Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати

путем: закрытые глаза, как правило, вызывают интроспекцию, а открытые глаза — экстраверсию. Со временем это может привести к достижению точки равновесия и спонтанному возникновению глубокого сосредоточения, которое становится вратами к медитации.

В большинстве практик йоги при выполнении медитативных техник, как правило, закрывают глаза. Это легко ведет к грёзоподобному состоянию, особенно у начинающих. Некоторые системы, например дзэн-буддизм, пытаются преодолевать эту тенденцию к интроверсии путем выполнения медитативных практик с открытыми глазами. Это тоже представляет проблемы для начинающих вследствие постоянного отвлекающего действия внешнего мира. Крийя-йога достигает равновесия между обеими крайностями: глаза в течение короткого времени держат закрытыми, а затем в течение короткого времени открытыми. Такой подход дает удивительные результаты. Он последовательно и быстро вызывает пратьяхару и ведет прямо к дхаране.

Дхарана. Существует вероятность того, что после выполнения и завершения первой группы техник вы можете оказаться в состоянии пратьяхары. Возникновение пратьяхары зависит от регулярности и интенсивности практики, а также от состояния покоя или смятения вашего ума. Пратьяхара может легко и автоматически достигаться в спокойном состоянии ума, тогда как при волнующемся уме потребуется больше регулярной практики в течение нескольких месяцев. Кроме того, возникновение пратьяхары зависит от благоприятных обстоятельств. То есть в один день это состояние может достигаться, а в другой — нет. Это одна из причин, почему ваша практика должна быть регулярной; в особенно удачный день благодаря стечению благоприятных обстоятельств вы, возможно, достигнете состояния дхараны и медитации. Это может случиться в самое неожиданное времяничего нельзя предугадать заранее.

После окончания практик пратьяхары глаза следует держать закрытыми. В идеальном случае, на этом этапе как внешние, так и внутренние возмущения должны сойти на нет. Затем выполняют вторую группу техник для достижения дхараны. Это делается постепенно, прежде всего путем кругового движения осознания по внутренним психическим контурам. Это медленно вызывает более обостренное восприятие. По мере продолжения практики крийи осознание все больше ограничивается, так что оно становится все более и более сосредоточенным. Дхарана возникает самопроизвольно.

Отличительная особенность крийя-йоги состоит в том, что сосредоточение не требует усилий; оно возникает спонтанно как следствие выполнения техник. Нередко в медитативных практиках сосредоточения достигают искусственно, что не приводит ни к чему, кроме разочарования и головной боли. Многие люди стискивают зубы, напрягают мышцы лица и борются со своим умом, стараясь достичь сосредоточения. Они делают это потому, что знают — сосредоточение составляет необходимую часть высших практик йоги, и если они смогут достичь высших состояний сосредоточения, то вызовут медитацию; но медитация должна быть спонтанной. Искусственное сосредоточение — это не настоящее сосредоточение; оно создает напряжение ума, которое уводит с пути дхьяны. Практикуйте крийя-йогу и сосредоточение возникнет само собой. Сосредоточение ведет к медитации.

Дхьяна. Нам нечего сказать о состоянии дхьяны, ибо оно находится в сфере невыразимого. Когда вы его познаете, никакие слова не нужны. До того, как вы его переживете, слова будут лишь порождать путаницу, неправильные представления и чрезмерное увлечение интеллектуальным пониманием. Лучше не говорить ничего. Для достижения дхьяны не существует никаких специальных техник; все техники крийя-йоги призваны вызывать состояние медитации.

Движение от пратьяхары к дхаране и дхьяне представляет собой непрерывный поток. Между ними нет такого четкого деления, как мы описали; эта классификация была дана только для удобства объяснения, и ее не следует воспринимать слишком серьезно. Если вы в достаточной степени освоите крийя-йогу, то будете автоматически переходить из одного состояния в другое.

Вам не нужно будет думать: «Ага, мне следует начинать сосредоточение» и так далее. Все будет происходить само собой. Все, что вам потребуется, — это правильно практиковать техники крийя-йоги.

Инструменты крийя-йоги

Каждая индивидуальная крийя состоит из нескольких вспомогательных техник. Это основные инструменты крийя-йоги. Многие из этих вспомогательных техник широко известны и практикуются в отдельности. Их можно подразделить на следующие группы:

1. асаны (физические позы);

2. мудры (внешние выражения внутреннего отношения);

3. бандхи (физио-психические замки);

4. мантры (особые звуковые паттерны, способные оказывать тонкое воздействие и вызывать изменения);

5. пранаяма (манипуляции дыханием для управления праной);

6. осознание психических каналов.

Из этих шести групп техник строятся крийи. Они сочетаются друг с другом особым и научным образом, вызывая изменения в существе человека. Эти изменения порождают процесс пратьяхары, дхараны и дхьяны, который мы только что обсудили. Индивидуальная практика этих вспомогательных техник может оказывать мощное влияние на физическое-психическое-ментальное тело. Древние йоги обнаружили, что объединение, синхронизация и слияние определенных техник может вести к гигантскому увеличению их эффективности по сравнению с их индивидуальным выполнением. Эти гениальные йоги открыли этот факт на своем личном опыте и стали основателями крийя-йоги. Именно уникальные сочетания техник делают крийя-йогу такой мощной системой.

Позвольте нам кратко описать эти вспомогательные техники:

Асаны: это специальные положения физического тела. В крийя-йоге это, в основном, сидячие позы. Без устойчивого удобного положения невозможно достичь состояния пратьяхары. Необходимо освоить соответствующие асаны, чтобы их было удобно принимать и сохранять и они не были постоянным источником дискомфорта и отвлечения внимания.

Мудры: это особые положения тела, которые вызывают в существе человека те или иные физиологические, психические и ментальные изменения. Мудры часто включают в себя использование бандх и пранаямы, а также внутреннее движение осознания по определенным психическим каналам.

Бандхи: это физические замки, которые сжимают и сокращают определенные части тела. Они связаны с задержкой дыхания и сосредоточением внимания на специфических участках тела. Помимо физического влияния, бандхи также вызывают глубокие психические и ментальные изменения в человеческом существе. Они особенно эффективны для достижения контроля над праническими силами тела(2).

Мантры: существует огромное число мантр, каждая из которых обладает собственной силой. В двух начальных крийях используются две мантры.

Пранаяма: в первой группе техник, направленных на достижение состояния пратьяхары, в качестве средства гармонизации пранических сил тела широко используется пранаяма. Поток дыхания соединяется с осознанием психических каналов. В последующих крийях используется более тонкая форма пранаямы, а именно, уджайи. Она чрезвычайно помогает в достижении состояний пратьяхары и дхараны.

Осознание психических каналов: это важнейший аспект практики крийя-йоги. Значение психических каналов стало известно именно благодаря тонкому восприятию древних йогов. Изучение праны было особенно развито в Индии и Китае. В Китае его результатом стала тонкая наука акупунктуры. В Индии оно привело к созданию пранаямы и прана видьи (науки о течении праны).

В крийя-йоге осознание движется по специфическим проводящим путям тела. Это, в свою очередь, вызывает изменения в паттернах пранических и психических потоков в теле. Этот гармонизированный паттерн течения влияет на более тонкие аспекты человеческого существа и в значительной мере помогает достижению состояний пратьяхары и дхараны.

Эти шесть видов техник представляют собой основные орудия крийя-йоги. В отдельности, они являются чрезвычайно мощными психофизиологическими инструментами. В сочетании они становятся непреодолимой силой. Все они действуют чрезвычайно тонким образом в праническом и ментальном теле. Они преобразуют существо человека в чувствительный и, одновременно, мощный инструмент восприятия.

Последовательность и продолжительность

Каждая крийя тесно взаимосвязана с предшествующей и последующей крийями. Каждая крийя специфическим образом влияет на другие крийи, и потому порядок их выполнения чрезвычайно важен. Если их выполняют в неверном порядке, то крийя-йога либо не дает результатов, либо, что еще хуже, может привести к отрицательным последствиям. Правильный порядок практики обеспечивает систематическое уравновешивание ума-тела; неправильный порядок может вести к нарушению равновесия. Поэтому мы призываем вас выполнять крийи в предписанном порядке.

Кроме того, каждая крийя имеет установленную продолжительность или неизменное количество циклов. Эти нормы могут показаться произвольными, но на самом деле они были найдены опытным путем и являются идеальными для получения оптимальных результатов. Помните: крийя-йога представляет собой результат сотен и даже тысяч лет экспериментирования бесчисленных йогов. В этой системе нет ничего произвольного. Поэтому старайтесь выполнять каждую крийю в течение предписанного времени: ни меньше, ни больше, и в правильной последовательности.

Психологическая установка и отсутствие усилий

При выполнении практик крийя-йоги следует сохранять установку старания без старания и делания без делания. Это нелегко, но такая установка дает наилучшие результаты. Не следует слишком привязываться к методу, но в то же время, необходимо следить за тем, чтобы крийи выполнялись правильно.

Крийя-йогой следует заниматься ради удовольствия выполнения техник; если она становится бременем и неприятным делом, ее трудно практиковать и получать наилучшие результаты.

Постарайтесь включить практики крийя-йоги в свою повседневную жизнь наряду с другими занятиями. Они должны стать привычкой. Человек завтракает без усилия или напряжения — немногие люди едят свой завтрак с неохотой или насильно; большинство едят с аппетитом и энтузиазмом. Такой же должна быть и практика крийя-йоги. Нужно с удовольствием предвкушать ежедневную программу практики. Порой это будет трудно, особенно когда ум переполнен множеством проблем, но это идеальная установкаэнтузиазм и получение удовольствия от занятий.

Если вы можете сформировать установку бесцельности в движении к цели и пассивности в старании, то вы на верном пути. Старайтесь не иметь сильного ощущения, что вы что-то делаете. Пусть крийи «происходят» через посредство вашего существа-мандалы.

Отсутствие ожиданий

Отсутствие ожиданий непосредственно следует из предыдущего раздела, в котором мы пытались передать идею цели без цели. Следует стараться практиковать крийя-йогу без чувства ожидания результатов. Это тоже нелегко, но необходимо стараться. Следует регулярно заниматься с минимальным ожиданием результатов или переживаний. При наличии склонности к религиозности можно выполнять крийи в форме поклонения; в противном случае их можно делать ради них самих. В разделе Уддхава Гита книги Шримад Бхагаватам говорится:

«Поклонение, совершаемое без ожидания награды, является саттвическим; поклонением, совершаемым с ожиданием награды, движет раджас; а поклонение, совершаемое с намерением причинить вред другим, пребывает во власти тамаса».

(гл. 25)Старайтесь выполнять свои практики крийя-йоги с саттвическим отношением отсутствия ожиданий. Садхану можно выполнять как форму поклонения либо иным образом, но старайтесь не иметь ожиданий.

Дхьяна не создается… она случается. Она происходит спонтанно, когда ум свободен от алчности и эгоистических мотиваций. Ожидания создают напряженность ума, которая препятствует дхьяне.

Старайтесь не стремиться к интеллектуальному пониманию практик. Это будет препятствовать действию на вас преобразующей силы крийя-йоги. Просто занимайтесь, и ответы будут приходить в свое время; не слишком беспокойтесь о том, продвигаетесь ли вы вперед, — просто регулярно выполняйте все практики. Чем меньше вы ожидаете результатов, тем быстрее их достигнете. Просто позвольте всему идти своим путем. Именно в тот момент, когда вы перестаете чего-либо ждать и чувствуете себя совершенно расслабленным, может спонтанно возникать дхьяна. Вы можете наполниться до краев только когда вы пусты. Вы можете идти по пути веры или неверия — это не имеет значения, но у вас не должно быть никакого ожидания духовного опыта, поскольку ожидание неотделимо от эго, а эго не дает возникать медитации. Там, где есть эго, никогда не может быть медитации, точно так же как ночь никогда не может быть там, где есть

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать онлайн