деятельности — это выбор учебного заведения, в котором он проведет ближайшие годы, для выпускника вуза — выбор работы, для работника фирмы — выбор курсов повышения квалификации. Кто-то всерьез подумывает о переезде в другую страну, а кто-то — о создании семьи. В общем, это любое решение, которое призвано радикально изменить всю нашу дальнейшую жизнь. Рано или поздно всем нам приходится принимать подобные решения.
Третий вид действий можно условно обозначить словом «дело». Это промежуточный вид. Он не столь
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
протяжен во времени, как, например, деятельность, однако он менее импульсивен и категоричен, чем поступок. К этой группе мы отнесем такие занятия как подготовка к сдаче экзамена или к деловой встрече, покупка автомобиля или ремонт квартиры. .
Очевидно, что в зависимости от вида действия методы управления собой несколько различаются. В этой книге я приведу лишь некоторые практики, которые подходят для всех трех видов действия.
Планирование действия
Задайте правильный вопрос. В первой главе много говорилось о том, что в каждом из нас есть глубинное «Я» — дух, основа человека. Часто, принимая решение, мы оставляем мнение своего внутреннего «Я» в стороне, хотя оно всегда знает правильный ответ. Умение правильно поставить вопрос — это искусство, подобное искусству фотографии. Для того, чтобы получить действительно качественный снимок, необходимо выстроить композицию, просчитать экспозицию, учесть свойства пленки, подобрать нужный фильтр, выбрать объектив… Правильно сформулированный вопрос — это уже на половину ответ. Если вам не удается ответить себе на какой-нибудь вопрос, попробуйте обратиться к своему подсознанию. В этом вам поможет следующее упражнение.
1. Работа с подсознанием — довольно трудное занятие, поэтому вы должны быть абсолютно готовы.
Перед началом упражнения вам необходимо полностью расслабиться, сделать несколько дыхательных упражнений, остановить внутренний диалог.
2. Сосредоточьтесь на вопросе, который вы хотите за
дать. Постарайтесь четко и недвусмысленно его
сформулировать. Произнесите его вслух, запишите на листе бумаги, повторите несколько раз про
1.
Искусство управления собой
себя. Если что-то в нем вам не нравится, переформулируйте его. В результате вы должны получить фразу, которая будет вас полностью устраивать. 3. Представьте, что вы задаете этот вопрос своему глубинному «Я». Важно увидеть своим внутренним взором его образ. Перед кем-то глубинное «Я» предстанет в образе мудрого предка, кто-то увидит его как ангела, кто-то предпочтет обратиться непосредственно к Богу… У каждого человека есть свой образ, найдите его в себе и задайте ему вопрос. Наполните вопрос эмоциями. Если тема вопроса вызывает в вас подавленность, не стоит пытаться задавать его с жизнерадостными интонациями. Будьте естественными.
Теперь вам надо просто быть внимательными и ждать ответа. Ответ может прийти в виде образа или сна. Вы можете получить его на улице или на кухне. Ньютон уснул под деревом, и на него упало яблоко — так он открыл всем известный «закон притяжения». От вас требуется спокойствие и расслабленность, тогда ответ не заставит долго ждать.
Возможно, вам придется задать серию вопросов, прежде чем получить нужный ответ. Причина может быть в неправильном понимании проблемы и, следовательно, неправильно поставленном вопросе. Часто бывает, что ошибка вскрывается совсем не там, где ее искали.
Например, на одном из моих семинаров был такой случай. Девушка Катя задала вопрос: «Почему у меня ничего не получается?», в него она вложила всю безысходность, на которую была способна. Катя считала, что у нее плохая карма, неправильное воспитание и много врагов. Вопрос был задан неверно, через некоторое время ответ пришел в такой форме: «Есть вещи, которые у меня
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
очень даже получаются!» Тогда она задала следующий вопрос: «Что у меня не получается?» Случай интересен тем, что таким образом была выяснена суть проблемы: оказывается, она просто не понимала, зачем она совершает те или иные действия. Последний вопрос, который она себе задала: «Зачем я поступала в этот вуз?» У нее не получилось окончить институт, выучить иностранный язык, потому что она не понимала, зачем ей это нужно. Катя пыталась поступить в вуз, потому что этого хотели ее родители, пошла на курсы иностранных языков за компанию, в то самое время, когда она ясно осознавала, что ей хочется учиться не на юриста, а на археолога, изучать не иностранный язык, а географию.
Осознайте цели. Моя пациентка Катя научилась правильно задавать вопрос, благодаря чему обнаружила следующую, не менее серьезную проблему. Оказалось, что она совершенно не умеет ставить перед собой цель. Вспомним: умение ставить цель — одна из важнейших составляющих искусства управления собой. Бесцельное действие не приносит удовлетворения. У человека создается впечатление, что он старается не для себя, а для кого-то другого. Задайте себе вопрос: вписывается ли это действие в общее направление движения или оно отдаляет вас от намеченной цели?
Планируя действие, обязательно помните не толь
ко об общей цели, но и о конкретных результатах,
к которым оно ведет. Иначе вы можете совершить
серьезную ошибку. С вами может произойти история
аналогичная той, что произошла с «любителем» Мерседесов, о котором я говорил выше. Погоня за выигрышем в одном направлении может привести к значительным потерям в другом. Причем потери могут быть
так велики, что перевесят полученный выигрыш. Что
бы не оказаться в такой ситуации, используйте метод
«Весы». ‘
Искусство управления собой
1. Возьмите ручку и лист бумаги. Разделите вертикальной чертой лист на две половины. С одной стороны выпишите все возможные положительные по
следствия запланированного поступка, с другой —
все отрицательные. Внесите в список все возможные варианты развития событий, не закрывайте
глаза ни на мелочи, ни на глобальные последствия.
Слово, произнесенное шепотом, вызывает в горах
лавину.
2. Теперь полностью расслабьтесь, вам надо отвлечься от окружающего мира и сконцентрироваться на
поставленной проблеме.
3. Почувствуйте вес каждого из аргументов. Для этого
представьте, что ваши руки — это чаши весов. В од
ну руку сложите отрицательные последствия, в другую — положительные. Важно, чтобы вы определяли
вес, исходя из своих внутренних, «субъективных»
ощущений. В этом процессе должно участвовать
не только логическое, но и образное мышление.
Не торопитесь, рассматривая каждый аргумент,
задавайте вопрос: «Сколько это весит?»
Создайте образ действия. Часто такие препятствия, как неуверенность, лень возникают из-за того, что у вас нет четкого образа действия. Ваше подсознание сигнализирует вам о том, что вы еще не совсем понимаете, что надо делать. Не начинайте действовать, пока вы не увидите перед своим мысленным, взором ясную картину. Белые пятна и расплывчатые участки на вашей мысленной картине указывают на слабые места в вашем замысле.
Эту историю я помню еще со студенческих лет. Два моих однокашника получили комнату в общежитии и решили полностью ее отремонтировать. Полгода они усердно трудились и, наконец, заработали нужное коли-
1
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
чество денег. Тут и начались проблемы. Оказывается, у них было совершенно разное представление о том, как должен выглядеть их обновленный дом. В результате они поругались и разъехались по разным комнатам.
Если вы не знаете, чего конкретно хотите, то вы не сможете ничего добиться. Чтобы создать полноценный образ, надо пережить планируемое действие в своем внутреннем мире. Помните, что образ должен быть воплощен не только в картинках, вы должны буквально почувствовать его, вы должны осознать эмоциональный, физический и интеллектуальный аспекты предстоящего действия. При создании образа действия используйте практику, которая называется «Видеозапись». Вам понадобится использовать своего внутреннего наблюдателя, чтобы посмотреть на свою жизнь как на фильм.
1. Представьте, что вы сидите перед телевизором. На
экране последовательно разворачиваются события,
сопровождающие планируемое вами действие. У вас
в руках пульт, с помощью которого вы можете перематывать события вперед и назад, приближать или
удалять картинку и, самое главное, по своему желанию изменять сценарий.
2. Просмотрите все действие от начала до конца. В местах, где вам не все ясно, останавливаете запись.
Если .вы увидите, что события развиваются не так,
как задумано, перематывайте назад до кадра, в кото
ром вы совершили ошибку. Учитывайте время, которое займет планируемое действие.
3. Эта практика поможет вам увидеть все сильные
и слабые стороны вашего замысла. Вы сможете бо
лее четко распланировать время, которое вам понадобится на его выполнение. Создавайте образ, который вы и видите, и слышите, и чувствуете.
1.
Искусство управления собой
Визуализируйте время. Поместите запланированное дело на воображаемую временную прямую. Создайте образ, в котором все важные этапы будут иметь свою продолжительность. Неважно, получится ли все именно тогда, когда вы запланировали. Главное, что у вас есть база. Чтобы ваши прогнозы оказались более правдоподобными, используйте следующую последовательность действий:
1) войдите в состояние внутреннего покоя;
2) представьте, что ваша цель это точка, удаленная от
вас на некоторое расстояние. Это расстояние есть
время, которое вам нужно на то, чтобы достичь
цели;
3) отметьте все этапы на прямой между вашей позицией, в которой вы находитесь сейчас, и вашей
целью;
4) нарисуйте созданный образ в вашем дневнике и регулярно его корректируйте.
Избавьтесь от прошлых ошибок. Просматривая «видеозапись» и визуализируя время, вы можете увидеть, что некоторые решения вы приняли автоматически. Это решения, принятые на основе опыта, сложившихся у вас стереотипов и подсознательных программ. Часто такие решения оказываются неправильными. Вам нужно вспомнить все аналогичные ситуации и осознать, какие из принятых решений ошибочны. Я не предлагаю вам «копаться» в собственных неудачах. Я предлагаю найти причины ошибок, чтобы впредь не совершать их. Помните, что мы живем в каузальном мире. У любого действия есть причины и есть следствия. Если предыдущее действие было некачественным, то вам так или иначе придется, исправлять ошибки. Лучше это сделать сейчас, чтобы под ногами у вас была прочная основа, а не трясина. Пока вы не сдела-
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
ете этого, вы просто не сможете принять правильное решение. Может, вы недооценили потребность в силах, во времени, в деньгах? Может, вы неправильно оценили мотивы людей, с которыми вы работали? Может быть, в прошлый раз вы взвалили на себя слишком много обязанностей? Найдите причину прежних неудач и тогда вы сможете избежать их в новом деле. Вас перестанут мучить мысли о том, что «как всегда, ничего не получится». Часто мы не можем сделать что-то, потому что подсознательные страхи лишают нас сил. Если вы найдете корень этих страхов, то вы освободитесь от них.
1. Используйте методы самонаблюдения. Вам надо
увидеть свою механичность, те стороны своего «Я»,
которые мешают приступить к делу. Используйте
«метод возрастной регрессии» для обнаружения
психологических ошибок, заложенных событиями
прошлого.
2. Постарайтесь понять, что вам помешало в прошлом
в такой же ситуации. Здесь вам поможет умение
правильно формулировать вопросы.
3. Перепишите ситуации, в которых вы допустили
ошибку с помощью метода работы с образами и сло
весного программирования.
Составьте свое мнение. Мы живем в мире людей. Наши родные, знакомые и малознакомые нам люди ежедневно оценивают нас. Вы надели новую вещь и коллеги выразили восторг: «Ты — наш секс-символ!» Вы заступились за слабого, и проходящая мимо женщина сказала вам: «Храни вас Господь».