работой гипофиза управляет еше одна важная железа мозга — гипоталамус, непосредственно связанная с другими важнейшими системами мозга. Гипоталамус осуществляет регуляцию функционирования эндокринной системы по принципу обратной связи — он получает химические сигналы от всех желез организма в свою очередь, воздействует на их работу через посредство гипофиза. В то же время на функционирование гипоталамуса влияют происходящие в мозгу нервные процессы, связанные с эмоциями, мышлением и т.д. Поэтому психологический и эмоциональный стресс влияют на эндокринную систему — и наоборот, нарушения работы эндокринной системы способны вызывать эмоциональные и психические расстройства.
13
Кроме того, любые перевернутые асаны ни в коем случае не следует делать при тромбофлебите и варикозном расширении вен, поскольку это может привести к отрыву тромба, образовавшегося в нижней конечности, и его движению к сердцу. Результатом может быть закупорка клапана сердца, легочной артерии или (если тромб невелик) сосудов головного мозга Все эти явления смертельно опасны.
14
Это категорически неверно, поскольку вместе с застоявшейся кровью могут начать двигаться оторвавшиеся тромбы (см. предыдущее примечание).
15
Тимус играет центральную роль в иммунной системе, поскольку в нем образуются различные виды т-лимфоцитов, обеспечивающих защиту организма от чужеродных клеток, а также от клеток, подвергшихся злокачественному перерождению (т. е , раковых), (пер.)
16
См. примечания к предыдущей теме. Сочетание сарвангасаны с ашвини мудрой еще более повышает вероятность попадания в крупные кровеносные сосуды сгустка крови, образовавшегося в геморроидальной шишке (варикозной вене в области заднего прохода).
17
Поскольку йога проповедует отказ от опьяняющих и наркотических веществ, как средств достижения состоянии расширенного сознания, в пользу психотехнических практик (пранаямы, медитации и т.д.), авторы, естественно, интерпретируют амриту сому и вино как аллегории. Однако антропологические исследования показывают, что сами психотехнические практики первоначально возникли в результате экспериментов с природными психоактивными веществами. В шаманизме такие «психоделические» вещества («расширители сознания») — грибы, соки различных растений и т.д. — используются до сих пор.
18
К сожалению, стихотворный перевод с языка оригинала на английский трудно соотнести со стихотворным переводом на русский. Например, в переводе Г.Плисецкого есть два стиха с похожим содержанием, однако ни один из них не совпадает с приведенным выше текстом. Тем не менее, стоит привести один из них, который достаточно многозначителен:
Если будешь всю жизнь наслаждений искать —
Пить вино, слушать чанг и красавиц ласкать —
Все равно тебе с этим придется расстаться.
Жизнь похожа на сон. Но не вечно же спать!
19
Этой практикой не следует заниматься при повышенном артериальном, внутриглазном или внутричерепном давлении. Если вы слышите в голове звон или биение пульса, то сосредоточение на этом звуке может вызвать сильную головную боль. Это действие механизма биологической обратной связи: стараясь более отчетливо воспринимать какой-либо сигнал организма, вы тем самым усиливаете этот сигнал и вызывающую ею причину. Например, если эта причина — повышенное давление, то вы будете его еще больше повышать.
20
Точнее говоря, последователи этой так называемой школы Чистой Земли веряn что достижение освобождения (нирваны) собственными силами невозможно, и полагаются на помощь бодхисаттвы Амитабхи, который может позволить им получить следующее перерождение в своей Чистой Земле, после жизни в которой они достигнут освобождения. Поэтому они постоянно повторяют молитву «нама амида бутсу» означающую просьбу о перерождении в Чистой Земле Амитабхи.
21
Это не совсем точная трактовка. Великий обет бодхисаттвы ( в том числе, Амиды) состоит в отказе от окончательного освобождения (нирваны) до тех пор, пока с помощью его просветлении не освободятся все существа. Это различие очень существенно, поскольку в буддизме Махаяны (в отличие от первоначального учения Будды) Просветление (обретение высшего знания) не означает автоматического окончательного освобождения (выхода из круговорота рождений и смертей). Поздний буддизм (к которому принадлежит и школа Чистой Земли) добавил к первоначальному учению отчетливый моральный компонент, однако это скорее аналогия карма-йоги, нежели бхакти йоги.
22
Мозжечок действительно принимает участие в управлении движениями, однако в большей степени представляет собой орган равновесия. Непосредственное управление движениями осуществляют участки новой коры головного мозга, расположенные вдоль центральной борозды (так называемая сенсомоторная кора). Эти участки коры синтезируют «образы» целостных движений и управляют их выполнением, а мозжечок играет подчиненную роль, отвечая за общую координацию.
23
См. Хатха йога Прадипика, Снами Сатьянанда, Свами Мукгибодхананда.
24
Эта практика особенно полезна мужчинам среднего и пожилого возраста, даже если они не собираются заниматься крийя-йогой, поскольку она представляет собой прекрасный метод профилактики заболеваний предстательной железы и может с успехом использоваться для лечения аденомы простаты (доброкачественного разрастания предстательной железы) и связанной с ней импотенции.
25
Но все же следует помнить и том, что крупные питоны (не говоря уже о водном питоне — анаконде) сильнее многих наземных животных. Вдобавок, змеи превосходят большинство животных по скорости реакции.
26
На более современном языке можно сказать, что кундалини нелокальна, подобно «квантово-волновому потенциалу», о котором говорят физики.
27
Поскольку русскоязычному читателю эта мантра может покаяться совершенно непроизносимой, тем. кто имеет склонность к христианству, я советую использовать в качестве мантры так называемую Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе (Сыне Божий), помилуй мя грешного». В зависимости от длительности вдоха можно произносить или не произносить слова, взятые в скобки. Первая половина молитвы произносится на вдохе, а вторая — «помилуй мя грешного» — на выдохе. При выполнении пранаямы слова «Сыне Божий» произносятся во время внутренней задержки дыхания. Тем, кто не имеет склонности к религии, можно порекомендовать замечательную мантру, которую придумал писатель Гордон Диксон: «Преходящее и вечное (на вдохе) — суть одно (на выдохе)». Поскольку в мантре важно не текстуальное значение, а скрытый за ним чувственно постигаемый смысл, можно повторять ее по-английски — на этом языке она особенно красива и легче сочетается с дыханием: «Temporal and Eternal are one».
28
Это, казалось бы, противоестественное описание движения дыхания (поскольку на самом деле при вдохе воздух в горле движется вниз, а при выдохе — вверх) соответствует движению волн расширения и сокращения, проходящих по животу и груди при полном дыхании (при вдохе сначала расширяется низ живота, потом середина живота и низ грудной клетки, потом верх грудной клетки с подъемом плеч; при выдохе сокращение происходит в обратном порядке). Таким образом, ощущение дыхания действительно движется от пупка к горлу при вдохе и от горла к пупку при выдохе; осознание именно этого ощущения и подразумевается под осознанием дыхания.
29
В действительности, все еще сложнее, поскольку сигналы передаются в мозг не только параллельно (как по множеству параллельных проводов, соединяющих отдельные телефонные аппараты с коммутатором), но и последовательно, с помощью специального кодирования (как в междугородном телефонном кабеле). Например, зрительные сигналы сначала подвергаются кодированию в сетчатке, которая, по существу, представляет собой часть мозга, и только потом передаются в соответствующие анализирующие отделы мозга.
30
Существует и другое объяснение, более согласующееся с неврологическими данными. Более двадцати лет назад нейрофизиолог Карл Прибрам предположил, что память записывается в мозгу по принципу голограммы. Каждая часть голограммы содержит в себе информацию о целом. Поэтому удаление даже значительной части мозга не приводит к утрате памяти. Исследования показали, что если у пациента с поврежденным мозгом нарушена способность вспоминании, то память, хранящуюся в мозгу, можно пробуждать путем непосредственной электрической стимуляции с помощью электродов, вводимых в соответствующие зоны мозга. Что же касается ума, то степень его нарушения при повреждении мозга зависит от того, какие зоны мозга поражены. Например, повреждение левой височной области мозга приводит к потере способности понимать устную и письменную речь; при повреждении других отделов может нарушаться восприятие пространства и времени. С другой стороны, новая кора больших полушарий используется далеко не полностью. Около двадцати лет назад в США в ходе медицинского обследования студентов вузов был обнаружен молодой человек, у которого почти отсутствовала новая кора (ее толщина составляла несколько миллиметров — это тяжелый случаи водянки мозга); тем не менее, этот студент был в числе отличников, и его коэффициент интеллекта (IQ) был выше среднего уровня.
31
Ни то, ни другое но верно. Во-первых, к обучению (или научению) способны любые живые существа (и до определенной степени — даже микроорганизмы и растения). Во-вторых, в настоящее время о нейробиологии обучения известно очень многое (хотя и не все). Более того, в мозгу животных и человека найдены особые вещества, стимулирующие обучение, и они уже применяются в медицине и геронтологии.
32
Точнее, в мозгу нет единого органа, ответственного за обучение — в этом процессе участвуют многие мозговые структуры, — однако известно, что повреждение некоторых из этих структур, например, гиппокампа, делает обучение (а также вспоминание) невозможным.
33
В нейроанатомии принято различать ствол мозга (или древний мозг), средний мозг (старую кору и лимбическую систему) и новую кору (большие полушария).
34
Это также неверно. Человека отличает не размер, а сложность новой коры (количество извилин). У высших животных размер и вес мозга примерно пропорциональны размеру и весу тела, так что, например, у слонов и китов более крупный мозг (в том числе и кора), чем у человека, однако не такой сложный. В последнее время показано, что мозг дельфинов и касаток по сложности приближается к человеческому, в то же время превышая его по объему (у касаток).
35
Это довольно устаревшие представления. В 1960-1970 гг. был обнаружен т.н. феномен «расщепленного мозга»: больным острой эпилепсией для ликвидации патологического очага проводили хирургическое рассечение мозолистого тела. При этом у человека возникало как бы два ума. Именно эти исследования стали первым крупным шагом в изучении функций больших полушарий мозга. В дальнейшем при использовании менее радикальных методов выяснилось, что функции полушарий в значительной степени перекрываются. Так, при повреждении левого полушария в раннем детстве речевые и аналитические функции берет на себя правое полушарие; у некоторых людей (т.н. истинных билингвов) речевые способности, связанные со вторым языком, зависят от правого полушария. Функциональная специализация мозга — сложная и чрезвычайно интересная тема. Возможно, читателям будет интересно узнать, что некоторые т.н. паранормальные феномены наблюдаются у больных с повреждениями мозга. В этом случае можно порекомендовать книгу Т.Доброхотовой и Н.Брагиной «Функциональные асимметрии человека», М., Медицина, 1981.
36
Так происходит только при столкновении с новой и незнакомой ситуацией. Исследованиями показано, что в мозгу на основании прошлого опыта формируются программы готовых действий. Поступающая информация активирует подходящую программу, и дальше все происходит автоматически. Если бы для совершения действий во внешнем мире каждый раз требовалось принятие решения, то возникновение высших животных и человека в эволюции оказалось бы невозможным.
37
Между прочим, аналогичную мысль вполне серьезно высказывал выдающийся нейрофизиолог — лауреат Нобелевской премии сэр Джон Экклз.
38
В настоящее время это мнение подвергается пересмотру. В частности, уже показано, что отростки нервных клеток, именуемые дендритами, растут и усложняются в течение всей жизни человека, образуя новые связи. Этот процесс непосредственно связан с обучением. Следует также добавить, что белое вещество, в основном, состоит не