от состояния кишечника) результат обязательно будет достигнут. Если человек сдался, можно прервать процедуру и очистить живот рвотой, либо ничего не предпринимать и дождаться пока вода всосется сама.
4. После каждого посещения туалета рекомендуется подмываться теплой водой. Если слизистая оболочка заднего прохода раздражается от соли, то после подмывания можно смазывать анальное отверстие растительным маслом или питательным кремом.
5. По окончанию процедуры в кишечнике еще остается вода, поэтому в течении ближайших часов придется еще несколько раз посетить туалет. Пить не желательно по крайней мере до первого приема пищи, иначе выпитая вода сама пройдет по всему кишечнику и будет извергнута. И даже после еды лучше еще некоторое время воздерживаться от напитков.
6. Пищеварительный тракт не советуют оставлять пустым более часа. Ведь при промывании солевым раствором удаляется даже слизь, предохраняющая стенки кишок от слипания. Первая еда обычно состоит из риса с топленным маслом или без масла. Рис отваривают на воде, без молока, соли и сахара. Зерна должно быть хорошо разварены, неплохо даже сделать размазню. Можно добавить немного томатного или “корейского” соуса. Больше в этот раз ничего не есть.
7. Соленая вода вызывает привлечение жидкости к стенкам кишечника, что является частью очистки. Поэтому если жажда не очень беспокоит, после приема пищи 1-2 часа желательно ничего не пить. Затем можно употреблять воду, слабые настои трав (мяты, липы, ромашки и др.), минеральную воду, слабый чай и т.д. От кофе и какао в этот день лучше отказаться.
8. Второй раз лучше кушать не ранее, чем через три часа. В этот день не рекомендуется есть мясо, рыбу, яйца, молоко и кисломолочные продукты, творог, кондитерские изделия, сочетания фруктов с другой едой. Начиная со второго приема пищи можно употреблять каши, овощи, хлеб, сыр. На следующий день желательно исключить животную пищу и кондитерские изделия.
9. Шанк Пракшалана достаточно большую нагрузку на мышцы, участвующие в выполняемых движениях. Поэтому в этот день и на следующий возможны легкие мышечные боли. Никаких других упражнений в эти два дня лучше не делать.
10. Желательно практиковать раз в три месяца при смене времен года. Очень хорошо проводить ее за два дня до голодания.
Противопоказания.
Шанк Пракшалана противопоказанна при язве желудка в стадии обострения, острой дизентерии и других острых заболеваниях органов пищеварения (колите, гастрите, панкреатите, аппендиците и др.), туберкулезе и раке кишечника. Однако в периоды ремиссии при колите, гастрите и т.п. возможно излечение этих заболеваний Пракшаланой.
Процедура не применяется в течении недели после входа из голодания, в период менструации, при высокой температуре или давлении, сердечных приступах.
Достигается полное очищение всего желудочно-кишечного тракта от отходов, в том числе от тех, которые приклеились к стенкам кишечника и в течение недель и даже месяцев не удаляются при обычной дефекации. Кишечник становится чистым, как у младенца, что заметно даже по характеру стула.
Эта процедура не является только “удаляющей”, она является также тонизирующей. Она стимулирует печень и другие железы, соединенные с пищеварительным каналом, в особенности поджелудочную железу.
Интересности.
Мне на своей практике и на практике занимающихся в группах йоги людей удалось убедиться в эффективности этого метода. Именно поэтому я выделяю этот способ очищения кишечника, как наиболее эффективный и рекомендую его попробовать. Попробуйте и вы убедитесь сами. Кроме того, на мой взгляд, из всех вышеописанных методик очищения кишечника Пракшалана является самой приятной в осуществлении, что не маловажно. Единственным ее недостатком является боль мышц живота при недостаточной физической подготовке. Чтобы этого избежать можно включать упражнения, применяемые в Пракшалане в ежедневную гимнастику.
Очищение внутренним огнем (Агни-сара-дхаути).
С помощью этого упражнения йоги усиливается «пищеварительный огонь» и «сжигаются» все отходы. Ниже приводится описание Агнисары дхаути по Свами Шивананде. Он разделяет эту процедуру на три части.
Часть первая..
Т.В.: Положить кисти рук на талию – большой палец сзади, остальные четыре – на животе. Вдохнуть. Сделать выдох. Задержать дыхание и мягко надавить растопыренными пальцами на живот, стараясь прижать область пупка к позвоночнику. Отпустить. Повторять, пока продолжается задержка. Вдохнуть. Выдохнуть. Задержать дыхание и повторить массаж. Эта фаза Агни-сара-дхаути выполняется не чаще двух-трех раз в неделю.
Часть вторая.
Встать прямо. Положить руки на талию. Кисти расслабить. Выдохнуть, подбородок опустить на грудь и отвести назад. Вдыхая подтягивать переднюю стенку живота к позвоночнику за счет напряжения ее мускулатуры. После завершения полно – до ощущения распирания – вдоха расслабиться и не спеша выдохнуть. Повторить не менее девяти-двенадцати раз.
Часть третья.
Встать прямо. Положить руки на талию. Сделать глубокий вдох и полностью выдохнуть. Наклонить прямое туловище вперед до горизонтального положения. Сделать Джаладхара бандху (описание смотрите выше в главе, посвященной дыхательным упражнениям). Втянуть живот так, чтобы его передняя стенка как бы прижалась к позвоночнику и зафиксировать это положение на три-пять секунд. После этого живот расслабить и толчком выпятить его насколько возможно. Чередуя быстрые втягивания и выпячивания живота повторять их столько раз, насколько хватит задержки дыхания. Затем выпрямиться, убрать Джаладхара бандху и вдохнуть. Если есть необходимость, можно сделать Очистительное дыхание. Желательно довести общее количество втягиваний-выпячиваний в одной серии до восемнадцати с удержанием каждой Уддияна-бандхи в течении десяти секунд.
Повторить все с самого начала, но уже без Джалладхары бандхи. Затем повторить обе стадии (с Джаладхарой бандхой и без) держа туловище под углом сорок пять градусов, после чего еще раз повторить все – стоя прямо. Предельное количество повторений – сто восемь (шесть серий по восемнадцать).
Свами Шивананда отмечает, что при освоении Агни-сара-дхаути необходима осторожность. Чрезмерное усилие может привести к побочным эффектам и неблагоприятно повлиять на состояние сердца. Также необходима исключительная осторожность и осмотрительность при применении Агни-сара-дхаути в острых стадиях заболеваний, в частности язвенной болезни и при тяжелых инфекциях. При любых болевых ощущениях нагрузку необходимо уменьшить.
Детям в возрасте до 12 лет, а также женщинам в период беременности и во время менструаций практика первой части Агни-сара-дхаути ПРОТИВОПОКАЗАНА.
Устраняет самые разнообразные заболевания органов живота: гастрит, колит, диспепсию, запоры, болезни печени, селезенки, желчного пузыря и другие. Йоги утверждают, что практикующий ежедневно Агни-сара-дхаути имеет вид шестнадцатилетнего юноши.
Очищение Солнцем.
Известно, что солнечные лучи обладают целительной силой. Особенно важно их действие для организма в процессе его роста. Солнечные облучения улучшают обмен веществ, увеличивают количество красных кровяных шариков и содержание гемоглобина в крови, улучшают состав лимфы, благотворно действуют на деятельность пищеварительной системы и функцию поджелудочной железы, повышают общий тонус организма, его устойчивость против инфекций. Солнечные лучи обладают противорахитичным действием (под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д, необходимый для нормального развития костной системы).
Впрочем, солнце моет приносить не только пользу, но и вред, поэтому пользоваться целительными свойствами солнечных лучей необходимо осторожно.
Следует помнить о том, что загар не является показателем оздоровления организма. Чрезмерное солнечное облучение разрушает кровь и нервные окончания. Перегревание нарушает терморегуляцию в организме, от чего страдает в первую очередь нервная система.
Лучшее место для приема солнечных ванн — берега больших водоемов. Для солнечной процедуры благоприятны утренние часы: на юге — до 11 часов, в средней полосе — от 11 до 12 часов. Свами Шивананда рекомендует проводить солнечные ванны в промежуток между восемью часами и полуднем.
Солнечные ванны рекомендуется принимать через 1,5 часа после приема пищи.
Во время солнечной процедуры следует избегать сильного потоотделения, так как на влажной коже легче возникают солнечные ожоги. Поэтому тело по мере скопления на нем пота нужно обтирать сухим полотенцем.
Свами Шивананда рекомендует перед принятием солнечной ванны окунуть голову в холодную голову и растереть ее влажным полотенцем. После солнечной ванны желательно укрыться в тени и растереть влажным полотенцем все тело.
Для начала достаточно 8-10 минут солнечной ванны. Постепенно время пребывания на солнце можно увеличивать.
Интересности.
Прием солнечных ванн можно совместить и с очищением с помощью солнечных лучей биополя. Выполнять это упражнение лучше всего на природе, когда ярко светит Солнце, при минимуме одежды (впрочем можно выполнять и дома и даже — в ненастный день, но обязательно в промежутке от восхода и до захода Солнца). Сесть поудобнее, расслабиться, представить как солнечная энергия заполняет все ваше тело от пальцев ног и до макушки (мужчинам заполнять тело солнечной энергией через область солнечного сплетения, женщинам — через точку посреди грудной клетки). Продолжать заполнять тело солнечной энергией в течении нескольких минут, купаться в этой энергии.
Наружные водные процедуры.
В йоге водным процедурам уделяется большое внимание. В одном из священных текстов есть такие строки: «Вода суть лекарство, ибо изгоняет она из тела всяческие недуги, и все хвори одолеваются ею и страдания побеждаются».
Мудрецы древности рекомендовали купаться три раза в день: утром (после восхода солнца), в полдень и вечером (перед закатом). Однако, эти рекомендации предназначались людям живущим в странах с жарким климатом. Тем же, кто живет в местности с умеренным климатом Свами Шивананда рекомендует купаться утром и вечером.
Йоги отмечают, что лучше всего купаться в естественных водоемах. Если же такой возможности нет, то можно купаться и в ванне, при этом следя за тем, чтобы вода была приятно прохладной летом и слегка теплой зимой. Считается, что как холодная так и горячая вода для йогического купания не подходит. Однако, на мой взгляд, эти рекомендации в отношении местности с более суровым, чем в Индии климатом должны быть пересмотрены. Поэтому я считаю, что для практикующего йогу, если он проживает в нашей стране вполне допустимы и купания в горячей воде, и бани и закаливание холодной водой (описание закаливающих процедур приводится ниже).
Закаливание.
Организм человека находится под постоянным воздействием физических факторов внешней среды — солнечной радиации, температуры, влажности, движения воздуха. Все они оказывают на организм глубокое влияние и вызывают в нем многообразные изменения. Они вызывают полезные реакции, способствующие укреплению (закалке) организма, благоприятно воздействуют на обмен веществ и нервную систему.
В чем же отличие влияния физических факторов внешней среды от действия на организм, например, физических упражнений. Специалисты считают, что такое отличие состоит в точке приложения этих воздействий. Основой оздоровительного влияния упражнений является зарядка организма энергией. Специально организованная мышечная деятельность при соответствующих поставках пищевых веществ увеличивает энергетический потенциал организма. С каждой освоенной нагрузкой организм как бы поднимается на новую, более высокую ступень энергетического обеспечения процессов жизнедеятельности.
Иная природа у воздействия на организм физических факторов внешней среды. Прирост энергетических возможностей под влиянием закаливающих влияний также происходит, однако он имеет подчиненное значение. Главное же место принадлежит информационным процессам. Физические факторы внешней среды стимулируют функции организма за счет мощных потоков информации.
Существует термин «обогащенная внешняя среда». Характеризуется такая среда обилием раздражителей, к восприятию которых организм приспособлен. Она способствует развитию организма, пробуждает его резервные возможности, повышает жизнеспособность. Например, лед является однокомпонентной системой. Но при повышении температуры