готовы выслушать его, но, в свою очередь, уверены, что он выслушает вас. Основные признаки открытой позы:
* тело полностью повернуто к собеседнику, немного
наклонено в его сторону;
* взгляд прямой, но не в глаза, а чуть ниже, в область
между переносицей и ртом. Если вы общаетесь с
близким вам человеком, то он может чередоваться
с взглядом прямо в глаза или взглядом ниже рта;
* плечи расправлены, спина выпрямлена и расслаб
лена;
* руки открыты, то есть на виду и ладонями вверх.
Профессиональные коммивояжеры во время делового контакта рекомендуют держать в руках лист
бумаги, папку или книгу;
* ноги не должны стоять слишком близко друг другу.
Также не рекомендуется, чтобы они были чересчур
широко расставлены. Также нежелательны скрещенные ноги или вариант «нога на ногу», если вы
сидите. Подсознательно скрещенные ноги и руки
*
Искусство управления собой
воспринимаются как признак неискренности и не
уверенности.
Хорошие жесты. Американские психологи заметили, что уровень жестикуляции тем выше, чем ниже социальный статус человека. Это связано с тем, что высокого положения в обществе, как правило, достигают люди, в той или иной мере управляющие собой. Они знают, что невольный жест может свести на нет все, что вы говорили, поэтому стараются не особо жестикулировать. Уровень соответствия между жестами и словесной информацией называется конгруэнтностью. Вообще, конгруэнтность — это соответствие не только жестов и слов, но и всех вербальных и невербальных сигналов, но об этом чуть позже. Люди больше склонны верить жестам, чем словам. Представьте себе политика, который говорит: «я — сторонник мирных переговоров» и одновременно несколько раз ударяет кулаком по столу. Чему вы поверите, словам или жестам?
Жест — это сочетание множества элементов. В жесте участвуют руки, ноги, корпус, глаза, мимика , — в общем, все тело. Поэтому жест практически невозможно подделать. Это усложняется тем, что неестественный или незаконченный жест оставляет у собеседника крайне неприятное впечатление. Произнесенная вами фраза покажется ему незаконченной или неискренней.
Замрите в процессе общения, и вы увидите себя в определенной позе, внимательно рассмотрев которую вы сможете многое узнать о том, как вы общаетесь с окружающими. Умению управлять жестикуляцией учат в актерских и балетных школах. Однако вам не обязательно достигать такого уровня мастерства. Вы можете научиться управлять жестами, наблюдая за профессиональными актерами:
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
* посмотрите, как они «разминаются» перед работой;
* используйте релаксационные практики для работы
с мышцами лица и тела;
* понаблюдайте, какие жесты соответствуют той или
иной эмоции, ситуации;
* для начала попробуйте просто повторить жесты.
Понаблюдайте за тем, что вам мешает их воспроизвести.
Конечно, вам будет намного легче освоить искусство управления жестами, если вы запишитесь на групповой тренинг или в актерскую школу.
Управление речью. Здесь мы поговорим о вербальной стороне общения — устной речи. 1/6 — это значительная часть общения и пренебрегать ей было бы, по крайней мере, легкомысленно. У человека, практикующегося в управлении речью, мысль переходит в слова практически мгновенно. Его речь отличается спонтанностью и плавностью, он говорит красиво. Существует много трудов, посвященных исследованию того, как строили устную речь наиболее выдающиеся ораторы. Оказывается, существует определенный набор правил, позволяющих значительно ее «украсить».
+ Есть такое понятие — бесспорная истина, например: «Всем известно, что Земля круглая». Начните свою речь с подобной истины. Ваш собеседник будет больше доверять вашим словам. Психолог М. Гордеев отметил интересный факт: если человек соглашается подряд с четырьмя вашими утверждениями, то с пятым он соглашается автоматически.
* Помните, что в любом сообщении должно быть начало, середина и конец. Каждая ваша фраза должна нести определенную информационную нагрузку. Вы можете вызвать у собеседника информа-
Искусство управления собой
ционный стресс, перегрузив свою речь ненужной информацией.
Учитесь структурировать информацию: разбивайте общую идею на пункты, делайте промежуточные выводы, давайте заголовки при переходе от одного этапа к другому. Правильная последовательность подачи информации такова: личная (человеческая) часть, информационная часть(цифры, статистика), резюме с выводами. В таком виде информация воспринимается лучше всего.
Избавляйтесь от слов-паразитов. Слова-паразиты — это слова, не несущие никакой информационной нагрузки, которые вы повторяете слишком часто. Например «короче», «так», «это». У каждого человека свой набор.
Старайтесь использовать простые предложения. В устной речи роль знаков препинания играют паузы. Длинное предложение, так или иначе, вынудит вас остановиться и вдохнуть. Эта вынужденная пауза может быть неправильно воспринята собеседником. Злоупотребление причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными структурами приведет к тому, что собеседник потеряет нить разговора. С другой стороны и вы сами можете запутаться в спряжениях, склонениях и падежах.
Не ждите от общения немедленного стопроцентного результата. Будьте готовы к тому, что многое мо^ жет не получиться с первой попытки. Если вы хотите всего и сразу, то партнер автоматически уйдет в позицию защиты. Вы добьетесь прямо противоположного результата — теперь «достучаться» до него будет еще сложнее.
Учитесь останавливать идущий на вас поток эмоций и информации. Если с вами разговаривают че-
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
ресчур громко или тихо, если перегружают речь информацией, прервите на время вашего собеседника. Эмоциональная и информационная перегрузка резко снижает способность к сосредоточению. Это вызывает лишь раздражение и усталость.
Не перегружайте партнера. Если ваш партнер женщина, наполните общение эмоциями. Женщины все воспринимают через призму личного мировоззрения, субъективная оценка часто превалирует над объективной. Даже самая достоверная информация может быть отвергнута женщиной по субъективным причинам. Отдельного внимания заслуживает такой инструмент устной речи, как скрытое влияние. Он был разработан американским классиком гипноза М. Эрик-соном. Этот метод можно проиллюстрировать одной из самых известных его фраз: «Вы предпочитаете войти в мягкий или жесткий транс?» Суть метода в том, что за видимостью выбора вы фактически лишаете собеседника выбора. Клиент уже не решает, хочет он войти в транс или нет, он думает о том, в какой вид транса он «хочет» войти. Такая постановка вопроса автоматически снимает сопротивление клиента перед входом в транс. С другой стороны, зная о таком методе убеждения, вы можете заметить скрытый гипноз и не дать себя отвлечь. На вопрос Кролика: «Пух, тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?» Винни-Пух ответил: «И того и другого. И можно без хлеба». Вы также можете отказаться от навязанного вам ответа.
Искусство устной речи немыслимо без умения вести диалог. Этому невозможно научиться индивидуально. Используйте упражнение, которое я даю на семинарах и групповых тренингах.
Вы садитесь лицом к участникам. Участники сидят перед вами полукругом.
Искусство управления собой
1. Участники начинают по очереди задавать вам каверзные шутливые вопросы. Например: «Для чего
сороконожке столько ног?» Желательно, чтобы за
даваемые вопросы затрагивали разные сферы.
2. Ваша цель как можно быстрее и остроумнее ответить.
3. За каждый ответ вам ставят оценки.
Суть данной практики заключается в том, чтобы вы научились мгновенно облекать мысль в слова. Скорость ответа нужна также и для того, чтобы в работу мозга включалось не только медленное рациональное сознание, но и ближайшие пласты подсознания, которые дают более широкие возможности для творчества и действуют быстрее. Также участвуя в такой игре, вы сможете понаблюдать за другими людьми и возможно перенять у них наиболее удачные схемы мышления.
Управление голосом. Я уже говорил, что в устной речи место знаков препинания занимают паузы. Но как передать паузой восклицательный знак? Это невозможно. Для этого необходимо уметь насыщать свои слова нужными эмоциями. Как выразить доверие? Для этого существует сочетание интонации, тембра и ритма, имеющее специальное название — «доверительный тон». Разговорная речь намного богаче письменной, так как она дает возможность подчеркнуть мельчайшие оттенки смысла и настроения. Для этого существуют такие элементы как: тембр, интонация и ритм. От этих трех составляющих серьезно зависит отношение к вашим словам.
Послушайте наших политиков. Возьмем, например, Примакова: его речь размеренна, он умело пользуется паузами, обладает глубоким, «успокаивающим» тембром голоса. Одним этим он призывает слушающего к разумному
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
спокойному диалогу. В качестве примера противопо-; ложного стиля использования голосовых ресурсов послушайте речь известного мастера скандалов и речевых импровизаций В. Жириновского. Он разговаривает на повышенных тонах, на «грани срыва», его речь отрывиста, резка и агрессивна. Такой голос ассоциируется с беспорядками и нестабильностью. Он больше подходит для выступлений на баррикадах, а не в государственной думе.
Тембр — это высота и глубина голоса, это ваше спокойствие и уверенность в себе. Высота зависит от уровня напряжения голосовых связок. Глубина зависит от размера резонирующего объема. Получается, для того чтобы управлять высотой звука, достаточно научиться расслаблять мышцы голосовых связок. С глубиной звука все обстоит несколько сложнее. Считается, что основным резонатором является ротовая полость, но это только условность. На глубину голоса влияет все тело. В школах пения учат изменять голос за счет положения диафрагмы. В данном случае в процесс создания звука активно включается грудная клетка, это позволяет достичь очень глубокого голоса.
Интонация — это отражение эмоций. При помощи интонации можно выразить восторг, вопрос, разочарование, грусть. Настоящие мастера окрашивают каждое слово в свой интонационный оттенок. Интонации идут рука об руку с языком жестов (в то время как тембр можно сравнить с позой). Так же как и неестественный жест, неправильно выбранная интонация может стать фатальной ошибкой.
Ритм. Одни из нас разговаривают слишком медленно, другие так быстро, что сложно бывает разобрать слова. В одном ритме нам разговаривать комфортно, а в другом нет. Кто-то говорит монотонно, а кто-то чересчур короткими ритмическими промежутками. Интересно, что слишком быстрая речь ос-
Искусство управления собой
тавляет у людей неприятное ощущение вплоть до головокружения. Человек с замедленной речью оставляет ощущение не очень развитой личности. И в том, и в другом случае с человеком тяжело общаться. Почему одного преподавателя понимает девяносто процентов студентов, а другого не понимает никто?. Дело в том, что существует определенный ритм речи, который позволяет слушателю с наименьшим напряжением усваивать информацию. Не так уж сложно управлять своим голосом, у нас для этого есть все инструменты, надо только научиться правильно их использовать. Советы, которые можно дать для работы с голосом, достаточно просты.
* Используйте полное дыхание. Поверхностное дыхание, как правило, сопутствует высокому и неглубокому голосу. Такой голос при долгом общении
начинает утомлять собеседника. Полное дыхание
способствует созданию приятного для слуха тембра голоса.
* Если вы желаете скрыть свои эмоции, контролируйте интонации. Это полезно при деловых переговорах или в случае конфликта.
* Если вы волнуетесь, возьмите паузу. Расслабьтесь,
ваше напряжение играет против вас. Оно проявляет
себя в неестественно высоком голосе, рваном и неестественно ускоренном ритме.
4 На досуге «поиграйте» со всеми тремя составляющими голоса. Найдите удобный и естественный голос, «свой голос». Для этого полезно попробовать свои силы в пародировании самых разных людей. Таким образом, вы не только научитесь управлять голосом, но и чувствовать, какие мысли, эмоции и настроения передает та или иная интонация, тембр, ритм.
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
Подстройка. Подстройка