Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати

здесь служит мантра СОХАМ. Шабда санчалану можно считать шестой стадией аджапа джапы(1).

Смысл Сохам

Сохам часто называют аджапа гайятри — спонтанной песней дыхания. Эта мантра автоматически возникает с каждым и всяким вдохом. Это звук, который соответствует естественному ритму дыхания. Каждый человек непрерывно произносит эту мантру, знает он об этом или не знает.

Во всех практиках йоги необходимо на чем-то фиксировать осознание. Должна быть определенная фокальная точка, которая успокаивает колебания ума и делает его сосредоточенным. Для этого можно использовать что угодно: мантру, мысленное изображение божества или даже большой палец вашей ноги. Но это должно быть нечто такое, что автоматически привлекает ваше внимание и вызывает постоянное вспоминание. Это кажется легким, но это не так. Ум противится процессу сосредоточения и начинает блуждать. Символ быстро забывается, и человек снова теряется в бурлящем потоке мыслей. Сохам — идеальная мантра, поскольку она произносится всегда, независимо от состояния ума. Она прекратится только если вы перестанете дышать. Поэтому сохам напоминает вам о необходимости сохранять осознание.

Любую мантру можно объединить с дыханием, чтобы она вызывала постоянное вспоминание, однако сохам возникает естественным образом, что делает ее более легкой для большинства людей. Кроме того, она проверена многочисленными йогами на протяжении тысячелетий. Мы очень рекомендуем ее (и мантру АУМ) всем, кто искренне хочет идти по пути йоги. Постоянное вспоминание приведет к дхьяне (медитации).

Сохам имеет и буквальное значение. Она означает:

«Я — Шива (чистое сознание)», или

«Я — Он (чистое сознание)».

Она выражает соединение Шивы и Шакти, слияние индивидуального сознания с космическим, или высшим сознанием. Однако этот смысл не должен слишком заботить читателя, если только он не пережил глубокий трансцендентальный опыт. Любая попытка логического понимания смысла сохам приведет к заблуждению. Его можно понять только на интуитивном уровне. Тогда, и только тогда, когда человек понимает трансцендентальный смысл сохам, она может использоваться в качестве средства непрерывного подтверждения и вспоминания. Это обеспечивает устойчивый поток дхьяны.

Если у вас есть такое желание и если ваш ум достаточно сосредоточен, вы можете ставить себе целью выяснение глубинного и подлинного смысла сохам. Это метод джняна йоги. Но он не даст результатов, если ваш ум напряжен и полон проблем и если ваше исследование не будет происходить непрерывно, сознательно или бессознательно, в течение двадцати четырех часов в сутки. Если ваш ум готов, и у вас достаточно сильное стремление, тогда произойдет трансцендентальный взрыв смысла сохам. Смысл откроется вам как во вспышке молнии, но вы должны быть готовы. Немногие люди подготовлены к такому типу практики джняна йоги. Поэтому, в общем случае, мы рекомендуем вспоминание сохам в качестве наилучшей садханы.

В практике шабда санчаланы вам не нужно беспокоиться о смысле сохам. Просто осознавайте звук, согласованный с дыханием.

Произнесение сохам

Некоторые люди, прислушиваясь к своему дыханию, слышат звук сахам вместо сохам. Это вполне приемлемо, и звук сахам можно использовать в практике шабда санчаланы взамен сохам.

Сохам следует соединять с дыханием. При выполнении уджайи пранаямы этот звук можно слышать очень отчетливо. Попробуйте. Вы должны слышать:

со при вдохе, хам при выдохе.

В шабда санчалане вы должны слышать со, когда ваше дыхание поднимается по переднему психическому каналу арохан от муладхара чакры к точке бинду. Звук должен быть длительным.

То есть при движении от муладхары к точке свадхистхана кшетрам акцент должен приходиться на звук с-с-с-с. При дальнейшем подъеме от этой точки к точке бинду акцент должен быть на звуке о-о-о-о. Это ясно показано на рисунке.

При выдохе и движении вниз по позвоночному психическому каналу аварохан от бинду к муладхаре вы должны слышать звук хам. При движении от бинду через аджну к вишуддхи акцент должен быть на звуке х-а-а-а. При дальнейшем нисхождении от вишуддхи к муладхаре акцент должен быть на звуке м-м-м. Это будет гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.

Звук сохам не следует произносить громко. Это естественный звук дыхания. Он должен быть таким, чтобы вы могли его отчетливо слышать, а другие люди — нет, если только они не приближают ухо вплотную к вам.

Сидячая поза

Оставайтесь в той же сидячей позе, которая использовалась для предыдущей крийи — паван санчаланы(2). Двигаться и слегка изменять положение можно только если вы чувствуете боль и напряжение в теле.

Традиционно используются такие сидячие позы, как падмасана или сиддхасана (сиддха йони асана для женщин). Если эти позы для вас неудобны, вы можете использовать любые другие удобные сидячие позы, например ардха падмасану, свастикасану и т.д.(3).

В течение всей практики держите спину прямой; единственной движущейся частью тела должна быть голова.

Осознание психических каналов

Когда вы делаете вдох со звуком со, ваше осознание должно подниматься по переднему каналу арохан. Начав движение от муладхара чакры, вы должны ощущать, как мантра и дыхание проходят через точки кшетрам свадхистханы, манипуры, анахаты и вишуддхи и, наконец, через точку бинду.

Когда вы делаете выдох со звуком хам, ваше осознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. Пройдя бинду, ощущайте, как мантра и дыхание по очереди проходят сквозь аджна чакру, вишуддхи, анахата, манипура и свадхистхана чакры, и, наконец, муладхара чакру.

Не должно быть никакого мысленного повторения названий точек кшетрам и чакр… только осознание.

Вспомогательная практика

В ходе практики шабда санчаланы следует выполнять уджайи пранаяму, кхечари мудру и унмани мудру. Они использовались и в практике паван санчаланы(2).

Техника выполнения

Шабда санчалану следует делать сразу после завершения паван санчаланы.

Сидите удобно.

Держите спину прямо.

Откройте глаза.

Выполняйте кхечари мудру; это следует продолжать делать на протяжении всей практики.

Сделайте полный выдох.

Наклоните голову вперед.

Осознайте муладхара чакру.

Первый круг начинается там.

Выполняя уджайи пранаяму, делайте вдох и поднимайтесь по каналу арохан.

Вы должны слышать звук со и ощущать, как он по очереди пронзает точки кшетрам.

Когда ваше осознание движется от вишуддхи кшетрам к бинду, постепенно поднимайте голову.

Когда осознание достигает бинду, ваша голова должна занимать вертикальное положение.

Вдох и звук со заканчиваются, когда осознание достигает бинду.

В течение нескольких секунд осознавайте бинду.

Затем, выполняя уджайи пранаяму, делайте выдох и спускайтесь по каналу аварохан в позвоночнике.

Выполняйте унмани мудру.

Вы должны слышать мантру хоти и ощущать, как она по очереди пронзает чакры.

Не должно быть мысленного повторения названий чакр… только осознание.

Выдох и мантра хам должны завершаться, когда ваше осознание достигает муладхары.

Наклоните голову вперед.

Снова откройте глаза.

В течение нескольких секунд сохраняйте осознание муладхары.

На этом завершается первый круг.

Весь процесс показан на приведенном выше рисунке.

Теперь начинайте второй круг.

Выполняя уджайи пранаяму, делайте вдох, поднимаясь по каналу арохан с осознанием звука со и точек кшетрам.

Проделайте 59 кругов.

Затем переходите к маха мудре(4).

Дыхание

В течение всей практики выполняйте уджайи пранаяму. В муладхаре на несколько секунд задерживайте дыхание. Делайте вдох, поднимаясь по каналу арохан. Снова задерживайте дыхание на несколько секунд при осознании бинду. Делайте выдох, спускаясь по каналу аварохан.

Смятение ума

Если ваш ум взволнован, произносите звук сохам достаточно громко и дышите быстрее.

Если ум расслаблен и относительно сосредоточен, позвольте звуку сохам быть менее заметным и дышите медленнее.

Осознание

Сохраняйте осознание мантры сохам, дыхания и психических каналов.

Последовательность

Шабда санчалану следует делать сразу после паван санчаланы(2) и перед маха мудрой(4).

Продолжительность

Следует выполнять 59 кругов. Это займет от 25 до 40 минут, в зависимости от темпа дыхания.

Счет кругов

При описании паван санчаланы мы рекомендовали вам использовать четки из 108 бусин, завязав узел после 49-й бусины. Для этой практики не нужно завязывать еще один узел. После завершения паван санчаланы ваши пальцы будут находиться на 49-й бусине. Просто продолжайте перебирать по одной бусине в конце каждого круга шабда санчаланы (когда ваше осознание достигает муладхары). Когда ваши пальцы дойдут до бусины сумеру, это будет означать, что вы закончили 59 кругов (49 + 59 = 108).

Тема 3

Хатха йога. Наули (Стадия 1)

Наули — это одна из шести основных групп шаткарм, или техник очищения, три из которых мы уже описали(1). Мы объяснили большинство практик дхоути, а также джала нети, сутра нети и тратаки(2).

В этой теме мы предполагаем объяснить первую часть наули(3).

Общая информация

Наули — это техника йоги, предназначенная для массажа всего живота посредством сокращения и перекатывания брюшных мышц (особенно прямых мышц живота — rectus abdominii). Это очень полезно для здоровья пищеварительной системы и, фактически, для здоровья всего тела. Из всех практик йоги наули обеспечивает наиболее глубокий массаж внутренних органов. Эта техника весьма трудна для начинающих, но при наличии решимости и при регулярной тренировке ее могут выполнять почти все.

Определение

Санскритское слово наули происходит от корня нала или нали, который означает: трубчатый сосуд, вена или нерв тела; тростинка или полый ствол (скажем, лотоса). Кроме того, слово нала в санскрите используется для обозначения прямых мышц живота — rectus abdominii (в Санскритском словаре Монье Уильямса Для него дается буквальное значение «пупковая жила»). Rectus abdominii — это две мышцы, которые действуют как колонны, поддерживающие органы брюшной полости между грудной клеткой и тазовой областью. Таким образом, наули представляет собой технику, направленную на манипулирование прямыми мышцами живота.

Интересно также отметить, что слово нау на санскрите означает «корабль». Когда техника наули доведена до совершенства, кажется, что брюшные мышцы перекатываются, как волны океана. Мышцы создают такое же волнообразное движение, какое бывает от корабля, скользящего по воде.

Кроме того, наули называют лаулики карма. Слово лаулики происходит от корня лола, который означает: «двигаться туда-сюда», «перекатывание и волнение». И это именно то, что делает техника лаулики (или наули). Она перекатывает, крутит и волнует весь живот и связанные с ним мышцы и нервы. Слово карма здесь означает «процесс или техника». Таким образом, лаулики карма — это техника перекатывания брюшных мышц и взбалтывания внутренних органов.

Упоминания в текстах

Техника наули упоминается в различных текстах йоги, однако недостаточно подробно. В тексте Гхеранда Самхита говорится:

«Энергично перекатывай живот из стороны в сторону. Эта практика устраняет все виды болезней и усиливает пищеварительный огонь», (шлока 1:53) Больше ничего не объясняется. Из этого описания новичку совершенно невозможно научиться практике наули. Необходимо личное руководство гуру. В тексте Хатха Йога Прадипика сказано:

«Сгибая плечи вперед, следует вращать живот справа налево, а затем слева направо. Йоги называют эту практику наули. Наули устраняет недуги живота, усиливает пищеварительный огонь и приносит счастье. Это величайшая практика хатха йоги».

(шлоки 11:33, 34)И снова описание правильно, но слишком кратко для обучения наули. Эти краткие шлоки в писаниях в большей степени призваны служить методом вспоминания, нежели наставлением. Наставления должны были исходить непосредственно от гуру.

Rectus Abdominii

В практике наули используются различные мышцы живота, спины, ног, рук и т.д. Однако в первую очередь она касается сокращения прямых мышц живота. Это две длинные вертикальные мышцы в передней части живота. Их верхние концы закреплены под серединой грудной клетки рядом с диафрагмой, а нижние концы крепятся к тазовой кости чуть выше области гениталий. Обе мышцы шире

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать онлайн