Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати

находится на затылке. Ее точное положение показано на двух рисунках, относящихся к крийям № 1 и № 2 (випарита карани мудра и чакра анусандхана) в этом уроке(5).

Практика для нахождения активирующей точки

Для нахождения этого центра не требуется никакой специальной техники. Нужно просто начать выполнять две первые практики крийя-йоги(5). Это само по себе приведет к развитию чувствительности к бинду.

Понимание бинду

Бинду можно понять только путем регулярной практики йоги или любой другой духовной системы. Это обсуждение носило несколько формальный характер. Если вы по своей природе вдумчивы и способны неустанно задаваться вопросом о действительной природе вещей, то мы рекомендуем вам подумать о реальной природе бинду. Если это делать с достаточной напряженностью и глубиной, то уже сам такой процесс может привести к пониманию бинду.

Программа ежедневных занятий

Теперь пора включить крийя-йогу в вашу ежедневную программу. В этом уроке мы описали первые две крийи из последовательности, а именно, випарита карани мудру и чакра анусандхану. Поскольку эти две крийи не занимают много времени, вам также следует выполнять другие техники йоги. Поскольку этот урок был, в основном, посвящен знакомству с крийя-йогой, мы не дали много практик как таковых, однако вы должны внимательно читать обсуждения, ибо это поможет вам правильно практиковать крийя-йогу.

Отметьте, что мы исключили 30-минутную программу, поскольку вскоре вам будет нужно как минимум полчаса, чтобы выполнять первые несколько практик крийя-йоги. Если вы можете выделить для занятий только полчаса в день, мы не рекомендуем вам начинать практиковать крийя-йогу. Для общеоздоровительных целей вам следует выбрать любую из коротких программ, описанных в предыдущих 24 уроках.

Программа 1: продолжительность 120 минут

Программа 2: продолжительность 90 минут

Программа 3: продолжительность 60 минут

Урок 26

Человеческий ум — не более чем центр сознания. Чем больше он сконцентрирован или сосредоточен, тем более могучим, счастливым и гармоничным он становится. Чем больше сосредоточенность, тем больше мудрость и знание. На пути йоги ум должен становиться подобным бинду — сконцентрированным в бесконечно малой точке и, в то же время, обладающим безграничным потенциалом. Крийя-йога вызывает такое сосредоточение ума естественным образом, без приложения силы или чрезмерного старания. Секрет заключается в одновременной гармонизации физической, психической и ментальной энергий человеческого существа. Этот процесс автоматически концентрирует ум до совершенного состояния бинду. Именно тогда начинают происходить вещи, выходящие за пределы обычного человеческого понимания. Слепой впервые начинает видеть. Крийя-йога собирает все энергии, грубые и тонкие, в одну точку (бинду) в середине мандалы человеческого существа. Это врата к медитации и шунье.

Свами Сатьянанда Сарасвати

Тема 1

Сахасрара

Рисунок сахасрары, который мы приводим, — это попытка выразить невыразимое. Это шунья — пустота; или, возможно, следует говорить о шуньи-шуньи — «беспустотной пустоте» — пустоте полноты. Это Брахман. Это всё и ничто. Все, что мы можем сказать об этом, должно быть неверно, ибо говоря что-либо, мы сразу же вводим ограничения и категории. Даже говоря, что сахасрара бесконечна, мы ошибаемся — она превосходит все понятия и, в то же время, является источником всех понятий. Это слияние сознания и праны. Сахасрара — это кульминация йоги; фактически, это сама йога… совершенное единение.

Слово сахасрара буквально означает «тысяча». Поэтому говорят, что она представляет собой лотос с тысячей лепестков. Однако, хотя название сахасрара буквально означает «одна тысяча», оно подразумевает, что ее размеры и значение огромны; фактически, беспредельны. Поэтому сахасрару более уместно описывать как лотос с бесконечным числом лепестков.

Она представляет собой и бесформие (ниракара), и форму (акара), в то же время, превосходя форму и потому оставаясь незатронутой ей (нирвикара). Она превосходит логику, ибо логика сравнивает одно с другим. Сахасрара — это полнота всего, поэтому с чем же ее сравнивать?

Сахасрара представляет собой высший опыт, но даже это утверждение полностью неправильно. Опыт предполагает существование индивидуума, отдельного от опыта, который он переживает. Сахасрара находится за пределами опыта. Она подразумевает, что переживание, переживаемое и переживающий являются одним и тем же. Видящий, видение и видимое сливаются в единое целое. Но даже это заблуждение, ибо они всегда слиты. В этой ситуации, кто переживает опыт? Это только слова, но слова призваны показать, что сахасрара — за пределами всех определений… за пределами описания. Рисунок, который мы привели, — это смиренная попытка изобразить то, что невозможно изобразить.

В Гималаях есть знаменитая гора Кайлаш. Говорят, что там обитают Шива и Шакти, которые живут в вечном счастливом браке. Символически юра представляет сахасрару, где соединяются сознание и прана (Шива и Шакти). В любой мистической или религиозной системе мира существует свой уникальный способ символического представления сахасрары. Опыт сахасрары называют разными именами: буддисты называют его нирваной; индуисты называют его кайвалья, турийя, нирвикальпа самадхи и так далее. В суфизме это бакуа; в христианстве — рай; в Каббале — Айн Соф. Можно перечислить сотни имен, означающих одно и то же — сахасрару.

Вопреки распространенному мнению, сахасрара не является чакрой. Чакры находятся в областях психики. Сознание проявляется на разных уровнях, в соответствии с тем, действие какой чакры преобладает. Действие сахасрары не опосредуется ничем, и в то же время, оно опосредуется всем. Она за пределами запредельного (парат-парам)… и, в то же время, прямо здесь. Сахасрара — это кульминация постепенного восхождения через различные чакры. Это венец расширенного осознания.

Многие древние люди поклонялись семи планетам (известным в то время). Они соответствуют шести главным чакрам и сахасраре. Считалось, что планеты обитают в солнце, ибо солнце аналогично белому свету, который содержит в себе сущность всех других цветов; оно также является источником других планет. Это символизирует тот факт, что сила чакр пребывает не в самих чакрах, а в сахасраре. Сами чакры служат просто выключателями. Весь потенциал заключен в сахасраре.

О сахасраре можно было бы написать многие книги, но это были бы всего лишь слова. Поэтому мы полагаем, что сказали достаточно, и если вас интересуют другие описания сахасрары, мы предлагаем вам прочитать любой из тысяч религиозных и мистических текстов. Но мы предостерегаем вас: не увлекайтесь интеллектуальным анализом. Он не приведет вас никуда, кроме болота заблуждений. Гораздо лучше практиковать йогу или любую другую духовную систему и повышать уровень своего собственного осознания.[9]

Тема 2

Крийя-йога (Часть 2)

В этой второй части мы обсудим жизненно важную тему осознания. Она составляет суть крийя-йоги, равно как и других медитативных техник. Средством сосредоточения ума является способность свидетельствования всех событий, внешних или внутренних, с отношением отстраненности. Как правило, ум постоянно захлестывает поток внешних символов, а также внутренней болтовни. В уме существует непрерывный «шум». Мысленный экранполе восприятия — перегружено этой нескончаемой суматохой, которая препятствует более глубокому исследованию внутреннего бытия. И в медитативных практиках, и в повседневной жизни необходимо уменьшать этот шум. Одним из самых мощных методов для достижения этого служит психологическая установка свидетельствования всех событий.

Именно эмоциональная связь с внешними и внутренними событиями служит топливом для умственной болтовни. Именно эмоциональная привязанность перегружает мысли и реакции на мысли. Свидетельствование обрывает эмоциональные связи, тем самым прекращая внутренний шум и делая ум спокойным. В таких условиях в уме могут возникать шанти (покой) и дхарана (сосредоточение).

Сосредоточение и осознание — определение

Сосредоточение означает фокусирование внимания в одной точке или на одном объекте, при исключении всех других вещей и мыслей. Сосредоточение, как правило, связывают с подавлением посторонних мыслей.

Термин «осознание» широко используется в двух разных смыслах:

1. Осознание как практика свидетельствования.

2. Осознание как спонтанное состояние медитации; состояние совершенного внутреннего молчания в сочетании с повышенным уровнем бодрствования.

В этом тексте и в контексте крийя-йоги значение слова «осознание» соответствует первому определению. То есть осознание означает процесс свидетельствования человеком своих мыслей и действий. Оно означает процесс отделения от работы ума. Вы позволяете уму заниматься собственными делами, беспрепятственно продолжать свое обычное функционирование, но перестаете отождествляться с ним. Это и есть осознание, и оно применимо в повседневной деятельности, а не только в крийя-йоге и других медитативных техниках.

Отсутствие осознания означает отождествление с объектами, идеями и т.д. Когда осознание попадает в ловушку объектов восприятия — внутренних или внешних, — такое состояние называется мыслью. Эту привязанность можно разорвать, так что объекты и идеи отделяются от самоотождествления. То есть человек остается свидетелем всех умственных восприятий и физических действий. Это называется осознанием.[10]

Согласно нашему определению, осознание также подразумевает отсутствие насильственных попыток сосредоточения ума путем подавления мыслей. Это особенно важно в крийя-йоге(1).

Ум — компьютер

Ум — это машина. Он программируется бесчисленными мыслями; он полон воспоминаний о прошлом и планов на будущее. Его преследуют и мучают заботы, страхи, зависть, ревность и т.д. Он постоянно раздумывает над тем «нравлюсь я или не нравлюсь этому человеку», «произвел ли я хорошее впечатление», «свалял ли я дурака», «я сегодня был очень умным» и так далее. Ум может вспоминать приятные выходные или сердито думать о прошлой ссоре и т.п. Этим колебаниям ума нет конца. Их никогда невозможно остановить или подавить, ибо они просто всплывут снова с еще большей силой. Отождествление с процессами ума никогда не может вести к умственному покою, блаженству или самопознанию.

Тогда что же делать, чтобы найти в жизни покой? Самый прямой метод состоит в развитии осознания. Вы должны стараться свидетельствовать все мысли и действия как нечто, происходящее вне вашего существа. Это средство избавиться от наваждения — гипнотического действия непрерывного потока мыслей. Вместо того чтобы теряться в своих мыслях и действиях, следует стараться стать их свидетелем.

В Индии автоматические функции ума называются кармой. Это относится к умственным впечатлениям, которые создают личность человека. Эти умственные впечатления подкрепляют или опровергают, принимают на веру или опровергают понятия, бесконечным потоком текущие в уме. Именно эти умственные впечатления заставляют человека чувствовать себя лучшим или худшим, чем другие люди, хорошим или плохим, и так далее. Эти впечатления возникают в уме и вызывают соответствующие внешние действия. Если человек отождествляется с ними, он легко может заблудиться на пути жизни. Карма находится в уме; она свидетельствует о привязанности к внешним явлениям и подсознательным данным ума. Чтобы освободиться от рабства кармы, человек должен стать свидетелем.

И все же, как ни странно, существует сильная тенденция держаться за мысли, особенно за приятные мысли, как человек держался бы за крышу, находясь на верхушке многоэтажного здания. Люди боятся отказаться от своей привязанности к мыслям и понятиям, считая, что без них жизнь будет бессмысленной. Однако верно в точности обратное. Чем больше человек перестает привязываться к мыслям и представлениям, тем больше счастья и смысла он находит.

Осознание в повседневной жизни

Старайтесь развивать большее осознание в обыденной жизни. Не прекращайте повседневных дел. Вы должны работать, ибо работа служит средством постепенного укрощения бурного ума. Если вы не работаете, то просто

Скачать:TXTPDF

Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать бесплатно, Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 3. Сарасвати Йога читать онлайн