этот же рисунок на мысленном экране.
Если вы не можете ничего визуализировать, то снова откройте глаза.
Продолжайте действовать в том же духе в течение имеющегося у вас времени.
На следующий день повторите тот же процесс с рисунком свадхистхана чакры.
В последующие дни повторяйте в точности тот же самый процесс с каждой чакрой по очереди.
На восьмой день вы должны стараться визуализировать сахасрару.
Если вы оказались неспособны зрительно представлять себе рисунки чакр, а это скорее всего будет именно так, потратьте еще восемь дней, стараясь визуализировать каждый рисунок по очереди… по одному дню практики на рисунок.
Продолжайте действовать таким образом в течение нескольких недель и даже месяцев.
Это само по себе является прекрасной йогической садханой.
Со временем, вы обнаружите, что ваша способность к визуализации начинает пробуждаться.
Сидячее положение
Оставайтесь в том же положении, которое использовалось для предыдущей практики чакра бхедан.
Техника выполнения
Оставайтесь в удобной сидячей позе.
Держите глаза закрытыми, спину — прямой, а голову в вертикальном положении.
Дышите нормально.
Осознавайте область активирующей точки муладхара чакры.
Старайтесь зрительно представлять себе рисунок муладхара чакры.
Вы должны видеть четыре красных лепестка лотоса и в центре — змею, обвивающую лингам.
Затем осознавайте активирующую точку свадхистхана чакры в основании позвоночника.
Старайтесь зрительно представлять себе связанное с ней символическое изображение.
Вы должны видеть 6 алых лепестков на темно-синем фоне; в центре находится спокойный океан темной ночью, освещаемый только звездами и месяцем.
Теперь переходите к активирующей точке манипура чакры; осознавайте область в позвоночнике позади пупка.
Следует видеть 10 желтых лепестков на красном фоне; в центре находится пылающий огненный шар.
Затем переходите к анахата чакре в позвоночнике прямо позади середины грудной клетки.
Зрительно представляйте себе 12 синих лепестков лотоса на оранжево-красном фоне; в центре находится яркое пламя — акханда джьотир (вечное пламя); вы должны видеть два перекрещенных треугольника.
Переходите к вишуддхи чакре в позвоночнике позади горла.
Визуализируйте 16 фиолетовых (пурпурных) лепестков лотоса на зеленом фоне; в центре находится белая капля, источающая нектар.
Двигайтесь вверх к аджна чакре у верхушки позвоночника.
Зрительно представляйте себе два серебристых лепестка лотоса на красном фоне.
На одном лепестке находится солнце, а на другом полная луна.
В центре располагаются лингам и символ АУМ.
Переходите к точке бинду в затылке.
Зрительно представляйте себе большую каплю нектара на темно-синем фоне. Наконец, достигайте сахасрары на макушке головы.
Зрительно представляйте себе тысячу лепестков, исходящих из центральной точки в беспредельную бесконечность.
В качестве высшей точки практики постарайтесь визуализировать все изображения чакр вместе.
Это очень трудно и удастся лишь немногим.
Если вы можете визуализировать рисунки чакр в отдельности, но не вместе, попробуйте такой вариант:
Постарайтесь видеть вместе изображения муладхара и свадхистхана чакр.
Затем, на следующий день, попробуйте добавить к ним изображение манипуры.
Когда это вам удастся, прибавьте к этим трем изображение следующей чакры.
Продолжайте действовать подобным образом до тех пор, пока не построите всю колонну, от манипуры до сахасрары. Затем переходите к следующей практике, независимо от того, можете ли вы визуализировать все чакры вместе или нет.
Забудьте о своем дыхании. Пусть оно происходит само по себе. Между дыханием и визуализацией нет никакой взаимосвязи.
Если вы способны зрительно представлять себе некоторые или все чакры, то время практики может составлять до получаса или более.
Если вы не можете визуализировать рисунки, то занимайтесь в течение десяти минут, стараясь развить эту способность.
Тема 2
Асаны. Практика
Эка Пада Пранамасана
Слово эка означает «один, одиночный»; пада означает «нога», а пранам означает «молитва». Поэтому название этой асаны можно перевести как «поза молитвы на одной ноге».
Техника выполнения
Встаньте, поставив ноги вместе.
Смотрите вперед, фиксируя взгляд на одной и той же точке на стене перед вашими глазами.
Согните ногу и прижмите ступню к внутренней стороне бедра другой ноги.
Используя руки, подправьте положение пятки так, чтобы она находилась близко к промежности.
Поднимите руки и сложите их ладонями вместе перед грудью.
Не отрывайте глаз от одной точки.
Дышите нормально.
Оставайтесь в конечной позе около минуты, стараясь сохранять равновесие.
Затем разогните ногу, опустив ее на пол.
Согните и поднимите другую ногу и повторите в точности тот же процесс.
Осознание
В течение всей практики удерживайте внимание на выбранной точке перед собой.
Другие подробности
Смотрите раздел «Общие подробности» ниже.
Сантоланасана
Слово сантолан означает «балансирование», «балансировать». Поэтому название этой асаны непосредственно переводится как «поза балансирования».
Техника выполнения
Встаньте на пол на колени.
Наклонитесь вперед и положите руки ладонями на пол перед собой.
Подберите положение рук, перемещая их вперед или назад, пока и бедра, и выпрямленные руки не будут располагаться вертикально, а туловище горизонтально.
Это исходное положение (идентичное исходному положению марджариасаны)(1).
Стадия 1
Поднимите ягодицы.
Выпрямите ноги.
Перемещайте плечи вперед, держа руки прямыми, одновременно опуская ягодицы так, чтобы ноги и туловище находились на одной прямой линии.
Это — конечная поза стадии 1, которая показана на предыдущем рисунке.
Оставайтесь в этой позе в течение короткого времени.
Затем переходите к стадии 2.
Стадия 2
Осторожно поднимите одну руку.
Переверните тело на бок, так чтобы грудь была обращена вперед.
Вытяните верхнюю руку вдоль туловища и бедер.
Это конечная поза стадии 2, показанная на рисунке выше.
Затем вернитесь в первоначальное положение лицом вниз.
Таким же образом переверните тело на другой бок.
Снова вернитесь в положение лицом вниз.
Затем переходите к стадии 3.
Стадия 3
Положите обе руки на землю; немного отдохните.
Затем поднимите одну руку и заложите ее за спину.
Это конечная поза стадии 3, показанная на рисунке выше.
В течение короткого времени сохраняйте равновесие.
Затем верните руку на пол.
Поднимите другую руку, заложив ее за спину, и повторите ту же процедуру.
В конце вернитесь в положение лицом вниз с обеими руками на полу.
Переходите к стадии 4.
Стадия 4
Поднимите одну ногу.
На этой стадии обе руки должны оставаться на полу.
Держите голову поднятой вверх.
В течение короткого времени сохраняйте равновесие.
Затем опустите ногу на пол.
Повторите процедуру с другой ногой.
На этом завершается практика.
Дыхание, осознание и другие подробности
В течение всей практики дышите нормально. Фиксируйте осознание на поддержании равновесия. Смотрите раздел «Общие подробности» ниже.
Пада Ангуштхасана
Слово пада означает «нога», а ангуштха означает «пальцы ног». Обычно эту асану называют «позой на цыпочках», что, вероятно, лучше, чем ее название на санскрите.
Эта асана выглядит вполне легкой, но в действительности она довольно трудна. Попробуйте ее и вы в этом убедитесь. Она требует очень хорошего чувства равновесия.
Техника выполнения
Сядьте на корточки.
Поднимите пятки и удерживайте равновесие на цыпочках.
Слегка опустите пятки, чтобы бедра располагались горизонтально.
Подберите положение ступни одной ноги так, чтобы ее пятка прижималась к промежности.
Осторожно положите другую ступню на бедро этой ноги.
Если вы можете удерживать равновесие, сложите руки ладонями вместе перед грудью.
Оставайтесь в этой конечной позе, пока вы можете с удобством для себя сохранять равновесие.
Затем верните поднятую ногу на пол.
Спустя короткое время повторите практику, поднимая другую ногу.
Советы
1. Стараясь достичь точного положения равновесия, используйте руки. То есть по мере необходимости опускайте руки на пол или поднимайте их с пола.
2. Вначале занимайтесь у стены, которую можно использовать для опоры. Однако, в конечном итоге, практику следует выполнять в середине комнаты.
3. Стараясь найти положение равновесия, смотрите на фиксированную точку на стене прямо напротив лица. Не смотрите вниз, так как это приводит к потере равновесия.
Дыхание и осознание
В течение всей практики дышите нормально. Все внимание должно быть сосредоточено на поддержании равновесия.
Общие подробности
Занимайтесь столько, сколько позволяет время, и пока вы чувствуете себя удобно.
Время для занятий
Все три асаны можно делать в любое время дня. Никаких ограничений на этот счет не существует.
Ограничения
Не существует и никаких явных ограничений в отношении того, кому не следует делать эти асаны. Вы должны полагаться на собственный здравый смысл.
Благотворное действие
Эти три асаны помогают уравновешивать нервную систему. Они развивают чувство равновесия и координацию между разными частями тела. Все они развивают силу сосредоточения ума, которое необходимо для их выполнения.
Тема 3
Уджайи Пранаяма с АУМ
Уджайи пранаяма — это психическое дыхание(1). В сочетании с АУМ она представляет собой прекрасную расслабляющую и предмедитативную технику. Ей легко научиться, и ее могут практиковать все, молодые и старые, в любое время дня или ночи. Вы можете использовать любую удобную для вас позу, при условии, что ваши позвоночник, шея и голова располагаются на одной прямой линии. Рекомендуется лежать в шавасане, но, пожалуйста, не засыпайте(2). В этой практике вы должны научиться храпеть без сна.
Техника выполнения
Расслабьте все тело и подберите свое положение так, чтобы вам совсем не нужно было его менять в течение практики.
Закройте глаза.
Осознавайте дыхание, втекающее в ноздри и вытекающее из них.
Переместите свое осознание вниз, к горлу.
Ощущайте дыхание у себя в горле.
Сократите голосовую щель.
Дышите глубоко и нежно. Ваше дыхание должно быть похоже на мягкое сопение спящего ребенка.
У вас должно быть ощущение дыхания только через горло.
Соедините Аум с каждым вдохом и выдохом.
Вдыхая, мысленно произносите Аум.
Выдыхая, мысленно произносите Аум.
Продолжайте храпеть и мысленно повторять Аум.
При наличии тренировки эту технику можно выполнять часами, хотя пяти или десяти минут должно быть вполне достаточно для снятия напряжения и расслабления или для подготовки к дополнительным медитативным практикам.
Благотворное действие
Эта практика, несмотря на свою простоту, оказывает тонкое влияние на все тело, а также на психический план. Она успокаивает нервную систему и устраняет из ума все заботы и волнения.
Люди, страдающие бессонницей, будут иметь спокойный и глубокий сон после занятия этой практикой ночью в постели. Им следует лежать в шавасане, не подкладывая под голову подушку, поскольку это мешает прохождению дыхания через уже сокращенную голосовую щель.
Кроме того, эта практика очень полезна при гипертонии, поскольку она снижает частоту сердцебиения.
Тема 4
Не является ли йога-нидра методом идеологической обработки? Этот вопрос задают многие люди. От подобных сомнений могут избавить только время и практика, а также более глубокое понимание механики и цели этой техники.
Йога-нидра может быть методом внушения идей, если ее используют неправильно и если ей учит не тот учитель. Вам следует проявлять осторожность при выборе своего учителя.
При правильной практике с правильным учителем йога-нидра, безусловно, не является формой идеологической обработки. В действительности, она представляет собой нечто прямо противоположное. Цель йога-нидры состоит в освобождении ума от существующего обусловливания, неведения, ложных представлений, и т.п., не в его еще большем запутывании. Ее цель — расширять, раскрывать и пробуждать индивидуальный ум, а не ограничивать его в еще большей степени. Целью йога-нидры является устранение препятствий, а не их возведение.
Единственная часть йога-нидры, в некоторой степени предполагающая внушение, — это санкальпа (решение), но существует строгое правило, согласно которому практикующий должен сам выбирать собственную санкальпу. На этой стадии йога-нидры учитель не должен играть никакой роли, оставаясь молчаливым и позволяя практикующему повторять санкальпу самому себе. Это препятствует внушению идей.
Если вы полагаете, что каким-либо образом подвергаетесь идеологической обработке, немедленно прекратите практику и найдите нового учителя. Это очень важно, поскольку отрицательное внушение, а по существу, и внушение в любой форме, будучи внесено в бессознательный ум, может принести больше вреда, чем