Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йога для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев

и вообще говоря, переводится как «часть». Это полностью меняет семантику перевода, и как следствие всю вытекающую из него практику. Действительно, ступени предполагают поэтапное прохождения, некую последовательность практик, тогда как «части» — это просто разные практики, которые можно практиковать в той или иной последовательности, вместе или по-отдельности (как собственно всегда и делают на практике). В этом случае последовательность, приведенная Патанджали – это просто последовательность перечисления, а вовсе не «этапы» йоги. Дополнительным доказательством этого тезиса может служить шлока 3.7:

3.7. Эти три /имеется в виду Дхарана, Дхиана, Самадхи/ важнее, чем предыдущие.

Если бы Патанджали изначально предполагал иерархию «ступеней», то смысла в этой шлоке просто не было бы.

И сколько же их…?

Самое смешное, что разные первоисточники по йоге называют разное количество «ступеней», их последовательность и даже разные практики на каждой из них. Впрочем, в свете сказанного выше это уже не удивляет. Так Амритананда упанишада утверждает:

Пранайама, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна,также тарка и самадхи – зовутся шестичленной йогой.

Наиболее удивительным здесь является даже не исчезновение «этических» ступеней и асан, а изменение последовательности пратьярхары и дхараны, что впрочем, станет понятно, если разобраться в психофизиологической, а не мистической (в плохом смысле этого слова) сути этих понятий.

Гхеранда самхита дает другой список анг:

1.10…Составные элементы 7-частной садханы:

-Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.

-Асаны дают силу.

-Мудры дают стойкость.

1.11.- Пратьяхара – покой.

-Пранаяма даёт лёгкость.

-Дхиана – восприимчивость своей Сущности.

-Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, “нирлиптата”), которая есть освобождение (Мокша).

Как мы видим опять исчезли «этические» ступени, дхарана, зато появились очистительные процедуры и мудры

Совпадает количество анг с патанжалиевским в Шандилья упанишаде, однако само описание этих ступеней опять же отличается. Так, принципов мйямы становится 10 вместо 5 у Патанджали.

Пожалуй, наиболее близка к идеям Патанджали Йога таттва упанишада:

24. … Теперь слушай о Хатха-йоге. Йама, нийама, асана, пранасамьяма.

25. пратьяхара, дхарана и дхьяна на Боге в межбровье, самадхи, сахаджа-стхити, – это называется Восьмиступенчатой Аштанга-йогой.

Хотя и здесь проскальзывают отличия в интерпретации ступеней».

По мнению Андрея Сафронова и привычное толкование «самадхи» как сверхчувственного просветления, очень далеко от истины: «Одной из самых больших нелепостей, которая омрачает умы практикующих, является представление о самадхи, как конечной цели йоги. По-видимому происхождение этого заблуждения связано с путаницей вокруг понятия «анга». Раз в йоге восемь ступеней рассуждал некто (к, сожалению, корни заблуждения глубоко скрыты и понять, кто это был уже не удается, хотя, вероятно, кто-то из индийских интерпретаторов) а самадхи упомянута 8-й, то самадхи – это последняя ступень йоги, а значит ее цель. Однако, возникает вопрос – для чего-то же Патанджали назвал 3 главу «Вихутипада» — «Глава о силах» и посвятил ее большую часть именно силам и сиддхам, достигаемым в результате самадхи. Получается самадхи не цель, а инструмент йоги, направленный на достижение чего-то большего. В подтверждение приведем еще одну цитату из Шива самхиты:

3.67. Когда (!) Дживан-мукта достиг совершенного Самадхи и может вызывать его по желанию, тогда пусть йогин соединит Четана (сознание: от <Читта>) с воздухом (Праной) и вместе с силой Крийя-шакти (с пробудившейся Кундалини-Шакти) овладеет шестью чакрами и растворит их в силе, которая — Джнана-шакти, сила знания».

Поэтому корректнее всего говорить не о самадхи, а об измененных состояниях сознаниях в йоге в более широком смысле слова».

Цитата на полях.

Яма – согласно Патанджали – первая ступень йоги. Распространенным является мнение, что яма – этические заповеди йоги. Это экзотерическая точка зрения. В действительности, яма – это техники сохранения и накопления свободной энергии, необходимой для дальнейшей практики. Патанджали выделяет 5 общеизвестных правил Ямы. Шандилья упанишада расширяет этот список до 10… В Мокшадхарме упоминается до 12 правил ямы.

Андрей Сафронов. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика».

Что такое йога.

Индийская духовность, скрывающаяся под словом йога, несомненно является наиболее известной в мире. Действительно, трудно представить какую-либо метафизическую проблему или решение, к которым бы уже не обращались мудрецы и пандиты Древней и Средневековой Индии.

Георг Фёрштайн

Монах, непрестанно произносящий вслух имена Бога, и за всю свою жизнь не выполнивший ни одной йоговской позы.

Студент Бомбейского института физкультуры, выполняющий позы, которые способен выполнить далеко не каждый гимнаст.

Странствующий аскет, всю свою жизнь воздерживающийся от секса и использующий сохраненную энергию на восхваления Бога.

Шиваит из секты капалика, участвующий в сексуальной оргии.

Тибетский монах, жаром своего тела высушивающий одну за другой мокрые простыни на лютом морозе.

Бродячий агхори, ищущий соединения с Богом путем медитации сидя на трупе.

Что общего между этими людьми? Всех их объединяет то, что они практикуют йогу. Так, что же такое йога? Кого можно назвать йогом?

Существует много различных мнений о том, что такое йога, от самых примитивных до очень сложных, но тоже в чем то ограниченных. Одни считают, что йоги – это те, кто спят на гвоздях, с утра до вечера стоят на голове, и на обед глотают шпаги запивая их серной и соляной кислотой. Другие говорят, что йога – это система физического совершенствования, подходящая только тем, кто живет на Востоке. Третьи утверждают, что йога – это психофизиологический тренинг, а четвертые под йогой понимают мистическое учение о связи человека с Космосом. Мне ближе следующее определение йоги – это один из Путей человека к самому себе, позволяющий ему жить в гармонии с Природой и вселенной, включающий в себя как работу с физическим телом, так и работу с Духом и Душой. Главный же критерий успешности йоги – происходящие изменения в лучшую сторону, как на физическом плане, так и на духовном.

Слово йога произошло от санскритского йодж, которое имеет множество (около двадцати) переводов: единение, связь, гармония, союз, равновесие. Есть множество толкований этих переводов, но в основном все сходятся в понимании йоги, как единения человека с Природой и Вселенной, с Высшим Разумом или Абсолютом (см. «Словарик»).

В настоящее время существует несколько основных направлений йоги

«Хатха-йога». Это «путь преобразующегося тела». Главная задача Хатха йоги, как уже отмечалось, обретение здоровья.

«Джнана–йога». Это «путь знания», или «путь интеллекта». Перефразируя древнюю китайскую пословицу можно следующим образом определить основную идею Джнана-йоги: «Ты можешь достигнуть Бога тремя путями: путем опыта – это самый горький путь; путем подражания – это самый легкий (но легкий путь очень редко бывает истинным – С.С.); путем размышления — это самый благородный».

«Раджа- йога» –путь внутреннего самоконтроля и управления психикой.

«Карма йога» – путь действия посвященного Богу. Обычно человек действует по каким-либо мотивам: ради денег, славы, власти и т.п. По Карма-йоге необходимо действовать ради самого действия, а не ради результата. Действуя подобным образом человек следует своей Карме (см. «Словарик») и не вступает в противоречие с окружающим его миром.

«Бхакти-йога». Это «путь почитания», или «путь веры». Считается, что все, что делает бхакти-йог на самом деле делает не он, а бог через него. «Бхакти-йога – это напряженная любовь к Богу. Когда человек проникается ею, любит все, всегда чувствует себя довольным, ни к чему не питает ненависти. Эта любовь не может сопровождаться мыслью о каких-либо земных выгодах. Есть земные желания – нет любви такого рода» (Нарада).

«Мантра-йога» – повторение различных звуков (мантр), вызывающих по мнению адептов этого направления определенные вибрации, на которые из Космоса идет энергетика. Последователи Мантра-йоги большинству из нас знакомы – это кришнаиты, повторяющие мантры, славящие Кришну за день не одну тысячу раз.

«Янтра-йога» – работа с символами, знаками (янтрами). Считается, что существуют символы, являющиеся своеобразными проводниками к различным энергиям и тонким мирам. Используя их, йог может получить необходимую ему энергию или даже попасть в иные измерения.

В рамках этих и некоторых других направлений только в Индии на сегодняшний день существует тысячи различных школ йоги, отличающиеся не только поставленными перед адептами целями, но и методами их достижения.

Цитата на полях.

…когда мы говорим о йоге, мы ведем разговор о множестве йогических путей и направлений с разнящимися теоретическими предпосылками и иногда совершенно отличными целями, хотя все они являются средствами освобождения.

Георг Фёрштайн «Энциклопедия йоги»

Словарик.

Абсолют – буквально: «То, что не может быть описано в терминах материи и ума, и тем не менее, должно быть источником и началом обоих» (Э. Вуд).

Карма — каждое событие является результатом предшествующей причины и причиной последующего действия. Отсюда Закон Кармы — закон причинности. Кармазакон незыблемой справедливости управляющий миром.

Жизнь человека, его настоящее, будущее — это плод его предыдущих перерождений. Мы сами создали ту жизнь, которой мы живем (своими поступками в прошлом) и сами создаем свое будущее (своими поступками в настоящем). Если ваши поступки приносят другим людям довольство и счастье, то это отзовется вам тем же. Если же они приносят страдания, то и тому кто их совершает принесут тоже самое.

Шива – по определению Георга Фёрштейна «божество, которое более других в индийском пантеоне служит йогинам образцом на протяжении многих веков».

Капалика – тантрическая секта, использующая череп (капала) как чашу для подаяния. Для достижения своих целей используют методы, неприемлемые в других школах..

Агхори – тантрическая шиваистская секта, члены которой используют для достижения своих целей методы, неприемлемые в других школах.

.

Кто может заниматься йогой.

Ответить на вопрос, вынесенный в название главы можно очень легко – йогой может заниматься любой человек, независимо от возраста, пола, вероисповедания, физической подготовки и состояния здоровья (список медицинских противопоказаний к занятиям його приводится в конце книги в Приложении). Йога универсальна и приносит только пользу, но, при соблюдении ряда условий. Это следующие условия:

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека (те же возраст, пол, физическую подготовку, состояние здоровья и т.п.).

Соблюдение принципа постепенности. Вначале нужно освоить простую арифметику йоги, а только потом переходить к высшей математике. К сожалению, некоторые начинающие допускают ошибку пытаясь сразу же освоить высшую математику йоги, что порой приводит и к печальным последствиям. Поэтому тем, кто начинает свой путь в йоге следует твердо усвоить следующее правило: спешка не имеет смысла, ведь у того, кто занимается йогой впереди целая вечность.

Регулярность занятий.

Вера в себя и свои силы.

Осторожность в осваивании новых упражнений, и особенно людям, страдающим серьезными хроническими заболеваниями, имеющим большой лишний вес и людям преклонного возраста.

Умение прислушиваться к своему телу.

На первых порах, до достижения определенных навыков, необходимо точное следование указаниями инструктора (если таковой имеется) или описаниям упражнений, приводимых в литературе. Йога не отрицает творческого поиска, но вначале должны быть усвоены азы. К тому же, неправильно выполненное упражнение может не только не принести пользы, но и нанести ущерб физическому или психическому здоровью.

Цитата на полях.

В китайской боевой традиции есть высказывание: «Нет стиля – есть личная техника Мастера». Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: «Нет классической йоги – есть личная йога Учителя. Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную

Скачать:TXTPDF

для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев Йога читать, для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев Йога читать онлайн