по имени города, который стоит на слиянии рек Ганги и Ямуны, а также соединяющей их мифической подземной реки Сарасвати. Эти три реки представляют, соответственно, иду, пингалу и сушумну.
Бхрумадхья находится прямо перед аджна чакрой. Во многих практиках йоги бхрумадхья используется для пробуждения аджны. Однако в крийя-йоге необходимо стараться непосредственно находить аджна чакру. Мы вскоре опишем техники для развития чувствительности.
Все другие чакры, которые мы описали, за исключением муладхары, связаны с соответствующей точкой чакра кшетрам на передней стороне тела. В некотором смысле, бхрумадхья может считаться точкой кшетрам аджна чакры, хотя в действительности они связаны гораздо более прямо.
Аджна чакра в различных традициях
Пробуждение аджна чакры составляет ядро всех религиозных и мистических традиций, равно как и всех систем расширения сознания. Иногда ее подробно описывают и символизируют, как это было в Индии; в других случаях о ней почти не упоминают. Но в мистических кругах всегда было известно об ее существовании и значимости; без пробуждения аджна чакры невозможно обрести мудрость и раскрыть более глубокие пласты своего бытия.
Из-за своей важности аджна чакра широко упоминается в текстах и учениях во всем мире. Вот лишь несколько очевидных примеров.
Об аджна чакре ясно говорится в Библии:
«Светильник для тела есть око (аджна). Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло».
(Мф. 6:22)В этом коротком стихе заключено чрезвычайно много информации. Прежде всего, он объясняет, что аджна чакра — это психический центр, который соединяет человека с источником, сахасрарой. Если ум сосредоточен (если око твое будет чисто), то человек может через посредство аджна чакры воспринимать более тонкие аспекты бытия. Результатом будут просветление и мудрость.
Сходным образом средневековый мистик Мейстер Экхарт утверждал:
«Око, которым я вижу высшее, — это то же око, которым оно видит меня».
Это утверждение тоже имеет множественный смысл. Аджна чакра представляет собой мост между микрокосмом и макрокосмом, между конечным и бесконечным и между человеком и чистым сознанием. Как и по мосту через реку, по нему можно переходить в обе стороны. Таким образом, аджна чакра — это средство, с помощью которого сознание проявляется в индивидуальном человеке и направляет его мысли и действия (путь павритти). И наоборот, аджна служит человеку средством для возвращения (путь нивритти) и соединения с источником. Аджна — это дверь тонкого восприятия и то, на что намекал Уильям Блейк, когда сказал:
«Если бы двери восприятия были очищены, все бы представало человеку таким, как есть… бесконечным».
Эти строки подразумевают, что когда ум становится гармоничным, сосредоточенным и совершенным инструментом, человек может смотреть в бесконечное через окно аджна чакры.
Аджна чакра была известна древнегреческим мистикам. Платон писал:
«У всех людей есть око души, которое можно заново пробудить правильными средствами. Оно намного драгоценнее десяти тысяч физических глаз».
Существует много методов, помогающих раскрытию аджна чакры. Платон был посвященным мистической школы и учеником Сократа; поэтому он использовал подходящие методы, которым его учили.
Многие направления и традиции символически изображают аджна чакру в виде открытого глаза — в отдельности или на лбу божества, йога и т.п. Помните об этом, изучая древние тексты и предания и видя изображения одноглазых людей. На них показана именно аджна чакра. Между прочим, в Каббале Айн Соф (сахасрару) нередко символизирует закрытый глаз. Это означает, что человек настраивается на сахасрару, направляя свое восприятие по сушумне через аджна чакру. Просветление происходит, когда око тонкого восприятия — аджна чакра — направлено прочь как от внешних, так и от психических феноменов; отсюда и закрытый глаз.
На многих статуях Будды на аджна чакру указывает драгоценный камень, помещенный в межбровном центре. Это божественное око восприятия, которое пробудилось у Будды, когда он обрел просветление, сидя под деревом боддхи. Это ведет к сахасраре, которую символизирует множество лепестков вокруг головы.
Символика аджна чакры широко распространена в индуизме и тантре. Многие божества, такие, как Шива и Дакшина Кали, часто имеют ясный знак на лбу. Кроме того, один из самых распространенных индийских ритуалов связан с нанесением тилака (пятна цветного порошка) на лоб всех людей во время религиозных или праздничных церемоний. Вдобавок, все замужние индийские женщины постоянно носят на лбу тилак. Этот знак символизирует бхрумадхью и аджна чакру.
Пробуждение аджна чакры описано во множестве мистических историй. Например, одна общеизвестная история касается Шивы. Дэвы (небесные и божественные существа) подвергались нападениям асуров (демонов). Дэвы представляют положительные, гармоничные аспекты ума, а асуры — отрицательные силы. Дэвы помогают человеку на пути к мудрости, тогда как асуры препятствуют его продвижению. Поэтому противостояние между дэвами и асурами означает затруднение продвижения человека на духовном пути. Когда верх берут асуры, продвижение останавливается. Когда преобладающими становятся дэвы, человек делает шаги вперед.
Вернемся к нашей истории. Дэвы узнали, что асуров мог бы победить только ребенок, рожденный от Шивы, но Шива жил в Гималаях и постоянно пребывал в медитации. Как он мог произвести ребенка? Дэвы пошли на хитрость. Они послали Кама Дэва, или Кандарпу (эквивалент Амура или Купидона в европейской мифологии), нарушить медитативное блаженство Шивы и возбудить в нем страсть, чтобы Шива зачал ребенка со своей женой Парвати. Кама Дэва выпустил в Шиву свою стрелу страсти, но Шива оставался неподвижным. Он просто сидел на своей тигровой шкуре с плотно закрытыми глазами. Однако, держа свои плотские глаза закрытыми, он открыл третий глаз. Он увидел Кама Дэва и понял его мотивы. Он сразу же испустил молнию психической силы, которая мгновенно убила Кама Дэва. В этой истории было еще много разных интриг и хитростей. В конце концов Шиву убедили зачать ребенка с Парвати, и родился их сын Субраманийян. Он известен как властелин небесных сфер, и он побеждает демонов.
Эту историю можно интерпретировать множеством различных способов. Например, аджна чакра уничтожает привязанность к страсти и другим мирским интересам (которые символизирует Кама Дэва). Человек по-прежнему может действовать в мире со страстью или иначе (как в случае Шивы), но с установкой внутренней отрешенности. Однако мы рассказали эту историю в большей степени потому, что она просто интересна, нежели по какой-то иной причине. Мы предоставляем читателю самому истолковать смысл истории.
Символика аджна чакры существует в большом числе традиций, и так будет продолжаться и в будущем. На самом деле, эту традицию продолжит Бихарская Школа йоги, поскольку мы избрали символ аджна чакры своей эмблемой.
Аджна чакра и шишковидная железа
Аджна чакру нередко прямо соотносят с шишковидной железой — эндокринной железой размером с горошину, находящейся в середине головы. По существу, их зачастую считают одним и тем же. Это, безусловно, чрезмерное упрощение. Следует ясно понимать различие между ними. Шишковидная железа относится к физическому телу; аджна чакра находится на границе между физической и самыми тонкими психическими сферами. В действительности, аджна чакра через сушумну ведет за пределы психических сфер. Представляется вероятным, что шишковидная железа составляет часть аджна чакры; это та ее часть, которая действует в физическом теле. Но аджна чакра в целом уходит гораздо глубже. Аджну можно сравнить с горой в океане; ее вершина, остров, который можно видеть над поверхностью воды — это шишковидная железа. Вся остальная часть аджна чакры, основание горы, уходит гораздо, гораздо глубже, чем можно увидеть посредством обычного восприятия.
Физиологические функции шишковидной железы озадачивали ученых на протяжении столетий. Они не слишком хорошо поняты даже сегодня, хотя этот орган постепенно раскрывает свои тайны. Судя по всему, шишковидная железа действует как биологические часы, которые регулируют работу человеческого организма в соответствии с внешними условиями. Было обнаружено, что шишковидная железа через симпатическую нервную систему связана с глазами и что свет, попадающий в глаза, влияет на некоторые функции железы.[57] В свою очередь, шишковидная железа регулирует всю симпатическую нервную систему, которая в значительной мере управляет поведением человека. Таким образом, космические ритмы — такие, как смена дня и ночи, лунный и солнечный циклы и т.п. — через посредство шишковидной железы влияют на человеческое поведение. В ответ на внешние стимулы железа вырабатывает мелатонин и другие вещества, которые, в свою очередь, вызывают изменения полового поведения, менструального цикла, нервной энергии и других биологических ритмов человека. Таким образом, представляется, что шишковидная железа действует подобно радиоантенне, улавливающей внешние сигналы и соответствующим образом изменяющей поведение человека.
Интересно отметить, что шишковидная железа прямо не связана с мозгом — по крайней мере, насколько это известно из современных научных исследований. Поэтому можно думать, что на поведение человека влияют две системы — шишковидная железа и ум, действующий через мозг.[58]
Представляется, что помимо своей функции связующего звена между материальной окружающей средой и человеком, шишковидная железа действует и как врата к более тонким сферам психики. Шишковидная железа — это физический преобразователь между физическим и психическим планами. Таким образом, психические изменения через посредство шишковидной железы могут вызывать соответствующие физические изменения. И наоборот, физическая, химическая или какая-то другая стимуляция шишковидной железы может вызывать последствия в психике. Это показывает практика тратаки (немигающего взгляда), с помощью которой возможно пробуждение аджна чакры через посредство глаз и шишковидной железы; практика сиршасаны тоже может вызывать психические изменения, хотя и в меньшей степени, за счет увеличения кровоснабжения шишковидной железы. Разнообразные наркотики также вызывают изменения в психике; возможно, что они непосредственно влияют на химию шишковидной железы. Таким образом, оказывается, что шишковидная железа представляет собой нечто вроде реле или шлюза, усиливающего или ограничивающего психическое осознание. Непосредственная стимуляция шишковидной железы с помощью различных практик йоги может помочь пробуждению аджна чакры.[59]
Подведем итог: шишковидная железа — это материальное тело, которое, судя по всему, представляет собой физическое проявление аджна чакры. Они не тождественны, поскольку аджна чакра, включая в себя шишковидную железу, уходит гораздо глубже в более тонкие уровни бытия. Аджна играет роль связующего звена между физическим уровнем бытия и сахасрарой.
Атрибуты аджна чакры
Аджна чакра — это центр ума, очищенного буддхи (тонкого разума). Когда эта чакра пробуждается, то непостоянство индивидуального ума сходит на нет. Привязанность — причина неведения и отсутствия проницательности — постепенно угасает. Ум становится совершенным инструментом.
Аджна чакра — центр мудрости. Она представляет уровень осознания, на котором человек начинает видеть и понимать сущность, скрытую за всеми наблюдаемыми явлениями. Это центр интуиции, где человек настраивается на фундаментальную сущность, а не на проявленные формы. Когда аджна пробуждается, в сознательном восприятии раскрываются значение и смысл символов. Аджна чакра представляет уровень познания посредством откровения.
Аджна чакра является центром экстрасенсорного восприятия. На этом уровне, в соответствии с самскарами (умственными тенденциями) человека, возникают сиддхи (психические силы). Человек может переживать опыт ясновидения — восприятия отдаленных событий или понимать действительный смысл того, что говорит другой человек, и его мысли, независимо оттого, что говорится. С