под контролем. Если вы контролируете сознание, прана автоматически будет находиться под вашим контролем.
Йог может также контролировать вездесущие проявления той силы, в которой берут свое начало все формы энергии, будь то магнетизм, электричество, гравитация, сила сцепления, нервные потоки и жизненные силы или мыслительные вибрации — на самом деле, речь идет обо всех силах вселенной.
Что такое пранаяма?
Пранаяма является точной наукой. Это четвертый член раджа-йоги. Пранаяма устраняет все болезни, улучшает здоровье, улучшает пищеварение, тонизирует нервную систему, уравновешивает сознание, успокаивает изжогу и б олив желудке, уничтожает раджас, устраняет лень, дает телу легкость, здоровье и будит энергию кундалини. Тот, кто занимается пранаямой, будет иметь хороший аппетит, хорошую фигуру, силу, энтузиазм, будет весел, отважен, бодр, способен к концентрации и полон жизненной энергии.
Так же как ювелир выплавляет в огне все нечистые вкрапления из золотого слитка, изучающий йогу устраняет все нечистые, несовершенные места из своего тела и чувств, занимаясь пранаямой. Так же как буйные кони, несущие колесницу/ сдерживаются ездоком, прана и сознание должны быть обузданы учеником. Только то сознание, которое было полностью очищено занятиями пранаямой, сможет вечно покоиться в Брахмане. Поэтому ежедневно занимайтесь пранаямой под руководством вашего гуру.
Главная задача пранаямы в том, чтобы объединить прану с апаной и медленно поднимать объединенную прану-апану вверх к голове. Результатом или плодом занятий пранаямой становится пробуждение кундалини.
При занятиях пранаямой прана оставляет проходы ида и пингала и проталкивается через врата сушумны внутрь последней. Сушумна — единственный путь, проходя по которому прана зажигает свет джняны (мудрости). Когда прана проходит по сушумне, сознание становится чистым, лишенным мыслей. Таким образом сжигаются все семена кармы йога. Все праны соединяются во время кумбхаки, или задержки дыхания. Йог бросает чувства в жертвенное пламя праны.
Тот, чье сознание спокойно, кто подчинил себе чувства, кто верит словам гуру и священных писаний, кто верит в Бога, кто умерен в еде, питье и сне и кто имеет серьезное желание освободиться от круговорота смертей и рождений, имеет необходимую квалификацию для того, чтобы заниматься пранаямой и другими упражнениями йоги. Такой человек может легко добиться успеха в своих занятиях. Пранаямой нужно заниматься внимательно, имея настойчивость и веру.
Люди, привыкшие к чувственным удовольствиям, наглые, нечестные, хитрые, двуличные и лживые, люди, не уважающие садху, саннъясинов и своих гуру, или духовных учителей; люди, которым нравятся пустые, ненужные споры; слишком болтливые люди, неверующие, те, кто общается со слишком приземленными людьми, злые, грубые, жестокие и жадные, — эти люди никогда не добьются успеха в пранаяме или любой другой практике йоги.
Вы должны пойти к гуру, который знает науку йоги и владеет йогой в полной мере. Сядьте у его лотосных стоп, служите ему и очищайтесь от своих сомнений, задавая ему разумные, грамотные вопросы. Получите от него указания и занимайтесь со всем энтузиазмом, вниманием, усердием и верой. Следуйте во всем указаниям учителя.
Слова занимающегося пранаямой человека должны быть вежливы и приятны. Он должен быть добр ко всем. Он должен быть честен. Он должен говорить правду. Он должен добиться бесстрастности, терпения, веры, любви, милосердия и т. д. Он Должен полностью соблюдать целибат. Женатый же человек должен быть очень умерен в сексуальных отношениях.
Пять основных принципов
Для занятий пранаямой необходимы пять вещей. Во-первых, хорошее место, во-вторых, подходящее время, в-третьих, умеренный, но достаточный свет и питательная еда, в-четвертых, терпеливые и упорные занятия, энтузиазм, легкость и Усердие и, наконец, очищение нади.
Выберите уединенное, красивое и приятное место, где вас ничто не будет беспокоить. Это может быть берег реки, озера или моря, а может быть вершина холма, где течет красивый ручей и растут деревья и где легко достать молоко и прочие продукты. Постройте небольшую хижину. Окружите ее забором. В углу, возле забора, выройте колодец. Хотя, конечно, невозможно найти такое место, которое удовлетворяло бы вас со всех точек зрения.
Вы должны выбрать такое место, где поблизости от вас были бы и другие йоги. Вы сможете тогда обратиться к ним за разъяснениями или помощью в трудную минуту. У вас будет вера в йогические крийи. Когда вы увидите, что рядом с вами люди, преданные практике йоги, вы станете заниматься более усердно, стремясь стать таким же, как те, кто лучше вас, а затем и превзойти их. Вам следует найти место, удаленное от густонаселенных пунктов. Если вы построите хижину в людном месте, любопытные станут докучать вам. Там не будет духовных вибраций. Строить хижину в глухом лесу тоже не стоит. У вас не будет никакой защиты, вы можете пострадать от воров и диких животных. Вам будет трудно добывать пищу. В «Шветашватара-упанишаде» говорится: «Ровное место, без гальки, огня и щебня, приятное для глаза и укрытое от ветров поможет человеку обратить свой разум к Богу».
Те, кто занимается у себя дома, могут превратить свою комнату в лес. Не позволяйте никому и никогда в нее заходить. Это место должно быть свято. Если у вас нет возможности выделить для этой цели отдельную комнату, устройте себе место в углу, отгородив его ширмой специально для занятий. Повесьте фото вашего гуру, изображение любимого святого или охраняющего вас божества напротив того места, где вы сидите. Ежедневно исполняйте обряд пуджи (поклонения) изображению, как физически, так и внутренне, духовно, перед тем, как вы начинаете заниматься медитацией и пранаямой. Жгите в комнате ароматические палочки-благовония. Храните в ней священные книги, такие, как «Рамаяна», «Шримад Бхагаватам», «Бхагавад-Гита», «Упанишады», «Йога Васигитха» и т. д., для ежедневного изучения. Постелите вчетверо сложенное одеяло, накройте его куском мягкой белой ткани. Это будет подстилкой, на которой вы будете сидеть. Или расстелите слой травы куша, накройте его оленьей или тигровой шукроЯ а сверху положите мягкую белую ткань. Занимаясь пранаямой и медитацией, сидите на этой подстилке. Вы можете сделать слегка приподнятое бетонное возвышение, а на него положить свою подстилку. В таком случае вам не будут докучать мелкие насекомые — такие, как муравьи.
Заниматься пранаямой нужно начинать весной или осенью, поскольку в эти времена года успеха можно добиться без особых трудностей. Летом не занимайтесь пранаямой после обеда и вечером. Вы можете заниматься ею в прохладные утренние часы.
Пранаямой не следует заниматься сразу после еды или когда вы очень голодны. Занимающийся пранаямой человек должен есть тогда, когда работает пингала, т. е.
когда дыхание течет через правую ноздрю, поскольку питала нагревается и быстро переваривает пищу.
Йогическая диета
Тот, кто серьезно занимается йогой, должен перестать есть пищу, несовместимую с занятиями. Он должен отказаться от соли, горчицы, кислых, острых, пикантных и горьких блюд. На ранних этапах практики йоги рекомендуется диета на основе молока и топленого масла, пшеницы, зеленых бобов и бурого риса. Такая пища способствует успеху в занятиях.
Правильная поза крайне важна для успешных занятий пранаямой. Удобной и практичной позой является асана. Наиболее подходящей является та поза, в которой удобнее всего сидеть в течение долгого времени. Грудь, шея и голова должны находиться на одной вертикальной линии, тогда спинной мозг, покоящийся в спинном хребте, будет иметь достаточную степень свободы. Вы не должны изгибать тело ни вперед, ни назад, ни влево, ни вправо. Вы не должны горбиться и должны следить за тем, чтобы ваша поза не позволяла вам упасть. С течением времени вы научитесь правильно сидеть, это придет само собой. Толстым людям трудно будет сидеть в падмасане, или позе лотоса. Они могут сесть в сукхасану или сиддхасану. Вам не нужно откладывать свои занятия пранаямой до того времени, пока вы полностью овладеете асаной. Занимайтесь асаной и одновременно —пранаямой. С течением времени вы достигнете совершенства и в том, и в другом занятии. Пранаямой можно заниматься и сидя в кресле, выпрямив при этом спину.
В «Бхагавад-Гите»* говорится:
В чистом месте, устроив себе прочное сиденье, не слишком высокое и не слишком низкое, из ткани, шкуры и травы куша, одно поверх другого, собирая сознание в одну точку, управляя ходом мыслей и чувств, он, сидя на сиденье, должен практиковать йогу для очищения своего «Я».
Спина его, туловище и шея должны быть выпрямлены, взгляд его должен быть остановлен в одной точке, на кончике носа.
Очищение нади
Очищение нади очень важно на ранних этапах занятий йогой и совершенно необходимо для серьезных занятий пранаямой. Некоторые асаны служат для того, чтобы устранять препятствия на пути следования праны через нади, они прокладывают путь к занятиям пранаямой, а пашчимоттанасана ихаласана, в частности, позволяют пране течь через сушумна-нади. Если в нади есть ненужные, нечистые вкрапления, подъем кундалини в сушумну серьезно затруднен.
Нади-шуддхи (очищение нади) является очень эффективным методом и приводит к быстрому очищению.
6:11—13.
Легкие
Будет уместным сказать несколько слов о легких и их функциях. Органы дыхания состоят из двух легких и дыхательных путей, ведущих к ним. Легкие расположены в верхней части туловища, отделены друг от друга сердцем, крупными кровеносными сосудами и дыхательными путями. Легкие по структуре пористы, мягки и их ткани очень эластичны. Легочная ткань содержит огромное число воздушных мешочков, в которых находится воздух. (Если после вскрытия легкие поместить в емкость с водой, они будут плавать.) Они покрыты тонкой серозной мембраной, которая называется плеврой; в ней содержится серозная жидкость, которая предотвращает трение при дыхании. Одна стенка плевры плотно прилегает к легким. Другая стенка прилегает к грудной клетке. Этой мембраной легкие и прикреплены к грудной клетке. В правом легком есть три доли. В левом легком только две доли. В каждом легком различают верхушку и основание. Основание обращено к диафрагме, мускульной стенке, отделяющей грудь от желудка. Верхушка легкого находится у основания шеи. При пневмонии воспаляется основание. Верхушки легких, не получающие достаточно кислорода, истощаются. Получается благоприятная обстановка для размножения туберкулезных бактерий. Занимаясь капалабхати и бхастрика-пранаямой, вы даете верхушкам хороший приток кислорода и предупреждаете возникновение туберкулеза. Пранаяма развивает легкие.
Дыхательные пути состоят из носовой полости, горла, гортани, где находятся две голосовые связки, трахеи (воздушной трубки), левого и правого бронхов и малых бронхиальных путей. Когда мы дышим, мы втягиваем воздух через нос, а затем, проходя через горло и гортань, он спускается в трахею, а потом в бронхи. Из бронхов по бесчисленным маленьким трубочкам —бронхиолам — воздух попадает в воздушные мешочки легких (которых там миллионы). Если расстелить все мешочки на плоскости, их площадь составила бы 140000 квадратных футов. Воздух втягивается в легкие под действием диафрагмы. Когда она расширяется, размер грудной клетки и легких увеличивается и наружный воздух устремляется в полученный таким образом вакуум. Когда диафрагма сокращается, легкие и грудная клетка уменьшаются в размерах и воздух выходит наружу.
Звуки получаются благодаря двум голосовым связкам, расположенным в