значит, что вы ослабли и для вас нет необходимости делать вид, что вы медитируете. Тогда лучше делать что-то полезное.
Если вы не можете противосбалансировать усилие умственного напряжения, вам лучше читать или наблюдать, что с вами происходит, вы можете выражать себя. Это производит необходимое расслабление.
Продолжительность медитации имеет только относительное значение, ее продолжительность дает только меру вашей привычке к этой деятельности. Конечно, она может увеличиваться, но всегда есть пределы, где вы должны остановиться. Это не неискренность, это неспособность. Она становится неискренней, когда вы делаете вид, что медитируете, не находясь в этом состоянии, или совершаете молитву, как урок.
То же самое с потребностью в молитве: вспыхивает пламя, у вас восторженный толчок, великий пыл и вы выражаете это в словах, которые должны быть самопроизвольными, если они искренни. Это должно исходить пожаром прямо из сердца, не проходя через голову. Если это просто слова, что теснятся в голове, это уже более не молитва. И нет нужды продолжать, если жар угас.
Когда вы можете медитировать, оставайтесь спокойным и призывайте Материнский Мир и Силу.
— Всем ли нужна медитация?
Как это медитация необходима для всех, если некоторых не просят ее делать? Длинная медитация для тех, кто может много медитировать. И если длинная медитация хороша, из этого не следует, что не нужно ничего делать кроме нее.
Одной медитации не достаточно для развития
Я не уверена, что путем одной медитации вы сможете преобразовать себя. Я абсолютно убеждена в противоположном. Если делая то, что вы должны делать — что бы это ни было, какова бы ни была ваша работа — если вы делаете это, и пока вы это делаете, вы стараетесь не забывать Всевышнее, предлагать Ему то, что вы делаете, пытаетесь отдать себя Ему только так, чтобы он смог изменить все ваши реакции, делая их чем то ясным, щедрым, вместо того, чтобы быть самолюбивым, мелочным, глупым, несведущим, тогда этим путем вы осуществите продвижение вперед в общем развитии.
— Следовательно, медитация не имеет пользы?
Нет, по мере необходимости она будет приходить спонтанно. Внезапно вы будете схвачены чем-то, что делает вас тихим, неподвижным, заставит вас сосредоточиться на проникновении в идею или на обзоре психологического состояния. Это захватывает вас, вы не должны сопротивляться. В такие моменты вы можете увидеть, понять что-то, а через минуту вы начнете снова вашу работу с чем-то добытым, но без всякой претензии.
Спонтанная медитация — результат постепенного развития
Хорошо, что медитация наступает у вас сама собой. Это означает, что йогическая Сила начинает наполнять собой вашу садхану.
Быть всегда сосредоточенным на созерцании Всевышнего
Не впадайте в очень распространенную ошибку — поверить, что вы должны сидеть в абсолютно тихом углу, где никто не проходит мимо, где вы в классической позе полностью неподвижны так, чтобы вы могли медитировать. Это неправильно. То, что нужно — быть способным — быть способным медитировать во всех обстоятельствах, и я бы сказала не медитировать, не опорожнять вашу голову, но сосредоточивать себя в созерцании Всевышнего, и если вы сохраняете это созерцание внутри вас, все, что вы делаете, изменит свое качество, не видимость, поскольку по видимости все будет таким же, но изменит свое качество, и жизнь изменит свое качество, и вы почувствуете что-то другое по сравнению с тем, чем вы были, почувствуете мир, уверенность, внутреннюю тишину, неизменную силу, что-то, что всегда непоколебимо. В этом состоянии будет трудно причинить вам вред. Даже если произойдут с вами случайности, это не повредит вам. Естественно, это вершина, но такая, к которой можно стремиться.
— Не является ли сосредоточенность и созерцание, о которых вы говорите, противоположностью внешней активности?
Нет, и если есть противоположность, то потому, что сосредоточенность не сделана должным путем. В самом деле, мир находится в таком состоянии лжи и заблуждения, что нельзя сосредоточится внутри себя на Всевышнем присутствии, не теряя контакта с наружным существом. Я не говорю, что это очень легко, но это совершенно возможно, и это делалось, я могу вас заверить»
На продвинутых стадиях развития не требуется усилия для сосредоточенности
Несколько часов, проведенных в медитации, не являются показателем спиритуального прогресса. Когда вам не нужно делать усилие, чтобы медитировать, тогда вы действительно сделали прогресс. Вместо напряжения, вместо огромного усилия привести в тишину внутреннюю машину, дать себе возможность сосредоточить ваши мысли на том, что вы хотите, вы делаете это совершенно просто, естественно, без усилия, автоматически, и когда вы решаете медитировать по какой-либо причине, то все, что вы хотите увидеть, или узнать, или понять, остается в вашем сознании, а остальное исчезает, как по волшебству, все в вас спокойно, все ваше существо впадает в тишину, ваши нервы также успокоены, умиротворены, ваше сознание полностью сосредоточено, естественно, самопроизвольно, и вы входите с еще более сильным восторгом во все более интенсивное созерцание. Это знак того, что вы достигли прогресса.
Итак, процесс сосредоточения в Раджа-Йоге — это собирание ума в медитации на одном объекте, в Джнана-Йоге — это усилие мысленного видения Идеи объекта.
Шри Ауробиндо называет еще третий процесс сосредоточения.
Третий процесс — не концентрация в сильной медитации на одном предмете, не в усиленном видении одного объекта, но в первоначальном успокоении ума. Это может быть сделано всецело различными способами… И когда этот тайный мир развуалирован, великая тишина устанавливается в существе, и с этим туда обычно приходит восприятие и переживание все-охватывающего и все-наполняющего молчащего Брахмана. На основе этой тишины все может быть построено в знании и переживании уже не внешнего феномена явления, но более глубокой правды Божественного Проявления.
Обычно, если однажды это состояние получено, сильная сосредоточенность будет найдена более ненужной. Свободная сосредоточенность воли, использующей мысль просто для предложения и давания света низшим членам, займет ее место. Эта воля затем настойчиво утверждается на физическом плане, в виталическом существовании, сердечном и умственном переформировании себя в формы Всевышнего, которые открываются из молчащего Брахмана. Более или менее постепенно, согласно предыдущим приготовлениям и очищению своих членов, они будут заставлены с большей или меньшей борьбой повиноваться закону воли и ее мысли-внушению так, что знание Всевышнего завладевает нашим сознанием на всех его планах, и образ Всевышнего будет сформирован в нашем человеческом существовании, как это делалось старыми ведическими садхаками. Для интегральной Йоги это есть наиболее прямая и сильная дисциплина.
Из «Синтеза Йоги»
Раздел 7.
Работа над фундаментом Йоги
1. Очищение
Две стадии перехода к богочеловеческому
Переход от человеческого к богочеловеческому, от разделенного и противоречивого к Единому, от феноменального к вечной Истине, — такое полное перерождение или новое рождение души должно необходимо включать в себя две стадии, одна — приготовление, в котором душа и ее инструменты должны стать пригодными к перерождению, и другая — действительное освещение и осознание Сверх-разума в подготовленной душе через ее пригодные инструменты. Фактически, нет жесткой линии разграничения в последовательности времени между этими двумя стадиями, они скорее необходимы друг для друга и продолжаются одновременно. По мере приготовления души, она освещается и поднимается ко все более высокому, все более полному осознанию, и в пропорции возрастания этих освещений и этих осознании становятся более годными для их работы и ее инструменты.
Сейчас мы должны рассмотреть подготовительную к любому такому превращению стадию очищения нормального существа человека, которое ведет к освобождению от оков нашей низшей натуры.
Из «Синтеза Йоги».
Чистота или нечистота зависит от сознания, в святом сознании все чисто, в неведении все подвластно нечистоте, не только тело или часть тела, но и ум, и виталическое. Только САМО и душевное существо остаются всегда чисты.
Чистота означает свободу от загрязнения или смеси. Святая Чистота в том, в чем нет примеси запутанного неведающего движения низшей натуры. Обычно, в общем смысле, чистота используется для обозначения свободы от сексуальных страстей и импульсов.
Вся нечистота есть отклонение от Дхармы, беспорядок и путаница в работе частей человеческого существа. Они, вместо верного, присущего им правильного действия, в котором они чисты и полезны для нашего совершенства, предаются и прибегают сами к запросам и наклонностям иным, чем их собственные.
Из «Синтеза Йоги».
Главная нечистота есть преобладание низших частей человека над высшими. Низшие функции вмешиваются в высшие, навязывая им свое действие. Наибольшую запутанность производит виталическая часть. Виталическая энергия, смешанная с душевной, психическая прана, вторгается в действие ума и делает его своим орудием.
Главное натуральное препятствие, проходящее через все действия Антахкараны, есть вмешательство и принуждающее требование психической Праны… Искажение, препятствующее чистоте, есть форма виталического страстного хотения, громадное искажение, которое психическая Прана вносит в наше существо, есть желание. Корень желания есть виталическая жажда схватить все, чего, как мы чувствуем, у нас нет. Это — ограниченный жизненный инстинкт владения и удовлетворения. Он создает чувство хотения. Первое простейшее виталическое страстное хотение — голод, жажда, похоть, а затем — психические голод, жажда, вожделения ума, которые имеют более настоятельные и охватывающие воздействия на существо. Психическая Прана вторгается с сенсуальный ум, вносит в него беспокойную жажду чувств; она вторгается в динамический ум с желанием контроля, владения, преобладания, успеха, выполнения каждого импульса; она наполняет эмоциональный ум требованием удовлетворения симпатий и антипатий, выхода любви и ненависти, вносит шараханье и панику страха, напряжения и разочарования надежды, облагает мучениями горя и кратким жаром возбуждения, радости; она делает понимание и понимающую волю соучастниками всех этих вещей и обращает их в свои, деформированные и увечные инструменты: волю — в волю страстной жажды, а понимание — в пристрастного, ошибающегося и нетерпеливого искателя ограниченных, раздражительных, воинственных суждений и мнений.
Из «Синтеза Йоги».
Первая необходимость стадии приготовления — всецельная чистота
Первая необходимость приготовления есть очищение всех членов нашего существа, особенно, очищение БУДДХИ, понимания, этого ключа, который откроет дверь Правды, а очищение понимания едва ли возможно без очищения других членов. Неочищенное сердце, неочищенные чувства, неочищенная жизнь производят беспорядок в понимании, нарушают его данные, искажают его заключения, затемняют его видение, неправильно используют его знания. Неочищенная физическая система заглушает или обременяет его действия. Должна быть интегральная чистота. И здесь есть взаимосвязь, ибо очищение каждого члена нашего существа приносит общую пользу внесением ясности в свою часть. Постепенное успокоение эмоционального сердца помогает, например, очищению понимания, в то время, как ровное и очищенное понимание опускает тишину и свет в беспокойное и затемненное действие еще не очищенных эмоций.
Запутанность велика, полное очищение одного инструмента зависит от полного очищения так же и всех других, и это — огромный источник трудностей, разочарований и растерянности… Но мы имеем, с другой стороны, то преимущество, что один важный инструмент, достаточно очищенный, может быть использован, как средство для очищения других, один шаг, твердо сделанный, облегчает все другие и