без каких либо признаков усталости.

Техника 5: анулома вилома

Анулома вилома — прекрасный метод, который обычно считается медитативной техникой(9). Он вызывает равновесие иды и пингалы за счет мысленного внушения. Человек представляет себе, что дыхание течет через обе ноздри по очереди. Поначалу потоки, вероятно, будут неравными, но через какое-то время мысленное внушение и воображение вызовут физическое изменение. Наряду с этим практика будет вызывать состояния глубокого расслабления, но без опасности затеряться в потоке мыслей и образов. Эта простая практика обладает замечательной особенностью по сравнению с другими медитативными техниками: вызывая расслабление, она одновременно способствует равновесию между идой и пингалой, так что человек не теряется в мыслях и не засыпает. Сам механизм этой практики таков, что ида и пингала автоматически приходят в равновесие.

Техника 6: ида и пингала шуддхи

Эти две практики очень похожи на анулому вилому; по существу, они дополняют друг друга.

Ида шуддхи (очищение ида нади) — это простой метод увеличения потока дыхания через левую ноздрю. Он состоит в следующем:

Сядьте в удобную позу.

Закройте глаза.

Представляйте себе и чувствуйте, как дыхание втекает и вытекает через левую ноздрю.

Синхронизируйте мантру АУМ и с вдохом, и с выдохом.

Продолжайте действовать таким образом примерно 5 минут или, если хотите, ведите мысленный счет циклов дыхания от 108 до 0.

Пингала шуддхи (очищение пингала нади) увеличивает поток дыханья через правую ноздрю. Выполняется также, как описано для ида шуддхи, с той разницей, что следует представлять себе, как дыхание втекает и вытекает через правую, а не через левую ноздрю.

Обе эти техники можно использовать для увеличения потока через одну ноздрю с целью достижения равновесия. В идеале их следует делать друг за другом перед практикой ануломы виломы, чтобы повысить чувствительность к потокам дыхания через ноздри.

Техника 7: асаны в целом

Любые асаны, как правило, способствуют уравновешиванию иды и пингалы, особенно если их делать систематическим образом, правильно и как часть программы регулярной практики. На самом деле, это неудивительно, поскольку большинство асан оказывают симметричное влияние на все части тела. Большинство из них осуществляют равное давление на подмышечные области. Кроме того, при правильном выполнении асан человек закрывает глаза и сосредоточивается на дыхании, внутреннем символе или другом подходящем объекте внимания, что предполагает интроверсию, поток иды. Но в то же самое время должна иметь место определенная степень экстраверсии, чтобы выполнять и поддерживать физическую позу асаны, а это предполагает одновременную активацию аспекта пингалы. Как правило, это приводит к установлению равновесия иды и пингалы, без чрезмерной экстраверсии или, наоборот, чрезмерной поглощенности умственными и психическими фантазиями. Именно поэтому асаны, когда они доведены до совершенства, справедливо считать медитативными техниками. Это одна из причин, почему асаны так полезны для достижения крепкого здоровья, — обычно ее упускают из виду при попытках объяснить благотворное действие асан.

Техника 8: подбор лежачего положения

Как мы уже объяснили, давление в правой подмышечной области вызывает преобладание дыхания через левую ноздрю, в то время как давление в правой подмышечной области приводит к преимущественному дыханию через правую ноздрю. Точно так же и по той же причине, если человек лежит на левом боку, у него будет преобладать дыхание через правую ноздрю, тогда как лежа на правом боку, он будет склонен дышать преимущественно левой ноздрей. И снова вы можете сами проверить истинность этого утверждения.

Эту технику можно использовать перед сном или во время выполнения любой медитативной техники в лежачей позе, поскольку, помимо заметных физических последствий, она имеет много более тонких эффектов.

Техника 9: физическое затыкание носа

Очевидный метод изменения потока воздуха состоит в том, чтобы заткнуть одну ноздрю тампоном из хлопковой ваты или другого подходящего материала. То есть, чтобы вызвать поток через правую ноздрю, нужно заткнуть левую, и наоборот, чтобы направить поток дыхания через левую ноздрю, следует заткнуть правую. При желании, вы можете попробовать этот метод, однако мы рекомендуем в качестве предпочтительного любой из других методов, поскольку они менее насильственны. И мы, безусловно, не советуем вам затыкать обе ноздри в качестве средства уравновешивания иды и пингалы!

Предостережение

Мы не хотим, чтобы вы экспериментировали с потоками дыхания иды и пингалы в дневное или ночное время вне ваших занятий йогой. Конечно, большинство из нас слишком заняты, чтобы заниматься этими потоками во время выполнения своих повседневных обязанностей, но мы предупреждаем вас просто на тот случай, если вы принадлежите к числу немногих людей, у кого масса свободного времени. Тело и ум автоматически подстраивают потоки иды и пингалы в соответствии с требованиями текущей ситуации.

Например, ночью тело имеет тенденцию лежать в таком положении, которое способствует правильному потоку иды или пингалы. Телоочень чувствительный инструмент, хотя лишь очень немногие люди осознают этот факт. Если требуется поток иды, то автоматически возникает тенденция лежать на правом боку; если требуется поток пингалы, то тело поворачивается на левый бок. Это одна из причин, почему люди постоянно меняют положение во время ночного сна. У вашего тела есть собственный разум — не вмешивайтесь в его естественное функционирование в течение дня и ночи; позвольте ему действовать по собственному усмотрению.

Однако непосредственно перед медитативными практиками и вообще во время занятий йогой целесообразно манипулировать потоками дыхания для достижения равновесия. Это временное вмешательство в функционирование тела; можно использовать любую из описанных нами техник. В остальное время дня вы должны позволять потокам иды и пингалы следовать своим собственным законам.

Общий совет

Мы описали эти техники, поскольку они составляют важную часть хатха йоги. Они помогают быстро уравновешивать иду и пингалу для того, чтобы получать максимальную пользу от медитативных практик. Разумеется, выравнивание потоков дыхания через ноздри вряд ли уравновешивает иду и пингалу на всех уровнях вплоть до аджна чакры, но в то же время оно оказывает большую помощь.

Вовсе не обязательно выполнять все описанные нами техники; выберите для себя всего одну или две. Если вы уже ежедневно выполняете полную программу асан и пранаямы перед медитативной практикой, то вам, вероятно, нет нужды использовать какую-либо из более специализированных техник, с которыми мы вас только что познакомили. Используйте один из этих методов, только если вы считаете это оправданным в своей конкретной ситуации. В этом отношении вам следует полагаться на собственный здравый смысл.

Крийя-йога и равновесие иды-пингалы

крийя-йога, вероятно, представляет собой самый мощный метод уравновешивания иды и пингалы. Отдельные техники тщательно подобраны так, что они приводят иду и пингалу в состояние равновесия. В первых крийях огромное внимание уделяется удержанию осознания в равновесии между внутренней сферой ума и внешней сферой материального мира. Первые крийи, в основном, посвящены сосредоточению осознания между двумя крайностями, на узкой грани между экстраверсией, с одной стороны, и интроверсией, с другой. Это будет более полно объяснено в Книге III, где мы подробно опишем различные практики крийя-йоги и их воздействие на тело и ум.

Тема 3

Вишуддхи чакра

В последних четырех уроках мы описали следующие чакры:

1. муладхара(1)

2.свадхистхана(2)

3. манипура(3)

4. анахата(4).

Первые две, в основном, связаны с атрибутами тамаса. Третья и четвертая чакры связаны с качествами раджаса. В этой теме мы познакомим вас с первой из саттвических чакр, вишуддхи чакрой. Слово саттва означает чистоту, понимание, мир и другие качества, которые являются средством достижения и выражением как внутренней гармонии, так и гармонических взаимодействий с другими людьми и миром в целом.

Вишуддхи чакра находится в области горла и в восходящем порядке чакр идет сразу за анахата чакрой.

Определение

Слово вишуддхи на санскрите означает «очищение», и потому название этой чакры обычно переводят как «центр очищения». Это центр, который очищает и гармонизирует все противоположности. Он также известен под названием ви-шуддхикайя чакра, которое имеет тот же смысл. Кроме того, эту чакру часто называют «центром нектара», поскольку это тот уровень бытия, где яд и нектар, хорошее и плохое, соединяются в общее переживание блаженства.

Иногда вишуддхи чакру, из-за ее расположения в области горла, называют бхарати стхана — центром речи. Бхарати — это богиня речи.

Мифология

В индийских писаниях есть красивая история, которая ясно иллюстрирует процесс вишуддхи. Эта история такова:

Говорят, что в доисторическом прошлом суры и асуры постоянно сражались друг с другом. Суры — это существа, представляющие силы добра и света в мире и в каждом человеке. Это силы, которые помогают человеку преодолевать все препятствия и идти по духовному пути. В христианстве их эквивалентом были бы ангелы; в других религиях существуют другие имена для этих, а также для противоположных тенденций, которые ведут к невежеству или привязывают человека к низким уровням понимания. Последние представляют собой силы, действующие как препятствия на духовном пути. Их можно в первом приближении называть демонами или злыми духами. Эти два вида сил можно понимать и интерпретировать множеством способов и на многих различных уровнях тонкости, но мы предоставляем это читателю. Давайте вернемся к истории.

И суры, и асуры пытались одержать верх и уничтожить друг друга. В конце концов Вишну попытался разрешить конфликт, предложив им взболтать первичный океан (представляющий мир и ум и именуемый океаном молока) и поровну разделить между собой его содержимое. Это казалось справедливым решением, и план Вишну был принят. Первичный океан взболтали, и на поверхность выпало много всего, что предстояло разделить и распределить.

Все были очень довольны до тех пор, пока на поверхность не поднялся ужасный яд. Он был не нужен ни сурам, ни асурам, но его нельзя было выбросить, поскольку это бы вызвало вред. Казалось, возникла дилемма. В конце концов Вишну обратился за

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 2. Сарасвати Йога читать онлайн