чакра — книга II, урок 23, тема 3.
3
1
2
3
4
5
Тема 5. Медитация. Аджапа джапа (стадия 1)
1
Аджапа: стадия 2 — книга II, урок 21, тема 5; стадия 3 — книга II, урок 22, тема 5; стадия 4 — книга II, урок 23, тема 4; стадия 5 — книга II, урок 24, тема 5.
2
Книга II, урок 14, тема 5; книга II, урок 6, тема 6.
3
4
Книга I, урок 2, тема 5; книга I, урок 7, тема 2.
5
Книга I, урок 1, тема 5; книга I, урок 2, тема 8.
Программа ежедневных занятий
1
Книга I, урок 1, тема 3; книга I, урок 6, тема 4.
2
Урок 21
1
Тема 4 этого урока.
2
3
Более подробно о щитовидной железе см.: книга II, урок 16, тема 2.
Тема2. Чакры (часть 3)
1
Чакры: часть 1 — книга II, урок 19, тема 1; часть 2 — книга II, урок 20, тема 2.
2
Тема 3. Манипура чакра
1
Муладхара чакра — книга II, урок 19, тема 2.
Свадхистхана чакра — книга II, урок 20, тема 3.
2
3
4
Тема 5 этого урока.
Тема 4. Асаны. Сиршасана (часть 1)
1
2
3
Тема 5. Медитация. Аджапа джапа (стадия 2)
1
2
3
4
Программа ежедневных занятий
1
Урок 22
Тема 1. Равновесие жизни (часть 1)
1
Мы подробно обсуждали чакры в уроках 19, 20 и 21.
2
3
4
Дальнейшие подробности см.: книга II, урок 23, тема 2.
5
Более подробную информацию можно найти в: книга I, урок 4, тема 3.
6
Вторую часть этого обсуждения см.: книга II, урок 23, тема 1.
Тема 2. Анахата чакра
1
Тема 5 этого урока.
2
3
4
5
Тема 3. Асаны. Сиршасана (часть 2)
1
2
3
Шавасана: часть 1 — книга I, урок 1, тема 5; часть 2 — книга I, урок 2, тема 8.
4
5
1
Книга I, урок 3, тема 4, книга I, урок 4, тема 5 и книга I, урок 5, тема 4.
2
3
4
Тема 5. Медитация. Аджапа джапа (стадия 3)
1
2
3
Урок 23
Тема 1. Равновесие жизни (часть 2)
1
Тема 2. Равновесие иды и пингалы
1
Равновесие жизни: часть 1 — книга II, урок 22, тема 1; часть 2 — книга II, урок 23, тема 1.
2
Подробное объяснение значения и смысла сушумны см. книга II, урок 20, тема 2.
3
Ваджрасана — книга I, урок 2, тема 5.
4
5
Книга 1, урок 4, тема 5; книга I, урок 5, тема 4.
6
7
8
Джала нети — книга I, урок 1, тема 2.
Сутра нети — книга I, урок 10, тема 3.
9
Тема 3. Вишуддхи чакра
1
2
3
4
5
6
Тема 4. Медитация. Аджапа джапа (стадия 4).
1
2
3
4
5
6
Более подробно о чидакаше см.: книга II, урок 13, тема 5.
7
Тема 3 этого урока.
8
Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3.
Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2.
Программа ежедневных занятий
1
Урок 24
1
2
3
4
5
Тема 2. Аджна чакра
1
Бинду — книга III, урок 25, тема 5.
Сахасрара — книга III, урок 26, тема 1.
2
Подробности можно найти в следующих разделах: книга II, урок 19, тема 1; книга II, урок 20, тема 2; книга II, урок 21, тема 2; книга II, урок 22, тема 1; книга II, урок 23, тема 1.
3
Тратака: стадия 1 — книга I, урок 8, тема 6; стадия 2 — книга I, урок 9, тема 6; стадия 3 — книга I, урок 10, тема 7.
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
Тема 5. Медитация. Аджапа джапа (стадия 5)
1
Аджапа джапа: стадия 1 — книга II, урок 20, тема 5; стадия 2 — книга II, урок 21, тема 5; стадия 3 — книга II, урок 22, тема 5; стадия 4 — книга 11, урок 23, тема 4.
2
Программа ежедневных занятий
1
Примечания переводчика
1
См. переводы Семенцова и Смирнова. (Здесь и далее прим. перев.)
2
См. книги Свами Лакшман Джу.
3
Это не совсем так. «Нереальной» вселенная считается лишь когда она рассматривается как нечто отдельное, независимое от ее Источника — Абсолюта. (См. книги Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Раманы Махариши и т.д.)
4
На самом деле, это не совсем так, поскольку недавние эксперименты в разных странах — России, Болгарии и т.д. начинают обнаруживать и измерять уровни активности и бытия за пределами нормального человеческого восприятия. Научные эксперименты ясно показывают реальность психических полей человека, пранических проводящих путей, телепатии, ясновидения и других так называемых «ненаучных явлений». Дальнейшие подробности можно найти в книге «Парапсихологические открытия за железным занавесом», а также в разделе «Исследования сверхвозможностей человека в Китае» книги М.Богачихина «Парапсихология в России и за рубежом».
5
В действительности, авторы приводят формулу медитации (дхьяны) на соответствующем божестве. Традиционный принцип использования янтры состоит в том, чтобы мысленно (не обязательно зрительно) представлять себе в ее центре божество, как оно описано в формуле медитации.
6
К сожалению, учителя йоги недостаточно представляют себе современный уровень науки. Напомним, что отказ от планетарной модели атома произошел еще в 20-е годы прошлого (XX) века. Идея универсального субстрата материальной вселенной была высказана примерно в то же время. Сейчас никто не оспаривает его существования — речь идет лишь о способах его описания (вакуум Дирака, геометродинамическая «квантовая пена» Уиллера, кварки и глюоны, единое поле и т.д.). Тоже касается и существующей во вселенной всеобщей взаимосвязи (квантовой нелокальности). Физик Дэвид Бом более двадцати лет назад высказал предположение о существовании во вселенной «скрытого» (или «свернутого») порядка и «явного» (или «развернутого» порядка), которое точно соответствует представлениям йоги о непроявленном высшем и проявленном мире. Вопрос заключается в том, правомерно ли отождествлять физический скрытый порядок с духовным абсолютом.
7
Принадлежащий к низшей касте в Индии.
8
Это не совсем так. Скорее, дело в том, что употребление мочи внутрь — это палка о двух концах. Подобно любым биологическим объектам, организм человека вырабатывает так называемые биологически активные вещества самой разнообразной природы, среди которых могут быть как полезные, так и ядовитые. Разумеется, откровенно ядовитые вещества, попадающие в кровь из органов и тканей, подвергаются окислению в печени (хотя из этого правила есть исключения — токсины грибов либо отравляют саму печень, либо проходят через нее почти не измененными. Эскимосские и якутские шаманы кормят мухоморами оленей, а затем пьют их мочу, после чего другие члены племени пьют мочу шамана, чтобы войти в измененное состояние сознания). Таким образом, даже продукты переработки некоторых веществ в печени по-прежнему обладают той или иной биологической активностью. Организм человека и сам способен вырабатывать аналоги наркотиков и других психоактивных веществ. Кроме того, подобные вещества, в том числе токсичные, могут образовываться (или, напротив, обезвреживаться) за счет химических реакций в моче непосредственно в мочевом пузыре. Очевидно, что первая порция мочи содержит бактерии, попадающие в мочеполовую систему извне, и, следовательно, заведомо токсичные продукты их жизнедеятельности. Однако трудно сказать, почему традиции рекомендуют отбрасывать последнюю порцию мочи — возможно, она содержит свежую мочу, поступающую непосредственно из почек и не прошедшую химическую обработку в мочевом пузыре. Следует также отметить, что все традиционные рекомендации относятся к здоровым людям, питающимся, в основном, вегетарианской пищей, и не применимы к европейцам (в том числе, россиянам), пишу которых при всем желании нельзя назвать здоровой (а порой она бывает просто фальсифицированной). Поэтому моча таких людей безусловно содержит больше вредных и ядовитых, нежели полезных или целебных веществ.
9
В отличие от приема мочи внутрь все сказанное в отношении наружного лечения подтверждено медицинской практикой и может быть рекомендовано для широкого применения Развивая мысль авторов, можно упомянуть, что компрессы из мочи с имбирем хорошо помогают при бронхите и астме. Кроме того, многие женщины утверждают, что такие компрессы на лицо устраняют морщины более эффективно, чем дорогостоящие кремы. Причина в том, что биологически активные вещества, ядовитые при приеме внутрь, при наружном применении очень часто оказываются целебными.
10
Как раз этого не следует делать ни в коем случае, в особенности при заболеваниях почек, сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонии и. разумеется, раке. Во-первых, Принимая внутрь мочу, вы снова вводите в кровеносную систему те вещества, от которых организм уже сумел избавиться, тем самым заставляя печень и почки делать двойную работу, что отнюдь не полезно ни для них самих, ни для сердца и сосудов. Нечего и говорить, что при раке в моче содержатся ядовитые продукты некроза тканей Единственным исключением, пожалуй, могут быть желудочно-кишечные заболевания, при которых моча может оказывать дезинфицирующее действие.
11
В последнем случае вы вводите в организм некоторое количество меди в виде комплекса с аммиаком. Это может быть как полезно, так и вредно.
12
Точнее говоря,