должно вести человека к верховному осознанию.
Почему люди цепляются за религию? Религии основаны на вероучениях, которые являются спиритуальными переживаниями, спущенными до уровня, где их легче воспринять, но за счет утраты их всецельной чистоты и истины. Времена религий прошли. Мы вступили в век всеобъемлющей спиритуальности, спиритуальных откровений в их изначальной чистоте.
Для тех, кто не имеет практически никакой умственной деятельности, у кого нет вопросов, а только сильное посвящение себя, побуждение в сердце отдать себя чему-то, что безгранично больше всего, для них не имеет значения, есть ли у них религия или нет. Для них это безразлично. Но если вы привязаны к форме, тогда совсем нельзя идти дальше.
Религия — это всегда ограничение для духа. Если человек имеет спиритуальную жизнь независимо от умственных конструкций и окружения, в котором он живет, тогда эта спиритуальная жизнь заставляет его пройти через религии и войти во что-то более высокое. Но его посвящение должно придти изнутри, а не быть формальным. Есть люди, которые должны обязательно выйти из религии, если они не хотят быть остановленными в своем развитии.
Не следует смешивать религиозные учения со спиритуальным. Религиозные учения принадлежат прошлому и останавливают развитие. Спиритуальное учение есть учение будущего, оно освещает сознание и подготавливает его к будущему осознанию. Спиритуальное учение выше религий и стремится ко всеобщей Правде. Оно учит нас, как войти в прямой Контакт со Всевышним.
Раздел 3.
Строение человека
Человек — инструмент проявления духа
Человек в его реальной натуре — как бы сейчас не была затемнена эта правда для нашего теперешнего понимания и самосознания — есть дух, использующий ум, жизнь и тело для индивидуального и общественного переживания и самопроявления во Вселенной. Этот дух есть бесконечное существование, ограничивающее себя в видимом существе для личного опыта. Это безграничное сознание, которое обозначает себя в конечных формах для проявления разносторонней силы и разнообразного познания. Это безмерный восторг, расширяющий и сокращающий себя и свои силы, скрывающий и обнаруживающий себя, формулирующий много выражений своей радости существования, вплоть до видимого затмения и отрицания своей собственной природы.
Из «Синтеза Йоги»
Сознающая сила нисходит в материю, и потому она ищет постоянные инструменты, чтобы выразить и проявить себя.
Сверх-разум, ум, жизнь, тело — это четыре инструмента, которые Дух использует для своего проявления в природе. Сверх-разум есть спиритуальное сознание, действующее на самоосвещенное знание. Ум есть действие некоторых сил, но ограниченных и только очень косвенно и частично освещенных… Жизнь есть энергия духа, подчиненная действию ума и тела, которая являет себя через умственное и физическое и действует как связь между ними… Материя или само тело есть ограниченная форма субстанции духа, в которой жизнь, ум и дух вовлечены, самоспрятаны, самозабыты путем поглощения в их собственном внешнем действии, но дух готов появиться из них путем самопринудительной и неизбежной эволюции.
Из «Синтеза Йоги»
Две вещи должны быть рассмотрены: сознание и инструменты, через которые сознание проявляется. Инструменты — это умственное существо, которое вырабатывает мысли, эмоциональное существо, которое поставляет силу действия, физическое существо, которое действует.
Тело есть наружный инструмент, а ум, включая виталический, есть внутренний инструмент.
Прежде всего вы должны воспитать ваше сознание, осознать себя, организовать ваше сознание согласно вашим идеалам, но в то же время не пренебрегать инструментами, которые в вашем теле. Само собой разумеется, что чем более инструмент открыт, восприимчивость и пластичность более развиты, тем лучше результаты.
Сознание — высшая форма существования. Индивидуальное сознание — воплощение Всевышнего сознания
Сознание в работе не прекращаемо, не как последовательность того, что было сделано до, а как результат того, что оно постигает в каждый момент. Это сознание видит постоянно, что должно быть осуществлено.
Всевышнее Сознание следует своему собственному движению, и если индивидуальное сознание остается необъединенным с ним, не идет за ним, или медлит на пути, это создает разъединение. В то время, как Всевышнее Сознание следует определенному направлению, индивидуальное сознание изменяет курс, идет в другом направлении. И именно это разъединение есть причина всякого страдания. Все страдания во Вселенной являются результатом отделения индивидуального сознания, которое остается неотождествленным с источником — со Всевышним сознанием, своим индивидуальным началом.
Человек несет в севе долю Всевышнего сознания, завуалированную в несколько покровов. Две зоны сознания — внешняя и внутренняя
Сейчас в распоряжении человека находится только внешняя зона сознания — та, о которой мы обычно осведомлены. Это пробужденное активное сознание. Внешнее сознание имеет поверхностное физическое, виталическое и умственное проявления, согласно виду инструментов, которыми оно пользуется. Но за поверхностным проявлением сознания в человеке существует намного более великое, глубокое и сильное внутреннее сознание, которое находится в постоянном контакте со вселенскими планами Ума, Жизни и Материи.
Вы выброшены наружу все время, все время вы живете в таком поверхностном ощущении, как будто вы находитесь снаружи самого себя. Момент, когда вы хотите наблюдать себя чуть-чуть, контролировать себя немного, просто знать, что происходит, обязывает вас удалить, утащить внутрь что-то, что постоянно на поверхности. Это и есть внешнее поверхностное сознание, которое получает все внешние контакты, которое помещает вас в контакт с подобными вибрациями, идущими от других, И это происходит почти вне вас.
Внешнее сознание закрыто в телесном ограничении и в небольшом кусочке персонального ума и органов чувств, зависящих от тела. Оно видит только внешние объекты. Но внутреннее сознание может видеть за объектами, оно осознает игру сил, персональных или вселенских, поскольку оно находится в сознающем соприкосновении со вселенским действием.
Три региона внутреннего сознания
Шри Ауробиндо дифференцировал во внутреннем сознании три региона или области. Одна — подсознание — лежит ниже, чем наше пробудившееся сознание, другая — засознание — расположена на уровне с нашим пробудившимся сознанием, но за его порогом, и еще одна область — сверх-сознание, находящееся выше, над нормальным сознанием.
Три формы сознания — это три стороны натуры, представленные тремя гунами — сила подсознательного Тамаса, Инерции, которая есть закон Материи; сила подсознательного желания Кинесис, Раджас, которая есть закон Жизни; сила саттвической Пракаши, которая есть закон Ума.
Подсознание есть невыраженное, нерасчлененное, невнятное сознание, которое работает ниже всех сознаваемых физических деятельностей. Оно удерживает следы ото всего нашего прошлого опыта не как восприятие, реакцию, воспоминание, мысль, не как текучую субстанцию этого, а как впечатление, одновременно неясное и упорное.
В нашей Йоге мы подразумеваем под подсознанием ту совершенно затопленную часть нашего существа, в которой нет пробуждающегося осознания и связной мысли, воли и чувствования, или организованной реакции, но которая все же получает неясные впечатления обо всем и собирает их в себе, и оттуда все стимулы, все виды настоятельных привычных движений, незрело повторяющиеся или измененные в странные формы, могут подняться во сне или прорваться в бодрствующую натуру. Но это подсознание должно быть точно отделено от засознательных мыслей нашего существа, таких, как внутреннее или тонкое физическое сознание, внутреннее виталическое или внутреннее умственное.
Засознание — сублимальное сознание — вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный, за поверхностным виталическим — внутреннее виталическое, более вместительное и сильное, за внешним физическим существом — тонкое физическое сознание, более открытое, пластичное и свободное. Выше нормального уровня засознание открывает себя в области сверхсознания, также оно открывается вниз в области подсознания.
Сверхсознание содержит определенные области ума, которые обычный человек не осознает нормально, источники более высокой интуиции и вдохновений, затем Сверх-разум и финально то, что над и за этим — планы Сат-Чит-Ананды.
Сознание имеет в себе силу отделяться от работы своих инструментов
Сознание по своей натуре не отделено от умственной и другой деятельности. Но оно может быть отделено, оно может быть развито. В человеческом существе сознание, как правило, всегда завернуто, но оно развило силу отделения себя — вещь, которая низшим формам недоступна. Поскольку сознание развивается, эта сила отделения также развивается.
Конечно, ум и внутреннее существо суть — сознание. Для людей, которые не проникли глубоко в себя, ум, сознание — синонимы;
только когда человек начинает более сознавать себя путем роста сознания, тогда можно видеть различные степени, виды, силы сознания:
умственного, виталического, физического, душевного, спиритуального.
Ум есть видоизмененное сознание, которое выдвигает вперед умственную энергию. Но как Всевышнее может стоять сзади от своей энергии и наблюдать ее в работе — это может быть свидетель Пуруша, наблюдающий работу Пракрити — так и ум может делать это. Человек может стоять сзади в своем уме-сознании и наблюдать умственную энергию, делающую, думающую, планирующую. Все самонаблюдения основаны на факте, что человек может разделить себя в сознании на то, что наблюдает, и энергию, что действует. Это совершенно элементарная вещь, вероятно, известная каждому. Любой, кто наблюдает собственные мысли, чувства, действия, уже начал делать это. В Йоге мы делаем это разделение полным.
Человек — двойная конструкция. Внешнее и внутреннее существо
Две зоны сознания делают человека как бы двойной конструкцией. Часть нашей натуры, которую мы нормально осознаем, есть наша внешняя персональность — состоящая из тела, поверхностного виталического и поверхностного наружного умственного. Внутреннее скрытое сознание, которое влияет на вас и руководит вами без вашего знания этого, иногда рассматривают как наше внутреннее или истинное существо.
Внутренние части во всех остаются грубыми или возвышаются согласно тому, куда они обращены — к внешним силам Неведения или к высшим силам сверху и ко внутреннему побуждению души. Все силы могут играть там, во внутренних частях. Только внешнее существо закреплено в определенном характере, определенных тенденциях, определенном направлении.
Истинное внутреннее существо — истинное умственное, истинное — виталическое, истинное физическое — исполняют каждое свою роль на своем плане и отвечают центральному существу — Дживатме, но в целом натура, и особенно внешняя натура, не служат ему — ни обычная умственная, ни виталическая, ни физическая персональности
Что такое двойная сущность или двойная натура? Есть ли это нацеленность на высокое и низкое одновременно?
Все люди имеют двойную натуру, за исключением тех, кто рожден асурами, и далее они имеют душевное существо, спрятанное где-то в достоинствах их скрытой человечности. Но двойное существо или двойная натура в разговорном смысле относится к тем, кто имеет две остро контрастные части в своем существе без связывающего контроля над ними. Иногда они целиком отданы высшему, и тогда в них все в порядке: иногда же в них все для бездны, и тогда они совсем не заботятся о высшем и даже насмехаются или бранятся над ним и полностью отпускают поводья у низшего человека. Или они заменяют высшее дымящимся в бездне вулканом.
— Это внутреннее существо — то же самое, что душевное существо?
Нет. Внутреннее существо составляется из внутреннего умственного, внутреннего виталического, внутреннего физического. Душевное существо — самое сокровенное — лежит глубоко внутри и поддерживает все остальные.
Поверхность вся из радостных криков и шумных восторгов, протестов.