Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йога для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев

умение управлять континуальными потоками сознания без обращения к языковым средствам».

«Состояние медитации — это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс».

Я бы определил медитацию следующим образом — это расширенное состояние сознания, позволяющее слиться с объектом медитации и, как следствие, ведущее к получению душой нового опыта. Впрочем, все эти определения и мое, в том, числе, не отражают полностью того, что скрывается под словом «медитация». Во многом это объясняется тем, что с помощью слов можно описать технику проведения медитации, но невозможно описать сам процесс медитации, символы языка в данном случае бессильны, ибо язык в основном построен на логике, а медитирующий выходит за границы логически построенного сознания.

Многообразно положительное воздействие медитации на человека. Изменения происходящие с человеком, практикующим медитацию включают благоприятные сдвиги в личностных характеристиках, повышение способности к самореализации. Улучшаются отношения с другими людьми, растет самоуважение, более спокойным становится отношение к проявлению агрессии. Уменьшается гневливость, раздражительность, возрастает способность воспринимать красоту природы. Ослабевает чувство тревожности, увеличиваются творческие способности.

Медитация вызывает изменения на всех уровнях функционирования организма человека, от психологического до молекулярного, причем психологические изменения переплетаются с физиологическими и энергетическими, обуславливая друг друга по принципу обратной связи.

На психологическом уровне отмечается расслабление, повышение готовности реагировать, расширение сознания, избавление от привычных схем поведения, овладение умением осуществлять самоконтроль.

На энергетическом уровне медитация способствует сбережению энергии, очищению энергетического поля и его гармонизации.

На физиологическом уровне снижается возбудимость и, как отмечают многие специалисты, самое главное — устраняется доминация (преимущественная работа) одного из полушарий головного мозга.

Американский исследователь Д. Орме-Дженсон основываясь на изучении кожно-гальванических реакций испытуемых, пришел к выводу, что в процессе медитации возрастает устойчивость вегетативной нервной системы. Этот благоприятный эффект, сохраняется и после того, как, завершив сеанс медитации, человек переходит к обычной деятельности. В этом одно из объяснений того, что занятия медитацией помогают переносить стрессовые ситуации, избегать психосоматических заболеваний, конфликтов в межличностных отношениях.

Многие во время стрессовых ситуаций принимают успокаивающие химические препараты. Эти лекарства вызывают нежелательный побочный эффект и зачастую вызывают привыкание, переходящее в зависимость. Да и облегчение они приносят лишь временное. В противоположность таблеткам медитация создает благоприятные психологические и физиологические условия для укрепления нервной системы.

Описание некоторых наиболее простых медитаций.

Медитация на расслабление (по А. Сафронову).

Эта медитация во многом напоминает уже описанную выше Шавасану, однако в ней мы стремимся не только обнаружить те ли иные мышечные зажимы, но и использовать их как «зацепки» для самоанализа.

Техника выполнения. Расслабьтесь как в первом этапе Шавасаны. После расслабления проверьте еще раз все ли мышцы расслаблены. В том случае если вам удастся обнаружить нерасслабленную мышцу, попытайтесь еще раз ее расслабить. Как правило, чтобы сбросить мышечный зажим, необходимо сделать хотя бы небольшое, едва заметное движение, микродвижение (В. Леви называет его «внутренним дуновением»). Если вам это не удастся, сосредоточьтесь на этом мышечном зажиме и постарайтесь отследить какие эмоции, чувства, мысли, образы у вас при этом проявляются. Возможно перед вашим внутренним взором возникнет какая-либо жизненная ситуация случившаяся с вами. Осознайте, прочувствуйте, проживите эту ситуацию (образ, чувство, эмоцию и т.д.) как можно глубже, в то же время сохраняя спокойствие (состояние внутреннего наблюдателя). После этого постарайтесь расслабить мышцу еще раз. Если это удалось переходите к поиску следующей зажатой мышцы и так до тех пор пока тело полностью не будет расслабленно (обычно это удается не с первого и не со второго раза, возможно для достижения такого состояния понадобится не один месяц).

После достижения глубокого расслабления, могут начаться резкие конвульсивные движения тела (продолжительностью 2-5 сек), которые могу вас испугать и после которых на теле появляются новые мышечные зажимы. Пугаться не стоит. Считается, что в этот момент происходит «раскупорка» более глубокого, еще не очищенного слоя подсознания и «сброс» его содержимого на физическое тело. А это значит, что следует продолжать применение этой техники и находить и расслаблять новые зажимы.

Более сложной ступенью практики этой техники является расслабление лица. Замечено, что на лицо проецируется до 70 % наших эмоций, которые, кроме того, более дифференцированы, чем проецируемые на тело, в следствие чего расслабить мышцы лица и отследить эмоции им соответствующие будет гораздо сложнее.

Для сбрасывания зажимов на лице можно использовать следующую технику. По несколько раз в день в различных ситуациях (транспорте, на работе, дома, на прогулке) говорите сами себе неожиданно «замри!». После чего внимательно отследите какие мышцы лица в эти секунды напряжены и сбросьте зажимы. Удержите внимание хотя бы на несколько секунд на ощущении расслабления этих мышц.

Бывает так, что использовать эту методику помогает зеркало (или даже стекла в витринах или в транспорте). Посмотрев на себя, вы вдруг замечаете, что у вас наморщен лоб или стиснуты зубы. Расслабьте напряженные мышцы.

Подобным же образом можно учиться и сбрасывать зажимы рук. Для раскрепощения рук можно воспользоваться и следующим приемом. Необходимо взять одной рукой кисть другой и потрясти этой свободной кистью, так чтобы сама кисть болталась, как чужая, ватная, а все активные движения выполняла вторая рука. Затем «рабочей» рукой раскачивайте «чужую» руку в плечевом суставе, приподнимайте под локоть и бросайте, чтобы эта рука сама падала под действием естественной силы тяжести. После чего поменяйте руки.

Для того, чтобы научиться расслаблять лицо можно воспользоваться и техникой предлагаемой В. Леви:

«Сморщив лоб, подняв брови («удивляюсь»), расслабим. Совсем расслабим… Постараемся сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение минуты. Нахмуриваемся («сержусь») – расслабляем брови («а мне это до лампочки»). Расширяем глаза («страх», «ужас») – расслабляем веки («лень, хочется подремать»). Расширяем ноздри («вдыхаю запах, вдыхаю страстно») – расслабляем… Зажмуриваемся («ужас, конец света») – расслабляем веки («ложная тревога, отбой»). Сузим глаза (китаец задумался, японец решает улыбаться или нет») – расслабим… Поднимем верхнюю губу, сморщивая нос («презрение»), — расслабим… Оскаливаем зубы («африканская ярость») – расслабляем щеки и рот. Оттягиваем вниз нижнюю губу («отвращение») – расслабляем…»

Подобные упражнения можно придумывать и самим, помня о том, что необходимо чередовать напряжение с расслаблением.

Кроме того, попытайтесь определить во время чрезмерного проявления эмоций (гнева, раздражения, обиды и т.п.), какие в этот момент зажаты мышцы, особое внимание обращая на лицо. Вполне возможно, что сбрасывание этих зажимов позволит вам научиться управлять своими эмоциями.

Более высокая ступень выполнения этой медитации – расслабление внутренних органов. К ней следует переходить только тогда, когда вы уже хорошо освоили расслабление тела и лица. Как отмечает Андрей Сафронов: «…здесь вам придется иметь дело не с физическим расслаблением, а с ощущением расслабления, которое эквивалентно отпусканию зажима на эфирном теле». В ходе выполнения этой медитации следует добиться появления ощущения расслабления каждого из внутренних органов, отслеживая ситуации этому препятствующие. Установлено, что эта медитация может привести к довольно глубоким слоям подсознания и зачастую выводит на ситуации, послужившие причинами физических заболеваний соответствующих органов.

Цитата на полях.

Принцип данной медитации основан на факте, который мы еще не раз упомянем: психика человека, его сознание и подсознание спроектированы на его физическое тело, поэтому все психические проблемы имеют свой физический аналог. Однако, в отличии, от подсознания, которое защищено от сознания механизмами цензуры, физическое тело открыто для исследований, поэтому его можно использовать как мостик для проникновения в мир подсознания.

Обратите особое внимание на участки тела, которые ваше сознание пытается проскочить или «не заметить». Это верный признак того, что именно здесь лежат наиболее глубокие проблемы и вы столкнулись с действием защитного механизма. Другим наиболее распространенным защитным механизмом является внезапно проявляющееся чувство раздражения, злости, желание немедленно выйти из медитации или хотя бы сменить позу. Актуализируйте это переживание и отметьте в какой момент оно появилось. на соответствующем участке тела тоже большие проблемы.

А. Сафронов «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика».

Медитация на ходьбе (по Н. Петрову).

Очень часто в горах или в парке мы можем встретить людей, которые мысленно перенеслись опять к себе домой и разговаривают о своих семейных и личных проблемах. Вряд ли можно категорически утверждать, что подобный стиль поведения человека неправилен, так как его действия определяются исключительно сложными социальными и психическими факторами, которые не подчиняются элементарной системе правил. И все же можно попытаться как бы «слиться» с природой. Это можно осуществить с помощью динамической медитации на ходьбе.

Представим себе, например, что мы гуляем в горах. После преодоления крутого участка перед вами открывается просторное плато. Расслабьте тело. Выпрямитесь, двигайтесь свободно. (При условии, конечно, что у вас нет лишнего багажа.) Двигайтесь в умеренном темпе. Ритмизируйте свое дыхание. Внимание сосредоточьте на стопах. Чувствуете, как вы касаетесь земли? Перемещайте внимание на голени, бедра. Чувствуете ли вы свое тело? Как свободно оно движется? Концентрируйте внимание последовательно на всех частях тела: на руках, плечах, голове, животе и т.д. Почувствуйте свое тело. Осознайте его движение. Ощутите ритм своего дыхания.

А теперь сосредоточьте внимание на том, что вас окружает. Попытайтесь ощутить свежесть горного воздуха, аромат трав, сосен, цветов. Посмотрите на окружающий пейзаж — горы, облака, траву. Не позволяйте вашему сознанию снова возвращаться к вашим проблемам. Останьтесь среди природы. Расслабьтесь. Попытайтесь почувствовать всей кожей прохладное движение ветра. «Слейтесь» с травой, с деревьями, с горами, со всем, что вас окружает.

Медитация на пламя свечи (по Т. Васильеву).

1. Установить зажженную свечу на уровне головы или несколько выше на расстоянии от 0,5 до 1 метра от лица — как удобнее. Классически оно должно быть равным расстоянию от глаз до лобка.

2. Принять устойчивую позу и, не моргая, смотреть на свечу. В это время, по возможности, не должно быть никаких отвлекающих факторов. Упражнения обычно выполняют вечером, после захода солнца, в темноте или полутьме.

3. Внимательно вглядываться в пламя, стараясь сузить площадь зрения до минимума. Глаза должны быть широко открыты, моргать нельзя. Язык пламени при этом превратится в одно яркое пятно, которое будет расти по мере тренированности. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Это состояние йогины могут удерживать долго, до получаса и более.

4. Голова должна быть свободной от навязчивых мыслей. Нужно научиться не думать ни о чем постороннем во время упражнения. Просто смотреть. Это очень трудно и навык приходит лишь после длительной практики. Сначала мысли будут самые различные и притом постоянно, что совершенно нормально. Поймав себя на размышлении о постороннем, не надо раздраженно пытаться отбросить появившуюся мысль, это совершенно бесполезно. Лучше попробовать про себя улыбнуться и переключиться на центр пламени, стараясь увидеть в нем НЕЧТО. Желательно отделять себя от своих мыслей, оценивать все как бы со стороны и неизменно доброжелательно.

5. Практически первые несколько недель

Скачать:TXTPDF

для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев Йога читать, для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, для всей семьи. Первые шаги. Сергей Сергеев Йога читать онлайн