очень важным только в тот особый момент, не ранее, и прежде достижения этого момента есть много других вещей для выполнения. Конечно, лучше очистить свой ум и очистить свое виталическое прежде, чем думать об очищении вашего тела. Ибо, даже если вы предпринимаете все возможные предосторожности и живете физически, заботясь не абсорбировать ничего, кроме того, что поможет утончать ваше тело, но при этом ваш ум и виталическое остается в состоянии желания, несознания, темноты, страстей и всего остального, то физическое очищение не будет иметь места, и только ваше тело станет слабым, сдвинутым с опоры, оторванным от внутренней жизни, и в один прекрасный день оно заболеет.
Человек должен начать изнутри, я всегда говорила вам. Человек должен начать сверху, первым очистить высшее и затем очистить низшее. Я не говорю, что человек должен попустительствовать всем видам деградации в теле. Не принимайте это как совет не контролировать свои физические желания! Это совсем не то. Но я имею ввиду, не пытайтесь быть ангелом в теле, если вы совсем не ангел в вашем уме и виталическом, ибо это переместит вас на путь, отличный от обычного, но не на тот, что нужно.
Что наиболее важно — это хранить равновесие. Для этого все должно развиваться одновременно. Вы не должны жить одной частью вашего существа в темноте, а пытаться ввести другую в свет. Нужно с великой тщательностью не оставлять ни одного темного угла.
Отсутствие предпочтений и пристрастий в питании
Не есть как способ избавиться к пристрастию к пище — это аскетический путь. Наш — невозмутимость и отсутствие предпочтений.
Привязанность к вкусной пище должна быть оставлена, как и личные привязанности к положению и обслуживанию, но для этой цели не обязательно необходимо принять аскетическую диету, как и нет необходимости полностью отказаться от денег и обслуживания. Йог должен стать Нихсва в том смысле, что он чувствует, что ничто не принадлежит ему лично, но все — Всевышнему, и он должен быть готов в любой момент отдать все Всевышнему. Но это не значит — выбросить все прочь без всякой определенной причины, только чтобы стать Нихсва.
— Я решил воздержаться от воскресных поблажек или сделать их настолько нечастыми, насколько возможно. Я уже отказал нескольким страстным желаниям выпить чашку чая.
В отношении еды и питья цель Йоги — не иметь страстных желаний, не быть рабом желудка и рта. Как достигнуть этой точки — другое дело. Это часто зависит от индивидуума. С такими вещами, как чай, наиболее сильный и легкий способ — прекратить употреблять. Что до пищи, обычно лучший способ — принимать пищу, даваемую вам, без привлечения к чему-то, и не следовать пристрастиям. Это означало бы отказаться от воскресных поблажек. Остальное должно быть сделано внутренним сознанием, а не внешними мерами.
— В отношении чая я чувствую постоянное искушение.
Если вы не можете отказаться или должны принуждать себя слишком много, подождите пока вы сможете.
— Во мне есть желание вкусных блюд, а затем хочется искать извинения.
Возможно, прекращение привычного питания сделало бы ваше виталическое некомфортным, поэтому может быть пока лучше продолжать тот же рацион.
Не есть или не есть что-то является важнейшим пунктом. Что важно — так это как та или иная питательная материя воздействует на вас, каковы ваши внутренние условия, и как все приготовления пищи или еда стоят или не стоят на пути развития и изменения, что является наилучшим для вас в йогической дисциплине.
Слишком обильное питание делает тело материальным и тяжелым… Люди, которые быстро толстеют, приобретают экзальтированность и могут потерять баланс… Но если есть слишком мало, это делает тело слабым и нервным. Следует найти для себя действительную гармонию и равновесие между потребностями тела и приемами пищи.
— У меня нет желания есть, хотя я голоден. Я не могу даже спать по ночам. Может это быть вызвано гипер-секрецией эндокринных желез из-за йогического давления?
Оставьте ваши железы! Вы должны есть. Йога не может делаться на голодный желудок. Сон также обязателен.
— Полезно ли сильно ограниченное питание для контролирования чувств?
Нет, это просто накаляет их. Принимать умеренное количество пищи — это наилучшее.
— Если человек принимает только вегетарианскую пищу, это помогает в контролировании чувств?
Он избегает некоторых трудностей, которые имеют едоки мяса, но это само по себе недостаточно.
— Что происходит, если человек — любитель мяса? В ответ Мать рассказывает о сне садхаки — шведки, которая, будучи в гостях, съела предложенного ей цыпленка, чтобы не поднимать лишних разговоров. Она потом в страшном сне пережила все ощущения птицы, которую трясли и несли вниз головой на рынке, а потом зарезали.
Это означает, что в большей или меньшей пропорции вы проглатываете вместе с мясом некую часть сознания животного, которого вы съели. Это не очень серьезно, но это всегда не очень приятно, и, очевидно, не помогает вам быть более человеком, чем зверем. Первобытные люди, которые были много ближе к зверю, чем к духу, обычно ели сырое мясо, и оно давало им намного больше силы, чем мясо, подвергнутое кулинарной обработке… Надо вам сказать, что возможно человеческое питание уже сейчас время изменить и перейти к чему-то менее животному!
— Почему яйца запрещались в Ашраме раньше, а теперь вы даете яйца?
Яйца запрещались?
— Я не знаю, мне так говорили.
Говорят многое. Я не помню, чтобы отказывали в яйцах тому, кто нуждался в этом с точки зрения здоровья. Но если люди приходят и просят чего-то из-за прихоти, для удовольствия, я всегда отказываю, как раньше, так и теперь. Только с точки зрения здоровья, физического равновесия определенные вещи разрешаются. Все разрешается. Я не отказываю в мясе тому, кто в такой пище нуждается. Были люди, которые ели его, потому что нуждались в этом. Но если кто-то приходит ко мне, прося у меня чего-то, чтобы удовлетворить желание, я говорю «нет», чтобы это ни было, даже мороженое!
— Когда человек — любитель яиц, не съедает ли он цыпленка внутри?
Цыпленок еще не сформирован, сознание его также. Конечно, нужно позаботиться съесть яйцо свежим, прежде чем цыпленок начал формироваться.
— Мать, если агония цыпленка может атаковать нас, не может ли то же самое произойти со свеклой или морковью?
Я полагаю, что цыпленок имеет большее развитие сознания, чем свекла.
Посвящение пищи Всевышнему
И снова проблема пищи. Пока наше тело принуждено брать в чужой, инородной материи для того, чтобы существовать, оно будет абсорбировать в то же самое время значительное количество инертных и несознательных сил или сил, имеющих довольно нежелательное сознание. С пищей мы ежедневно и несознательно постоянно поглощаем огромнейший объем несознания, депрессии, инертности, глупости. Мы усваиваем с пищей чужеродное несознание и чужеродное сознание — большое количество этого, и нам приходится перерабатывать его вдобавок к своему собственному. И эта алхимия должна иметь место внутри тела, пока мы не становимся полностью сознающими, постоянно бдительными, и пока мы не можем немедленно воздействовать на элемент как только он введен в наше тело для того, чтобы извлекать из него только свет и отражать все, что может затемнить наше сознание.
Это и есть первоначальное и рациональное объяснение религиозного обычая посвящать свою пищу Богу перед ее употреблением. И вот почему во многих Йогах был совет посвящать Всевышнему то, что мы собираемся съесть. (Мать делает жест посвящения — руки соединены, ладони раскрыты.) Это состоит в призыве Всевышнего войти в пищу до принятия ее. Человек посвящает ее Ему, то есть человек помещает в контакт со Всевышним прием пищи, и поэтому может быть под святым влиянием при еде. Когда человек ест, он стремится, чтобы пища не была принимаема ради его маленького человеческого Эго, но стала подношением святому сознанию внутри себя. Посредством контактирующего сознания, что стоит за, уменьшается, насколько возможно, поглощение несознания. Если человек знает, как сделать это, это очень полезно, это значительно улучшает работу внутренней трансформации, которая должна быть сделана.
5. Отдых
— Я едва могу сидеть после вечерней медитации. Я вынуждена ложиться и вытянуть тело. Почему это?
Все это есть доля сопротивления инерции в наиболее материальном физическом. Но лучше отдохнуть, если потребность этого очень велика. Отдыхая, следует открыть себя, не сосредоточиться, но расслабить тело, позволяя укрепляющей силе войти и выполнить свое дело. Эта укрепляющая сила отлична от силы, которая совершает динамические действия. Ее просто нужно держать в теле до восстановления энергии, а не вводить немедленно в действие.
Физические упражнения очень необходимы, чтобы избавиться от Тамаса. Физический Тамас в его корнях может быть удален только нисхождением и преобразованием, но физические упражнения и регулярные состояния активности тела могут всегда предотвратить состояние инерции, превалирующее в теле.
Не следует насильственно принуждать тело. Если физическое в таком состоянии, и работа создает такую реакцию в нем, нет пользы форсировать его насильно и накладывать на него перенапряжение. Лучше обучать и тренировать внешнее натуральное существо медленно, доставляя настойчиво тишину и мир, свет и силу в нервную систему и клетки тела. Силовое принуждение на тело может поработить свой собственный объект. Возможно, ваша садхана была исключительно внутренней и подчиненной, но если это так, это не может быть исправлено в момент. Лучше поэтому для вас не делать тяжелой физической работы в настоящее время.
Отдых не должен означать опускания в несознание, что вообще утомляет больше, чем дает отдыха, но нужен сознательный отдых, сосредоточенность, в которой вы открываете себя и абсорбируете вселенские силы.
— У ума есть потребность в отдыхе отдельно от физического тела?
Да, он абсолютно нуждается в этом, и только в молчании ум может получить подлинный свет свыше. Я не говорю, что умственное существо легко утомляется. Если оно чувствует усталость, это реакция мозга. Но только в молчании он может поднять себя над собой.
Если вы сделали расслабление мозга совершенно, ваш мозг входит в тихий отдых, который восхитителен. Когда вы сделаете это, то через 5 минут вы совершенно свежи, и затем вы можете решить кучу проблем.
— Почему в какой-то день мы полны энергии, а в другой день мы совершенно слабы и полны усталости?
Это из-за неравномерности развития. Одна часть существа — чувства, мысли или виталическое — делает успехи, обнаруживает что-то, получает свет, развивается. Она бросается в развитие, все остальное остается сзади, это вызывает неравновесие. Этого достаточно, чтобы сделать вас очень усталым. И это не усталость, это нечто, что заставляет вас хотеть сохранить спокойствие, сосредоточиться, остаться внутри себя, таким путем медленно построить новую гармонию между различными частями существа. И очень существенно необходимо в определенный момент иметь какой-то отдых для того, чтобы усвоить, что человек узнал, для гармонизации различных частей существа. Но полная