Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йога и здоровье. Шри Свами Шивананда

пропорциях, все будет регулироваться силой привычки.

25. Несколько дней после начала ваших занятий вы должны подсчитывать количество выполненных повторов и видеть свое продвижение. Когда вы продвинетесь дальше в своих занятиях, вам не нужно будет отвлекаться на счет. Легкие сами скажут вам, когда вы выполнили необходимое количество повторов.

26. Не продолжайте заниматься пранаямой после того, как вы почувствовали, что устали. Занятиям всегда должна сопутствовать радость и душевный подъем. Вы должны заканчивать занятия приободренными и полностью освежившимися. Не ограничивайте себя слишком многими правилами.

27. Не мойтесь сразу же после окончания пранаямы. Подождите, отдохните полчаса. Если вы вспотели, не вытирайте пот полотенцем. Сотрите его руками. Вспотев, не находитесь на сквозняке.

28. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень медленно и беззвучно. В таких прана-ямах, как бхастрика,, капалабхати, ситали и ситкари, вы должны следить, чтобы звук был как можно менее громким.

29. Вы должны понимать, что день-два позанимавшись пранаямой в течение 2—3 минут, вы не извлечете из этих занятий пользы. Вы должны день за днем упражняться в течение как минимум пятнадцати минут кряду. Если вы каждый день будете прыгать от одного упражнения к другому, это также не принесет пользы. Вы должны выбрать конкретное упражнение, которое вы будете делать ежедневно, добиваясь совершенства в его исполнении. Конечно, можно время от времени присовокуплять к нему и другие упражнения. Ежедневно вы должны делать бхастрику, капалабхати и «легкую, удобную пранаяму», а ситали, ситкари и пр. делать время от времени.

30. Вдох по-другому называется хиссваса, а выдох — уччхваса. Ментальный процесс в кевала-кумбхаке называется шунъяка, и его понимают как форму управления дыханием. Упорная систематическая практика и постепенное увеличение протяженности кумбхаки называется абхъяса-йогой. Глотание воздуха и замена им пищи называется вайюбхакшаной.

31. Кумбхака (остановка дыхания) имеет место, когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. В писаниях говорится: «Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а видом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия».

Ом бхур-бхувах свах/ тат-савитур-варенйам/ бхарго дввасйа дхи-махи/ дхийо йо нах прачодайат.

32. Патанджали не делает особого акцента на отработке различных видов пранаямы. Он говорит: «Выдохните медленно, затем вдохните и задержите дыхание. Ваше сознание будет ровным и спокойным». Только хатха-йоги сделали пранаяму наукой и разработали много различных упражнений, которые могут подойти разным людям.

33. Некоторые соблюдают такой порядок: выдох, вдох и задержка, другие такой: вдох, задержка и выдох. Последний более привычен. В «Яджнявалкъе» мы находим упоминания о многих формах управления дыханием в таком порядке: вдох (пура-ка), задержка дыхания (кумбхака) и выдох (речака), в то время как в «Нарадие» они присутствуют в таком порядке: выдох (речака), вдох (пурака) и задержка (кумбхака). Какую из них вы выберете — дело ваше.

34. Йог должен всегда избегать страха, злости, лени, излишнего количества сна и слишком долгого бодрствования, слишком обильной или излишне скудной еды. Если строго и ежедневно соблюдать это правило, через три месяца на вас прольется свет духовной мудрости, через четыре вы увидите дэвов, через пять месяцев вы утвердитесь в непосредственном осознании Брахмана, а через шесть месяцев вы по своей воле сможете достигать кайвалъи. Это несомненно.

35. Неофиты должны делать только вдох и выдох, с задержкой дыхания нужно подождать несколько дней. Пропорция между вдохом и выдохом должна быть 1:2, вдох должен быть по возможности длительным.

36. Пранаяма в своей популярной и подготовительной форме может выполняться всеми и в любой позе, сидя или при ходьбе, не теряя своих неоспоримых достоинств. Но те, кто занимаются в соответствии со специальными методами, достигнут прогресса быстрее.

37. Постепенно увеличивайте время задержки дыхания. На первой неделе оно должно составлять четыре секунды, на второйвосемь, на третьей — двенадцать и так далее, до тех пор пока вы не достигнете своего предела.

38. В занятиях нужно руководствоваться здравым смыслом. Если какое-то упражнение вам не подходит, замените его, посоветовавшись с гуру или по собственному разумению. Это здравый смысл. Там где есть здравый смысл, будет удовольствие, совершенство и спасение.

39. Вы должны хорошо подобрать протяженность фаз вдоха, задержки и выдоха, так чтобы на любом этапе пранаямы вы не задыхались и не испытывали неудобств. Вы не должны ощущать необходимость в том, чтобы сделать несколько нормальных вдохов и выдохов, чтобы отдышаться. Будьте внимательны и прилежны. Тогда вам будет сопутствовать легкость и успех.

40. Вы не должны искусственно продлевать выдох. В этом случае следующий вдох может получиться поспешным и ритм нарушится. Вы должны внимательно регулировать длительность кумбхаки, так чтобы вы не ощущали дискомфорта и могли выполнить не один цикл пранаямы, а все необходимое количество повторов. Опыт и практика приведут вас к успеху. Повторениемать учения. Будьте настойчивы. Еще один важный факторумение управлять своими легкими в конце Кумбхаки, для того чтобы выдох был плавным и пропорционально соотносился с вДохом.

41. При суръябхеде иуджджайи выделяется тепло. Ситкари и ситали охлаждают. Суръябхеда уничтожает избыток газов, уджджайи— слизи, ситали— желчи, а бхастрика— всех трех.

42. Суръябхедой и уджджайи следует заниматься зимой. Ситкари к ситали нужно делать летом. Бхастрику можно делать в любое время года. Те, кому жарко даже зимоЯ могут делать ситали и ситкари даже зимой.

43. Главная цель жизни—познание, реализация Высшего «Я». Если вы искренни в своем поиске и хотите быстро добиться результата, систематически выполняйте асаны пранаяму, джапу, медитируйте, учитесь и т. д. Вы должны тщательно соблюдать брахмачаръю. «Эффективными средствами управления сознанием являются получение духовных знаний, общение с мудрецами, полное оставление васан и управление праной» («Муктика-упанишада»).

44. Некоторые люди, изучающие ведантическую литературу, думают, что они джняни, и игнорируют асаны, пранаяму и т. д. Однако им также нужно делать эти упражнения до тех пор, пока они не достигнут совершенства в предварительных этапах джняна-йоги, таких, как спокойствие, контроль, самоотречение, выносливость, вера и концентрация.

45. Не колебайтесь. Не ждите, пока вы найдете гуру, который будет сидеть рядом с вами и наблюдать вас изо дня в день в течение долгого времени. Если вы искренни, постоянны и систематичны и если вы последуете правилам иуказаниям этой книги, с вами ничего плохого не может случиться. Вначале могут быть небольшие ошибки, но это не страшно. Не тревожьтесь напрасно. Не бросайте занятия. Вы сами научитесь приспосабливаться. Здравый смысл, инстинкт и ясный внутренний голос вашей души подскажут вам, что делать, и укажут дорогу. В конце концов все получится. Начните заниматься прямо с этой секунды —и станете настоящим йогом.

Распорядок дня занимающегося йогой

Вот идеальный распорядок дня для тех, кто хочет целиком посвятить себя занятиям. Тот, кто ему последует, за год легко добьется власти над психическими механизмами и силами.

Вставайте в 4 часа утра. Почистите зубы, помойте руки, ноги и лицо. Пойдите в свою комнату. Все время повторяя свою мантру, сядьте на коврик. (Идеальный коврик для занятий описан в «Бхагавад-Гите» как слой травы куша, на нем оленья шкура, а сверху кусок мягкой белой ткани.) Прочтите хвалебные строки, посвященные гуру, медитируйте, сосредоточившись на его образе, и молитесь ему об успехе в ваших занятиях. Затем начните асаны. Когда устаете, делайте шавасану (глубокое расслабление) в течение нескольких минут. Завершите упражнения выполнением випарита-карани. Снова усядьтесь в сиддхасану или падмасану и медитируйте на образе вашего гуру. Сделайте как минимум десять пранаям (постепенно увеличивайте это число до восьмидесяти). После этого займитесь кумбхакой, начиная с кевала-кумбхаки для правых, а затем для левых нади. Затем сделайте суръябхеду, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрику и т. д. После этого делайте мудры. Затем займитесь концентрацией; вы легко сможете услышать звуки анаха-та. В завершение упражнений предложите свою практику Господу; это ваше подношение Ему.

Таков распорядок одного занятия. В день их должно быть четыре: в час брахма-цухуртпха (за полчаса до рассвета), в полдень, вечером и в полночь.

После окончания занятий в час брахмамухуртпха помойтесь теплой водой и займитесь своими ежедневными делами. После полуденных занятий отдохните немного, а затем поешьте. После этого займитесь изучением священных книг или делайте джапу. Начните вечерние занятия за полтора часа до заката. (Випарита-карани нельзя делать вечером и после еды.)

Падмасана и сиддхасана предназначены для джапы и медитации. Ваджрасана тоже подойдет некоторым людям для этой цели, а все остальные извлекут пользу из пятнадцатиминутных занятий ею после еды.

Общий порядок занятий

АсанаМиним.Максим.

продолжительностьпродолжительность

Ширьиасана10 мин.15 мин.

Сарвангасана10 мин.15 мин.

Халасана3—4 повтора

Матсъясана3 мин.4 мин.

Пашчимоттанасана4—5 повторов

Бхуджангасана4—5 повторов

Шалабхасана4—5 повторов

Дханурасана4—5 повторов

Ардха-матсъендрасана2 повтора вправо и влево

МаюрасанаКак можно дольше

Падахастасана3—4 повтора

Триконасанадважды

Чакрасанадважды

Шавасана5—10 мин.

Капалабхати4 цикла10 циклов

Пранаяма20 циклов40 циклов

Уджджайи10 циклов20 циклов

Бхастриха5 циклов10 циклов

Ситали10 циклов20 циклов

Махамудра6 циклов12 циклов

Махаведха6 циклов12 циклов

Концентрация и медитацияКаули6 раз10 раз

Мула-бандха6 раз10 раз

Джаландхара-бандхаб раз10 раз

Уддияна-бандхаб раз10 раз

ЧАСТЬ 3

КУНДАЛИНИ

Семь чакр; ида-, питала- и сушумна-нади.

КУНДАЛИНИ

В йоге существует два основных направления — дхъяна- (где основной дисциплиной является медитация) и кундалини-йога. Между ними существует значительная разница. Первый вид йоги дает возможность обрести самадхи при помощи интеллектуального процесса медитации и подобных способов. Используются в качестве вспомогательных процессов: чтение мантр, упражнения хатха-йоги (не связанные с пробуждением кундалини) и отстранение от мира.

Второе направление — это та часть хатха-йоги, которая, не пренебрегая интеллектуальными процессами, объединяет творческую и поддерживающую шакти всего человеческого тела с Высшим Сознанием. Эти два вида йоги различаются лишь по способу достижения одного и того же результата.

О Кундалини столько говорят, что многие хотят познать Ее. Изучив теорию йоги, вы можете задать вопрос: «Можно ли обходиться без кундалини?» Ответ таков: «Все зависит от того, чего вы в жизни ищете». Если вы хотите разбудить кундалини-шакти, благодаря чему насладиться единением Шивы и шакти и получить власть и могущество (сиддхи), сопутствующие всему этому, то вы должны понимать, что этого вы сможете достичь только при помощи кундалини-йоги. Конечно, существует определенный риск. И если вы ищете только освобождения, не имея желания достичь вышеупомянутого единения с помощью кундалини, то подобные занятия вам не нужны — освобождения можно достичь и при помощи дхъяны. Оба вида йоги нацелены на постижение Высшего «Я», и хотя освобождения можно достичь, занимаясь любым из них, между ними существуют многие существенные различия. Дхьяна-йог не должен пренебрегать своим телом, помня о том, что он состоит как из сознания, так и из материи, находящихся в тесном взаимодействии. Пренебрежение телом или умерщвление плоти скорее приведет к беспорядочным нарушениям воображения, чем к накоплению настоящего духовного опыта. Однако, конечно, дхьяна-йог не так много внимания уделяет своему физическому телу, как хатха-йог. Можно достичь успехов в дхьяна-йоге, будучи слабым, больным и прожив недолгую жизнь.

Хатха-йога строит свою философию вокруг кундалини, а используемые ею методы отличаются от тантрической садханы, к которой, собственно, принадлежит кундалини-йога. Хатха-йог пытается разбудить кундалини, дисциплинируя свое тело, очищая нади

Скачать:TXTPDF

и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн