Скачать:TXTPDF
Йога и здоровье. Шри Свами Шивананда

увидите, что в столах, стульях, мужчинах, женщинах и во всем остальном содержится сознание, так же как в сосуде содержится жидкость. Вы почувствуете, что все предметы состоят из этого сознания. Это редкое ощущение даст вам великое блаженство. Вы узнаете, что Бог присутствует во всех вещах в виде этого чистого сознания, и потеряете ощущение материальной природы вещей, окружающих вас.

Вы осознаете сакару и бхава-саяадхи, почувствовав их в анахата-чакре. В са-хасраре вы ощутите нирвикалъпа-самадхи.

Обретите возвышенное состояние нирвикалъпа-самадхи путем постоянной медитации. Тот йог, кто разбудил кундалини и поднял ее к caxaqpape, становится Царем всех царей и Императором всех императоров. Он получает все божественное богатство и славу. Все сверхъестественные способности подвластны ему. Он может управлять природой, ее стихиями. Ваше сияние становится неописуемо великолепным.

Необходимость очищения

Все ученики желают внутренних духовных ощущений. Они страстно хотят пробуждения кундалини и обретения самадхи. Когда же что-то необычное действительно начинает происходить, они, дрожа от страха, прекращают садхану. Они недостаточно чисты для того, чтобы принять божественный свет. Подходя к тому моменту, когда вот-вот произойдет переход к более высокой форме сознания, они впадают в панику. Они открывают глаза, чтобы посмотреть, дышат ли они, входит ли воздух в их ноздри, и прерывают медитацию.

Не нужно волноваться. Не бойтесь пробуждения кундалини. Направьте всю свою энергию и внимание на очищение сознания и на то, чтобы исключить из него все пороки — тонкий эгоизм, тонкие привязанности и связи, тонкие желания, амбиции и т. д. Это очень важно. Пробуждение кундалини не принесет вам пользы, если тонкие, подспудные желания и т. д. останутся в вашей читте. Берегитесь скрытых подводных течений своих желаний. Очищайте свое сознание. Разрушайте желания и стремления. Занимайтесь правильной садханой.

Два ученика попросили йога Кака Бхусунду обучить их йоге. Учитель сказал: «0, дорогие мои ученики, поживите в ашраме двенадцать лет. Ограничивайте себя, морально обуздывайте, занимайтесь асанами и пранаямой. После этого я введу вас в самадхи. Я покажу вам секреты пробуждения кундалиниг покажу, как поднять ее в сахасрару». Один из учеников был очень нетерпелив. Он некоторое время позанимался крийями йоги. После этого он каждый день стал приставать к учителю, чтоб тот показал ему путь в самадхи. Учитель хранил молчание. Тогда этот ученик покинул ашрам. Втор ой ученик был очень разумен и терпелив. Он во всем следовал указаниям своего гуру. Он ни разу не заговорил с ним. Прошло двенадцать лет. Гуру подумал: «Теперь ученик готов. Его нади очистились. Он обрел все божественные добродетели. Ему присущи качества саттвы. Теперь он готов к введению в высшие сферы». Он сказал ученику сесть напротив него и усилием одной мысли направил кундалини-шакти ученика в его сушумна-нади. Ученик насладился блаженством состояния нирвикалъпы.

Милость гуру—вот пропуск ученика йога в сферы божественного блаженства. Милость гуру снизойдет лишь на того ученика, который прилагает к учебе все силы. Гуру проливает на него свою милость в обмен на трудную работу и долгий путь, который проходит ученик, достигая добродетели. Если человек хочет достичь высшей цели йоги, ему нужно запастись терпением, верить в своего гуру и постоянно иупорно заниматься. Ученик, о котором я рассказал, ничего не добился из-за своего нетерпения.

0. нетерпеливые ученики, запаситесь терпением. Придет время, и вы все получите. Не думайте о пробуждении кундалини слишком часто. Пусть она проснется сама. Несвоевременное ее пробуждение нежелательно. Систематически и регулярно делайте свою садхану и тапас. Как садовник, ежедневно поливающий деревья, собирает урожай плодов, —когда приходит время, вы насладитесь плодами своей садханы, когда придет время. Делайте правильно садхану. Кундалини сама о себе позаботится.

Пранаяма как средство очищения нади

Вайю не может войти в надиг если они полны нечистых вкраплений. Поэтому сначала нужно их очистить, а затем заниматься пранаямой. Нади очищаются благодаря двум процессам: нирману и саману. Нирману обеспечивается физическим очищением шат-крий (см. стр. 144). Саману производится при помощи мыслительного процесса, сопровождаемого чтением мантр. Порядок таков:

1. Сядьте в падмасану. Повторяя мантру ЯМ, медитируйте на стихии воздуха. Она имеет серый цвет. Вдыхайте через левую ноздрю. Повторите ЯМ 16 раз. Задержите дыхание, повторив эту биджу 64 раза. Затем очень, очень медленно выдыхайте через обе ноздри, повторяя ЯМ 32 раза.

2. Пупок является вместилищем стихии огня. Медитируйте на ней, затем вдохните через правую ноздрю, за время вдоха повторив биджу РАМ 16 раз. Задерживайте дыхание, пока не повторите РАМ 64 раза. Затем медленно выдыхайте через обе ноздри, пока мысленно не повторите РАМ 32 раза.

3. Остановите взгляд на кончике носа. Вдохните через левую ноздрю, повторив биджу ТХАМ16 раз. Задержите дыхание, повторяя ТХАМ64 раза. Представьте себе, что нектар, текущий с луны, проходит по всем сосудам вашего тела и очищает их. Затем медленно выдохните через правую ноздрю, повторяя биджу ЛАМ 32 раза.

При выполнении описанных выше упражнений нади хорошо очищаются, когда вы сидите в обычной, удобной для вас позе.

Пранаяма для очищения сушумны

Приобретя умение сохранять устойчивость позы и осуществлять совершенный самоконтроль, йог, который намерен очистить сушумну, должен сесть в падмасану; вдохнув воздух через левую ноздрю, задержать его как можно дольше и затем выдохнуть через правую. Затем вдохнуть через правую ноздрю, задержать и выдохнуть через левую. Затем снова вдохнуть через ту ноздрю, через которую он только что выдыхал, задержать дыхание и выдохнуть. У тех, кто занимается следуя этим правилам чередования ноздрей, нади очищаются за три месяца. Задержкой дыхания нужно заниматься на рассвете, в полдень, на закате и в полночь, выполняя 80 упражнений в день в течение 4 недель. Во время кумбхаки, или задержки дыхания, объединяются все виды праны. Йог бросает чувства в жертвенный костер праны. (Чувства, подавленные в состоянии кумбхаки, считаются принесенными в жертву.)

На ранних стадиях занятий вы будете потеть, затем ваше тело будет дрожать, а на последней стадии вам станет подвластна левитация. Эти явления становятся следствием задержки дыхания в позе лотоса.

Когда вы сильно потеете, втирайте пот ладонями в тел о. Ваш е тело станет легким и крепким. На ранних этапах занятий вам отлично подойдет рацион питания, включающий в себя молоко и топленое масло-гхи. Тот, кто придерживается этой диеты, легко продолжает занятия, не испытывая ощущения жжения в теле. Так же как со временем можно приручить львов, слонов и тигров, вы постепенно научитесь управлять своим дыханием.

Пока прана не вошла в сушумну,, пока сознание не освободилось от похоти, злости, жадности и зависти, пока сперма не сублимирована в оджас, движущийся к сахасраре, — слова «Я медитирую по шесть часов. Я вошел в самадхи. Я познал Бога, познал Себя» будут восприниматься как лицемерие и притворство. Слова такого человека ничем не лучше слов круглого дурака! Не верьте ему ни на йоту. Не разговаривайте с ним. Без сожаления избавьтесь от его общества.

Занятия пранаямой ведут к очищению нади, улучшению пищеварения, явному ощущению духовных звуков и общему улучшению здоровья. Когда нервные центры хорошо очищены регулярными занятиями пранаямой, воздух легко входит в сушумну. После этого йог перестает ощущать окружающий мир, входит в состояние самадхи. Поднимая апану вверх и заставляя прану опускаться от горла вниз, йог освобождается от груза лет, становится молод, как шестнадцатилетний юноша.

Звуки анахата (нада)

Звуки анахата — это мистические звуки, которые йог слышит при медитации. Они сопровождают процесс очищения нади. Некоторые явно слышат их одним ухом, другие—обоими ушами. Эти звуки громкие и в то же время тихие. От громких вы должны переходить к тихим, а от них — к еще более тихим. Начинающие могут услышать эти звуки, только заткнув уши. Те, кто далеко продвинулся в своих занятиях, могут слышать их и с открытыми ушами. Звуки анахата исходят из анахата-чакры, расположенной в сушумна-нади.

Техника: Сядьте в свою обычную асану, закройте глаза. Большими пальцами заткните уши. Вслушайтесь в ваш внутренний звук. Этот звук отгородит вас от всех наружных шумов. В начале ваших занятий вы услышите много громких звуков. Позже они станут более мягкими. Сознание, которое прежде распылялось на всевозможные звуки, теперь будет сконцентрировано на вашем внутреннем звуке, будет поглощено им. Сознание, став нечувствительным к внешним образам, объединяется в единое целое со звуком, так же как вода неразделима с молоком. Вскоре оно совершенно поглощается этим внутренним звуком.

Нада, которую можно услышать, бывает десяти видов. Первый — это звук «чини», второй — «чиничини», третий — это звук колокола, четвертый —шум раковины, пятыйзвук лютни, шестой — удары кимвал, седьмойзвук флейты, восьмойстук барабанов (бхери), девятыйзвук двойных барабанов (мридан-га), а десятый звук — это раскаты грома.

Вы услышите звук не сразу после того, как заткнете уши. Вы должны будете сконцентрироваться и сфокусировать сознание в одну точку. То, что вы услышите в один день, может отличаться от того, что вы будете слышать в последующие дни. Но вы услышите один из десяти звуков анахата.

Это называетсялайя (поглощение) через наду, звук анахата. Лайи можно также достичь, концентрируясь на кончике носа и пространстве между бровями (бру-мадхья-дришти), медитируя на мантре СОХАМ и махавакъях* и некоторыми другими способами.

Явления при пробуждении кундалини

Во время медитации вы будете видеть божественные картины, слышать божественные ароматы и божественные звуки анахата, ощущать божественный вкус и божественное прикосновение. Вы будете слушать наставления Бога. Все это укажет на то, что кундалини-шакти проснулась. Когда в муладхаре вы ощутите пульсацию, когда тело покроется гусиной кожей, когда вне зависимости от вашего желания придут уддияна, джаландхара к мула-бандха, знайте, что это проснулась кундалини.

Когда дыхание можно остановить безо всяких усилий, когда кевала-кумбхака возникает сама собой и длится без напряжения, знайте, что кундалини-шакти пришла в движение. Когда вы чувствуете потоки праны, поднимающиеся к сахас-раре, когда вы чувствуете блаженство, когда вы автоматически повторяете ОМ, когда ваше сознание свободно от мыслей об этом мире, знайте, что кундалини-шакти пробудилась ото сна.

Когда во время медитации глаза сфокусировались на точке между бровями, когда работает самбхави-мудра, знайте, что кундалини перешла в активное состояние. Когда вы чувствуете вибрации праны в различных частях вашего тела, когда вы чувствуете резкие толчки, как от электрических разрядов, знайте, что это действует кундалини. Когда во время медитации вы начинаете ощущать, что у вас нет тела, когда ваши закрытые веки нельзя открыть, как бы вы ни старались, когда по нервам текут электрические токи, знайте, что кундалини проснулась.

Когда, медитируя, вы озарены вдохновением и ясновидением, когда природа раскрывает вам свои секреты, когда исчезают все сомнения и вы легко понимаете смысл всех ведических текстов, знайте, что кундалини пришла в движение. Когда ваше тело становится легким, как воздух, когда вы в состоянии

Скачать:TXTPDF

и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн