Скачать:TXTPDF
Йога и здоровье. Шри Свами Шивананда

делать эту кумбхаку три раза в день. Тот, кто знает пранаяму и кевалу, — настоящий йог. Разве может быть в трех мирах что-то неподвластное тому, кто овладел кевала-кумбхакой?

Кумбхака пробуждает кундалини-шакти, укрепляет сознание, дает бодрость всем системам организма и продолжает жизнь. Она помогает пищеварению, дает хороший аппетит. Она придает лицу и глазам сияние очарования. Она искореняет разнообразные болезни легких, желудка, почек, кишок и печени. Каждый раз, как вы чувствуете недомогание, угнетены или удручены чем-то, занимайтесь пранаямой.

Пранаяма: авторитетные мнения

Регулирование дыхания, или управление праной, — это остановка вдыхания

и выдыхания, которая следует за принятием устойчивой позы («Йога-сутры»,

11.49).

Такое определение дал пранаяме Патанджали. Вы можете начать заниматься пранаямой после того, как обретете устойчивость в вашей асане (сидячей позе). Если вы можете неподвижно просидеть три часа в асане, значит, вы полностью овладели этой асаной. Если вы можете просидеть в ней от получаса до часа, вы уже можете начинать заниматься пранаямой.

Если речь идет об одном конкретном человеке, можно сказать, что его прана единична (въяшти). Общая сумма космической праны называется хиранъягарбха-или самашти-прана. Это очень просто. Одна спичка, например, — это въяшти, а коробок спичек —самашти.

Автор кк\№\\«Шивайога-дипика» описывает три вида пранаямы. Это пракрита, вайкрита и кевала-кумбхака:

Если прана находится в форме вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, то за счет ее естественного движения внутрь и наружу происходит пракрита-праная-ма. Если движение праны останавливается тройным методом: выбрасыванием, поглощением и остановкой дыхания в соответствии со священными писаниями, происходит вайкрита-пранаяма, или искусственная пранаяма. Но те великие люди, которые поднялись над этими двумя видами ограничения дыхания, овладели прямой остановкой жизненных процессов, без необходимости делать вдохи и выдохи, овладели кевала-кумбхакой. Пракрита-пранаяма относится к мантра-йоге. Вайкрита —к лайя-йоге.

В «Апаротаианубхути» (118—120) Шри Шанкарачарья пишет:

Пранаяма — это управление всеми жизненными силами путем осознания присутствия Брахмана, и только его, во всех вещах, таких, как сознание и т. д. Отрицание вселенной — это выдох. Мысль: «Я есть Брахман» — это вдох. Таким образом, постоянное присутствие этой мысли есть задержка дыхания. Такова пранаяма мудрых, тогда как зажатие носа предназначено лишь для несведущих.

В книге «Йога-Васиштха» (VI:1, 25—26) Бхусунда говорит Шри Васиштхе:

В прохладном лотосе сердца, в этой видимой плотской обители, состоящей из пяти элементов, находятся два вайю, а именно прана и апана, смешанные в ней. Для тех, кто ступает легко и свободно, без малейших усилий, путь этих двух вайю станет самими солнцем и луною, сливающимися в сердце-акаше (пространстве). Эти вайю будут подниматься и опускаться к высшим и низшим состояниям. Они имеют ту же природу, что бодрствование, сновидение и сон без сновидений, и заполняют собою все. Я двигаюсь в направлении этих вайю и уничтожил все мои тонкие желания, неуловимо тревожившие меня в состоянии бодрствования, сравнял это состояние с тем, в котором я пребываю во время’сна без сновидений. Раздели одно волоконце стебля лотоса на тысячу частей, и ты увидишь, что вайю еще тоньше. Поэтому мне трудно говорить о природе этих вайю и об их вибрациях. Конечно, прана непрерывно вибрирует в нашем теле, поднимаясь вверх и внутри, и снаружи, в то время как апана имеет подобные же свойства и вибрирует в теле и снаружи его, спускаясь вниз. Будет полезно, если длина выдыхаемой праны, составляющая 16 пальцев, сравнится с длиной вдыхаемой праны. Обычно вдыхаемая длина равна

всего 12 пальцам. Те, кто уравнял вдыхаемую и выдыхаемую прану, будут испытывать вечное блаженство.

Теперь послушай о свойствах праны. Вдох длиной в 12 пальцев той праны, которая покинула тело при выдохе, называется (внутренней) пуракой (пурака означает вдох). Внутренней пуракой также называется явление, когда апана-вайю снова проникает в тело безо всяких усилий. Когда апана-вайю прекращает как-либо проявлять себя и прана впитывается в сердце, время проведенное в таком состоянии, будет называться кумбхакой. Йоги умеют все это испытывать. Затем появляются различные внешние проявления праны, содержащейся в сердце, не отражающиеся в сознании, происходит то, что называется (внешней) речакой (выдохом). Когда колеблющаяся снаружи прана входит в нос и останавливается на его кончике, это явление называется внешней пуракой. Но когда она выходит из носа, она опускается на 12 пальцев, и такое явление тоже называется внешней пуракой. Когда прана задерживается снаружи, а апана внутри, такое состояние называется внешней кумбхакой. Когда сияющая апана-вайю поднимается внутри тела, этот процесс называется внешней речакой. Все эти практики ведут к освобождению. Поэтому о них нужно всегда помнить. Тот, кто понял и хорошо усвоил все внутренние и наружные кумбхаки и прочее, никогда больше не будет рожден снова. Регулярные и постоянные занятия пранаямой по описанной мною системе могут привести к освобождению. Заниматься нужно и днем, и ночью. Те, кто занимается регулярно и не дает сознанию отвлекаться на что-то другое, с течением времени достигнут нирваны.

Эти люди никогда не будут жаждать материальных удовольствий. Они будут постоянны в своих занятиях, упражняясь всегда, во время ходьбы, стоя на одном месте, бодрствуя или пребывая во сне.

Прана вытекает наружу, а затем снова возвращается в сердце, пройдя расстояние в 12 пальцев. Таким же образом впитывается в сердце и апана, проходя тот же путь в 12 пальцев от сердца и обратно. Апана, будучи луной, проходя по телу, охлаждает его, а прана, будучи солнцем, генерирует тепло в организме и переваривает все, что нужно переварить. Разве может испытать боль тот, кто достиг такого совершенного состояния, когда лучи апаны (луны) купаются в лучах праны (солнца)? Разве может снова родиться тот, кто достиг того состояния, когда апана жадно поглощает лучи праны? Это сразу же прервет цепь семи рождений того, кто достиг этого нейтрального состояния, когда апана-вайю поглощается праной и наоборот. Я воздаю хвалу чидатману, который находится всегда передо мной, на кончике моего носа, где угасают и прана, и апана. Таким образом, идя этим путем, управляя праной, я достиг верховной и совершенной реальности, в которой нет места боли.

О важности и пользе пранаямы

Нет на свете более очищающего процесса, чем пранаяма. Она несет чистоту, зажигает светильник мудрости. Карма йога, которая закрывает свет и вынуждает его к новым рождениям, истощается этими занятиями и в конце концов уничтожается вовсе.

Ману говорит: «Да будут недостатки сожжены пранаямой».

Патанджали говорит: «Путем занятий пранаямой сознание подготавливается к концентрации» («Йога-сутры», 11:53).

После того, как эти дефекты кармы будут устранены, вы сможете хорошо концентрироваться. Сознание будет ровным, как пламя в отсутствие ветра, поскольку беспокоящая его энергия будет устранена. Если прана движется по принципу эфира, дыхание замедляется. Тогда вам станет легче остановить его вовсе. Скорость сознания снизится при помощи пранаямы. Вы станете бесстрастны.

Прилежный ученик достигает различных сиддхи путем упорных занятий пра-наямой. Если вы сможете задерживать внутри себя один дюйм (или палец) дыхания, вы будете обладать даром предвидения, если вы задержите два дюйма дыхания, вы сможете читать мысли других людей, три дюйма дадут вам способность к левитации, четыреспособность к психометрии, ясновидению и т. д., пятьсвойство быть невидимым, шесть—силу кайя-сиддхи, семьвозможность входить в тело другого человека, восемьсохранять вечную молодость, девятьспособность заставить дэвов (богов) служить себе, десять дюймов позволят вам делать свое тело огромным или крохотным, а одиннадцать позволят вам отождествиться с Параматмой.

Если во время кумбхаки вы концентрируетесь на кончике своего носа, вы будете контролировать прану. Концентрируясь при выполнении кумбхаки на пупке, вы излечитесь от всех болезней; если вы концентрируетесь на пальце ноги, ваше тело обретет легкость. Кумбхака уничтожает грехи, устраняет седину, помогает подчинить себе сознание. Когда после долгих занятий йог становится в состоянии заниматься кумбхакой в течение 3 часов, он может балансировать на одном лишь большом пальце руки. Он достигает всевозможных сиддхи. Так же как пламя сжигает топливо, пранаяма сжигает клубок грехов.

Тот, кто занимается пранаямой, становится очень красивым. Тело становится стройным, сильным и здоровым. Жировая прослойка уменьшается. Лицо такого человека сияет, глаза сверкают, как бриллианты. Его голос становится приятным и мелодичным. Становятся слышны внутренние звуки анахата. Он ничем не болеет. Пищеварение улучшается, экскременты становятся более скудными. Человек достигает такого совершенства в брахмачаръе, что даже божественная нимфа не соблазнит его своими объятиями. Его аппетит становится острым, нади очищаются, .а блуждание сознания прекращается, поскольку оно концентрируется в одной точке. Уничтожаются раджас и тамас. Сознание подготавливается к концентрации (дхаране) и медитации (дхьяне). Постоянные занятия зажигают внутренний духовный свет, дают счастье и мир в сознании. Прочих сиддхи, описанных выше, могут достичь лишь те, кто далеко продвинулся в своих занятиях.

Сознание человека может переступить границы обыденного и существовать на Уровне, превышающем уровень рационального мышления, известном под названием «сверхсознательное состояние концентрации», и выйти за мыслимые пределы концентрации. Человек встретится с такими вещами, которые не в состоянии постичь обычное сознание, это достигается соответствующей тренировкой и манипуляцией тонкими силами, обитающими в теле, чтобы они дали сознанию толчок вверх, на более высокий уровень. Когда сознание поднимется до сверхсознатель-ного уровня восприятия, оно начинает действовать на этом уровне, получая информацию и знание высших порядков. Такова высшая цель йоги, которой можно достичь путем занятий пранаямой. Управление вибрирующей праной означает для йога возможность зажечь огонь высшего знания, реализовать свое Высшее «Я».

Праническое целительство

Те, кто занимаются пранаямой, могут использовать свою прану для лечения тяжелых, страшных болезней. Они могут также моментально подзаряжаться праной, выполняя кумбхаку. Не думайте, что, отдавая свою прану другим, вы лишитесь ее сами. Чем больше ее вы отдадите, тем больше станет ее поток к вам из космического источника (хиранъягарбхи). Таков закон природы. Не становитесь скупым. Если вы видите человека, больного ревматизмом, осторожно помассируйте ему ноги. Во время массажа делайте кумбхаку и представляйте, что прана течет из ваших рук к ногам больного. Соединитесь с хиранъягарбхой, или космической праной, и представьте, что космическая энергия течет из ваших рук в колени пациента. Больной сразу же почувствует тепло, силу и облегчение. Вы сможете излечивать от головной боли, кишечных колик и боли в любой из частей тела, вы сможете разговаривать с клетками тела, говоря им: «О клетки! Правильно выполняйте свои функции. Я вам приказываю». Они подчинятся вашим приказам. У них также имеется подсознательный разум. Направляя свою прану к другим людям, повторяйте ОМ. Попробуйте себя с несколькими больными. Вы обретете уверенность в себе и компетентность. Вы сможете лечить от укусов скорпиона. Осторожно помассируйте ногу и выведите из нее яд.

Вы сможете великолепно концентрироваться, у вас будет сильная воля, абсолютно здоровое и сильное тело. Все это дадут вам занятия пранаямой. Она поможет облегчить боль и улучшить физическое состояние. Вы должны сознательно направлять

Скачать:TXTPDF

и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн