Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати

символа.

Если образы не являются непреодолимыми, то разрушайте их и фиксируйте все свое внимание на символе.

Вы должны быть полны решимости не проявлять интереса к любым возникающим переживаниям… только осознавать свой психический символ.

Не засыпайте.

Если вы сможете сохранять непрерывный поток осознания в направлении символа, то плавно перейдете в состояние… дхьяны.

Осознание во сне

Некоторые очень продвинутые практикующие могут пребывать в состоянии бессонного сна. То есть в процессе сна они сохраняют полное осознание своих сновидений. Это делается с помощью психического символа, который стал такой естественной частью психики человека, что его восприятие может сохраняться даже во сне.

Засыпание подобно спуску по веревке в глубокий колодец. Человек соскальзывает и падает в колодец… он утрачивает осознание и теряется в глубоком сне. Психический символ — это средство для спуска в колодец сна, но без падения в глубины бессознательного состояния.

Если вы не можете делать эту практику, не расстраивайтесь; сохранять осознание в состоянии сна очень трудно.

Резюме антар мауны

Шесть стадий антар мауны таковы:

Стадия 1 — Осознание чувственного восприятия(3).

Стадия 2 — Осознание спонтанного мысленного процесса(4).

Стадия 3 — Сознательное создание мыслей(5).

Стадия 4 — Осознание и устранение спонтанных мыслей(6).

Стадия 5 — Состояние отсутствия мыслей(1).

Стадия 6 — Осознание психического символа.

Эти стадии ведут к дхаране, а затем к дхьяне.

Программа ежедневных занятий

Включите две новые крийи — мандуки мудру и тадан крийю — в свою программу ежедневной практики. Кроме того, помните о рекомендациях, которые мы дали в разделе «Советы для практики крийя-йоги». Если необходимо, практикуйте чанкраманам.

Если вы уже освоили пятую стадию антар мауны, то вам нужно начинать использовать психический символ в медитативной практике отдельно от крийя-йоги. Если вы не готовы использовать психический символ, тогда запомните то, что мы сказали в обсуждении для своей будущей практики.

Если у вас есть время, попробуйте делать одну или более из тех асан, что описаны в этом уроке: лоласана, гупта падмасана, парватасана, гарбхасана и куккутасана.

Программа 1: продолжительность 120 минут

Программа 2: только практика крийя-йоги

Делайте все крийи друг за другом; примерная продолжительность программы — 108 минут, что очень удачно.

Программа 3: продолжительность 1 час, для общеоздоровительных целей

Используйте ту же программу, что была дана в уроке 30.

Урок 32

Тот, кто сдерживает оргазм, становится господином над смертью и знатоком йоги, поскольку разрядка бинду приносит депрессию и ее последствия, а удержание приносит живость, бодрость, энергию, силу и сосредоточение.

Тело практикующего ваджроли имеет приятный запах. Если бинду устойчива, откуда взяться страху смерти ?

Бинду, которой управляет сила ума, дарует жизнь, поэтому бинду следует тщательно контролировать.

Хатха Йога Прадипика 3:88-91

Тема 1

Крийя-йога. Практика

Наумукхи (крийя № 10)

Слово нау на санскрите означает «девять», а слово мукхи означает «врата». Эта крийя может быть названа «мудрой девяти врат». Однако ее более распространенное название — «запирание девяти врат». Это десятая крийя, которая идет сразу после тадан крийи(1).

Первые девять практик крийя-йоги можно отнести к техникам пратьяхары (отключения чувств). Наумукхи — первая в группе техник дхараны (сосредоточения). Начиная с этой стадии ум становится все более и более сосредоточенным в одной точке.

Обоснование

В теле человека есть девять отверстий, или врат, через которые он воспринимает все чувственные впечатления внешнего мира. Это: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анальное отверстие и половой орган.

Существуют также десятые врата, именуемые Брахма Двара (дверь Брахмы), которые ведут к мистическому или трансцендентальному опыту и постижению. В ходе мирского, повседневного опыта эти врата закрыты — все восприятие происходит через другие девять врат. В практике наумукхи эти девять врат временно закрываются. Это препятствует внешнему восприятию и помогает открывать десятую дверь.

Вспомогательные практики

Наумукхи состоит из следующих вспомогательных практик:

1. уджайи пранаямы(2);

2. кхечари мудры(2);

3. мулабандхи(3);

4. ваджроли мудры;

5. йони мудры(4).

Ваджроли мудра

Слово ваджроли происходит от слова ваджра, которое может иметь различные значение и смысл. В контексте ваджроли мудры, ваджра может считаться названием нерва, который соединяет половой орган с мозгом. Это также психический проводящий путь, соединенный с каналом сушумна(5). Этот проводящий путь непосредственно связан с высвобождением мощных психических сил.

Существуют две разновидности ваджроли мудры — одна из них относится к майтхуне (половому сношению в предписанных условиях), а другая представляет собой простую форму раджа йоги. Именно последняя используется в практике крийя-йоги. Техника выполнения мудры такова: Сядьте в любую удобную позу. Положите руки на колени и расслабьте все тело. Старайтесь тянуть половые органы вверх, подтягивая и напрягая половой орган и нижнюю часть живота.

Это сокращение похоже на то, которое человек делает, когда испытывает позыв к мочеиспусканию, но вынужден в течение некоторого времени сдерживаться.

Благодаря сокращению яички у мужчин и влагалище у женщин должны слегка двигаться. Это и есть простая форма ваджроли мудры.

Ее цель состоит в преобразовании ретаса (сексуальной энергии) в оджас (чрезвычайно утонченную праническую или психическую энергию). Этот процесс называется урдхва ретас — сублимация сексуальной энергии. И оджас, и ретас представляют собой разновидности праны; ваджроли помогает вызывать сублимацию более грубой энергии ретаса в более утонченную энергию оджас.

Йони мудра

Название «йони мудра» можно перевести как «взывание к источнику»; ее также часто называют шанмукхи мудра, что означает «позиция семи врат»(4). Мы рекомендуем вам в течение нескольких дней выполнять йони мудру, прежде чем пытаться делать наумукхи.

Сидячее положение

Для мужчин используется сиддхасана, а для женщин — сиддха йони асана(6). Эти две асаны больше всего подходят, поскольку они оказывают постоянное давление на активирующую точку муладхара чакры в области промежности.

Если вы не способны сидеть в одной из этих асан, то можете выбрать в качестве альтернативы любую другую удобную сидячую позу. При необходимости, можно использовать подушечку.

Техника выполнения

Сидите в сиддхасане или сиддха йони асане.

Держите спину прямой, но расслабленной.

Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики.

Выполняйте кхечари мудру.

Положите кисти на колени и позвольте рукам расслабиться.

Сделайте полный выдох и слегка наклоните голову вперед, как показано на рис. 1.

С этого начинается первый круг.

Зафиксируйте свое внимание на муладхара чакре.

Мысленно трижды повторите: «муладхара-муладхара-муладхара», задерживая дыхание.

Вдыхайте с уджайи пранаямой и одновременно перемещайте свое осознание вверх по каналу арохан (переднему каналу), как показано на рис. 1.

По мере подъема осознания осознавайте каждую точку кшетрам: свадхистхана манипура анахата вишуддхи.

Не произносите названия в уме — просто осознавайте каждый центр.

При переходе осознания от вишуддхи к бинду поднимайте голову (рис. 2).

Вдох следует заканчивать, когда ваше осознание достигает бинду.

Задержите дыхание.

Поднимайте голову, по мере того как ваше осознание уходит с передней части тела.

Выполняйте йони мудру, закрывая уши большими пальцами, глаза — указательными пальцами, ноздри — средними пальцами, а губы — четвертыми и пятыми пальцами (рис. 3).

Не давите пальцами слишком сильно — просто достаточно для того, чтобы плотно закрыть каждые «врата».

Выполняйте мула бандху без джаландхара бандхи.

Практикуйте ваджроли мудру.

На этой стадии все врата закрыты.

Осознавайте аварохан (позвоночный канал).

Старайтесь зрительно представлять себе, что у вас в позвоночнике находится сверкающий медный тришул (трезубец) с основанием в муладхара чакре и тремя зубцами, выходящими вверх из вишуддхи чакры (рис. 4).

Продолжайте задерживать дыхание.

Трезубец будет сам по себе слегка двигаться вверх, так что его центральный зубец пронзает бинду.

Когда он пронзает бинду, мысленно один раз произнесите мантру «бинду бхедан» (буквально: «пронзание бинду»).

Ощущайте, что происходит взрывное распространение мантры во все стороны из бинду (рис. 5).

Затем трезубец снова опустится вниз в исходное положение, показанное на рис. 4.

Он будет опять подниматься; еще раз произнесите мантру «бинду бхедан», когда он пронзает бинду.

Затем он снова опустится.

Ощущайте эти попеременные подъемы и опускания трезубца, пока вы можете удобно для себя задерживать дыхание.

Затем прекратите ваджроли мудру.

Прекратите мула бандху.

Отпустите пальцы и опустите кисти на колени.

Делайте выдох с уджайи пранаямой и кхечари мудрой, одновременно перемещая свое осознание через центры в канале аварохан следующим образом: бинду аджна вишуддхи анахата манипура свадхистхана муладхара.

Поочередно осознавайте каждый центр (рис. 6) — не называйте его в уме.

Выдох должен заканчиваться в муладхаре.

Задержите дыхание.

Слегка наклоните голову вперед.

На этом заканчивается первый круг.

Сразу же начинайте второй круг.

Делайте вдох и позволяйте своему осознанию проходить через центры в переднем канале арохан и так далее.

Проделайте пять полных кругов.

Дыхание

В течение всей практики выполняйте уджайи пранаяму. Задерживайте дыхание, повторяя мантру «муладхара». Делайте вдох, поднимаясь по переднему каналу. Задерживайте дыхание, зрительно представляя трезубец и повторяя мантру «бинду бхедан». Делайте выдох, опускаясь по позвоночному каналу.

Осознание

Фиксируйте осознание на дыхании, чакрах и точках кшетрам, закрывании девяти врат, трезубце и мантрах «муладхара» и «бинду бхедан».

Количество кругов

Следует делать 5 кругов. Это должно занимать около пяти минут — чуть больше или чуть меньше, в зависимости от вашего управления дыханием.

Советы

1. Большинству людей окажется трудно завершить круг на одном дыхании. Вы можете слегка задыхаться. Вначале лучше всего прерывать практику посередине круга и делать вдох и выдох. Не перенапрягайтесь.

2. Возможно, вы способны делать один полный круг с одним вдохом и выдохом, но все равно ощущаете неудобство. В этом случае мы советуем вам делать один вдох в конце каждого круга, когда ваше осознание достигает муладхары. Когда вы научитесь лучше контролировать продолжительность вдоха, задержки дыхания и выдоха, от этого дополнительного удобства можно будет отказаться.

3. Возможно, после каждой задержки дыхания и визуализации трезубца вы будете ощущать небольшой дискомфорт или вам будет трудно делать выдох. Кажется, что лёгкие «заперты». Мы обнаружили, что эту проблему можно преодолеть, слегка вдыхая перед выдохом.

4. На протяжении всей этой практики чрезвычайно важно держать спину совершенно прямой. Если ваш позвоночник не выпрямлен, то вы не будете воспринимать ощущение, которое следует за пронзанием бинду.

5. Кроме того, важно правильно выполнять ваджроли мудру, поскольку это тоже усиливает ощущения, испытываемые во время данной практики. Когда ваджроли мудра доведена до совершенства, сокращение ваджра нади может достигаться без сокращения сфинктерных мышц анального отверстия. При этом возникает ощущение, подобное прохождению электрического тока по всей длине ваджра нади до мозга.

6. Старайтесь повышать чувствительность своего осознания до такой степени, чтобы вы могли действительно ощущать пронзание бинду. Это ощущение похоже на электрошок.[31]

Шакти Чалини (крийя № 11)

Слово «шакти» означает «энергия», «прана» или «кундалини»; слово «чалини» означает «перемещать» или «проводить». Поэтому данная крийя может быть названа «проведением праны» или «пробуждением кундалини». Это одиннадцатая крийя, вторая из группы практик дхараны (сосредоточения), и ее следует делать сразу после наумукхи.

Упоминания в текстах

Шакти чалини широко упоминается в писаниях йоги. Она хорошо описана в текстах Йога Чудамани Упанишада (шлоки 107-108), Гхеранд Самхита (шлоки 3:44-50) и Хатха Йога Прадипика (шлоки 3:104-120). Однако все описания различаются; одно и то же название «шакти чалини» используется для разных техник. Кроме того, ни одна из этих техник не похожа на практику шакти чалини, которая используется в крийя-йоге. Если вас это интересует, то мы советуем вам самим просмотреть эти тексты. Тем не менее мы приведем несколько цитат из

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать онлайн