интроспективной медитации все время есть неизменно наилучший или единственный путь Йоги.
— Возможно достигнуть высшего состояния осознания в Вашей Йоге только через труды или работа должна быть использована лишь как средство, вплоть до определенной стадии, и затем оставлена, как говорил Рамакришна в его хорошо известной аналогии о беременной женщине и отпадением ее работы с разрешением срока?
Разве я Рамакришна и разве нет различия между моей Йогой и его? Работа сама по себе есть только подготовление, также как и медитация сама по себе, но работа, осуществляемая в возрастающем йогическом состоянии сознания есть средство осознания настолько же, насколько и медитация.
— Вы пишете, что работа только подготавливает к прямому контакту с глубочайшим…
Я не говорил, что работа только подготавливает. Медитация также подготавливает для прямого контакта. Если бы мы должны были делать работу только как подготовление, и затем становиться недвижимыми медитирующими аскетами, тогда все мое спиритуальное учение ложно и нет пользы в сверх-разумном сознании и во всем, кроме того, что было сделано в прошлом.
— Мое собственное впечатление, что работа есть превосходное средство, как приготовление, но не похоже, чтобы главные переживания и познания пришли в совершении трудов.
По твоему, когда время для приготовления прошло, человек будет сидеть неподвижно, никогда не делая никакой работы, поскольку, как ты говоришь, работа и осознание не могут идти вместе. Тогда почему не старая Йога, если работа так противоположна осознанию? Это учение Шанкары. В этом случае я полностью неправ, проповедуя динамическую Йогу. Давайте снова уйдем в пещеры и леса!
Сосредоточенность и медитация не одно и то же. Человек может быть сосредоточенным в работе, в бхакти так же, как в медитации… Если бы я посвящал 9/10 моего времени медитации и нисколько работе, результат был бы неудовлетворительным. Я не прошу стать медитирующим саньяси.
— Разве вы не удалялись на 5 — 6 лет для исключительной и интенсивной медитации?
Я не осведомлен, что я делал так, но биографы знают больше,
чем я сам.
Я не написал историю моей садханы, но если бы я написал, ты бы увидел, что если бы я не делал действия и работы — одни из моих главных средств осознания — тогда не было бы садханы, и не было бы осознания, за исключением, возможно, Нирваны.
— Вы говорили, что 9/10 Вашего времени затрачиваете на корреспонденцию, работу и прочее, в то время как только 1/10 посвящается сосредоточенности.
Только на корреспонденцию. У меня нет времени, остающегося для работы и прочего. Моя сосредоточенность — для специальной работы, она не для медитации, оторванной от жизни. Когда я сосредоточиваюсь, я работаю на других, на мир, на игру сил. Я хочу сказать, что тратить все время читая и отвечая на письма недостаточно для успеха.
— Если сам сверх-разумный святой делает различие между работой и сосредоточенностью и находит трудным излучать свою силу одновременно со своей работой по корреспонденции, что же до несвятых и ниже-разумных, как мы?
Есть различие между сосредоточенностью на одной корреспонденции и полной многосторонней работой. Если я должен помочь кому-то отразить атаку, я не могу сделать этого только путем написания записки, я должен послать ему некоторую силу, или еще сосредоточиться и сделать работу для него. Так же я не могу спустить сверх-разумное просто искусным писанием об этом к людям. Я не прошу о совсем свободном времени, чтобы медитировать на досуге в блаженной лености. Я сказал тебе вполне ясно, я нуждаюсь во времени для сосредоточенности на другой, более важной работе, чем корреспонденция. Это не означает, что я теряю высшее сознание, пока делаю работу по корреспонденции. Если бы я это делал, я бы не только бы не был сверх-разумным, но был бы очень далеко даже от полного йогического сознания.
— Какой вид трудовой деятельности выбрать?
Любой вид работы может стать полем для практики в духе Гиты.
Шри Ауробиндо сказал о выборе трудов: «Если разделение трудов должно быть сделано, оно между теми, что ближе всего к сердцу священного пламени, и теми, что дальше и едва лишь тронуты и освещены им, поскольку они более на расстоянии. Иначе, выбор должен быть сделан между топливом, что горит сильно, ярко, и слишком толстыми поленьями. Если даже нагромоздить их на алтарь, они могут мешать жару огня своей сыростью, тяжестью и разбросанным изобилием».
— Чему это соответствует психологически в нашей жизни?
Для каждого это различно. Каждый должен найти деятельность, которая увеличивает его стремление, его сознание, его глубокое знание вещей, в отличие от той, что напротив, механизирует и спускает вниз, снижает его стремление до чисто материального отношения с объектами. Однако не само дело важно, но манера, в которой оно делается. Что до работы, совершаемой по соображениям чисто меркантильным и личным поводам, вроде зарабатывания средств к жизни, она может совершенно верно быть сравнимой с сырыми поленьями, которые наложены слишком плотно, чтобы позволить пламени сильно разгореться. Оно имеет в себе что-то сырое и заглушающее.
— В течение вечерней медитации я желал узнать, почему я не в состоянии найти расу3 в этой жизни?
Раса поэзии, живописи или физической работы не есть вещь, за которой надо идти. То, что делает интерес в Йоге есть раса ко Всевышнему, верховному сознанию, которое означает расу Мира, молчания, внутреннего света и блаженства, роста внутреннего знания, усиления внутренней силы, святой силы, блаженства, безграничных полей переживания, которые открываются человеку с открытием внутреннего сознания. Действительная раса любой деятельности приходит только тогда, когда эта деятельность становится частью работы Всевышней Силы в вас и вы чувствуете, что такое есть это, и Оно существует в вас в радости от вашей работы.
— Если садхаку просят предлагать себя через работу, к которой у него есть естественная симпатия, предложение становится радостным, и поэтому легким. Это сама раса Всевышнего, для которой мы все здесь, не так ли? Но как найти расу в работе, которая не наша и нам не нравится?
Это не есть вопрос симпатии, но способности, хотя обычно — но не всегда — симпатия идет в соединении со способностью. Но способность может быть развита, и симпатия может быть развита, или даже раса, о которой вы говорите. В этой Йоге о человеке нельзя сказать, что он в полном йогическом сознании, если он не может принимать с готовностью любую данную ему работу, как подношение Всевышнему.
Чтобы вы знали, та работа, которая интересует вас более, чем другие, открывает перед вами путь к совершенству. Это может быть нечто очень скромное по видимости, но не эта видимость работы дает ей ценность для Йоги.
— Можно учиться ради Всевышнего?
Да, если вы учитесь с чувством, что вы должны развить себя, чтобы стать инструментом Всевышнего. Когда человек хочет принять глубокие законы жизни, хочет получать любое послание, какое бы ни было послано Всевышним, если человек хочет быть способным постигнуть секреты проявления, все это требует развитого ума, поэтому человек учится с этим намерением.
Элементы умственного обучения состоят из изучения предмета, приобретения полной, точной информации, тренировки в логическом мышлении, рассмотрения бесстрастно всех сторон вопроса, отвержения поспешных и ложных заключений и выводов, приобретения умения смотреть на все ясно и в целом… Логика не есть все в размышлении. Наблюдения, интуиция, взаимное понимание, многосторонность более важны.
Затем человек входит в состояние, в котором все, что бы ни происходило, он принимает как возможность учиться, подготавливать себя для Всевышней Работы, и все становится интересным. Но тогда человеку более не нужно обучаться, ибо все — не имеет значения, что именно, пусть малейшее обстоятельство в жизни — становится учителем, который может вас учить чему-то, учить вас, как думать и действовать. Даже рефлексия несведущего ребенка может помочь вам понять что-то, чего вы не знали до этого.
— Как совмещать садхану и умственное развитие? Как быть с чтением?
Для того, кто хочет практиковать садхану, садхана должна идти первой, чтение и умственное развитие могут быть только подчиненными вещами.
Садхана, а не умственное развитие, есть цель занимающегося. Но если у садхаки есть свободное время, те из них, у кого есть умственные способности, естественно, будут тратить его на чтение и учебу какого-либо вида.
Умственная работа подобна физической, она может быть сделана частью садханы, но не как соперник садханы или как другая деятельность с такими же правами, как и поиски Всевышнего.
Умственное развитие может помогать или не помогать садхане. Если ум слишком интеллектуально развит в некоторых рационалистических границах, он может быть помехой… Однако полезность этой работы — кристаллизация умственной силы, организация вашей мозговой способности.
Читают ради идей, знания, стимулирования ума всем тем, что мир мирского придумал или думает. Я никогда не читал для того, чтобы писать. По мере того, как моя Йога усиливалась, я читал все меньше, поскольку, когда все идеи в мире приходят к вам толпой, нет большой надобности в книжной пище. Самая большая польза от чтения — держать себя информированным о том, что творится в мире, но это не пища для своего собственного видения правды и мира явления.
Предполагают, что я философ, но я никогда не изучал философию — все, что я написал, пришло от йогического переживания, знания и вдохновения.
— Можно сделать преподавательскую работу частью садханы?
Действительно, хорошие учителя и преподаватели способны совершить внутренний прогресс бесперсонализации, устранения своего эгоизма, управления своими движениями. Они способны иметь ясный взгляд, понимание других людей и терпение, которое никогда не изменяет.
Давать уроки было бы для такого человека наилучшим средством дисциплинировать себя, изучить наилучшим образом то, что он должен преподавать и добиться внутреннего совершенства, которого бы он никогда не имел, если бы не был учителем.
Учителя, которые не владеют совершенной тишиной, неисчерпаемым терпением, непоколебимым спокойствием, которые полны самомнения и тщеславия, ничего не достигнут. Человек должен быть святым и героем, чтобы стать хорошим учителем. Человек должен быть великим йогом, чтобы стать замечательным, хорошим учителем.
— Может литературная деятельность быть предпринята, как часть своей садханы?
Любой вид деятельности может быть предпринят как часть садханы, если она предлагается Всевышнему или делается с сознанием и верой, что это делается Всевышней Силой. Именно это важный момент.
Я не возражаю против написания книг, поэм и прочего творчества в садхане. Но эта тотальная поглощенность работой была не хороша для вашего спиритуального состояния. Меньшая вещь оказалась помещенной впереди, даже занимала весь фронт сознания больше времени, вместо того, чтобы быть на соответствующем ей месте в общей спиритуальной гармонии.
— Имеет ли писательская работа какую-либо спиритуальную ценность?
Нет никакой настоящей спиритуальной ценности. Она может иметь умственную ценность. То же самое с любой работой — она имеет ценность моральной тренировки, дисциплины,