с другими элементами Интегральной Йоги
Элемент. Карма-Йоги в моей Йоге не нов. Всегда было правилом Карма-Йоги, что человек должен быть готов всегда делать любую работу для Всевышнего или со спиритуальным сознанием.
Это Карма-Йоги — как она заложена в Гите и развита мною в «Арии». Она основывается не на умозрительных рассуждениях, но на переживании. Она не исключает медитации и, конечно, не исключает бхакти, поскольку самоотдача Всевышнему, посвящение всего себя Всевышнему, что является самой существенной частью Карма-Йоги, есть, собственно, движение бхакти. Она исключает только жизнь, бегущую от жизни, замкнутую в своем кругу медитацию или заключенное в себя самое бхакти, закрытое в своих собственных внутренних снах, принимаемых за все целое движение Йоги. Человек может иметь часы чистой, полнейшей погруженной медитации или внутреннего обожания, и экстаза, но они не являются полнотой интегральной Йоги.
Пусть одна вещь будет ясной — я не имел в виду под работой действие, сделанное в незнании для удовлетворения Эго в гонке раджасического желания. Не может быть Карма-Йога без волевого намерения избавиться от Эго, Раджаса и желания, которые являются печатью неведения. Другая вещь пусть будет ясной — я не имел в виду филантропию, служение человечеству и все остальное: мораль, идеальность, которыми люди подменяют более глубокую Правду Трудов. Я подразумеваю под работой действие, сделанное для Всевышнего, во все большем и большем единении со Всевышнем, для Всевышнего одного и ничего другого. Естественно, что это нелегко вначале, совсем не легче, чем глубокая медитация, освященное знание или подлинная любовь и бхакти. Но, как и другое, это должно быть начато в правильном духе и отношении, с правильным намерением в вас, тогда все остальное придет.
Подношение трудов — отказ от желания результатов
Жизнь — есть алтарь жертвоприношения, труды — это наши дары; трансцендентная и всеобщая Сила Присутствия, пока скорее ощущаемая как мимолетное впечатление, чем постигаемая нами, есть Божество, которому они преподносятся. Это жертвоприношение, это самопосвящение имеет две стороны: есть сама работа, и есть тот дух, в котором она сделана, дух почитания Хозяина Трудов во всем, что мы видим, думаем и переживаем. Первая необходимость есть полный совершенный дух самопосвящения в наших трудах, что должно стать сначала постоянной волей, затем прочно укоренившейся потребностью во всем существе, финально его автоматической, но живой и осознанной привычкой, самосуществующим направлением делать все действия, как посвящения Верховному и раскрыть Силу, присутствующую в нас, во всех существах и во всех работах Вселенной.
Из «Синтеза Йоги».
— Наша деятельность должна быть предложена Всевышнему — что это точно значит и как это делать?
Это означает, что все, что вы делаете, следует делать не с персональной эгоистической целью во имя успеха, славы, выгоды, материальной пользы и тщеславия, но как служение и подношение, для того, чтобы все более осознавать Всевышнюю Волю и отдавать себя ей все полнее до тех пор, пока человек разовьется настолько, чтобы знать и чувствовать, что это Всевышнее действует в нем,
Сама работа уже вначале побуждаема лучшим светом, который мы имеем в нашем неведении. Она есть то, что мы представляем себе, как нечто, что должно быть сделано. И будет ли она сформирована нашим чувством долга, чувством к нашим ближним, нашей идеей добра для других или добра мира, или каждым указанием Единого, кого мы принимаем как нашего Господа, в кого мы верим, но кого мы все же не знаем, принцип тот же самый. Сущность жертвоприношения трудов должна быть в работе, и эта сущность есть самоотказ от всякого желания плодов наших трудов, сомоотречения от всякой привязанности к результату, к которому мы все же идем в нашем труде,
До тех пор пока мы работаем с привязанностью к результату, жертвоприношение подносится не Всевышнему, но нашему Эго. Мы может быть думаем или хотим думать иначе, но этим мы обманываем сами себя, мы делаем нашу идею Всевышнего, наше чувство долга, наше чувство к ближнему, нашу идею добра, даже наше послушание Господу маской для своих эгоистических удовлетворении и предпочтений и особым щитом против требования, предъявленного к нам — вырвать с корнем все желания из нашей натуры.
Слово, освещающее это движение — есть решительное указание Гиты: «Действовать ты имеешь право, но никогда, ни при каких обстоятельствах не ради результатов этого действия». Плоды принадлежат только Властелину наших трудов, наше единственное дело — подготовить успешный результат путем правильного и тщательного действия и предложить его, если он приходит, Всевышнему Хозяину.
Из «Синтеза Йоги».
Практически внедрить дух подношения в свою деятельность
Ему следует выполнять его работу и делать все остальное в правильном сознании, предлагая все, что он делает, Матери, сохраняя и поддерживая внутреннее соприкосновение с Ней. Любая работа, выполняемая в этом духе и с таким сознанием, становится Карма-Йогой и может рассматриваться как часть садханы.
Не бросать прежних занятий, но внедрить внутреннее изменение — это должно быть первым в рассмотрении, а остальное должно вытекать из этого. Если вы обеспокоены неудачей или возбуждены успехом, это тоже должно быть преодолено.
— Я прочел в «Синтезе Йоги», что каждый акт, движение и т. в. должны быть сделаны, как подношение, даже и путем умственного усилия. Эта умственная дисциплина легка в действиях механического характера, но не так легка в действиях, требующих сосредоточенности, в них внимание становится разделенным.
Это потому, что люди живут в поверхностном уме и идентифицированы с ним. Когда человек живет более внутренне, только внешнее поверхностное сознание занято действием, и человек стоит за ним в другом сознании, в молчании с самоподношением.
— Как помнить Мать в течение работы?
Можно начинать умственным усилием, позже в вас будет сформировано внутреннее сознание, которому не нужно быть все время думающим о Матери, поскольку оно всегда осознает Ее.
Научиться чувствовать Силу-Шакти, стоящую за вашей деятельностью
Не достаточно помнить, что работа и результат — для Матери. Вы должны научиться чувствовать Материнскую Силу за вами и раскрываться Влиянию и Руководству. Всегда помнить посредством усилия ума слишком сложно, нужно приобрести сознание, в котором вы всегда чувствуете Материнскую Силу, поддерживающую вас. Вы должны научиться получать подлинное влияние в тишине ума.
Временные трудности в работе
Если обычные жизненные мотивы или виталическая сила уже не могут более действовать свободно, но еще не замещаются еще чем-то другим, тогда интенсивность и мощность, вложенные в работу, могут уменьшиться, силы приносить успех может более не быть. Поскольку для искреннего садхаки трудности могут быть только временными, он должен видеть дефект в своем сознании или в своем отношении, которые мешают получению силы, и удалить его. Затем Всевышняя Сила сама будет действовать через него и использовать его способность и виталическую силу для своих целей. В нашем случае, это душевное существо и часть ума втянули нас в Йогу и были предрасположены к ней, но виталическая натура, или по крайней мере большая часть ее, еще не привели себя в одно направление с душевным движением. Нет еще полного и неделимого посвящения действия виталической натуры.
Одна вещь — иметь внутреннюю неотъемлемую силу, другая — воплотить ее. Время еще не пришло, когда вы сможете это сделать.
Сопротивление, о котором вы говорите, недостаточная восприимчивость и неспособность продолжать общение, пока вы делаете работу — все обязаны некоторой части физического сознания, еще не открытой к свету. Возможно, что-то в виталически-физическом и материальном подсознательном стоит на пути физического ума, который в массе своей уже свободен и отзывчив.
Самоотказ от привязанности к работе
Впоследствии, когда мы уже отказались от привязанности к результату, мы должны отказаться и от привязанности к самой работе. В любой момент мы должны быть подготовлены изменить одну работу, один курс или одно поле деятельности на другое, или оставить все работы, если на это будет ясная команда Хозяина. В противном случае мы делаем действие не ради Него, но для нашего удовлетворения и удовольствия в работе, из кинетической потребности натуры к действию или для выполнения наших собственных склонностей, но все это есть позиции и убежища Эго… Для работника самоотречение от эгоизма есть наиболее важный элемент в спиритуальном изменении, что ведет к уничтожению чувства Эго. Ибо даже, когда путем отказа от результатов мы расстались с эгоизмом раджасического желания, мы можем все еще сохранить эгоизм работника. Все мы подчинены чувству, что мы сами делаем действия, сами его источник и сами принимаем решения. Это все еще Я, что выбирает и определяет, это все еще Я, что принимает ответственность, чувствует недостаток или достоинство. Полное устранение этого отдельного чувства Эго есть существенная цель нашей Йоги.
В росте спиритуального сознания Ананда, бесперсональный и богонаправляемый восторг, вытеснит неосвещенное виталическое удовольствие и удовлетворение от работы полной радостью от бега Всевышней Энергии, выполнение кинетических склонностей не будет более объектом или настоятельной потребностью, вместо этого будет выполнение Всевышней Воли посредством динамической правды, проявляемой в действиях свободной души и освещенной натуры. В конце, когда привязанность к результату работы и самой работе будут совсем отрезаны от сердца, будет также оставлено последнее цепляние и привлечение к идее Я и чувство Я. как делателя. Всевышняя Шакти будет познана и прочувствована нами над и внутри нас, как подлинный и единственный работник.
Из «Синтеза Йоги».
В «Синтезе Йоги» Шри Ауробиндо говорит: «На пути трудов действие есть узел, ибо вы привязаны к действию, но если вы развяжете узел и позволите Силе, что приходит свыше, действовать через вас и приводить вас в действие, ваши действия имеют последствия, но они более не приходят к вам, поскольку это не вы положили начало действию, это Сила свыше действовала. И последствия идут вверх, или они ведомы, направляемы, проверяемы, руководимы, контролируемы Силой, что двигала вами. И вы чувствуете абсолютную свободу. Это переживание приходит сначала на мгновение, как вспышка, затем оно удаляется. Только когда вы совершенно готовы для преобразования, оно приходит, чтобы остаться». Но порой случается, что некоторые люди получают это переживание на несколько секунд их жизни, и затем движение удаляется, но остается память. В результате свою волю и желания эти люди объясняют Всевышней Волей, от чего происходят самые большие ошибки. Человек должен быть полностью искренен и не должен покрывать свои желания прекрасными теориями.
Действие гун без привязанности
Если Эго и желания различны от гун, тогда может быть действие без Эго и желания и, потому, без привязанности. Таков характер действия гун в непривлеченном освобожденном йогине.
Внутренний Пуруша всегда отделен, только человек не сознает это в обычном состоянии. Есть Пракрити, что также не волнуема действием гун и не прикреплена к ним. Ум, виталическое, физическое — любая Пракрити — начинает приобретать то же самое спокойствие, невозмутимый