Йогу, которая перестает быть йогой – методом, будучи канонизированной. Эзотерическое учение неотделимо от своего носителя или Учителя. А эффективность и правильность учения может проверить только Жизнь».
Андрей Сафронов. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика».
Зачем заниматься йогой.
«Зачем мне заниматься йогой?», «Что мне даст йога?», «Не будет ли зря потрачено время?», — подобные вопросы задают себе большинство начинающих. Попробую ответить на них, не претендуя на полноту ответа (т.к. полный ответ, наверное, занял бы половину книги).
Во-первых ( для многих это самое главное), йога дает человеку здоровье и долголетие. Для здорового человека (хотя найти полностью здорового человека очень сложно) йога – это возможность поддерживать хорошее здоровье; для человека, страдающего различными заболеваниями йога – это способ восстановить здоровье. Учитывая то, что в современном мире на человека постоянно воздействует огромное количество различных неблагоприятных факторов (радиация, магнитные бури, загрязненная атмосфера, электромагнитное излучение и т.п.), йога позволяет выработать умение активно противодействовать подобным факторам.
Во-вторых, йога позволяет человеку обрести, утраченные им ранее, гармоничные отношения с Природой и окружающим миром.
В-третьих, человек, занимающийся йогой в совершенстве овладевает своим телом и обучается управлению разумом и эмоциями.
В-четвертых, благодаря занятиям йогой человек обретает способность плодотворно работать и правильно отдыхать.
В-пятых, практикующий йогу обретает уверенность в себе, в своих силах.
В-шестых, йога обучает доброжелательному отношению к другим людям.
В-седьмых, йога способствует появлению у человека (если, конечно, у него не было раньше) независимости, самостоятельности мышления.
Можно привести еще и «в-восьмых», «в-девятых», «в-десятых» и т.д., но как я уже отмечал, это перечисление может занять половину книги. Поэтому ограничусь вышеприведенными пунктами, тем более, что, на мой взгляд, их вполне достаточно, чтобы убедить любого человек в том, что занятия йогой могут принести огромную, практически неоценимую, пользу.
Цитата на полях.
В своем прикладном значении йога относится к тому огромному корпусу духовных ценностей, установок, предписаний и приемов, которые вырабатывались в Индии на протяжении по меньшей мере пяти тысячелетий и которые можно рассматривать как истинную основу древнеиндийской цивилизации. Так что йога предстает исходным названием различных индийских способов экстатического самоопределения, или методологического преображения сознания, пробивающегося к освобождению из оболочки эго(ис)тичной личности. Это психодуховная техника, сугубо свойственная велико индийской цивилизации.
Георг Фёрштайн «Энциклопедия йоги»
Заблуждения и стереотипы, связанные с йогой.
Йогой можно заниматься только «восточному человеку».
Это неверно. Йога не может принадлежать какому-либо народу или какой-либо территории. Разделение на Запад и Восток в основном искусственное. Во времена возникновения йоги такого разделения не было. Конечно, необходимо корректировать методики в зависимости от конкретных условий и тогда йогой могут заниматься и европейцы, и жители Африки, и жители крайнего Севера, и при разумном подходе занятия йогой принесут только пользу.
Йоги с уважением относятся к различным религиям и их представителям. Но в то же время йога не является религией. На мой взгляд, йога – это нечто среднее между наукой и религией, ибо для йоги свойственна с одной стороны не слепая вера, а стремление прийти к доказательству чего-либо через личный опыт, а с другой стороны йога не отрицает и такие понятие как Бог, Душа и Дух. Человек, практикующий йогу, может быть и христианином, и буддистом, и мусульманином и представителем любой другой религии.
Конечно же, это не так. Такое мнение распространяется только по неграмотности. В христианстве во все века тоже было немало аскетов, умерщвлявших свою плоть, но тем не менее знак равенства между аскетизмом и христианством никто не ставит, тогда как йогов почему-то считают аскетами. Конечно, и среди йогов есть аскеты, но в целом йога и аскетизм – это все таки разные вещи.
«Библия» йоги Бхагавадгита гласит: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом… Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой».
Нет, йога не мистика, а скорее наука (или, как я уже отмечал – нечто среднее между наукой и религией). Представление о йоге как о мистическом учении появилось из-за того, что долгое время йога была закрытым учением. Ведь йога – это огромные знания об устройстве мира, которые дают большие возможности управления людьми. Если знания подобного рода попадают в руки людям не готовым их правильно воспринять, то это может нанести большой ущерб другим людям. Именно потому йога была доступной далеко не всем. Что же касается мистики и оккультизма, то, собственно говоря, оккультные учения -.- это кусочки йоги, взятые по отдельности. Практически все мистические и оккультные школы начинались из йоги. Другое дело, что не всегда они развивались в правильном направлении.
Главное в йоге – это развитие сверхспособностей.
Это не так. Действительно, благодаря йоге можно развить то что принято называть сверхспособностями. Можно, но нужно ли? Ведь на это придется потратить много времени и энергии, которые можно использовать с гораздо большей пользой.
Есть одна старинная легенда об ученике, который хотел научиться ходить по
воде. Он потратил на это очень много времени, чуть ли не всю жизнь, и в
конце концов научился ходить по воде. И тогда он пришел к одному Учителю,
жившему неподалеку и сказал: «Учитель, пойдем к реке я покажу тебе чему я
научился». «Хорошо пойдем». Пришли они к реке и этот ученик перешел по
реке с одного берега на другой, а затем вернулся обратно и спросил: «Ну,
как?» «Сколько лет ты этому учился?» – спросил Учитель. «Двадцать лет»
-.- с гордостью ответил ученик. «Надо же, -.- сказал Учитель, -.- смотри я
сделаю тоже самое и подозвав лодочника переправился с ним на другой берег,
а затем вернулся обратно. «Мне жаль, что ты столько времени потратил
впустую», -.- сказал на прощание Учитель.
Если человек развивается гармонично, то у него могут появиться
подобного рода способности, но здесь нужно помнить об одном важном моменте – этими способностями нужно уметь управлять.
Чтобы практиковать йогу нужно быть очень подготовленным человеком.
Такое мнение может сложиться у человека, увидевшего в некоторых книгах, фотографии йогов, находящихся в замысловатых позах, которые как кажется не один нормальный человек повторить не сможет. Но ведь и те, кто изображен на этих фотографиях, начинали вовсе не с этих поз, а с более легких и доступных. Кроме того, тем, кто не ставит перед собой цели добиться каких-то особых результатов в Хатха-йоге, вовсе не обязательно выполнять сложные позы. А для поддержания на хорошем уровне здоровья и для работы над собой вполне достаточно практиковать два-три десятка поз, выполнение которых вполне доступно даже и не слишком хорошо подготовленным людям (именно такие позы и приведены в этой книге).
Интересности.
Иногда, особенно в нашей стране, где христианство является господствующей религией, начинающие заниматься йогой интересуются о том, следуют ли йоги христианским заповедям? На этот вопрос можно ответить положительно. Более того, то что в йоге именуется Ямой и Ниямой дает практикующему более глубокое понимание все тех же общечеловеческих заповедей. Например заповедь «Не убий» понимается не только как запрет на физическое насилие, но и на насилие энергетическое и психологическое. Ведь любое наше эмоциональное возмущение, недовольство, осуждение – это
нападение. Ни реагировать ни на что слишком эмоционально – это ведь тоже «Не убий». Точно также и по другим заповедям, которые существовали задолго до появления христианства.
Несколько главных секретов йоги.
Говорят, что в йоге очень много секретов и тайн, которые открывают только посвященным. Возможно, что так оно и есть. Но есть в йоге и такие секреты, которые доступны каждому. На первый взгляд в них нет ничего особенного. Но понимание их глубины и важности приходит постепенно. Ниже приводится пять, на мой взгляд, основных секрета (или, если хотите, основных принципа) йоги.
Главное не знания, а практика.
Мне на своей практике приходилось наблюдать, как очень многие люди начинающие заниматься йогой стремятся накопить, как можно знаний, при этом не используя те, что у них уже есть. Зачастую это и являлось причиной, разочарования в йоге, ибо знания сами по себе, без практики ничего не дают. Знания, конечно же нужны, но в той же степени (если не в большей) нужна и практика.
Известный индийский мыслитель Свами Вивекананда, очень много сделавший для популяризации йоги писал: «Если вы усвоили шесть идей и воплотили их в своей жизненной деятельности и своем характере, то у вас больше образованности, чем у человека, заучившего наизусть содержание целой библиотеки».
2. Стремление к индивидуальности.
За время существования человечества были сотни, а то и тысячи попыток создания универсальных систем здоровья (физического, психического, духовного), и иногда даже казалось, что очень успешные, но в конце концов эти системы помогали далеко не всем, да и их универсальность была кажущаяся. Возможно, это происходило из-за того, что создать универсальную систему невозможно. Мы все прекрасно знаем, что нет одинаковых людей, но почему то всегда стремимся к одинаковым правилам для всех. И недостаток всех существовавших и существующих (за редким исключением) систем здоровья именно в том, что они в крайне малой степени учитывают фактор индивидуальности. И если мы говорим об универсальности йоги, то подразумевается, что она только тогда бывает универсальной, когда в каждом конкретном случае существует индивидуальный подход. Если такого подхода нет, то нет и универсальности йоги.
3. Принятие себя как условие изменения себя.
Бывает так, что человек много лет занимается йогой, а никаких изменений в лучшую сторону не происходит, или же происходят изменения совсем в другую сторону. Чем это можно объяснить? Скорее всего в таких случаях человек начинает работать над собой не приняв себя таким, каким он есть. Вследствие этого ему приходится менять себя насильно, а насилие над собой, зачастую приводит к печальным последствиям. Для того, чтобы не было насилия над собой и при этом изменение себя было возможно прежде всего необходимо принять себя таким как есть, со всеми своими достоинствами и недостатками, положительными и отрицательными качествами.
Когда мы пытаемся покончить со своими недостатками через силу мы только загоняем их еще глубже внутрь, где они ждут провоцирующей их появление ситуации с тем, чтобы проявиться еще сильнее (чем сильнее подавляем, тем сильнее противодействие). Только приняв свои недостатки мы сможем их устранить. Все, что есть у нас негативное прячется глубоко у нас внутри, чтобы все это убрать надо вытащить его на поверхность и назвать по имени. Признавшись себе, что в нас есть какое-то негативное качество мы делаем первый шаг к тому, чтобы это качество убрать.
Примерная методика принятия себя (текст проговаривается в любой позе для медитации (см. ниже), спокойно, несколько монотонно):
Я (Ф.И.О.) принимаю себя таким (кой) какой я есть. Я принимаю, что на данном отрезке пути своего развития я должен быть