не останавливаться на одних только теоретических рассуждениях, но испытывать их во внутреннем опыте. Несомненно, этот опыт с трудом может быть выражен; однако отдельные его составляющие образуют нечто вроде сакральных знаков, по которым можно судить о происходящем и которые для «посвященного» говорят о том, как найти «дорогу в Шамбалу» и не заблудиться по пути.
С.В.Пахомов
Примечания:
1. Eliade M. Autobiography of Mircea Eliade. Chicago-London, 1990. Vol. I, p. 145.
2. Dasgupta S. A History of Indian Philosophy. Cambridge, 1922, 5 vols.
3. Цит. по: «Загадка доктора Хонигбергера» // Мирча Элиаде. Под тенью лилии. М., «Энигма», 1996, с.330.
4. Eliade M. The Quest for History and Meaning in Religion. Chicago, 1969, P.I.
5. В отечественной науке подобный взгляд обоснован в книге Е.А.Торчинова «Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника)». СПб., 1997.
6. Autobiography, I, p. 199-200.
7. Eliade, Autobiography, p. 176.
8. Yoga. Essay sur les engines de la mystique indienne.
9. Techniques du Yoga. P., 1948.
10. Patanjali et le Yoga. P., 1962.
11. «Cosmical Homology and Yoga», Journal Indian Society Oriental Art, V (1937), 188-203.
12. The Quest, р. 2.
13. The Quest, p. 9.
14. Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. Uppsala, 1982, p. 124.
15. Eliade M. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. P., 1946-51, p. XV.
16. См. Cahier de l’Herne. Mircea Eliade. P., 1978, p. 3.
17. Strenski, op. cit., p. 119.
18. Cioran Е. «Les debuts d’une amitie», Cahier de l’Herne, p. 200.
19. Eliade M. Le Chamanisme et les techniques archaiques de l’extase. P., 1951.
20. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма. Улан-Удэ, 1992, с. 31.
21. На эту тему Элиаде напишет впоследствии большую работу: Mefistopheles et l’Androgyne. Paris, 1962.
22. См. Строганова Е. Мирча Элиаде // Аспекты мифа. М., 1995, с. 206.
23. Об этой особенности метода Элиаде см.: Ревуненкова Е.В. Проблема шаманизма в трудах М.Элиаде // Актуальные проблемы, этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979, с. 241-258.
24. Например, великий основатель карма-кагью Гамбова (1079-1153), см. о нем: Намтар Гамбовы Дагпо Лххадже // Буддизм в переводах. Вып. 2. Пер. с монг. К.В.Алексеева. СПб, 1993, с. 256-282.
25. О даосизме, алхимии и Гэ Хуне см.: Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. М., 1993 (2-е издание – СПб., 1998).
26. Озеров М. В гостях у йогов. // Азия и Африка сегодня, 1980, №7, с. 40-41.