вызвать очень тяжелые несчастные случаи, как физические, так и психические.
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Если вас спросят, где помещается ваше «Я» («я» относительно ума), вы, разумеется, ответите: в голове. Человек Востока на этот же вопрос ответит: в сердце. Однако если вас спросить, в каком именно месте головы помещается «я», то вы окажетесь в затруднении. Подумав немного еще, вы поймете, что это «я», которому вы даже затрудняетесь приписать какие-либо измерения или указать его расположение, в действительности нигде не локализовано, и вы помещаете его туда, куда хотите. Ибо в этот момент, когда ваше внимание устремлено туда, вы думаете, что это локализовано во лбу, в другой момент – в затылке, на вершине черепа и т. д.
Первое упражнение заключается в фиксации ума и расположении его в точке между бровями, о которой мы уже говорили, в которой ум связывает себя с душевным, астральным и физическим телами.
Вы проделываете это следующим образом. Сначала практикуете дыхательные упражнения и в момент задержки дыхания отождествляете себя с этой точкой посредством концентрации мысли. Предполагается, что учащийся уже практиковал психическое обучение, чтобы иметь возможность достичь такой концентрации мысли.
Затем вы производите то же отождествление в течение возможно более продолжительного времени, практикуя поверхностное дыхание.
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Его нельзя начинать практиковать, прежде чем вы в совершенстве не овладеете первым упражнением. Чтобы понять смысл этого упражнения, надо вспомнить, что симпатическая нервная система взаимодействует с инфра-душевным организмом. Нервные сплетения взаимодействуют с инфра-душевными органами (лотосами).
Второе упражнение заключается в отождествлении ментала сначала с нервными сплетениями, а затем путем расширения опыта – с любой частью тела.
Практикуя дыхательные упражнения, в момент задержки дыхания вы отождествляете себя с гипофизом; затем вы отождествляете ум с Дуновением. После этого вы медленно гоните Дуновение вместе с отождествленным с ним умом до избранного места (например, до солнечного сплетения в брюшной полости). Затем, остановив Дуновение в этом месте, фиксируйте свои мысли на том, что вы отождествлены с этим местом. Это сопровождается жаром в этом месте, иногда даже ощущением ожога. Затем к моменту следующего вдоха поднимаете Дуновение с умом до гипофиза.
Варьируйте этот опыт. Проделывайте его с адамовым яблоком, основанием (углублением) горла, с сердцем (но осторожно), солнечным сплетением, пупком, священным сплетением. Однако избегайте половых органов, ибо следствием такого на них сосредоточения будут обстоятельства, неуместные для достижения духовной цели, которую вы преследуете.
Когда вы хорошо овладеете этим упражнением, варьируйте все эти модификации, проделывая их с поверхностным дыханием. Отождествление с данным органом или частью нашего организма является одним из самых могущественных средств лечения, которое вы можете употреблять как для себя самого, так, как мы увидим в дальнейшем, для лечения других.
ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ: Дыша через обе ноздри, вы проводите Дуновение через центр спинного мозга. В момент задержки дыхания вы отождествляете ум с Дуновением. Затем вы ведете Дуновение, отождествленное с умом, до нижнего конца спинного мозга. После этого вы их поднимаете, но только очень медленно и осторожно. Это упражнение вводит в игру душевный организм, взаимодействующий с головным и спинным мозгом; оно очень опасно. Вы должны остановить подъем Дуновения, когда жар сделается обжигающим или когда вы почувствуете как бы потрескивание искр в спинном мозгу, или же толчки, свирепым ударам молота подобные, по вершине черепа.
Это упражнение, если довести его до конца, имеет фундаментальную роль.
Люди, незнакомые с восточным тайноведением, могут удивиться этим физическим упражнениям и их результатам. Приведем следующую аналогию. Человек XVII века знал магнит и железо. Но если бы ему сказали: «Быстро поверните магнит внутри железного контура, и вы получите некоторую силу», – то он счел бы это утверждение абсурдным. Но если бы он проделал соответствующий опыт, то узнал бы электричество и мог бы заставить его служить себе.
Глава 7
Предисловие к психическому обучению. Самовнушение и его принципы. Всемогущество идей.
Психическое обучение должно быть начато одновременно с первыми дыхательными упражнениями. Вначале для него не нужно отводить специальное время, но учащийся должен упражняться в любой момент, когда его мысль свободна: в эти-то моменты и следует думать и размышлять.
Психическое обучение, которое составляет основную часть мистического развития, основывается на нескольких очень простых афоризмах, которые мы здесь представляем как постулаты, ибо они находятся в радикальном противоречии с концепцией, которую обычно создает о мире и о себе человек Запада XX века. Мы говорим, как постулаты, ибо мы не собираемся в этой книге давать какие-либо метафизические обоснования; эти постулаты докажут себя своими результатами. Но с настоящего момента учащийся должен принять их как основание своей работы, независимо от того, считает ли он их истинными или ложными. Все, кого интересует спекулятивная сторона вопроса, могут прочесть или перечитать «Критику чистого разума» и «Пролегомены ко всей метафизике будущего» Канта и «Мир как воля и представление» Шопенгауэра.
Вот эти постулаты:
1. Основные законы нашей мысли – суть основные законы вселенской мысли.
2. Содержание нашей мысли состоит исключительно из наших представлений (действительных ощущений и воспоминаний), независимо от плана, на котором мысль проявляет свое действие.
3. Представления являются внутренними творениями нашей мысли, которое мы ошибочно приписываем действию нас самих или внешней реальности.
4. В своем обычном состоянии мы не сознаем процесса творения представлений, следовательно, в обычном состоянии мы не способны произвести или изменить представление по свой воле.
5. Усвоение обучения позволяет сделать работу творения представлений сознательной и, благодаря этому, производить или изменять представления, то есть то, что мы ошибочно называем внешним миром, непосредственно и по своей воле.
6. Сделав работу нашей мысли сознательной и подчиненной нашей воле, мы отождествляем себя со вселенской мыслью.
7. Отождествляя себя со вселенской мыслью, мы вновь соеди няем «я» относительное, или ум, или ментал с абсолютным «Я», находящимся вне всяких условий, безусловным, единым источ ником всякой мысли и, следовательно, любого действия и всей реальности.
Эти семь афоризмов явно показывают механизм психического тайноведческого обучения. Основываясь на них, мысль ищет истину интроспективным, а не внешним изучением.
Мистическое обучение имеет два следующих этапа:
1. Освободить истинную или первичную личность от видимой личности и, таким образом, освободиться от цепи перевоплощений в Адаме и создать себе бессмертную личность.
Большинство тайноведов ограничивает свои усилия достижением только этого этапа.
2. Соединить вновь «я» относительное или ум с «Я» Абсолютным, которое ошибочно называют безличным, ибо, наоборот, оно – полнота личности. Его еще называют «пустота», ибо оно не имеет содержания; это Эн-Зоф каббалистов. Этот союз в раджа-йоге и в буддийской мистике есть то, что люди Востока в зависимости от школы называют Нирваной или Кайвальей.
Естественно, первый этап сначала состоит в том, чтобы освободить первичную личность вторичных личностей. Но после необходимо так трансформировать эту первичную личность, чтобы она стала независимой от тела Адама и материального плана. Это достигается изменением содержания ее представлений (т. е. настоящих ощущений и воспоминаний). Ум – это динамизм. Как проекция абсолютного «Я» или пустоты, он независим от всякого содержания. Это – форма нашей личности, но эта форма полая в себе. Она – как луч света, пересекающий пространство: пока он не встречает материи, чтобы отразиться от нее, он как бы не существует; этот свет, когда он один, неотличим от мрака. Но как только только встречается с материальным экраном, появляется свет. Мы предполагаем (и только предполагаем), что мы видим существование светоносного луча, лишь когда освещен объект. Мы не воспринимаем ум (ментал), который тем не менее существует, но мы предполагаем его присутствующим позади ансамбля наших представлений.
Ум – это субъект, который возвращает нам всю нашу активность как актива, так и пассива. Обычно на практике мы смешиваем личность с «я», подпорку с тем, что она поддерживает. Когда мы говорим: «Я есть то-то, я нахожусь здесь или там», то все это относится к нашей личности, а не к нашему «я», которое мы имеем ввиду. Мне кажется, что образ человека-невидимки из романа Уэллса может дать нам довольно правильный образ связей «я» с личностью. Герой романа, чтобы вести жизнь, похожую на нормальную жизнь людей, был вынужден надеть маску на НИЧТО своего лица. Маска и одежда дали ему некоторым образом личность, которой он уже НЕ ИМЕЛ. Точно так же мы маскируем и надеваем на пустоту нашего «я» наши представления.
Хотя мы имеем только одно «я», в различные моменты времени мы можем иметь и фактически имеем различные личности. Нижеследующий пример болезни личности поможет вам понять это положение. Мы говорим сейчас не о болезнях личности, происходящих от постановки вторичной личности вместо первичной личности, но болезнях личности, происходящих от амнезии, которая оставляет характер нетронутым. Характер можно называть психическим признаком «я».
Например, во время путешествия Пьер был поражен амнезией. Он забыл все свое предыдущее существование, вплоть до своего имени. Так как в том городе, где его поразила амнезия, его никто не знал, он строит новую личность из своих новых ощущений и новых воспоминаний. Пьер имел последовательность № 1 перед амнезией и личность № 2 – после амнезии. Он забыл все о своем предыдущем существовании, но не изменил своего «я».
Этот пример хорошо показывает, как личность зависит от группировки, данной представлениями. Хотя слово «агрегат» вызывает серию материальных и пространственных объектов, которые не имеют отношения к нашей теме, можно сказать, что личность есть агрегат представлений, которые образуются вокруг «я».
В каждом последовательном воплощении мы создаем новую личность, которая затем расчленяется после смерти в тот период, который разделяет два существования. Но главное в вышеизложенном – это то, что мы можем по своей воле творить себе новые личности, добровольно и сознательно творя себе новые системы представлений.
Личность питается идеями, представлениями, подобно тому, как тело питается пищей. Мы их ассимилируем, мы их делаем своими, но мы можем так же и не ассимилировать; в некоторых границах это верно, ибо всегда остается остаток. Действительно, имеются некоторые остатки представлений, к которым даже мало подходит слово «воспоминание». В общем, в психическом хозяйстве это некая вещь, аналогичная остаточному магнетизму.
Начиная с момента, теряющегося в безграничной дали, когда наш ум стал освобождаться от элементарной жизни, то есть наше «я» стало окружать, одевать и маскировать себя представлениями, никакой опыт не исчезает, не оставив следов и не изменив динамизм «я» (карму). Этот динамизм (карма) создает постоянную связь между «я» и последовательными личностями, другой личностью как результатом всех остальных. Эта личность, которая находится вне времени и пространства, в которых обитают наши материальные личности, – является нашей душевной личностью, нашей душой, первым футляром на пустоте нашего «я», корнем некоторых чувств нашей материальной жизни, как-то: любовь, эстетические эмоции и т. д. – надо искать именно в этой душевной личности.
Мы уже говорили о переходе с одного плана на другой. В смысле практических результатов