Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати

сотворенных объектах(1). То же применимо и к человеку: это прямой канал, жизненно важная линия. Именно через бинду человек получает и энергию, и блаженство. У большинства людей эта энергия направлена нездоровым образом, на дисгармоничную жизнь во внешнем мире, на эгоистические и мирские стремления, выражающиеся через посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти. Человек утрачивает контакт со своим источником; он живет слепо. Випарита карани мудра и, по существу, все практики йоги, обращают этот процесс вспять, так что осознание человека снова направляется через бинду к источнику жизни. То есть осознание возрастает. Это ведет к обновлению всего человеческого существа. Это ведет к блаженству. Это ведет к мудрости. Это называется нивритти марга (возвращение к источнику); положения солнца и луны меняются на противоположные. Обычное течение нектара вниз от луны к солнцу соответствует павритти марге (пути деятельности в мире). Павритти марга представляет жизнь большинства людей. В духовной жизни эту ситуацию необходимо обратить вспять, чтобы преобразовать путь павритти в путь нивритти. Этот процесс символизирует випарита карани мудра.

Випарита карани мудра имеет не только символическое значение. Она представляет собой метод преобразования энергии из более грубых в более тонкие формы. По этой причине она включена в последовательность практик крийя-йоги.

Обоснование

Випарита карани мудра стоит первой в последовательности практик крийя-йоги по разным причинам. Одна из самых очевидных причин состоит в том, что она физически уравновешивает потоки дыхания иды и пингалы в ноздрях(2). Это равновесие чрезвычайно важно в духовной жизни и должно достигаться на всех уровнях, от физического до более тонких уровней ума. В Уроке 23 мы описывали физические методы достижения равновесия потоков дыхания иды и пингалы(3). В технике 1, именуемой пададирасаной, мы объясняли, что давление в подмышках быстро и эффективно вызывает требуемое равновесие. Випарита карани мудра вызывает тот же результат в конечной позе, так как в ней предплечья плотно прижимаются к туловищу, чтобы поддерживать вес тела. Это равновесие потоков дыхания через обе ноздри необходимо в медитативных практиках, так как оно помогает идти по узкой грани между чрезмерной интроверсией и поглощенностью психическим миром (ида), и противоположной крайностью — увлечением внешним миром (пингала). Практикуя випарита карани мудру, вы сами обнаружите, что потоки дыхания действительно быстро уравновешиваются. Когда Достигается такое равновесие, последующие крийи становятся гораздо более мощными. В тексте Хатха Йога Прадипика далее говорится:

«Регулярная практика випарита карани мудры усиливает пищеварительный огонь; поэтому практикующему необходимо иметь дополнительную пищу. При недостаточном питании усиленный пищеварительный огонь будет истощать тело».

(шлоки80, 81)Это предостережение применимо ко всем практикам крийя-йоги. Следует быть осторожным с диетой(4). В приведенной выше цитате содержится предупреждение о том, что скорость обмена веществ может возрасти; следовательно, может оказаться необходимым увеличить количество потребляемой пищи, чтобы избежать потери веса. Читателю следует руководствоваться собственным здравым смыслом и регулировать количество потребляемой пищи в соответствии с преобладающими потребностями.

«Вначале тело следует держать в перевернутом положении только в течение короткого времени. Продолжительность можно постепенно увеличивать день ото дня. После шести месяцев ежедневной практики морщины и седые волосы исчезнут».

(шлока 82)Этот совет в большей степени относится к длительным периодам практики, от получаса и более. В крийя-йоге имеется установленное время, которое не следует превышать.

В текстах випарита карани мудра упоминается не как составная часть крийя-йоги. Она дается просто как техника.

Еще одна причина для того, чтобы делать випарита карани мудру первой, связана с тем, что она усиливает бодрствование. То есть перевертывание тела усиливает кровоснабжение мозга и повышает бдительность. В результате человек способен делать последующие крийи более правильно, с большим осознанием, и не засыпая. Випарита карани мудра действует на мозг аналогично сиршасане, хотя менее сильно(5).

Положение тела

Тело должно быть в перевернутом положении, как показано на рисунке.

Положите на пол одеяло.

Лягте на спину, вытянув ноги и держа их вместе.

Положите руки по бокам, ладонями вверх.

Расслабьте все тело.

Сделайте глубокий вдох и затем поднимите обе ноги, держа их прямыми и соединенными вместе. Заведите ноги за голову.

Затем, нажимая руками на пол, поднимите ягодицы и заведите ноги дальше за голову.

Согните руки в локтях и положите кисти на бедра. Туловище должно опираться на руки. Поднимите ноги в вертикальное положение. Держите глаза закрытыми и как можно больше расслабьте все тело.

Таково положение тела для практики випарита карани мудры. Примечание: в отличие от сарвангасаны, в конечной позе не следует прижимать подбородок к груди(6).

Положение рук

Вначале вам может оказаться трудно сохранять конечную позу тела в течение всей практики крийи. Ваши руки, вероятно, начнут ныть. С дальнейшей тренировкой эта проблема не будет возникать; однако до тех пор вам следует, по мере необходимости, подстраивать положение тела и рук.

При обычном методе поддержки тела в перевернутом положении бедра находятся между большим и указательным пальцами каждой руки. Спустя короткое время руки начинают ныть. Лучший метод поддержки тела состоит в том, чтобы позволить вершинам бедер покоиться на ладонях. То есть ладони имеют форму чаши, и бедра опираются на основания ладоней вблизи запястий. Это положение ясно показано на рисунке. Такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе в течение всего периода практики, не испытывая чрезмерной боли и неудобства.

Вспомогательные техники

Для того чтобы выполнять випарита карани мудру, вы должны быть полностью знакомы с уджайи пранаямой(7). Кроме того, у вас должна быть развита чувствительность к активирующим точкам манипуры, вишуддхи и аджны, желательно, в результате освоения соответствующих техник(8).

В ходе практики вам будет нужно находить активирующую точку бинду на затылке(9), а также направлять свое внимание на активирующую точку сахасрары. Она символически изображается в центре верхушки головы, и ее достаточно легко находить мысленно(10).

Техника выполнения

Примите перевернутое положение тела.

Поставьте ноги совершенно вертикально.

Закройте глаза.

Как можно больше расслабьте тело.

Выполняйте уджайи пранаяму.

Зафиксируйте свое осознание на активирующей точке манипура чакры в позвоночнике; это исходная позиция первого цикла.

Делая вдох, постарайтесь почувствовать поток праны, движущийся от манипура чакры к вишуддхи чакре.

Вам следует представлять себе эту прану, движущуюся по позвоночному каналу, в виде горячего плавного потока амриты (нектара).

Пусть нектар собирается в вишуддхи чакре.

Задержите дыхание на несколько секунд и почувствуйте, как нектар остывает в вишуддхи.

Затем выдыхая, чувствуйте, как прана движется из вишуддхи, по очереди проходя через аджну и бинду, так что она, в конечном итоге, достигает сахасрары.

Вы должны чувствовать, что прана проталкивается через эти активирующие точки силой выходящего дыхания.

Когда прана и осознание достигают сахасрары, это окончание первого цикла.

Сразу же переносите свое осознание обратно в манипуру и начинайте второй цикл.

Всего следует проделать 21 полный цикл.

Затем переходите к крийе номер 2.

Дыхание и психические каналы

В течение всей практики следует делать уджайи пранаяму. Вдох происходит в психическом канале, соединяющем манипуру с активирующей точкой вишуддхи чакры через центр позвоночника. На несколько секунд задерживайте дыхание в вишуддхи. Выдох происходит в психическом канале, проходящем через позвоночник от вишуддхи к аджне, затем прямо назад к бинду и затем к сахасраре на макушке головы. Дыхание следует синхронизировать с течением праны или амриты через психические каналы. Дыхание должно быть настолько медленным, насколько это возможно без какого-либо неудобства.

Осознание

Осознание следует фиксировать на пране, движущейся по психическим каналам, и на активирующих точках при прохождении через них потока праны. Следует мысленно отсчитывать каждый цикл, когда ваше осознание достигает сахасрары.

Продолжительность

Вам нужно выполнить 21 цикл. Продолжительность будет зависеть от скорости дыхания. Средняя продолжительность практики составляет около 10 минут. Вначале не следует делать полностью 21 цикл. В первый день ограничьтесь только пятью циклами. Затем каждый день прибавляйте по одному циклу.

Чрезмерное увлечение интеллектуальным пониманием

Старайтесь не увлекаться интеллектуальными рассуждениями о практике. Просто занимайтесь, и все ответы придут в свое время.

Чакра Анусандхана (крийя номер 2)

Эту крийю следует выполнять сразу после випарита карани мудры. Слово чакра на санскрите означает «психический центр», а анусандхана означает «открытие или поиск». Следовательно, название этой крийи можно перевести как «поиск чакр» или, что лучше, «определение местонахождения чакр».

Положение тела

Примите удобную сидячую асану. Самые лучшие асаны — это падмасана и сиддхасана (или сиддха йони асана для женщин)(11). Если эти асаны оказываются для вас слишком трудными или неудобными, можно использовать ардха падмасану, свастикасану(11), либо сукхасану(12).

Чтобы вас не отвлекали неприятные телесные ощущения, мы рекомендуем вам разминать суставы ног перед началом практики крийя-йоги, то есть перед выполнением випарита карани мудры. Простым, но эффективным упражнением для этого может служить полубабочка(13).

Психические каналы арохан и аварохан

В этой и нескольких последующих крийях вам потребуется перемещать свое осознание по двум психическим каналам, именуемым арохан и аварохан. Эти каналы идут следующим образом:

Арохан — это восходящий психический канал, который начинается в муладхара чакре, идет вперед к точке свадхистхана кшетрам в области лобка, затем проходит по изгибу живота к точке манипура кшетрам, вверх через анахата кшетрам к точке вишуддхи кшетрам на передней стороне горла и затем по прямой линии к точке бинду на затылке.

Аварохан — нисходящий психический канал, который начинается в бинду, идет вперед к аджна чакре, а затем вниз по сушумне в позвоночнике, по очереди проходя через активирующие точки всех чакр и заканчиваясь в муладхаре.

Арохан и аварохан соединяются друг с другом в бинду и в муладхара чакре. Вместе они образуют в теле психический контур неправильной формы, отчасти похожий на сплющенное яйцо. Весь этот контур показан на прилагаемом рисунке.

Эти два психических канала широко известны во всем мире, особенно в мистических кругах. Они используются в различных видах целительства. В акупунктуре существуют два типа пранических проводящих путей (меридианов) — нормальные меридианы (называемые сей-ке) и аномальные меридианы (называемые ки-ке). Нормальные меридианы, которых насчитывается двенадцать, используются в диагностике и лечении. Аномальные меридианы, которых восемь, не имеют взаимоотношений инь-ян. Двумя главными аномальными меридианами считаются меридиан зачатия, проходящий вверх по передней стороне тела точно напротив позвоночника, и управляющий меридиан, проходящий внутри позвоночника (см. книгу Мотоямы «Религия и парапсихология»).

Чакры

Эти два меридиана точно соответствуют психическим каналам арохан и аварохан в крийя-йоге. Передний канал соответствует началу ян, а задний — началу инь. Эти начала инь и ян имеют глубокий смысл и примерно соответствуют принципу иды и пингалы в йоге.

В акупунктуре эти два меридиана считаются резервуарами праны. В случае болезни необходимая жизненная энергия течет из соответствующего аномального меридиана и приносит облегчение. Затем жизненная энергия возвращается обратно к меридиану.

Эти пути — не воображаемые, а реальные тонкие проводящие каналы, по которым течет прана. Поначалу в крийя-йоге вам, возможно, придется представлять себе это течение, но по мере практики и с развитием более тонкого восприятия вы будете действительно чувствовать поток праны в психических каналах. Вам следует выучить точное местоположение и путь каналов арохан и аварохан и постараться выработать чувствительность к ним.

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать онлайн