можете сделать замок из пальцев и держать замкнутые кисти над левой лодыжкой. Некоторые люди находят это очень удобным. Или вы можете положить кисть левой руки на левое колено и кисть правой руки на правое колено, ладонями вперед, указательные пальцы должны касаться середи-
Вирасана
Кармукасана
ны большого пальца руки (это называется чинмудра).
Варианты
1. Ардха-падмасана.
Если вам с самого начала не удается положить обе стопы на бедра, просто подержите одну стопу на бедре какое-то время, а затем другую стопу на другом бедре какое-то время. Через несколько дней практики вы сумеете держать обе стопы на бедрах. Это «половинная падмасана», или ардха-падмасана.
2. Вирасана.
Сядьте удобно. Положите правую ногу на левое бедро, а левую ногу под правое бедро. Сам Господь Гауранга обычно медитировал в такой позе. Это удобная асана. Вирасана означает «поза героя».
3. Парватасана (поза горы).
Сделайте обычную падмасану.
Встаньте на колени и поднимите руки над головой. Это парватасана. Положите толстое одеяло на землю и делайте эту асану так, чтобы не поранить колени. Вначале, первые несколько дней, держитесь за табуретку или за скамью, пока вам не удастся достичь равновесия. Позже вы научитесь поднимать руки в таком положении.
Некоторые называют парвата-саной другую позу: когда садятся в вирасану, а потом поднимают руки над головой.
4. Самасана (поза равновесия).
Положите левую пятку на начало правого бедра и правую пятку на начало левого бедра. Сядьте
свободно. Эта поза называется самасана.
5. Кармукасана.
Сядьте в обычную падмасану. Возьмитесь за палец правой ноги правой рукой и левой ноги левой рукой, таким образом ваши руки перекрестятся в локтях.
6. Уттхита-падмасана.
Сядьте в падмасану. Положите ладони на землю по бокам вашего туловища. Медленно поднимайте туловище. Избегайте рывков. Тело не должно дрожать. Задержите дыхание на время, пока вы находитесь в этом приподнятом положении. Когда опуститесь, можете выдохнуть. Люди, которым не удается исполнить кукку-тасану, могут выполнять это упражнение. Руки в этой асане находятся по обе стороны туловища, в то время как в куккутасане — между бедром и икрой ноги. В этом вся разница.
Сиддхасана
Следующая за падмасаной по важности поза — сиддхасана. Некоторые люди восхваляют сиддхасану, считая, что она даже больше, чем падмасана, подходит для медитации. Если вы овладеете ею, то приобретете многие сиддхи (сверхъестественные способности). Эту позу практиковали многие знаменитые сиддхи (совершенные йоги). Отсюда и название сиддхасана.
Даже полные люди с большими бедрами могут легко выполнять ее. Она действительно больше подходит для некоторых людей, чем падмасана. Ее следует практиковать молодым брахмачари, старающимся утвердиться в целибате. (Сиддхасана известна также как стхирасана и муктасана.)
Техника: Положите одну пятку под анус. Прижмите другую пятку к основанию детородного органа. Ступни или ноги следует расположить очень аккуратно, так, чтобы суставы лодыжек соприкасались. Положение рук такое же, как в падмасане.
Варианты
1. Гуптасана (скрытая поза).
Левую пятку поместить сверху детородного органа. Туда же, сверху, поместить правую пятку. Обе лодыжки находятся рядом или соприкасаются. Пальцы правой ноги подвернуты в промежуток между левым бедром и икроножной мышцей левой ноги. Пальцы левой ноги прикрыты правой ногой. Гупта означает скрытый. Так как эта асана хорошо закрывает детородный орган, она называется гуптасана.
2. Ваджрасана (поза алмаза).
Левую пятку поместить под детородный орган. Правую пятку поместить над ним. Ваджра означает «алмаз».
3. Кшемасана.
Если, сидя в сиддхасане, вы поднимете обе руки на уровень груди, эта поза будет называться кшемасана. Это означает, что вы молитесь о кшеме (благополучии) общества. Ладони должны быть обращены друг к другу.
Польза падмасаны и сиддхасаны
Книги по хатха-йоге превозносят достоинства и преимущества падмасаны и сиддхасаны. Человек, который сидит в одной из этих поз хотя бы 15 минут ежедневно с закрытыми глазами, сосредоточившись на Боге — лотосе в сердце, уничтожает все грехи и быстро достигает мокши. Эти асаны улучшают пищеварение и аппетит, дают здоровье и счастье. Они излечивают ревматизм и поддерживают правильное соотношение трех гуморальных секреций: газа, желчи и слизи. Они очищают и укрепляют икроножные и бедренные мышцы ног. Они благоприятствуют поддержанию целибата.
Свастикасана
Свободная сидячая поза с выпрямленной спиной называется свастикой. Вытяните ноги перед собой. Подверните левую ногу и поместите стопу поближе к мускулам бедра правой ноги. Точно так же подогните правую ногу и протолкните ее в пространство между левым бедром и икроножными мускулами. Тогда обе ваши стопы окажутся между мышцами бедра и икроножными мышцами. Это оченьудобно для медитации. Руки держите как в падмасане.
Сукхасана
Любое комфортное положение для выполнения джапы и для медитации является сукхасаной («удобной позой»). При этом важно, чтобы голова, шея и туловище находились на одной прямой. Людям, начинающим практиковать джапу и медитацию после 30—
40 лет, обычно не удается просидеть в падме, сиддхе или свастике длительное время.
Я опишу легкую форму сукхасаны, в которой немолодые люди могут сидеть и медитировать длительное время. Но ее могут практиковать и молодые люди.
Техника: Возьмите кусок ткани длиной в пять локтей. Аккуратно складывайте его несколько раз в длину, пока его ширина не окажется равной половине локтя. Сядьте на пол и скрестите ноги, разместив стопы под бедрами. Поднимите оба колена на уровень груди так, чтобы расстояние между ними составляло
от 8 до 10 дюймов. Теперь возьмите сложенную ткань. Держите один ее конец возле левого колена; наматывайте ее в левую сторону через спину, коснитесь правого колена, вернитесь в исходную точку и свяжите края узлом. Обратите ладони внутрь и поместите их на ткань между коленями. В этой асане руки, ноги и позвоночник имеют поддержку, поэтому вы никогда не почувствуете усталости. Если вам не удается выполнять другие асаны, сидите хотя бы в этой асане, занимаясь джапой и медитацией.
Ширшасана
МУКХЬЯ-АСАНЫ
Ширшасана известна также под другими названиями: капалаясана, врикьиасана (поза дерева), випарита-карани и просто «стойка на голове». Это царица всех асан.
Техника: Положите на пол простыню, сложенную вчетверо. Сядьте на оба колена. Соедините пальцы рук, сделав замок. Прижмитесь руками к земле вплоть до локтей. Затем обоприте макушку головы об этот замок из пальцев или поставьте ее между рук. Медленно поднимайте ноги, пока они не примут вертикальное положение. (Сначала продержитесь в таком положении 15 секунд, постепенно увеличивайте время на 15 секунд еженедельно, чтобы достичь конечного результата в 20—30 минут.) Затем медленно опустите ноги. Сильные люди могут научиться за два-три месяца стоять в этом положении полчаса. Делайте это упражнение медленно.
Не нервничайте. Будьте спокойны. Будьте хладнокровны. Перед вами вечность. Не забывайте о необходимости постоянной практики. Делайте эту асану на пустой желудок.
Если у вас есть время, делайте ее дважды, утром и вечером. Выполняйте эту асану очень-очень медленно, избегая рывков. Стоя на голове, медленно дышите через нос, никогда не дышите ртом.
Вместо того чтобы соединять руки в замок, вы можете положить руки на землю, по обе стороны головы, образовав равносторонний треугольник. Если у вас лишний вес, вам легче будет пользоваться этим приемом. Научившись сохранять равновесие, вы сможете перейти к замку из пальцев. Выполнение этой асаны — пустяк для тех, кто умеет балансировать на параллельных брусьях. Попросите друга помочь вам держать ноги ровно во время тренировки или сначала делайте ее возле стены.
Вначале некоторые люди могут испытывать неприятные ощущения во время выполнения упражнения, но они скоро проходят.
Оно приносит вам радость. После выполнения упражнения отдохните пять минут, затем выпейте стакан молока. Те, кто практикует эту асану длительное время, например 20 минут или полчаса, должны после ее окончания выпить легкий прохладительный напиток, молоко или что-нибудь другое. Это очень важно. Летом не делайте эту асану слишком долго. Зимой же вы можете ее делать сколько захотите.
Некоторые люди делают эту асану по два-три часа подряд. Пандит Рагхунатх Шастри из Бадринараяна очень любил эту асану и держал ее в течение двух-трех часов. В Варанаси жил один йог, который во время выполнения этой асаны входил в самадхи. Шри Джаспат Раи, П. В. Ачарьяджи Махарадж и другие держали эту асану каждый день в течение часа и более.
Польза: Это очень полезно для людей, соблюдающих целибат. Эта асана делает васурдхваретасом. Энергия семени трансформируется в духовную энергию. Это также называется «сублимацией сексуальной энергии». У йога-урдхваретаса энергия семени вливается в мозг и накапливается там в виде духовной силы, используемой для созерцания (дхъяны). Когда вы делаете эту асану, представляйте себе, как энергия семени превращается в энергию духа и течет вдоль спинного хребта в мозг, накапливаясь там. Ширьиасана укрепляет, бодрит и дает жизненную силу.
Ширьиасана — это подлинное наслаждение. Слов не хватает, чтобы описать всю ее пользу. Только в этой асане мозг может получить достаточное количество праны и крови. Она направлена против силы тяжести и поставляет большое количество крови к сердцу. Память улучшается невероятно. Юристы, оккультисты и мыслители дожны оценить эту асану. Она сама по себе приводит к естественной пранаяме и самадхи. В начале ее выполнения могут ощущаться легкие затруднения дыхания. С течением времени они полностью исчезают. Вы испытаете полное удовольствие и подъем духа в этой асане.
После ширшасаны ваша медитация будет особенно удачной. Вы сможете услышать совершенно отчетливо звуки анахата*. Молодые, сильные люди должны выполнять эту асану. Ее преимуществам несть числа. Практикующие ее должны избегать частых половых сношений.
Это панацея, лекарство от всех бед, от всех болезней. Она обостряет психические способности и пробуждает кундалини-шакти, излечивает различные болезни желудочного и пищеварительного тракта и увеличивает силу разума. Это мощное средство, очищающее кровь и тонизирующее нервную систему. Эта асана излечивает все болезни глаз, носа, головы, горла, желудка, мочеполового тракта, печени, селезенки и легких, а также почечные колики, глухоту, гонорею, диабет, астму, туберкулез, геморрой, сифилис и т. д. Она улучшает пищеварение. Исчезают морщины и седина. «Тот, кто практикует ее в течение трех часов ежедневно, покоряет время», утверждает «Йогататтва-упанишада». Многие болезни матки и яичников тоже излечиваются, исчезает и бесплодие.
Асана, пранаяма и джапа должны идти рука об руку. Повторяйте мантры избранного вами божества или мантры вашего гуру во время выполнения этой асаны.
То есть мистические звуки безмолвия. В отличие от обычных звуков они не рождаются в результате удара о вибрирующую поверхность, поэтому и называются «невыбитыми» (санскр. анахата).
Шри Пракаш Джунг страдал от отеков ног и болезни сердца. Мускулы его сердца не были в состоянии правильно сокращаться и расширяться, перекачивая кровь. Таков был диагноз врачей. Он практиковал эту асану регулярно в течение нескольких дней. Отеки исчезли. Сердце стало функционировать нормально. Боли исчезли. Он стал делать эту асану по полчаса в день.
Пандит Сурья Нарайян делал эту асану. Его память значительно улучшилась, боли в спине и в плечах (хронический ревматизм) полностью прошли.
Варианты
1. Ардха-врикшасана.
Стоя в ширшасане, просто согните ноги в коленях и подержите их так.
2. Мукта-хаста-врикшасана.
Вместо того чтобы делать замок из пальцев, расположите кисти