глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих — пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрии, соответствующие пяти воспринимающим чувствам — форма («вид»), звук, осязаемость, запах и вкус
Ишвара — господин; Хозяин; Божественный, Бог
К
Кайя-Сиддхи — совершенство тела. Кайя-Шуддхи — очищение тела.
Кади — Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери
Кали-Юга — последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см Юга).
Кама — вожделение, один из четырех интересов человека — удовлетворение желаний всех видов.
Карана — причина, инструмент.
Карма — деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существовании души на определенных планах
Картавья — то, что должно быть сделано, долг.
Кришна — божество. Господин Ананды (см.). Любви и Бхакти (см.), считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация Он проявляет единство мудрости (Джняна — см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти.
Кумбхака — в практических упражнениях Пранаямы (см) удерживание Праны (см.); остановка, задержка естественного дыхания
Кундалини — свернутая в кольцо и спящая змея внутренней Энергии.
Л
Лагхима — «легкость», способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес — одно из восьми Сиддхи (см).
Лайя — растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.;
Лила — игра, забава, космическая игра
Липса — желание, страстное желание, тяга
Лобха — жадность, алчность, скупость, завистливость
М
Майя — всестороннее творческое знание, мудрость, существующая исстари, первоначально выраженная в Ведах (см.), впоследствии обманутая вторичным и производным чувством, хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание, сила самоиллюзии в Брахмане (см.).
Манявада — доктрина, считающая, что мир есть Майя (см.), т. е. иллюзия.
Майявадин — приверженец Майявады (см.)
Манас — ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум.
Мантра — священный слог, имя или мистическая формула; интуитивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но божественного вдохновения
Марга — путь, дорога Махакарана — первопричина. Махас Патха — великий путь
Махима — «огромность», способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность — одно из восьми Сиддхи (см)
Мукти — освобождение.
Муладхара — корень, основание сосуда или обиталища, центр физического сознания — нижняя Чакра (см.)
Мумукшутва — стремление к освобождению, желание свободы.
Н
Нади — нервные каналы
Ниграха — подавление, обуздание
Ниргуна — лишенный качеств; Безличный;
П
Парабрахман — высший Брахман (см); высший Непостижимый; Божественный
Парамешвара (Парамишвара) — верховный Господин
Правритги — побуждение к действию и работе; движение вперед и вовне; эволюция души в действии.
Праджна — Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти — см.), господин и творец вещей. Хозяин Мудрости и Знания
Пракамья — абсолютное страстное желание ума и чувств.
Пракрита — «детальная разработка»; Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила.
Прана — жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни, пять Пран — пять проводников жизненной силы:
Прана, Алана (см.), Вьяна (см.). Самана (см.), Удана (см.), собственно Прана — превосходящее дыхание жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения, действует в верхней части тела
Пранаяма — управление и контроль дыхания, регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле, посредством дыхательных упражнений
Пратьякша — знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное, прямое знание.
Пуруша — Субъект, Сознательное Бытие; Сознающая Душа, Душа, сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.); Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником, санкционирующим действия Природы
Пурушотамма — Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие
Р
Рага — склонность, привязанность; в Индийской классической музыке — особый вид или строй звуков или созвучий.
Рага-Двеша — притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии, привязанность и непривязанность
Раджасический- относящийся к качеству действия и страсти — Раджасу (см. Гуна).
Рас, Рас Лила — хоровод Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана, своего рода танец божественного Восторга с освобожденными душами в мире Блаженства, скрытом внутри нас
Риши — видящий.
С
Садхак — тот, кто получает или старается получить реализацию;
тот, кто посредством практической Садханы (см) ищет Сиддхи (см)
Садхана — практика Йоги, практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи — см.), духовное упражнение и тренировка самого себя.
Сакши — свидетель.
Самадхи — йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания, в Гите — покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддхи (см.) в самоуравновешенности и самопознании.
Самана — одна из пяти Пран (см.); сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны и Аланы (см.) в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.
Самата — равенство, равное отношение ко всему, уравновешенность.
Саньяма — самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.
Самкара (Самкара) — смешивание, смешение, путаница.
Санскара — ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Сат — бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.
Саттвический — относящийся к качеству света и чистоты — Саттва (см. Гуна)
Сатья — правда; истина; истина бытия.
Сахасрадала — (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания — Чакра (см.).
Свабхава — «собственное бытие», «собственное становление»; принцип самостановления; природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия, духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер
Свапна — сонное состояние, сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану
Сиддха — совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.
Сиддханта — заключение, логический аргумент.
Сиддхи — совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством Йоги; необычайные или оккультные силы
Стхула — грубый.
Стхула Деха — грубое тело — Прана (см.) и физическое вместе.
Сукха — счастье. Сукшма — тонкий. Сукшма Деха — тонкое тело.
Сукшма Прана — тонкая жизненная сила
Сундара — прекрасный.
Сурья — Солнце, Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия, и тело духовного света.
Сушупти — глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гносису, которое находится позади нашего опыта, потому что наше каузальное тело или оболочка гносиса не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений
Т
Тантра — система Йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т. е. Тримарга — см.) господином йоги является Пуруша (см.). Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити (см.), Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме, именно, благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, Тантра-йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа.
Тапасья — старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей.
Тригунатита — находящийся позади или выше трех Гун (см.).
Тримарга — тройственный путь Знания (Джняна Йога)), Преданности (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога)
У
Удана — одна из пяти Пран (см.), сила, движущаяся из тела вверх из тела к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.
Удасината — занимающий место выше — высший по отношению к физическим и ментальным контактам; безразличный.
Упалабадхи — опыт, переживание.
Упасана — служение, поклонение, преданность.
Х
Хашья — активная сторона Сукха (см.); состоит в активном внутреннем состоянии и веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потревоженным.
Ч
Чайтанья — сознание.
Чакра — колесо; круг, центр сознания в тонком теле, ганглийный центр в нервной системе; группа Садхаков (см.).
Чешта — усилия разнообразных видов.
Чит — сущностное сознание.
Читта — основное сознание, вещество ума; основное вещество ментального сознания; пассивная память, «сердце и ум».
Читташуддхи — очищение Читты (см.).
Ш
Шакти — Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает себя в деятельности Пракрити (см).
Шакти — покой, мир; духовный покой.
«благоприятствующий». Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса (см.); член индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению.
Шубха — свет, наслаждение, благость
Шуддха — чистый, очищенный.
Шуддхи — очищение.
Ю
Юга — период или эпоха четверичного цикла: Сатья Юга (или Крита Юга) — Эпоха Истины; Трета Юга — Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть невежеству, отсутствию Истины; Двапара Юга — Эпоха, в которой Истина и Невежество содержатся в равных частях; Кали Юга — Эпоха Невежества, отсутствия Истины; Чатур Юга — все четыре эпохи вместе.
Я
Янтра — механизм, средство, инструмент.
1 Сворачивание (лат)
2 Развертывание (лат.)
3 Раса — вкус, интерес и симпатия к какому-либо виду деятельности