и контролируя прану. Асанами он укрепляет всю свою нервную систему и ставит ее под свой сознательный контроль, при помощи бандхи мудр он управляет праной, может регулировать ее движение и даже останавливать и «запирать» ее. При помощи крий он очищает внутренние органы, и наконец, при помощи пранаямы он подчиняет себе свое сознание. Комбинацией этих упражнений он заставляет кундалини подниматься к сахасраре.
Перед тем как приступить к изучению кундалини-йоги, нужно узнать, что такое нади (ида, пингала и сушумна).
Нади
Нади — это астральные* трубки, состоящие из астрального вещества и прово-дящие потоки праны. Этот процесс можно увидеть только астральным зрением. Нади — не нервы. Они берут свое начало в канде, имеющей размер и форму птичьего яйца и находящейся между гениталиями и пупком.
Общее количество нади в теле человека равно 72000. Десять наиболее важных из них называются ида, питала, сушумна, гандхари, хастаджихва, пуша, яшасви-ни, аламбуша, куху и шанкхини.
Когда практикой пранаямы вы очищаете свои нади, появляется легкость в теле, улучшается цвет лица, пищеварение, тело становится стройным и исчезают суетливость и нетерпение.
Ида и пингала
Ида- и пингала-нади расположены по сторонам спинного хребта. Ида начинается у левого яичка, а питала — у правого. (Некоторые считают, что они приблизительно совпадают с симпатическими канатиками, но на самом деле нади — это трубки из тонкого вещества, переносящие прану.) В иде движется луна, а в пингале — солнце. Ида охлаждает, а пингала согревает. Луна имеет природу тамаса, а солнце — раджаса. Ида течет через левую ноздрю, а пингала через правую. Один час дыхание течет через левую ноздрю, а следующий час — через правую.
Ида и пингала впадают в сушумну в муладхара-чакре и образуют там узел. Это место, где они встречаются, называется брахма-грантхи. Затем они встречаются в анахата- и аджня-чакрах (см. схему).
Ида и пингала отсчитывают время, сушумна поглощает его. Йог знает точно, когда он умрет. Он направляет прану в сушумну, задерживает ее в брахмарандхре и определяет время смерти. Знаменитый йог Шри Чангдэв из Махараштры несколько раз побеждал смерть, направляя прану в сушумну. Он был современником Шри Джнянадэва из Аланди, что рядом с Пуной. Практикой йоги он добыл бхута-сиддхи (власть над дикими зверями). К Шри Джнянадэву он приехал верхом на тигре.
Сушумна
Энергетический нерв, находящийся внутри позвоночника (брахма-данды), является главным из нади. Он называется сушумна-нади. Сушумна — это столп, поддерживающий вселенную, и путь спасения. Начинаясь позади ануса, она вдоль позвоночника тянется до брахмарандхры в голове. Сушумна невидима и состоит из тонкой формы материи. По-настоящему йога начинает действовать, когда начинает работать сушумна-нади. Йог старается всеми силами заставить прану течь по сушумна-нади (она же центральная брахма-нади). Когда прана начинает двигаться в сушумне, сядьте и начните медитировать. Ваша медитация будет глубокой.
В результате занятий пранаямой прана оставляет иду и пингалу и «протискивается» через врата сушумны, проникая внутрь последней. Сушумна — это един-
Астралъные — здесь: относящиеся к астральному плану, не имеющие зримой физической структуры.
ственный путь, проходя которым прана зажигает свет джняны. Когда прана движется по сушумне, сознание становится спокойным и уравновешенным. Такое состояние сознания называется унмани-авастха. При этом сжигаются все семена кармы йога.
Когда свернутая энергия кундалини, распрямляясь, проходит по сушумна-нади от чакры к чакре, йог испытывает разнообразные ощущения, приобретает различные способности и приходит к блаженству. Соединяясь с чистым сознанием, су-шумна-нади пробуждает человека от сна невежества.
Чакры
Чакры — это центры духовной энергии. Иными словами, это центры прана-шакти, проявленной как прана-вайю в живом человеческом теле. Управляющими божествами чакр являются различные аспекты Вселенского Сознания, проявляющегося в этих центрах. Йоги называют эти центры не только чакрами (кругами или колесами), но и падмами (лотосами). Находящиеся в астральном теле чакры недоступны обычным органам чувств. Только просветленный ясновидящий может видеть их своим астральным зрением. Приблизительно их расположение соответствует некоторым нервным сплетениям.
Чакрам отвечают в физическом теле определенные участки спинного мозга и нервные сплетения. Каждая чакра управляет определенным центром в физическом теле. (Некоторые глупые доктора ищут чакры в физическом теле. И вот, не найдя их во вскрываемых ими трупах, они подвергают сомнению йогические писания!)
Тонкая материя праны движется в нервной системе астрального тела, а общая масса праны движется по нервной системе физического тела. Эти формы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Чакры остаются в астральном теле даже после смерти и разложения тела физического. Согласно одной из философских школ, чакры формируются только во время медитации и концентрации. Однако это невозможно. Чакры должны всегда существовать в астральном теле, потому что грубая физическая материя является результатом существования тонкого вещества. Без этого не было бы физического тела. (Точнее было бы сказать, что человек может почувствовать и понять чакры во время концентрации и медитации.)
Пересечение нескольких нервов, артерий или вен называется сплетением. (Сплетения грубого физического тела — это солнечное, печеночное, затылочное, брахиальное, копчиковое, поясничное, крестцовое, сердечное, надчревное, пищеводное, гортанное, легочное,язычное, предстательное сплетение и т. д.) Подобным же образом существуют и сплетения, или центры, тонкой праны в сушумна-нади. Все системы тела —нервная, пищеварительная, циркуляторная, дыхательная, мочеполовая и другие — управляются этими центрами сушумны. Они являются центрами тонкой энергии жизни и центрами сознания. Этим тонким центрам сушумны отвечают определенные центры в физическом теле. Например, анахата-чакре, находящейся в сушумна-нади, отвечает сердечное сплетение физического тела.
В каждой чакре преобладает определенный элемент, ею управляет определенное божество. В каждой из чакр представлено то или иное животное, что значит, что этот центр имеет качества того или иного животного.
Существуют шесть важнейших чакр: муладхара, свадхиштхана, манипура, ана-*Ша, вишуддха и аджня, а сахасрара, находящаяся в теменной части головы, является верховной чакрой. Муладхара, свадхиштхана, манипура, анахатанвишуд-дха являются центрами пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира, соответственно. Аджня-чакра представляет сознание. Божества, управляющие этими чакрами, символически изображаются с различными видами оружия в руках.
Лепестки чакр
Каждая чакра имеет определенное число лепестков, отмечаемых какой-либо буквой санскритского алфавита. Эти буквы представляют тот тип вибрации, который производит данный лепесток. Буквы скрыто существуют на этих лепестках, но могут быть увидены во время концентрации. Тогда же можно почувствовать вибрацию нади.
Число лепестков этих лотосов различно. Муладхара,, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджня имеют соответственно по 4, б, 10,12,16 и 2 лепестка. Все пятьдесят букв алфавита санскрита размещены на пятидесяти лепестках. Число лепестков в каждой чакре определяется числом и положением нади вокруг чакры. Я поясню. От каждой чакры отходит определенное число нади. Чакра вместе со своими нади напоминает лотос, где нади — это лепестки. Звуки, производимые вибрациями нади, представлены соответствующими буквами санскритского алфавита. Когда кундалини находится в муладхара-чакре, лепестки всех чакр обращены вниз. Когда кундалини просыпается, они поднимаются вверх. Они всегда обращены к той стороне, в которой находится кундалини.
Муладхара-чакра
Муладхара-чакра расположена внизу позвоночника. Она находится между репродуктивным органом и анусом. Эта точка находится как раз под кандой (источником всех нади) и местом, где соединяются ида-, пингала- и сушумна-нади. Место, котор ому примерно соответствует.муладхара-чакра,находитсянадвапальцавыше ануса, на два пальца ниже гениталий и имеет ширину около четырех пальцев. Эта чакра является основанием, поскольку все остальные чакры находятся над ней. Кундалини, которая дает силу и энергию всем чакрам, обычно находится именно в этой чакре. Поэтому она, являясь фундаментом, основанием всех чакр, называется муладхарой (несущей корень). В физическом теле ей соответствует крестцовое сплетение.
Из этой чакры исходят четыре важных нади, которые придают ей вид лотоса с лепестками. Тонкие вибрации, производимые этими лепестками, представлены звуками санскрита: ВАМ, ШАМ, ЩАМ, САМ. Здесь, в этой чакре, дремлет кундалини. Эта чакра представляет стихию земли. Ее символизирует желтый квадрат в центре чакры. Ей соответствует мантра ЛАМ. Животное, соответствующее ей, — слон. Брахма-грантхи, или узел Брахмы, находится в этой чакре.
Опытный йог, который концентрируется на муладхаре и медитирует, познает кундалини и получает средства, которыми ее можно разбудить. Когда кундалини пробуждается, йог становится обладателем силы, позволяющей ему подняться над землей. Он может контролировать свое дыхание, сознание и сперму. Его прана входит в сушумну. Уничтожаются все грехи. Он получает знание о прошлом, настоящем и будущем. Он испытывает вечное блаженство (сахаджа-ананда).
Свадхиштхана-чакра
Свадхиштхана-чакра расположена внутри сушумна-нади у основания детородного органа. Она управляет низом живота, почками и т. д. Эта чакра представляет стихию воды. Животное, которое соответствует ей,
Свадхиштхана-чакра
— крокодил. Внутри этой чакры находится фигура, напоминающая полумесяц. Ей соответствует мантра ВАМ, а цвет этой чакры — ярко-алый цвет крови. Ей соответствует предстательное сплетение. От нее отходят шесть нади, как шесть лепестков лотоса. Вибрации, которые они производят, обозначаются следующими буквами санскритского алфавита: БАМ, БХАМ, МАМ, ЯМ, РАМ, ЛАМ.
Тот, кто концентрируется и медитирует на этой чакре и ее верховном божестве, не боится воды. Он получает полную власть над стихией воды. Он обладает многими способностями, интуитивным знанием и великолепным контролем над органами своих чувств. Он полностью познает астральные сущности. В нем полностью уничтожаются такие качества, как похоть, злоба, жадность и прочие. Йог побеждает смерть.
Манипура-чакра
Манипура является третьей от муладхары чакрой. Она расположена в сушумнег в районе пупка. Ей соответствует свой центр в физическом теле, она управляет печенью, желудком и т. д. Это очень важный центр. Из этой чакры исходят десять нади, как десять лепестков лотоса. Вибрации, которые производят эти надиг представлены следующими буквами санскритского алфавита: ДАМ, ДХАМ, НАМ (переднеязычные звуки); ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ (зубные звуки); ПАМ, ПХАМ (губные звуки). Эта чакра представляет стихию огня. Она имеет цвет темных дождевых облаков. В нее вписан треугольник. Ей соответствует мантра РАМ. Животное, соответствующее ей,
Манипура-чакра
Анахата-чакра
— баран. В физическом теле этой чакре соответствует солнечное сплетение.
Йог, который концентрируется на этой чакре, может находить спрятанные сокровища и избавляется от всех болезней. Он не имеет ни малейшего страха перед огнем. «Даже брошенный в жаркое пламя, он остается жив и не боится смерти» («Гхеранда-сам-хита»).
Анахата-чакра
Анахата-чакра расположена в сушумна-нади. В физическом теле ей соответствует сердечное сплетение, она управляет сердцем. Цветчакры—глубокий, темно-красный. В нее вписана шестиконечная звезда цвета дыма или черная. Стихия, соответствующая ей, —воздух, животное —черная
антилопа. Звук, который производят ее лепестки при вибрации, обозначается буквами КАЯ КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ. Ей соответствует мантра ЯМ. Эта чакра похожа на волшебную палочку, способную исполнять желания. Здесь слышен звук анахата. Сконцентрировавшись на этом центре, вы можете очень ясно услышать этот звук. Если вы долго делаете ширииасану, вы можете отчетливо услышать этот звук. Вишну-грантхи находится в этой чакре.
Тот, кто медитирует на этой чакре, получает власть над стихией воздуха. Он может летать, входить в тело другого человека и т. д. Он наделяется космической любовью и всеми