Скачать:PDFTXT
Интегральная йога. Шри Ауробиндо

чтобы сверх-разумный Дух мог выразить себя в материи, он должен пройти через процесс трансформации ближайшего умственного, виталического и прочего. Поэтому почему не может быть процесса по частям? Бессмертие также может прийти по частям. Первым умственное существо становится бессмертным и не теряется, не растворяется в и после смерти, затем виталическое, в то время как физическое бессмертие приходит только последним. Такова возможная эволюция, узнанная путем оккультного знания.

Радость и ананда сверх-разумного существования

За эволюцией бытия зтная-Гносиса будет следовать эволюция бытия блаженства, как последствие существования, дающего блаженство. Если в освобождении души от неведения первым фундаментом является мир, тишина, молчание Вечного и Бесконечного, то совершенная мощь и еще большая формация спиритуального восхождения заменяет это блаженством Вечного и Бесконечного. Мир и экстаз прекращают быть различными и становятся одним. Сверх-разум, примиряющий и сплавляющий все различия так же, как все противоречия, выявляет и это единство. Широкая тишина и глубокий восторг все-существования находятся среди его первых шагов самоосознания, но эта тишина и этот восторг, как одно состояние, поднимаются вместе в возрастающую интенсивность и кульминируют в вечном блаженстве. В гностическом сознании в любой стадии будут всегда эти фундаментальные спиритуальные переживания восторга существования во всей глубине существа, но также все движения натуры и все действия и реакции жизни и тела будут пропитаны этим. Ничто не может избежать закона Ананды.

Из «Лайф Дивайн».

Божественная жизнь на земле

Гностическое сверх-человечество — следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру.

Жизнь гностических существ, ведущих эволюцию к высшему сверх-разумному статусу, может быть характеризована как божественная жизнь, ибо это жизнь во Всевышнем, жизнь начал спиритуального божественного света, силы и радости, проявленных в материальной натуре. Это жизнь спиритуального и сверх-разумного

человечества, но это ни эгоистическое сверх-человечество, хватающееся за умственное и виталическое господство над человечеством, но верховная власть Духа над его собственными инструментами, его владение собой и его владение жизнью в силе духа, нового сознания, в котором само человечество найдет свое собственное само-осуществление и само-превышение.

Новая совершенная коллективная жизнь в земной натуре требует появления не только отдельных изолированных развитых индивидуальностей, действующих в неразвитых массах, но многих гностических индивидуальностей, образующих новый вид существ и новую общую жизнь, стоящую выше теперешнего индивидуального и общественного существования… Неизбежность единства свободы и порядка будет законом коллективной жизни, это будет свободой разнообразной игры Бесконечного в святых душах, порядком сознающих единение душ, который является законом сверх-разумной беспредельности. Само-устройство и естественный порядок духа будет существовать в общественной жизни различных степеней и стадий развитого гностического бытия. Единство в разнообразии, взаимность и гармония должны быть неизбежным законом общественной и коллективной гностической жизни. Какую форму она сможет принятьбудет зависеть от воли эволюционизирующего проявления сверх-натуры, но это будет ее основным характером и принципом… В гностическом сознании различие не будет вести к разладу, а к спонтанной естественной адаптации, чувству дополнительного изобилия и богатства многостороннего исполнения объекта коллективно познанного и сделанного в жизни… Единственным правилом гностической жизни будет само-выражение духа, воли Всевышнего бытия. Эта воля, это самовыражение сможет проявляться через чрезвычайную простоту или через чрезвычайную сложность и богатство, или в их естественном равновесии, ибо красота и изобилие, скрытая сладость и смех в материальных предметах, веселье и радость жизни — также суть силы и выражения духа. Во всех направлениях дух в определенном законе Натуры будет определять каркас жизни и ее детали и обстоятельства… Это будет самосотворением, бесконечно выявляющим Бесконечное в форму бытия. Восторг Духа будет всегда нов, формы красоты, которые он принимает — бесчисленны, его божественность — всегда молода и неисчерпаема. Гностическое проявление жизни будет плодотворным, счастливым и постоянным чудом.

Словарь

А

Абхьяса — определенная постоянная практика.

Аватар — воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово Аватар означает нисхождение; это — сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.

Авеста — священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).

Адеша — голос, побуждение, указание.

Аджняна — неведение, незнание.

Адхара (Адхар) — то, в чем сейчас содержится сознание, ум — жизньтело; дословно «сосуд, опора, транспортное средство»

Адхарма — все, что противоречит Дхарме (см.)

Акарта — бездействующий.

Акартавья — то, что делать не должно.

Амрита — бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.

Ананда — восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой природой трансцендентного и бесконечного существования.

Анима — «тонкость», одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) — способность изменять тело, произвольно уменьшая его физическую массу и плотность.

Аниша — не господин, подчиненный.

Анна — пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.

Анрита — ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в ментальной или телесной деятельности.

Антахкарана — внутренний инструмент; ум; ум и виталическое в противоположность телу.

Анума (н) та — дающий санкцию.

Апана — одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности, выделительными — выделяющими те части пищи, которые должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.

Артха — интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).

Асакти — привязанность.

Асана — фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха-Йоге; положение и фиксированная поза (в которой должны сидеть Риши (см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.).

Асиддха — несовершенный.

Асур (а) — божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но и его проявления; в нескольких гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный, могущественный Титан, враждебное существо ментализированного витала.

Атмаджняна — знание Сущности.

АтманСущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей сущностью.

Аханкар (а) — чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность; Саттвическая Аханкара — эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности, Раджасическая Аханкара — динамический эгоизм; Тамасическая Аханкара — эгоизм, выраженный в невежестве и инертности.

Ашуддха — нечистый. Ашуддхи — нечистота

Б

Брахман — священное или вдохновленное слово, выражающее сердце или душу; Сердце, Ведическое слово или Мантра (см) в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души, в Веданте Реальность Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует, по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух.

Буддхи — разум; интеллект, воля ума, понимание; мыслящий ум;

распознающий принцип ума и воли одновременно.

Бхава — состояние существа, становление, субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлении Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.

Бхакта — любящий и преданный Божественному

Бхакти — любовь и преданность Божественному.

Бхарта — поддерживающий; хозяин.

Бхога — наслаждение, обладание

Бхокта — тот, кто наслаждается.

Бхрашта — уход с пути Йоги.

Бхукти — наслаждение. Удовольствие.

В

Вайрагья — отвращение, отвращение к миру; полное пресечение привязанностей и желаний.

Вак — речь; Богиня Речи.

Васана — мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты (см.).

Веда — знание; знание Божественного; книга знания, общее имя самой древней индийской священной литературы. Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда, каждая из которых делится на две части — Мантра и Брахмана; термин «Веда» обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг-Веды.

Веданта — конечная цель или кульминация Веды (см.), Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.)

Вибхути — божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия, сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества

Вивека — проницательность, умение различать.

Виджняна — идеальный ум; свободный духовный или божественный разум, каузальная Мысль; Истина; Гносис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания, великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания , и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах

Викара — искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи — продукт или производное Пракрити (см)

Вишуддха — чистый, наименование третьей Чакры (см.).

Вриндаван — место на земле в северной Индии, где Кришна (см) танцевал с Гопи (пастушками); у вайшнавов — небеса вечной Красоты и Блаженства

Вьяна — одна из пяти Пран (см), пронизывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной и переваренной пищи

Вьякта — проявление

Г

Гхрина — сожаление, отвращение

Гуна — качество, характер, свойство, три Гуны — три образа природы. 1. Саттва — образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света; 2. Раджас — образ действия, желания, страсти; кинетическая сила, переводится в качестве борьбы усилия, страсти и действия, 3. Тамас — образ невежества и инерции; сила несознательности, переводится в качестве неспособности и бездействия.

Д

Даршан — видение, самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной, шесть Даршан — шесть систем ортодоксальной индийской философии Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхъя, Йога

Двандва — двойственность, пара противоположностей

Двсша — непривязанность, отталкивание.

Джива — живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин — Дживатма).

Джняна — знание, мудрость;

высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознание высшего Бытия

Джнята — Знающий, Господин

Доша — недостаток, дефект, неясность

Дхарма — буквально — то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе. Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности, коллективная индийская концепция религий, поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов — этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни; Самаджа Дхармаобщественный закон, Лаукик Дхарма — правила, традиции, Санатана Дхармавечный закон

Дхарма-Санкара — подмена дхармы одной области Дхармой другой

Дхаирья — спокойствие, стойкость

И

Индрии — чувства ощущений;

их десять пять воспринимающих —

Скачать:PDFTXT

Интегральная йога. Шри Ауробиндо Йога читать, Интегральная йога. Шри Ауробиндо Йога читать бесплатно, Интегральная йога. Шри Ауробиндо Йога читать онлайн