Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати

выбранную тему.

Затем, спустя примерно минуту, резко выбросите ее из головы.

Сформируйте другую мысль, желательно, неприятную.

Изучайте ее примерно минуту.

Думайте обо всех аспектах этой выбранной мысли.

Создавайте произвольные мысли на эту тему.

Размышляйте над ними.

Затем оборвите эту цепочку мыслей.

Выберите новую мысль и повторите ту же самую процедуру.

Затем осознайте чидакашу — пространство перед закрытыми глазами(2).

Наблюдайте это пространство, позволяя возникать любым спонтанным мыслям.

Будьте свидетелем любых возникающих мыслей и видений.

На этом этапе вы можете начать осознавать подавленные подсознательные переживания.

Будьте только свидетелем.

Затем, примерно через минуту, снова по своей воле сформируйте мысль и создавайте последовательность ассоциирующихся с ней мыслей.

Еще через минуту или около того очистите свое восприятие от мыслей.

Выберите еще одну мысль и создавайте последовательность связанных с ней мыслей на ту же тему.

Затем снова осознавайте чидакашу.

Будьте только свидетелем спонтанного извержения мыслей — не создавайте их намеренно.

Потом, спустя примерно минуту, снова создавайте другую цепочку мыслей.

Продолжайте действовать в том же духе в течение имеющегося у вас времени. Это и есть техника третьей стадии антар мауны.

Осознание

Старайтесь быть свидетелем всего процесса.

Ограниченное подавление

Следует отметить, что избавление от мыслей по своей воле подразумевает определенную степень подавления. Однако большая часть эмоционального содержания мысли исчерпывается в процессе ограниченного обзора каждой создаваемой мысленной цепочки. Невозможно полностью свести к нулю влияние мыслей, поскольку сам процесс просмотра создает новые мысли. То есть сам процесс мышления о мыслях ведет к другим мыслям.

Поэтому необходим компромисс: следует высвобождать большую часть эмоционального напряжения мыслей, но спустя короткое время подавлять их, чтобы создавать новые мысли. У вас недостаточно времени, чтобы долго следовать одной цепочке мыслей. Поэтому приходится мириться с небольшим количеством подавления.[27]

Сочетание стадий 2 и 3

Вы заметите, что в только что описанной технике используется сочетание стадий 2 и 3. То есть создание и удаление мыслей по своей воле относится к стадии 2, а период наблюдения спонтанного извержения мыслей при осознании чидакаши относится к стадии 2. Это делается не без причины; создание мыслей по своей воле пробуждает подсознание; период наблюдения чидакаши позволяет разбуженным мыслям выходить на поверхность и подвергаться проработке.

Готовность к стадии 4

После определенного периода регулярной практики стадии 3 вы обнаружите, что спонтанные мысли возникают прежде, чем вы можете выбрать мысль для обдумывания. Частота и интенсивность этих мыслей становятся так велики и непреодолимы, что вам оказывается трудно выбирать одну мысль для анализа. Это состояние смятения ума. Значит, вы готовы к стадии 4(3).

Программа ежедневных занятий

В этом уроке мы познакомили вас с джняна йогой. Это трудный путь, который приносит ощутимые результаты только после периода интенсивной практики и при условии сильного стремления. Его следует сочетать с другими путями йоги, включая крийя-йогу, которые делают ум сосредоточенным и целенаправленным, позволяя человеку достигать успехов в его постоянном поиске.

Наули — это превосходная практика, которая позволяет поддерживать силу и здоровье тела. Мы рекомендуем вам освоить ее в свободное время. Мы не включили ее в предлагаемые программы из-за недостатка времени.

В зависимости от ваших возможностей, вам следует практиковать маюрасану, хамсасану или падма маюрасану. Не нужно делать их все.

Мы описали третью стадию антар мауны — сознательное порождение мыслей. Мы не советуем вам приступать к этой стадии без достаточно продолжительной практики стадии 2. Она может занять несколько месяцев или даже больше, поскольку требуется значительное время для того, чтобы свести к минимуму постоянную болтовню ума и позволить ему исчерпать себя. Мы рекомендуем вам потратить не менее трех месяцев на выполнение второй стадии, прежде чем переходить к третьей.

Выполнение шабда санчаланы занимает около 30 минут. Это означает, что первые пять практик крийя-йоги — крийи №№ 1-5 занимают примерно 80 минут. По этой причине мы исключили практики крийя-йоги из одночасовой программы. Вместо этого короткую программу можно использовать для общей практики йоги.

Программа 1: продолжительность 120 минут

Программа 2: продолжительность 90 минут

Программа 3: продолжительность 60 минут

Старайтесь находить время для практики наули. Кроме того, если вам оказывается слишком трудно делать сиршасану, то в качестве ее заменителя Можно использовать сарвангасану.

Урок 29

Прижимай левую пятку к промежности, вытягивая правую ногу по земле и крепко держа правую стопу обеими руками.

Выполняй джаландхара бандху в горле, удерживая движение воздуха вверх, как раз когда змея, побиваемая палкой, становится прямой, как палка.

Кундалини быстро распрямляется, и тогда дыхание прекращает действовать в обеих ноздрях.

Выдох должен быть медленным и постепенным. Мудрецы называют это маха мудрой. Маха мудра способна уничтожать все виды боли и даже смерть.

Следует практиковать мудру с левой стороны и с правой стороны. Когда обе они станут равными, тогда практику следует оставить.

Под ее влиянием легко переваривается даже испорченная пища, и яд может усваиваться как нектар. Те, кто практикует маха мудру, уничтожают такие недуги, как туберкулез, проказа, геморрой, несварение желудка, и другие болезни.

Эта маха мудра способна давать человеку великие сиддхи, и ее не следует давать обычным людям.

Хатха Йога Прадипика, шлока 3:10-18

Тема 1

Крийя-йога. Практика

Маха Мудра (крийя № 6)

Слово маха на санскрите означает «великая», а слово мудра — «психическая установка». Название этой мудры можно перевести как «великая психическая установка». Существуют два метода её выполнения, из которых следует выбрать один.

Обоснование

Маха мудра — первая из двух тесно взаимосвязанных практик крийя-йоги. Вторая носит название бхеда мудра(1). Совместно они создают и высвобождают большое количество энергии в физическом, праническом и метальном телах.

Крийи, которые мы уже обсудили — а именно, №№ 1-5, — специально предназначаются для вызывания пратьяхары — прекращения осознания чувственного восприятия внешнего мира и ума. Крийи начиная с № 8 направлены на вызывание дхараны — точечного сосредоточения ума. Маха мудра и маха бхеда служат промежуточными ступенями, которые одновременно максимально повышают эффективность всего организма и сосредоточивают ум. Они усиливают и углубляют осознание.

Упоминания в текстах

Маха мудра упоминается в текстах тантра йоги, хотя содержащиеся в них описания, как правило, оказываются разными, либо неадекватными. В тексте Йога Чудамани Упанишада утверждается:

«Маха мудра — это практика, которая очищает всю сеть нади (психических каналов), уравновешивает иды и пингалы и поглощает расу (нектар блаженства), так что он пропитывает все существо человека».

(шлока 65)«Следует прижать подбородок к горлу (джаландхара). Левую ступню следует плотно прижать к промежности (между задним проходом и половым органом). Правую ногу нужно вытянуть вперед и плотно прижимать к земле. Обеими руками следует взяться за правую ступню. Затем следует вдохнуть воздух, наполнив легкие; потом его нужно медленно выдыхать. Это называют маха мудрой, истребителем болезней».

(шлока 66)Это краткое описание похоже на описание метода, используемого в крийя-йоге; одно заметное различие состоит в том, что в крийя-йоге при выполнении маха мудры не используется джаландхара бандха. Далее в тексте говорится:

«Практику следует выполнять сперва дыша через правую ноздрю, затем через левую ноздрю. Когда ида и пингала уравновешиваются, мудру следует прекратить».

(шлока 67)Это метод выполнения маха мудры в системе хатха йоги, в котором используется пранаяма нади шодхана. В крийя-йоге используется другой метод, хотя он приводит к тому же результату — медитации. Затем текст описывает благотворное действие маха мудры:

«Силой этой мудры можно переваривать недоброкачественную пищу, безвкусная пища становится вкусной, избыточная пища и даже яд могут перевариваться организмом и превращаться в нектар. Можно предотвращать и лечить различные недуги, такие как туберкулез, проказа, несварение желудка и т.д.»

(шлоки 68, 69)«Маха мудра дарует духовную силу; ее следует хранить в тайне и не доверять никому».

(шлока 70)По традиции, обе формы маха мудры — из хатха йоги и из крийя-йоги — никогда не преподавались публично. Они всегда передавались от гуру к ученику. Только в недавнее время эти техники были опубликованы, в соответствии с потребностями эпохи.

Сходные описания даются в текстах Хатха Йога Прадипика (гл. 3, шлоки 10-18) и Гхеранд Самхита (гл. 3, шлоки 6-8). Здесь нас интересует только разновидность маха мудры, используемая в крийя-йоге.

Вспомогательные практики

Чтобы практиковать маха мудру, вы должны быть знакомы со следующими техниками:

1. уджайи пранаямой(2);

2. унмани мудрой(3);

3. кхечари мудрой(2);

4. шамбхави мудрой(4);

5. мула бандхой(5).

Первые три техники уже должны быть вам знакомы, поскольку они входят в состав предшествующих практик крийя-йоги. Шамбхави мудра (сосредоточение взгляда на межбровном центре) и мула бандха используются в крийях первый раз, и потому вам следует обратиться к их предыдущим описаниям. Заметьте: в маха мудре мула бандху следует делать без джаландхара бандхи. То есть вы должны сокращать только промежность, не сокращая горло.

ПрактикаВариант 1

Сидячее положение

В качестве сидячей позы используется сиддхасана (для мужчин) или сиддха йони асана (для женщин). Эти асаны используются специально для приложения давления в промежности в области активирующей точки муладхара чакры(6). Если вы не можете сидеть в этой асане, то вам следует практиковать второй вариант маха мудры.

Техника выполнения

Сядьте в сиддхасану или сиддха йони асану.

Убедитесь, что одна пятка плотно прижата к активирующей точке муладхара чакры между задним проходом и половым органом.

Держите позвоночник вертикально.

Заверните язык в кхечари мудру; сохраняйте ее в течение всей практики.

Откройте глаза и сделайте полный выдох.

Задержите дыхание.

Наклоните голову вперед.

Осознавайте муладхара чакру и давление, оказываемое на нее пяткой.

С этого начинается первый круг.

Мысленно повторите три раза: «муладхара, муладхара, муладхара».

Затем делайте вдох, выполняя уджайи пранаяму, и позвольте своему осознанию подниматься через точки кшетрам в переднем канале арохан (см. рис. 1).

Свадхистхана, манипура, анахата, вишуддхи, бинду.

Должно быть только сознание, без мысленного произнесения названий центров.

По мере того как ваше осознание движется от вишуддхи к бинду, медленно поднимайте голову.

В точке бинду следует закончить вдох и слегка отклонить голову назад (см. рис. 2).

Зафиксируйте свое осознание на бинду.

Задержите дыхание.

Мысленно повторите три раза: «бинду, бинду, бинду», затем выполняйте мула бандху и шамбхави мудру, продолжая задерживать дыхание.

Мысленно произносите: «шамбхави, кхечари, мул», перемещая свое осознание через центры этих практик (см. рис. 3).

Когда вы произносите «шамбхави», ваше осознание должно быть зафиксировано на межбровном центре.

Когда вы произносите «кхечари», ваше осознание должно быть зафиксировано на языке и нёбе.

Когда вы произносите «мул», ваше осознание должно быть зафиксировано на муладхара чакре.

Вначале перемещение осознания через шамбхави, кхечари и мул следует выполнять 3 раза; по мере дальнейшей практики это число следует постепенно увеличивать до 12 в течение примерно нескольких месяцев.

Затем прекратите выполнять шамбхави мудру, а потом и мула бандху.

Снова осознайте бинду.

Затем делайте выдох, выполняя уджайи пранаяму, и позволяйте своему осознанию спускаться через активирующие точки чакр в позвоночном канале аварохан: «аджна, вишуддхи, анахата, манипура, свадхистхана» (см. рис. 4).

Должно быть только осознание центров без мысленного произнесения их названий.

По мере того как ваше осознание опускается, выполняйте унмани мудру.

Когда осознание достигнет муладхара чакры, завершите выдох и мягко наклоните голову вперед.

Откройте глаза.

На этом кончается первый круг.

Весь процесс схематически изображен на приведенных выше рисунках.

Теперь начинайте второй круг.

Задержите дыхание, фиксируя осознание на муладхара чакре, мысленно повторите: «муладхара-муладхара-муладхара».

Затем позвольте своему

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать онлайн