Скачать:TXTPDF
Йога и здоровье. Шри Свами Шивананда

прочими божественными качествами.

Вишуддха-чакра

Вишуддха-чакра находится внутри сушумна-нади в основании горла. Она представляет эфир. Ее цветчистый, голубой. Из нее исходят шестнадцать нади, как шестнадцать лепестков лотоса.

Вибрации, которые они производят, представлены шестнадцатью гласнымисанскритского алфавита: AM, AM, ИМ, ЙМ,

Вишуддха-чакра

УМ, УМ, РИМ, РИМ, дам, лйм, эм, айм, ом, аум;, am,

АХАМ. Животное, соответствующее этой чакре, — слон. Эта мандала имеет круглую форму, напоминая полную белую луну.

Ей соответствует мантра ХАМ.

Этой чакре в теле соответствует сплетение, находящееся в области гортани.

Тот, кто занимается концентрацией на этой чакре, не погибнет. Медитируя на этой чакре, он получит знание четырех «Вед» и добьется огромного успеха. Он станет трикала-джняни — тем, кому известно прошлое, настоящее и будущее.

Аджня-чакра

Аджня-чакра расположена в сушумна-нади, в физическом теле ей соответствует пространство между бровями, также называемое трикути. Мантра этой чакры — пранава (звук ОМ). Это вместилище сознания.

Здесь есть два лепестка (нади), расположенные по обеим сторонам чакры. Их вибрации обозначаются буквами ХАМ и КШАМ. Это Рудра-грантхи. Эта чакра имеет чистый оттенок белого цвета или цвет полной луны. Ей не соответствуют никакие животные и геометрические фигуры. В физическом теле ей соответствует кавернозное сплетение.

Тот, кто концентрируется на этом сплетении, разрушает кармы всех предыдущих жизней. Невозможно описать все те блага, которые принесет человеку медитация на этой чакре. Такой человек станет дживанмуктой (освобожденным при жизни). Он будет обладать всеми 8 главными и 32 второстепенными сиддхи. Все йоги и джняни концентрируются на этой чакре, повторяя мантру ОМ. Этот процесс называется бхрумадхъя-дришти (созерцание пространства между бровями).

Сахасрара

Седьмая чакра называется сахасрара и содержит тысячу лепестков. Она находится на темени. Родничок, который находится под теменем, называется брахам-рандхра, или дыра Брахмана. У новорожденных младенцев это место прикрыто лишь тонкой мембраной. По мере роста она заменяется костной тканью. Она соответствует сахасраре и является вместилищем человеческой души. Когда йог достигает зенита своего развития, эта чакра раскрывается и через нее прана йога покидает тело, в то время как и он сам выходит из своего физического тела. Йоги называют это сукха-мандалой, пространством счастья. Здесь кундалини объединяется с Богом Шивой.

Как электричество накапливается в динамо-машине, так жизненная сила праны накапливается в чакрах и сушумна-нади. Прана играет важную роль в психофизических процессах. Вступающим на путь кундалини-йоги необходимо иметь детальное знание о нади и чакрах. Только тогда можно созерцать эти чакры. Медитация на чакрах дает человеку т. н. паранормальные способности.

Концентрация на чакрах

Хатха-йог фиксирует свое сознание на сушумна-надиг проходящей внутри позвоночника, и на определенном центре, например на муладхаре, манипуре или ад-жне. Некоторые йоги игнорируют нижние чакры и концентрируются только на аджне. Они считают, что, когда человек управляет аджня-чакрой, все остальные чакры управляются автоматически.

Когда вы концентрируетесь на чакре, сначала устанавливается нитевидная связь между сознанием и этой чакрой. Вы терпеливо, постепенно поднимаетесь по сушумна-нади от чакры к чакре.

Когда вход в сушумна-нади немного приоткрывается, кундалини-шакти пытается проникнуть в сушумну. Даже само приоткрытие входа в сушумну сулит огромное блаженство. Вы приходите в состояние некоего опьянения. Вы совершенно забываете об окружающем мире. Вы становитесь бесстрастными и бесстрашными. Вы встретитесь с разнообразными видениями, увидите великолепный внутренний свет. Управляя различнымичакрам и, можно обрести различные сиддхиг различные формы блаженства и разные знания. Например, если вы подчинили севеманипу-ра-чакруг то тем самым подчинили себе стихию огня. Огонь не будет обжигать вас. Панъчадхарана (пять видов концентрации) позволит вам подчинить себе пять стихий. Практикуйте ее под руководством гуру, опытного и сведущего йога.

Что такое кундалини?

Кундалини-шакти — это источник всех оккультных сил. Это свернувшаяся кольцом спящая божественная шакти, которая есть во всех живых существах. Эта загадочная кундалини лежит у входа в сушумну, обращенная книзу. Она свернулась кольцами, как змея, образуя три с половиной кольца. Когда она пробуждается, то издает шипение, как ударенная палкой змея, и направляется к другим чакрам через брахма-нади (еще называемую читра-нади)г находящуюся в сушумне. Кундалини также называют бхуджангини. Это слово также означает «змеиная сила». Три ее кольца представляют три гуны пракрити (первоматерии) — саттву, рад-жас и тамас, а остающаяся половина кольца представляет викрити, модифицированную, или искаженную материю.

Если вы чисты и свободны от страстей, кундалини проснется сама.

Необходимость в гуру

Когда-то занимающиеся йогой должны были жить с гуру на протяжении нескольких лет, чтобы гуру мог их тщательно изучить. Диета, рекомендуемая для занятий, подбор упражнений и правильность их выполнения, способность к занятиям йогой, темперамент ученика и многие другие важные вещи должны определяться и предписываться гуру. Именно гуру должен определить, к какому типу относится ученик — слабому, среднему или высшему, и подобрать соответствующие упражнения. Садхана различна для разных типов характера, квалификации и возможностей ученика. После того как вы ознакомитесь с теорией йоги, вам понадобится опытный йог-гуру для практики.

Для практики бхакти и веданты вам не обязательно всегда быть рядом с гуру. После того как гуру объяснит вам древние писания, вам нужно будет уединиться, чтобы размышлять и заниматься медитацией.

Пока существует мир, существуют книги о йоге и учителя йоги. Вы должны искать их, вооружившись верой, любовью и упорством. В начале занятий вы можете учиться у гуру простым вещам и отрабатывать их дома. Когда вы немного продвинетесь и начнете выполнять сложные упражнения, вам лучше делать это под присмотром и руководством вашего гуру. В кундалини-йоге вы должны будете прорвать грантхи (узлы) и провести кундалини от чакры к чакре. Это очень сложный процесс. Вам нужно хорошо понять, где расположены надинчакры, и в деталях узнать технику нескольких крий йоги. Метод объединения апаны и праны и направления их вдоль сушумны через грантхи требует помощи гуру. Вам придется долго «сидеть у его стоп». Личный контакт с гуру имеет множество преимуществ.

Раскройте перед гуру ваши самые сокровенные секреты. Чем более искренни вы будете, тем большую встретите симпатию и помощь. А расположение гуру означает снисхождение на вас его силы, которая поможет вам бороться с грехом и искушениями.

«Познай это сам покорностью, пытливостью и служением. Мудрецы, провидцы сути вещей мудро направят тебя» («Бхагавад-Гита»).

Некоторые в одиночестве занимаются медитацией в течение нескольких лет, а затем чувствуют нужду в наставнике. На пути духовного развития они сталкиваются с различными трудностями, препятствиями, опасностями, ловушками и западнями. Они могут совершать ошибки в садхане. Очень важно иметь гуру, который сам уже прошел путь йоги и достиг цели. Гуру — это тот, к кому снизошло просветление и кто срывает покров невежества с обманутых и заблуждающихся джив (душ). Количество просветленных, возможно, в Кали-юге меньше, чем в Сатья-юге, но их всегда можно найти и они сами всегда рады ученикам.

Гуру — это сам Брахман. Гуру — это сам Ишвара. Гуру — это Бог. Его слово — это слово Божье. Ему не нужно учить. Само его присутствие вдохновляет, бодрит и пробуждает душу. Общаясь с ним, вы просветляетесь, живя рядом с ним, вы духовно учитесь и растете. То, что говорит гуру, неотличимо от Вед. Сама его жизнь

— это воплощение Вед.

Гуру—ваш проводник и духовный наставник, ваш настоящий отец и мать, брат, родственник и ближайший друг. Он—воплощение любви и милосердия. Его мягкая улыбка излучает свет, блаженство, радость, знание и мир. Он — благодать, снисходящая на страдающее человечество. Любые его слова —это учение, это Упани-шады. Он знает путь духовного развития, знает все ловушки и западни на этом пути. Он предупреждает о них учеников и убирает препятствия с этого пути. Он дает ученикам духовное здоровье и проливает на них свой свет. Свою милость. Он даже берет на себя их карму. Он — океан милосердия. Вся боль, страдание, горе, мирская суета и тщета — все это исчезает в его присутствии.

Гуру может разбудить в ученике кундалиниг показав ему ее, рассказав о ней, просто прикоснувшись и даже одной силою мысли. Он может передавать духовность ученику так же просто, как вы даете друг другу апельсин. Когда гуру дает своим ученикам мантру, он дает ее вместе со своей чистотой и силой.

Именно гуру превращает мелкие свойства дживы в великие качества Брахмана. Это он исправляет старые, неправильные, порочные самскары учеников и пробуждает их к познанию своего Высшего «Я». Именно он поднимает дживу из болота физического существования, срывает покрывало невежества, устраняет все сомнения, слепые страсти и страх, пробуждает кундалини и открывает внутренний глаз интуиции.

Только изучение книг не может сделать человека гуру. Только тот, кто изучил Веды и кто непосредственно познал Атмана, может считаться гуру. Если вы находите мир и покой в присутствии махатмы и если само его присутствие устраняет ваши сомнения, вы можете избрать его своим гуру.

Гуру испытывает всех своих учеников различными способами. Некоторые ученики неправильно его понимают и теряют свою веру в него. Пользы они от этого не получают. Только те, кто смело проходят через испытания, добиваются в конечном счете успеха. Однажды Горакхнатх спросил нескольких учеников, могут ли они взобраться на очень высокое дерево и броситься вниз головой на остро отточенный трезубец. Те ученики, которые не были крепки в своей вере, промолчали, но один его верный ученик тут же вскарабкался на дерево и бросился с него вниз головой. Его защитила невидимая рука Горакхнатха. Он тут же просветлел, осознал свое Высшее «Я». Он более не был привязан к своему телу. А неверующие ученики остались привязанными к своему телу и невежеству (авидъе).

Многие ожесточенно спорят о том, нужен ли гуру. Некоторые с пеной у рта доказывают, что для познания своего Высшего «Я» и духовного развития не обязательно иметь наставника и что человек может достичь просветления и духовного роста собственными силами. Они цитируют различные отрывки из священных книг и приводят аргументы в доказательство правильности своих суждений. Другие еще более настойчиво и яростно доказывают, что человек, вне зависимости от своих умственных способностей, настойчивости и старательности, не сможет добиться достаточного развития духовности без милости, доброты и непосредственных указаний духовного наставника.

Откройте глаза и взгляните на этот мир, на все его ипостаси и общественные слои. Даже повару нужен учитель. Он работает на старшего повара и во всем слушается его указаний. Он всячески угождает своему учителю и узнает у него секреты кулинарии. Он получает доступ к этим секретам благодаря милости старшего повара, его учителя. Начинающему юристу нужна помощь опытного адвоката; студенты, изучающие математику или медицину, нуждаются в мудром профессоре, студенты, изучающие музыку или астрономию, жаждут наставничества искусного музыканта или талантливого астронома. Если так обстоят дела с обычной, традиционной наукой, то что говорить о пути внутреннего, духовного развития, разве можно пройтипо нему с закрытыми глазами? Когда вы бредете по густым джунглям и

Скачать:TXTPDF

и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн